Развитие языковых и коммуникативных особенностей у учащихся начальных классов
методическая разработка по логопедии по теме

Мартынчик Елена Ивановна

Цель программы: формирование и гармонизация энергоинформационного пространства личности средствами природосообразного развития коммуникативно- познавательных речевых способностей детей.

žВзят курс на профилактическую, компенсаторную и развивающую коррекцию.
žСоздаются условия для гармонизации информационного  поля личности, в котором действуют механизмы самокомпенсации, самокоррекции и саморазвития

Работе в этом направлении способствует использование информационно коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда как способа оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 21 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга.

Развитие языковых и коммуникативных особенностей у учащихся начальных классов

Методическая разработка Учитель-логопед Мартынчик Елена ИвановнаC:\Users\F1A4~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

Рекомендации по формированию коммуникативных умений.

Работа над развитием речевого аппарата:

® постановку правильного дыхания

  • развитие правильного звукопроизношения
  • чистоговорки, скороговорки артикуляционная зарядка

Упражнения по формированию речевой деятельности:

® Когда будете слушать, постарайтесь понять главное.

  • Приготовьтесь к оцениванию ответа.
  • Вы будете контролёрами.
  • Оцени ответ товарища.
  • Дополни то, что не сказали.
  • Повтори самое главное, что сказали.

Упражнения но формированию диалогового общения друг с другом:

  • Ролевое чтение
  • Ролевые диалоги
  • Работа в парах ( инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения)

® Придумать разговор героев произведения по телефону.

  • Инценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

Упражнения способствуют формированию коммуникативных умений:

» «Угадай, кто я?»

Школьники должен приготовить описание своей личности в форме загадки. Она может быть, например, такого типа: «Я девочка. У меня длинные волосы и зеленые глаза. Я очень люблю рисовать, а в свободное время вместе с подружками кататься на роликах...» Загадка должна завершаться вопросом: «Догадайтесь, кто я?» На составление дается определенное время, а когда оно заканчивается, ведущий дает сигнал, и ш


нему все дети складывают листки со своим сочинениями в одну большую коробку, листки перемешиваются. Ведущий пускает эту коробку по кругу, каждый достает из нее первый попавшийся листок с загадкой. Участник зачитывает текст, содержащийся на листке, и пытается угадать, о ком идет речь.

» «Фраза по кругу»

Выбрать какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Ученики начинаем произносить эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если школьник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3—4) победителей.

  • «Слово как магнит»

Слово как магнит притягивает другие слова, и тогда образуются предложения, а из предложений вырастает текст.

  • «Истории навыворот»

Придумать историю и прочитать ее шиворот - навыворот.

  • «От первого лица»C:\Users\F1A4~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

Пересказать небольшой рассказ от первого лица или от лица неживого предмета, или животного.

  • «Изменение сказочной развязки»

Придумать другое окончание сказки, рассказа.

  • «Цепочка»

Один из участников игры называет любое слово, желательно существительное в именительном падеже и единственном числе. Следующий игрок, продолжая цепочку,- слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова и т. д. Например, арбуз - заря - яма.

  • «Восстановить историю»

Школьник рассказывает конец истории, а другой старается придумать ее начало.


Упражнения для формирования восприятия высказываний:

  • «Чужое слово»

Учащиеся слушают стихотворение, в котором одно слово «чужое» -

«сбежало из другого стихотворения». Обнаружить это слово.

1

i

  • «Воспроизведение»

Воспроизвести фразу, слово как настоящее эхо, т.е. проговаривая концовку машина... .шина. Как можно точнее повторить сказанную фразу.

Комплекс упражнений по формированию коммуникативных

умений.

I

Упражнения для совершенствования невербальных способов общения

Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия.

Упражнение 1

Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).

  • «Спасибо, хорошо».
  • «Неважно».
  • «Не могу даже ответить».
  • «Очень хорошо живу».
  • «Мерзко».
  • «Больше хорошо, чем плохо».

Упражнение 2. Неожиданный гость

Покажите свое отношение (без учета жестких правил этикета) к появлению неожиданногс

гостя.

Упражнение 3

Выполняйте в паре. Задавайте друг другу вопросы, при ответе на вопрос пользуйтесь только мимикой.

Упражнение 4

Нарисуйте взглядом разные фигуры (на стене, на небосводе).


Изобразите перед зеркалом разные эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, нежность, удовольствие, изумление, интерес, отчаяние, возбуждение, стыд. Меняйте позы и маски.

Упражнение 6 Вылепить скульптуру

Изобразите перед зеркалом следующие позы: мыслителя, скрипача, спящего кучера, боксера, пациента зубного врача, водителя, стрелка, землекопа, штангиста, оратора, лыжника, пассажира, стоящего в транспорте, и др.

Упражнение 7

Пройдите строевым и прогулочным шагом, семенящей, грациозной, бодрой походкой, пританцовывая, вприпрыжку, понурив голову, стремительно, озираясь по сторонам, осторожно переступая. Изобразите походку мечтателя, заносчивого человека, кокетки, моряка, стиляги, хромого, старца. Придумайте и изобразите как можно больше вариантов.

Упражнение 8 Я — не я!

Превратитесь в какое-нибудь животное, птицу, насекомое (медведя, кенгуру, лису, слона, черепаху, дятла, бегемота, цаплю, муху, гуся и др.). Обыграйте в позах и движениях повадки животного. Упражнение рассчитано на полное внутреннее раскрепощение.

Упражнение 9

Изобразите с помощью жестов и движений ряд действий какой-либо деятельности (приготовление пищи» глажение, пение, рисование, осмотр выставки, художественная вышивка, танец и др.).

Упражнение 10

Внимательно наблюдайте за выполнением действий другим человеком, стараясь уловить его чувства. Затем повторите все движения, в точности имитируя скорость жестов, положение тела, мимику.

Упражнение 11

Представьте, что вы входите в комнату, где сидят несколько человек. Вам необходимо проскользнуть на место незаметно. А теперь наоборот — на вас все должны обратить внимание. Как вы пройдете по комнате?

Упражнение 12

Разыграйте этюд. Вам надо что-то взять из ящика письменного стола, а в углу комнаты лежит собака. Пройдите по комнате так, будто собака вас совсем не знает.

Упражнение 13 Разговор по телефону

Посмотрите на себя в зеркало, когда вы говорите по телефону. Собеседник вас не видит, а вы все равно жестикулируете. А теперь — внимание) Никаких жестов. Вместо лица - маска. Только с помощью голоса разозлите, насмешите, напугайте, убедите воображаемого собеседника.

I

f

Упражнение 14

Выполняйте в паре. Задумайте предмет и пантомимически покажите его. Подарите воображаемый подарок партнеру. В свою очередь примите и поблагодарите, используя выразительные движения.

Упражнение 15 Безмолвный разговор

Выполняйте в паре. Вы стоите перед воображаемым звуконепроницаемым стеклом. Передайте информацию (договоритесь о чем-то) без слов и получите ответ.

Упражнение 16. Говорящие руки

Выразительными движениями рук изобразите различные эмоциональные состояния (ласку, беспокойство, стыд, угрозу, напряжение, указ, восторг, мольбу, благодарность, доверие, отчаяние, недовольство, безволие, нежелание, готовность приступить к делу, отказ от сопротивления, привлечение внимания, клятву, категоричность, искренность, удивление, надменность, бахвальство, нежелание слушать, предвкушение удовольствия).

Упражнение 17

Заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции (состояния) и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например: «Горе. Лицо», «Радость. Г убы», «Г ордость. Спина», «Страх. Ноги», «Отрицание. Г олова», «Испуг. Плечи», «Высокомерие. Г олова», «Согласие с мнением собеседника. Г олова», «Презрение Глаза», «Застенчивость. Глаза», «Подбадривание. Глаза», «Удивление. Брови», «Сосредоточенность. Борода, усы», «Кокетство. Брови», «Гнев. Рука», «Желание найти защиту. Корпус», «Глубокая благодарность. Корпус», «Ярость. Зубы», «Удовольствие. Живот», «Недовольство. Губы», «Стремление что-либо вспомнить, понять. Лоб», «Досада Лоб», «Озадаченность. Затылок», «Дружеское приветствие при встрече. Спина».

Выполните упражнение перед зеркалом с опорой на конкретные проявления мимики, пантомимики, жестикуляции.

Упражнение 24

Выполняйте в паре. Поочередно подходите друг к другу, протягивая ладони навстречу, в момент соприкосновения ладоней пошлите добрые пожелания другому.

Упражнение 18

Выполняйте в паре. Поздоровайтесь (попрощайтесь), глядя в глаза друг другу. Изобразите жестом, движением, словами приветствие (прощание), дружеское, официальное, на расстоянии.

Выполняйте в паре. Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровень груди и слегка прикоснитесь ладонями друг к другу. Реализуйте совместные действия обращенными друг к другу ладонями так, чтобы тактильно выразить и понять «авторитарный», «демократический», дружеский стиль общения, паритет, прессинг. Поменяйтесь ролями. Естественный процесс взаимодействия партнеров возможен только при тесной взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

Упражнение 20. Синхронный перевод

Выполняйте в паре. Один из партнеров рассказывает с помощью жестов историю с законченным сюжетом. Другой внимательно «слушает» и одновременно озвучивает полученную информацию (как при синхронном переводе с иностранного языка). Перевод должен быть адекватным и логичным.

Упражнение 21. Неозвученная беседа

Выполняйте в паре. Говорите без слов по воображаемому телефону (с ребенком, с начальником, с любимым человеком, с другом). Задача партнера — понять, с кем и о чем идет разговор.

Упражнение 22. Согласованные действия

Выполняйте согласованно в паре воображаемые физические действия:

  • пилка дров;
  • гребля;
  • кузница;
  • перетягивание каната;
  • спарринг.

Упражнение 23

Выполняйте в паре. Встаньте спиной к партнеру. Изобразите какое-либо эмоциональное состояние. Это могут быть жесты, позы, мимические экспрессии. Партнер, не видя вашего лица, должен определить, что изображено.

Упражнение 24

Разыграйте этюд. Возьмите со стола нитку, как будто это змея, бисерные бусы, горячая печеная картошка, пирожное безе, кузнечик.

Упражнение 25


Выполняйте в паре. Передайте друг другу книгу, как будто это бомба, кирпич, кусок вкусного пирога, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика. Воспроизведите характерные для каждой ситуации жесты, позу. Осознайте состояния и чувства, которы при этом возникают.

Упражнение 26 Тихий разговор

Выполняйте в паре. Передайте информацию партнеру пантомимически, без слов. Варианты фраз:

  • «Не расстраивайся, все будет хорошо...»
  • «Меня возмущает твое поведение!»
  • «Неужели?! Этого не может быть!»
  • «Этого я от тебя не ожидал!»
  • «Как я рад!»
  • «Как вы все мне надоели!»
  • «Поторопись, а то мы опоздаем...»
  • «Ты сегодня прекрасно выглядишь!»
  • «Я очень сожалею, что так случилось, прости меня...»
  • «Это мне так не нравится!»
  • «Я очень рад тебя видеть!»

Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником

Задачи упражнений:

  • развить коммуникативные способности;
  • освоить формы и технику общения в различных жизненных ситуациях;
  • контролировать и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с собеседником.

Упражнение 1


Вы очень торопитесь и просите согласия у стоящих в кассу людей пропустить вас вне очереди.

Упражнение 12

j

Войдя в кафе, обратитесь к официанту с просьбой показать свободные места, спросит* совета, что лучше заказать. Подробно расспросите о блюдах.

Упражнение 13

Спросите у прохожего, как пройти или проехать на ту или иную улицу. Задайте уточняющие вопросы, чтобы получить полную информацию.

Упражнение 14

В учреждении вам необходимо привлечь внимание занятого делом сотрудника. Вы громко обращаетесь к нему.

Упражнение 15

Вы с кем-то разговариваете, подходит третий, вы просите разрешения договорить с собесед ни ко м^ продолжаете диалог, заканчиваете его и лишь затем обращаетесь к подошедшему.

Упражнение 16

Вас просят о каком-то одолжении. Вы не можете выполнить просьбу и отказываете.

Упражнение 17. Достойный ответ

Сформулируйте ответы (неуверенный, агрессивный, уверенно-достойный), обращаясь собеседнику в следующей ситуации:

Друг занимает ваше время разговором, а вам нужно уйти. Вы говорите...

Упражнение 18

Ваш хороший знакомый опоздал на встречу с вами. Вы выражаете ему свое неудовольствие.

Упражнение 19

Вы встретили плачущего малыша. Взрослых поблизости нет. Успокойте его.

Упражнение 20

Подумайте, что имеют в виду, когда говорят: «С полуслова стало ясно, что человек нашего круга»; «Сразу видно, что он — наш человек»; «Такой, что слова в простоте не

Заводите разговор на тему, представляющую общий интерес, в различных общественных местах. Представьтесь незнакомому человеку у себя на работе, в магазине, в учебной аудитории.

Упражнение 2.

Упражнение 3

Проведите собственное маленькое исследование общественного мнения. Поинтересуйтесь мнением десяти человек по какому-либо вопросу.

Упражнение 4

В очереди в магазине, в сберкассе или в кассе кинотеатра заговорите с тем, кто стоит рядом.

Упражнение 5

Пригласите выпить кофе вместе с вами человека, с которым никогда этого не делали.

Упражнение 6

Спросите на улице у трех человек, как вам лучше пройти. Постарайтесь, чтобы по крайней мере с одним из них разговор продлился не менее двух минут.

Упражнение 7

Поздоровайтесь (используя разные формы приветствия) сегодня с пятью людьми, с которыми раньше не здоровались. Постарайтесь сделать так, чтобы вам ответили.

Упражнение 8

Обменяйтесь несколькими фразами с человеком, который вместе с вами ожидает транспорт на остановке.

Упражнение 9

В магазине попросите продавца показать несколько интересующих вас предметов, выясните цену и проч.

Упражнение 10

Вы покупаете в киоске журнал или газету и начинаете разговор о том, когда он поступает и в какое время лучше приходить.

скажет»; «Говорят, как Добчинский и Бобчинский» (или: «Как дама просто приятная с дамой, приятной во всех отношениях»)? Почему и как наступает иногда полное понимание (непонимание) собеседника?

Упражнение 21

Начните разговор по телефону в соответствии с ситуацией и закончите его:

Ситуация 1

Трубку снял не тот, кому звонят. Вы говорите...

Ситуация 2

Вы не уверены, что правильно набрали номер. Вы уточняете...

Упражнение 22

Вы на выставке картин любимого художника. И вдруг — он перед вами. Начните разговор.

Упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений, необходимых в общении

Задачи упражнений:

  • осознать свою позицию в общении;
  • выбирать соответствующий стиль поведения с собеседником;
  • научиться держать определенную позицию в диалоге;
  • овладеть способами выражения своих мыслей и эмоций в различных ситуациях. Задание: обыграйте различные роли в дискуссии.

Упражнение 1

Активно участвуйте в разговоре, выступите несколько раз, чтобы у других сложилось впечатление, что вы много знаете по этому вопросу.

Упражнение 2

Вы спорщик, ни в чем ни с кем не соглашаетесь. Упорно отстаивайте свою позицию в( время дискуссии.

Упражнение 3


Ведите себя так, словно совершенно не слышали того, о чем говорилось прежде (ваши реплики абсолютно не связаны с тем, что говорили другие).

Упражнение 4

Во всем со всеми соглашайтесь, очень быстро меняя свое мнение.

Упражнение 5

Ваше участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы способствовать взаимопониманию между участниками беседы.

Упражнение 6. Компакт-опросы

Выполняйте в паре. Выберите себе социальную роль (ребенок, домохозяйка, спортсмен директор, военнослужащий, режиссер). Отвечайте на вопросы партнера в соответствии i своей ролью. Предварительно определите объем своего высказывания (3—10 фраз).

Упражнение 7

Выступите экспромтом с неподготовленным сообщением на заданную тему.

Упражнение 8

Придумайте или вспомните короткий рассказ (притчу). Изложите его вашему собеседнику.

Упражнение 9

Вы ведете разговор. Ваш собеседник — лидер контакта, вы — пассивный участник разговора. Перехватите инициативу, переключите собеседника на свою тему вежливо, ш настойчиво.

Упражнение 10. Оптимисты и скептики

Выполняйте в паре. Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень».

Например:

Первый игрок (утверждает): Хорошо, что дома телевизор есть — смотреть можно. Второй игрок (опровергает утверждение): Хорошо, да не очень, глаза могут заболеть.

  • Хорошо, что чайник большой — на всех хватит.
  • Хорошо, да не очень — долго закипает.

Или так:

  • Плохо, что мороженое холодное — горло болит.
  • Плохо, да не очень — летом холод приятен.

Упражнение 11

Выполняйте в паре. Используя опорное словосочетание «не очень», придумайте расе: рассуждение.

  • По улице мужчина шел. Хорошо!
  • Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо!
  • Плохо, да не очень — грязь-то лечебная. Он свой радикулит вылечил. Это хорошо
  • Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он как негр стал. Это плохо!

Расскажите знакомую сказку, используя прием инверсии (перестановки). Например, «Снегурочку».

  • Жили-были дед да баба. Это хорошо!
  • Хорошо, да не очень: у них детей не было. Это плохо!
  • Плохо, да не очень. Они дочку из снега вылепили. Это хорошо!
  • Хорошо, да не очень: ей у печки жарко было. Это плохо!

Упражнение 12

Вы подаете о себе объявление в газету. Прочтите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения учащихся начальной школы устной коммуникативной компетенции (английский язык, 2 класс).

в работе дается описание работы педагогов по развитию коммуникативной компетенции кчащихся вторых классов на уроках английского языка...

Образовательный проект «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых способностей учащихся начальных классов»

В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обо...

Развитие навыков самооценки и самоконтроля у учащихся начальных классов

«Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать и...

Развитие языковых и коммуникативных способностей учащихся начальной школы

Цель программы: формирование и гармонизация энергоинформационного пространства личности средствами природосообразного развития коммуникативно- познавательных речевых способностей детей....

Сочинение как средство формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов.

Теоритический материал для помощи учителям при подготовке к урокам русского языка в начальной школе....

Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов

Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов...

Игры на развитие коммуникативных навыков у учащихся начальных классов

Набор простых и в тоже время увлекательных игр поможет развивать учителю коммуникативные навыки как во внеурочной деятельности, так и во время урока....