"Вороньи подсказки".
план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект логопедического занятия для детей младшего школьного возраста (без столбца со слайдами).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voroni_podskazki_bez_stolbtsa_slaydov.docx | 190.79 КБ |
prezentatsiya_na_sayt.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
РЕШЕТНЯК Ирина Алексеевна, учитель-логопед ГБОУ НОШ № 36 Василеостровского района Санкт-Петербурга |
Конспект занятия «Вороньи подсказки».
Тема: Развитие языкового анализа и синтеза.
Лексическая: Ворона.
Грамматическая: Слова из словаря.
Цель: развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать и уточнять словарный запас;
-вербализировать опорные сигналы для запоминания словарных слов;
-формировать навыки словоизменения.
Коррекционные:
-развивать фонематическое восприятие;
- развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
- развивать навыки слогового анализа и синтеза;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать пространственную координацию;
-развивать мелкую моторику;
-развивать воображение;
-развивать память;
-развивать дикцию.
Воспитательные:
-воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
-карточки с буквами;
-фланелеграфы,
-геометрические фигуры;
-презентация.
Этапы занятия | Формируемые УУД | Деятельность педагога | |
1.Организацион-ный момент. | Познавательные. Личностные. | 1.1-Ребята! Поздоровайтесь с гостями. Садитесь. - Мы будем учиться говорить правильно, четко, красиво. Познакомимся с некоторыми трудными словами, будем учиться находить подсказки для понимания и запоминания этих слов, чтобы не делать в них ошибок. А кто нам в этом поможет, мы сейчас узнаем, выполняя задания. | Дети здороваются. |
2. Основная часть. Развитие фонематического анализа и синтеза, чувства ритма. Игра «Доскажи словечко». | Познавательные. Регулятивные. | 2.1. - Я буду читать вам рифмовки, а вы - договаривайте в рифму последнее слово; -назовите слова, которые рифмуются? -определите, на какой звук начинается слово, которое досказали? -вспомните, какой буквой обозначается этот звук? - покажите карточку с этой буквой. -Кто один имеет рог? Отгадайте... -В реке большая драка – поссорились два … -Сладко пахнут абрикосы, и летят на запах … -Травку щиплет белый козлик, рядом с ним пасется … -А возле этой елки бродили злые … -Он верен морю, как матрос, предвестник бури … | -Носорог. Носорог-рог. Звук н. буква н. -Рака. Драка-рака. Звук р. буква р. -Осы. Абрикосы –осы. Звук о. Буква о. -Ослик. Козлик-ослик. Звук о. Буква о -Волки. Елки – волки. Звук в. Буква в. -Альбатрос. Матрос – альбатрос. Звук а. Буква а. |
Обогащение номинативного словаря. | Познавательные. Коммуникативные. | 2.2. - Как вы думаете, почему альбатроса называют предвестником бури? (Обобщая ответы учащихся): -Альбатрос обладает способностью летать против ветра и очень любит летать перед штормом. Именно в это время океан поднимает из глубин много всякой мелкой живности в виде моллюсков и кальмаров. | - Ответы детей. |
Развитие обобщающих понятий. | Познавательные. | 2.3. -Как можно назвать одним словом все словечки, которые мы договаривали? - На какие группы можно их разделить? | – Животные. - Носорог, ослик, волки – звери (млекопитающие), раки – ракообразные (водные обитатели), осы – насекомые, альбатрос – птица). |
Развитие пространственных представлений. Игра «Живые буквы». | Коммуникативные. Личностные. Познавательные. Регулятивные. | 2.4. – Возьмите карточки с буквами и выполняйте мои команды. 1(О)-встань напротив меня, 2(В) – справа от О, 3 (А) – слева от О, 4 (Н) –между О и А, 5 (Р) – справа от О, 6 (О) – между Р и В. - Каждая буква встала на свое место, и можно прочитайте слово. - Теперь вы знаете, о ком мы сегодня будем говорить. - Где вы видели ворон? -Знаете, чем эти птицы удивительны? | - Выполняют команды. -Читают: «Ворона». -Рассматривают изображение вороны, высказывают свои предположения. |
Развитие языкового анализа и синтеза. Игра «Превращения». | Регулятивные. Личностные. Познавательные. | 2.5. -Чтобы удивить нас, ворона желает показать, в кого и во что она умеет превращаться. - замени в слове ворона Н на Т; - замени в слове ворона В на С, Н на К; - замени в слове ворона В на Д, Н на Г; - замени последний слог в слове ворона на слог БЕЙ. -Вот и удивила нас ворона. Что же она хотела нам подсказать своими превращениями? | -Ворота. -Сорока. -Дорога. – Воробей. - Что каждая буква в слове должна находиться на своем месте. |
Развитие сравнительных операций. | Познавательные. Регулятивные. Личностные. | 2.6. -Прочитайте слова, используя стрелочки одного цвета. -Что общего в написании этих слов? - Вот еще одна воронья подсказка. (Это трудные слова (слова из словаря), их написание нужно запомнить. Их произношение не совпадает с написанием. Например, говорим «ВАРОНА», а пишем – ворона, с двумя буквами О. А еще нужно знать, что это исконно русские слова, они очень давно живут в нашем языке. | -Ворона, дорога, сорока, воробей, ворота - Общая часть - ОРО. |
Работа над дикцией. | Личностные. Регулятивные. | 2.7. -Так как слово «ворона» очень давно живет в нашем языке, существует много скороговорок о вороне. Сегодня мы скажем одну: Ворона вороненка выучила веревки вить. -Повтори скороговорку. | - Ученик повторяет скороговорку. |
Развитие навыка словоизменения, построения предложения. Игра «Любопытный». | Познавательные. Коммуникативные. Личностные. | 2.8. -На мой вопрос вы отвечайте словом из нашей скороговорки про ворону. - кто? - что сделала? - (выучила вить) кого? - (выучила вить) что? -Повторим все вместе, пользуясь подсказкой на слайде. -Что особенного вы заметили в написании этой скороговорки? -А какие два звука обозначает буква В? Назовем слова на В, на ВЬ. -Какие трудные слова с ОРО встретились в скороговорке? - Какой вороньей подсказкой мы воспользуемся, когда будем писать эти слова? | -Ворона. - Выучила вить. -Вороненка. -Веревки. -Повторяют скороговорку хором. -Все слова на букву В. -В и ВЬ. -Называют слова. -Ворона, вороненок. -ОРО -с двумя буквами О. |
Физминутка «Воронята». | Личностные. Коммуникативные. Познавательные. Регулятивные. | 2.9. Каркуша и Карлуша просят правильно произнести слова и поделить их на слоги: картина, карп, карта, картошка, картон, карман, карлик, каркать, карниз, каркас, карточка - Сколько шагов? Сколько слогов? - Какие слова вы запомнили? -Почему некоторые слова я выделила красным цветом? -Как начинаются все эти слова? Вот какую подсказку придумала для нас эта удивительная птица – ворона. | -Шагают (все вместе), проговаривают слова по слогам. -Отвечают. -Называют слова. -Трудные, нужно запомнить. -Похоже на вороний крик «кар». |
Развитие слухового восприятия, логического мышления. | Личностные. Познавательные. Регулятивные. Коммуникативные. | 2.10. Послушайте небольшой рассказ. - Городские вороны собирались на перекрестках автомобильных дорог. Они ждали, пока загорится красный свет. Как только машины останавливались, птицы быстро раскладывали по асфальту грецкие орехи. -Как вы думаете, зачем они это делали? | -Когда машины проезжали, и снова загорался красный свет, хитрые вороны собирали урожай из расколотых орехов. |
Развитие логического мышления, расширение и уточнение атрибутивного словаря, подбор определений. Игра «Четвертое – лишнее». | Личностные. Познавательные. Регулятивные. Коммуникативные. | 2.11. -Я буду называть несколько слов, а вы выберите то слово, которое к нашим воронам не имеет никакого отношения: -умные, злые, смышленые, сообразительные; -понятливые, хитрые, вредные, расторопные; -рассудительные, толковые, мудрые, ленивые. | -Злые. -Вредные. -Ленивые. |
Развитие слухового восприятия, внимания, краткосрочной памяти, логического мышления. Игра «Путаница». | Личностные. Познавательные. Регулятивные. | 2.12. -Теперь я хочу проверить вашу память и внимание. Я снова прочту вам рассказ о наших воронах, но специально буду вас запутывать. А вы находите ошибки и сразу сигнальте мне – хлопайте в ладоши. Городские сороки собирались на перекрестках железных дорог. Они ждали, пока загорится зеленый свет. Как только машины разгонялись, птицы быстро раскладывали по асфальту бананы. - А кто в этом рассказе услышал трудные слова с ОРО? -Как напишем эти слова, пользуясь вороньей подсказкой? | -Хлопают, обнаружив ошибку, называют ошибки (после каждого предложения). - Вороны, дорога, сороки. - С ОРО, с двумя О. |
Развитие внимания, пространственных представлений, прослеживающей функции глаза. Таблица «Символы». | Познавательные. Регулятивные. | 2.13. Давайте отдохнем. –глазками нашли голубую стрелочку, шагаем глазками по клеточкам: три шага вправо. -Как называется эта фигура? -Один шаг вниз и два шага влево. Какая фигура? - Один шаг вниз, три вправо. Какая фигура? -Один шаг вниз, один шаг влево. Какая фигура? | -Красный овал. -Маленький красный круг. -Большой красный треугольник. -Маленький красный треугольник. |
Развитие пространственных представлений, творческого воображения. | Личностные. Познавательные. Регулятивные. | 2.14. - А теперь игра на воображение: используя данные фигуры, составьте (выложите) изображение вороны. | -Выкладывают на фланелеграфах изображение вороны. |
Организация окончания занятия. | Познавательные. Регулятивные. | 3.1 - Давайте соберем ваших ворон в стайку. А у меня вот какая ворона получилась (слайд 11). -А это что за крик? (слайд 12). -По-моему, ваши вороны хотят еще о чем-то интересном нам рассказать: 1) Вороны собирают пищу и прячут в тайники. 2) Вороны любят гоняться за кошками и собаками, дергать их за хвосты и каркать им в уши. 3) Ворона никогда не будет есть сухую хлебную корку, она обязательно найдет лужу и размочит хлеб. 4) Ворона может открыть лапой спичечный коробок и развернуть конфету, не повредив фантик. 5) Для привлечения внимания своих сородичей вороны используют валяющийся поблизости предмет (камешек, веточку, мох, шишку). 6) В снежных районах вороны любят кататься на снегу или сталкивать его с крыш на прохожих. -Интересные факты о воронах мы узнали? | - Рассматривают изображения ворон. -Читают с помощью логопеда и самостоятельно -Да. |
Рефлексия. | Познавательные. Регулятивные. | 3.2. - Какие вороньи подсказки вы узнали? -Помогут они вам? -Согласны вы теперь, что ворона – птица удивительная? - В мире еще много удивительного, оно рядом, нужно только захотеть его увидеть. -На память о занятии еще один сюрприз от вороны. Я дарю вам белую ворону, узнавайте значение этого выражения - «белая ворона» - и продолжайте удивляться. | -Каждой букве - свое место, ОРО, «кар!» -Да. -Да. -Получают игрушки. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н Т В С , Н К В Д , Н Г - НА -БЕЙ ворона
В НА В ТА С ОРО КА Д ГА В БЕЙ
Ворона воронёнка выучила верёвки вить.
карп, картина , карта, картошка , картон , карлик, карман , каркать , карниз , каркас , карточка
1 . Вороны собирают пищу и прячут в тайники. 2. Вороны любят гоняться за кошками и собаками, дергать их за хвосты и каркать им в уши. 3. Ворона никогда не будет есть сухую хлебную корку, она обязательно найдет лужу и размочит хлеб. 4. Ворона может открыть лапой спичечный коробок и развернуть конфету, не повредив фантик . 5. Для привлечения внимания своих сородичей вороны используют валяющийся поблизости предмет (камешек, веточку, мох, шишку). 6. В снежных районах вороны любят кататься на снегу или сталкивать его с крыш на прохожих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"
План - конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....
Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»
Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...
«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»
Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дет...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...
Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.
Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)...
Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс
Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс...