"Вороньи подсказки".
план-конспект занятия по логопедии на тему

Решетняк Ирина Алексеевна

Конспект логопедического занятия для детей младшего школьного возраста (без столбца со слайдами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voroni_podskazki_bez_stolbtsa_slaydov.docx190.79 КБ
Файл prezentatsiya_na_sayt.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

РЕШЕТНЯК Ирина Алексеевна,

учитель-логопед ГБОУ НОШ № 36

Василеостровского района

 Санкт-Петербурга

Конспект занятия «Вороньи подсказки».

Тема: Развитие языкового анализа и синтеза.

Лексическая: Ворона.

Грамматическая: Слова из словаря.

Цель: развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения.

Задачи:

Образовательные:

- обогащать и уточнять словарный запас;

-вербализировать опорные сигналы для запоминания словарных слов;

-формировать навыки словоизменения.

Коррекционные:

 -развивать фонематическое восприятие;

 - развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

- развивать навыки слогового анализа и синтеза;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать пространственную координацию;

-развивать мелкую моторику;

-развивать воображение;

-развивать память;

-развивать дикцию.

Воспитательные:

-воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

-карточки с буквами;

-фланелеграфы,

-геометрические фигуры;

-презентация.


Этапы

занятия

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.

Познавательные.

Личностные.

1.1-Ребята! Поздоровайтесь с гостями. Садитесь.

- Мы будем учиться говорить правильно, четко, красиво. Познакомимся с некоторыми трудными словами, будем учиться находить подсказки для понимания и запоминания этих слов, чтобы не делать в них ошибок.

А кто нам в этом поможет, мы сейчас узнаем, выполняя задания.

Дети здороваются.

2. Основная часть.

Развитие фонематического анализа и синтеза, чувства ритма.

 Игра «Доскажи словечко».

Познавательные.

Регулятивные.

2.1. - Я буду читать вам рифмовки, а вы

- договаривайте в рифму последнее слово;

-назовите слова, которые рифмуются?

-определите, на какой звук начинается слово, которое досказали?

-вспомните, какой буквой обозначается этот звук?

- покажите карточку с этой буквой.

-Кто один имеет рог? Отгадайте...

-В реке большая драка – поссорились два …  

-Сладко пахнут абрикосы, и летят на запах …  

-Травку щиплет белый козлик, рядом с ним пасется …

-А возле этой елки бродили злые …

-Он верен морю, как матрос, предвестник бури …  

осорог. Носорог-рог. Звук н. буква н.

-Рака. Драка-рака. Звук р. буква р.

-Осы. Абрикосы –осы. Звук о. Буква о.

-Ослик. Козлик-ослик. Звук о. Буква о

-Волки.  Елки – волки. Звук в.  Буква в.

-Альбатрос. Матрос – альбатрос.  Звук а. Буква а.

Обогащение номинативного словаря.  

Познавательные.

Коммуникативные.

2.2. - Как вы думаете, почему альбатроса называют предвестником бури?

(Обобщая ответы учащихся):

-Альбатрос обладает способностью летать против ветра и очень любит летать перед штормом. Именно в это время океан поднимает из глубин много всякой мелкой живности в виде моллюсков и кальмаров.

- Ответы детей.

Развитие обобщающих понятий.

Познавательные.

2.3. -Как можно назвать одним словом все словечки, которые мы договаривали?

- На какие группы можно их разделить?

– Животные.

- Носорог, ослик, волки – звери (млекопитающие), раки – ракообразные (водные обитатели), осы – насекомые, альбатрос – птица).

Развитие пространственных представлений. Игра «Живые буквы».

Коммуникативные. Личностные.

Познавательные.

Регулятивные.

2.4. Возьмите карточки с буквами и выполняйте мои команды.

1(О)-встань напротив меня,         

2(В) – справа от О,                         

3 (А) – слева от О,                         

4 (Н) –между О и А,

5 (Р) – справа от О,

6 (О) – между Р и В.

- Каждая буква встала на свое место, и можно прочитайте слово.

- Теперь вы знаете, о ком мы сегодня будем говорить.

- Где вы видели ворон?

-Знаете, чем эти птицы удивительны?

- Выполняют команды.

-Читают: «Ворона».

-Рассматривают изображение вороны, высказывают свои предположения.

Развитие языкового анализа и синтеза. Игра «Превращения».

Регулятивные.

Личностные.

Познавательные.

2.5. -Чтобы удивить нас, ворона желает показать, в кого и во что она умеет превращаться.                        

- замени в слове ворона Н на Т;

- замени в слове ворона В на С, Н на К;

- замени в слове ворона В на Д, Н на Г;

- замени последний слог в слове ворона на слог БЕЙ.

-Вот и удивила нас ворона. Что же она хотела нам подсказать своими превращениями?

-Ворота.

-Сорока.

-Дорога.

– Воробей.

- Что каждая буква в слове должна находиться на своем месте.

Развитие сравнительных операций.

Познавательные.

Регулятивные.

Личностные.

2.6. -Прочитайте слова, используя стрелочки одного цвета.

-Что общего в написании этих слов?

- Вот еще одна воронья подсказка. (Это трудные слова (слова из словаря), их написание нужно запомнить. Их произношение не совпадает с написанием. Например, говорим «ВАРОНА», а пишем – ворона, с двумя буквами О. А еще нужно знать, что это исконно русские слова, они очень давно живут в нашем языке.

-Ворона, дорога, сорока, воробей, ворота

- Общая часть - ОРО.

Работа над дикцией.

Личностные.

Регулятивные.

2.7. -Так как слово «ворона» очень давно живет в нашем языке, существует много скороговорок о вороне. Сегодня мы скажем одну:

Ворона вороненка выучила веревки вить.  

-Повтори скороговорку.

- Ученик повторяет скороговорку.

Развитие навыка словоизменения, построения предложения. Игра «Любопытный».

Познавательные.

Коммуникативные. Личностные.

2.8. -На мой вопрос вы отвечайте словом из нашей скороговорки про ворону.

- кто?  

- что сделала?

- (выучила вить) кого?

- (выучила вить) что?

-Повторим все вместе, пользуясь подсказкой на слайде.

-Что особенного вы заметили в написании этой скороговорки?

-А какие два звука обозначает буква В? Назовем слова на В, на ВЬ.

-Какие трудные слова с ОРО встретились в скороговорке?

- Какой вороньей подсказкой мы воспользуемся, когда будем писать эти слова?

-Ворона.

- Выучила вить.

-Вороненка.

-Веревки.

-Повторяют скороговорку хором.

-Все слова на букву В.

-В и ВЬ.

-Называют слова.

-Ворона, вороненок.

-ОРО -с двумя буквами О.

Физминутка «Воронята».

Личностные. Коммуникативные.

Познавательные.

Регулятивные.

2.9. Каркуша и Карлуша просят правильно произнести слова и поделить их на слоги:  

картина, карп, карта, картошка, картон, карман, карлик, каркать, карниз, каркас, карточка

- Сколько шагов? Сколько слогов?

- Какие слова вы запомнили?

-Почему некоторые слова я выделила красным цветом?

-Как начинаются все эти слова?

Вот какую подсказку придумала для нас эта удивительная птица – ворона.

-Шагают (все вместе), проговаривают слова по слогам.

-Отвечают.

-Называют слова.

-Трудные, нужно запомнить.

-Похоже на вороний крик «кар».

Развитие слухового восприятия, логического мышления.

Личностные.

Познавательные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

2.10.         Послушайте небольшой рассказ.

- Городские вороны собирались на перекрестках автомобильных дорог. Они ждали, пока загорится красный свет.  Как только машины останавливались, птицы быстро раскладывали по асфальту грецкие орехи.

-Как вы думаете, зачем они это делали?

-Когда машины проезжали, и снова загорался красный свет, хитрые вороны собирали урожай из расколотых орехов.

Развитие логического мышления, расширение и уточнение атрибутивного словаря, подбор определений. Игра «Четвертое – лишнее».

Личностные.

Познавательные.

Регулятивные.

Коммуникативные.

2.11.  -Я буду называть несколько слов, а вы выберите то слово, которое к нашим воронам не имеет никакого отношения:

-умные, злые, смышленые, сообразительные;

-понятливые, хитрые, вредные, расторопные;

-рассудительные, толковые, мудрые, ленивые.

-Злые.

-Вредные.

-Ленивые.

Развитие слухового восприятия, внимания, краткосрочной памяти, логического мышления.

 Игра «Путаница».

Личностные.

Познавательные.

Регулятивные.

2.12. -Теперь я хочу проверить вашу память и внимание.  Я снова прочту вам рассказ о наших воронах, но специально буду вас запутывать. А вы находите ошибки и сразу сигнальте мне – хлопайте в ладоши.

Городские сороки собирались на перекрестках железных дорог. Они ждали, пока загорится зеленый свет. Как только машины разгонялись, птицы быстро раскладывали по асфальту бананы.

- А кто в этом рассказе услышал трудные слова с ОРО?

-Как напишем эти слова, пользуясь вороньей подсказкой?

-Хлопают, обнаружив ошибку, называют ошибки (после каждого предложения).

- Вороны, дорога, сороки.

- С ОРО, с двумя О.

Развитие внимания, пространственных представлений, прослеживающей функции глаза. Таблица «Символы».

Познавательные.

Регулятивные.

2.13. Давайте отдохнем.

 –глазками нашли голубую стрелочку, шагаем глазками по клеточкам: три шага вправо.

-Как называется эта фигура?

-Один шаг вниз и два шага влево. Какая фигура?  

- Один шаг вниз, три вправо. Какая фигура?

-Один шаг вниз, один шаг влево. Какая фигура?

-Красный овал.

-Маленький красный круг.

-Большой красный треугольник.

-Маленький красный треугольник.

Развитие пространственных представлений, творческого воображения.

Личностные.

Познавательные.

Регулятивные.

2.14. - А теперь игра на воображение: используя данные фигуры, составьте (выложите) изображение вороны.

-Выкладывают на фланелеграфах изображение вороны.

Организация окончания занятия.

Познавательные.

Регулятивные.

3.1 - Давайте соберем ваших ворон в стайку. А у меня вот какая ворона получилась (слайд 11).

-А это что за крик? (слайд 12).

-По-моему, ваши вороны хотят еще о чем-то интересном нам рассказать:

1)        Вороны собирают пищу и прячут в тайники.

2)        Вороны любят гоняться за кошками и собаками, дергать их за хвосты и каркать им в уши.

3)        Ворона никогда не будет есть сухую хлебную корку, она обязательно найдет лужу и размочит хлеб.

4)        Ворона может открыть лапой спичечный коробок и развернуть конфету, не повредив фантик.

5)        Для привлечения внимания своих сородичей вороны используют валяющийся поблизости предмет (камешек, веточку, мох, шишку).

6)        В снежных районах вороны любят кататься на снегу или сталкивать его с крыш на прохожих.

-Интересные факты о воронах мы узнали?

- Рассматривают изображения ворон.

-Читают с помощью логопеда и самостоятельно

-Да.

Рефлексия.

Познавательные.

Регулятивные.

3.2. - Какие вороньи подсказки вы узнали?

-Помогут они вам?

-Согласны вы теперь, что ворона – птица удивительная?

- В мире еще много удивительного, оно рядом, нужно только захотеть его увидеть.

-На память о занятии еще один сюрприз от вороны. Я дарю вам белую ворону, узнавайте значение этого выражения -  «белая ворона» -  и продолжайте удивляться.

-Каждой букве - свое место, ОРО, «кар!»

-Да.

-Да.

-Получают игрушки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вороньи подсказки Развитие языкового анализа и синтеза 1 класс

Слайд 2

Н Т В С , Н К В Д , Н Г - НА -БЕЙ ворона

Слайд 3

В НА В ТА С ОРО КА Д ГА В БЕЙ

Слайд 4

Ворона воронёнка выучила верёвки вить.

Слайд 5

карп, картина , карта, картошка , картон , карлик, карман , каркать , карниз , каркас , карточка

Слайд 8

1 . Вороны собирают пищу и прячут в тайники. 2. Вороны любят гоняться за кошками и собаками, дергать их за хвосты и каркать им в уши. 3. Ворона никогда не будет есть сухую хлебную корку, она обязательно найдет лужу и размочит хлеб. 4. Ворона может открыть лапой спичечный коробок и развернуть конфету, не повредив фантик . 5. Для привлечения внимания своих сородичей вороны используют валяющийся поблизости предмет (камешек, веточку, мох, шишку). 6. В снежных районах вороны любят кататься на снегу или сталкивать его с крыш на прохожих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"

План - конспект   урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....

Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»

Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...

«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»

Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дет...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»  (урок литературного чтения, 3 класс)...

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс

Презентация по литературному чтению Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» 3 класс...