Презентация "Технология коррекции письма"
презентация к уроку по логопедии по теме
Данная презентация предназначается для учителей начальных классов или для учителей-логопедов ОУ. Цель: подробно раскрыть процесс овладения детьми письменной речью и понять причины трудностей, возникающих при этом. Чтение и письмо представлены как сложные психофизиологические процессы, состоящие из нескольких ступеней. Каждая из этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими затруднениями, задачами и приёмами овладения. Учителям даны практические рекомендации по преодолению трудностей у учащихся в процессе овладения чтением и письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_korrektsii_pisma.pptx | 356.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология - п роцесс планирования деятельности учителя в виде последовательных операций, которые приведут к достижению конкретного результата
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на: учитель Учитель-логопед
Функциональные блоки письменной речи Письмо -процесс кодирования звучащей речи в письменную Письменная речь -процесс создания связного высказывания Обозначение звука буквой и написание буквы Кодирование звучащего слова в написанное Запись готового предложения Конструирование предложения Создание текста
Задача учителя-логопеда: помогать детям справляться с трудностями, возникающими в процессе овладения письменной речью
Понятия
Кодирование слов: Произношение не расходится с написанием Слова, осложненные правописанием Учитель-логопед Учитель
План действий при кодировании Обучение фонематическому анализу (последовательность звуков в слове) Умение четко произносить слово, проговаривая каждый звук Развитие кинетики и кинестетики речевого аппарата и кисти руки Развитие оптического восприятия и памяти, зрительного контроля Регулирование процессов возбуждения и торможения
Программа кодирования звука буквой 6.Написать букву
1 этап.Соотнесение звука и буквы Рекомендации: Самостоятельное произнесение звука ребенком, акцентирование на собственных ощущениях; Проведение артикуляционной гимнастики с опорой на её кинестетический аспект. Причины трудностей Неправильная методика обучения Слабость слуховых и речедвигательных ощущений
2 этап.Актуализация графемы Дд Гг Нн Тт Лл Вв Аа Ее Дд Гг Нн Тт Лл Вв Аа Ее
Причины трудностей Разнообразие буквенного выражения в составе одной графемы Трудности в формировании прочных связей между фонемой и графемой
3 этап.Зрительно-пространственный анализ буквы Буква Элементы Элементы Буква
Тесты Вставь выпавшие буквы так, чтобы они не повторялись по строке и в ряду: а у а о о у а у о
Расставь значки по образцу: б д о
Укрась бусы орнаментом (продолжи узор): о о о о
Составь фигуру:
4 этап. Написание буквы Неправильные движения руки Нижний элемент более распространен
«…определенному ряду движений всегда соответствует в сознании определенный ряд чувственных знаков. Если же двигательный ряд повторялся много раз, то вместе с движением заучиваются и соответствующие ряду чувственные знаки.» И.М.Сеченов
Письмо в воздухе определенных фигур: Цель – развитие и коррекция деятельностного компонента письма
1.
2.
3.
4.
5-7.
Упражнения на усвоение графического образа (конфигурации) объекта. Выполняются на белой нелинованной бумаге формата половинки А4 Образец написан на доске. Образец буквы на листе бумаги. Образец написан 2-3 раза на доске. Образец написан 2-3 раза на листе бумаги.
Упражнения на развитие умения чувствовать размер и наклон объекта: Образец –на доске. Образец буквы – на листе бумаги. Каждый раз дети воспроизводят букву сначала глядя на то, что пишут; затем – глядя только на образец, направляя все внимание на ощущения движения пальцев и кисти. Оценивается один параметр (вначале –это размер, потом –наклон), результаты сравниваются с образцом. В качестве итога упражнения – написание буквы с закрытыми глазами .
Развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке: Выполняется на листе бумаги , на которой прочерчена строка шириной 1- 1,5 см Основная цель – умение сохранять ровность строки.
Написание слова
Предпосылки ошибок:
Упражнения Не связанные напрямую с письмом Развитие умения очень четко орфографически проговаривать слова Перечисление событий; Линейное расположение предметов; Выполнение серии последовательных движений; Воспроизведение ритма. -Развитие «внутреннего» слуха; -Развитие неторопливой ритмичности говорения.
Перечисли в порядке увеличения размера:
Проговаривание скороговорок с одновременным отхлопыванием ритма На мели мы лениво налима ловили. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла клорнет . Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Рисование бордюров Формируют и развивают умение соблюдать заданный алгоритм действий, распределять внимание между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память. Работа с цветом благоприятно влияет на эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства.
Виды бордюров: Ленточный; Ритмический; «Змейка»; Ступенчатый; Полифонический –чередование по порядку цветов в течение 2-3 строк
Развитие фонематического восприятия Восприятие и анализ единичного звука («Поймай звук», «Назови первый звук», «Назови последний звук») Восприятие и анализ комплекса последовательных звуков Определение звуков по беззвучной артикуляции.
Упражнения: Уточнение понятия «звук речи» (прислушивание к своим двигательным ощущениям) Формирование чувственной основы понятия «звук речи» (на что похож звук, на какой звук речи он похож, особенности артикуляционного уклада) Определение количества звуков в группе Анализ групп слов из 4 -5 звуков Работа со « Слоговицами »
Упражнения для коррекции графической записи мягкости согласных
Цветовое обозначение в схеме согласных звуков с опорой на буквы гласных: а ё ы и
Вписать в схему буквы гласных с опорой на цветовое обозначение согласных звуков:
Обозначение звуков буквами: Вставить пропущенные буквы а-я ( л… мки , л … пки , р… нка , м… рка ) Вставить пропущенные буквы о-ё и т.д. Заполнить клетки кроссворда и т.п.
Спасибо за внимание! Успехов Вам и вашим ученикам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья детей...
Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи( Приложение 1)
материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья детей...
Методическая разработка "Коррекция письма, чтения и психических функций в процессе автоматизации звука[Р]"
Работа над коррекцией чтения.Работа над развитием аналитико-синтетической деятельности.Работа над предложением.Коррекция дизорфографии.Коррекция психических функций....
Учебная программа по Коррекции письма и чтения для 2 класса
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Коррекция письма и чтения» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
управженияпо коррекции письма
упражнения...
Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков. Росчерки.
Мастер- класс по развитию графомоторных навыков на основе технологии Е.Е.Шулешко "Росчерки"...
коррекция письма согласных З-С
Правописание согласных з-с перед ругими согласными...