Презентация "Технология коррекции письма"
презентация к уроку по логопедии по теме

Криницкая Светлана Геннадьевна

Данная презентация предназначается для учителей начальных классов или для учителей-логопедов ОУ. Цель: подробно раскрыть  процесс овладения детьми письменной речью и понять причины трудностей, возникающих при этом. Чтение и письмо представлены как сложные психофизиологические процессы, состоящие из нескольких ступеней. Каждая из этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими затруднениями, задачами и приёмами овладения. Учителям даны практические рекомендации по преодолению трудностей у учащихся в процессе овладения чтением и письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_korrektsii_pisma.pptx356.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель: учитель-логопед МБОУ « СОШ №1» г.Бийска Криницкая Светлана Геннадьевна Технология коррекции письма

Слайд 2

Технология - п роцесс планирования деятельности учителя в виде последовательных операций, которые приведут к достижению конкретного результата

Слайд 3

Коррекционно-развивающая деятельность направлена на: учитель Учитель-логопед

Слайд 4

Функциональные блоки письменной речи Письмо -процесс кодирования звучащей речи в письменную Письменная речь -процесс создания связного высказывания Обозначение звука буквой и написание буквы Кодирование звучащего слова в написанное Запись готового предложения Конструирование предложения Создание текста

Слайд 5

Задача учителя-логопеда: помогать детям справляться с трудностями, возникающими в процессе овладения письменной речью

Слайд 6

Понятия

Слайд 7

Кодирование слов: Произношение не расходится с написанием Слова, осложненные правописанием Учитель-логопед Учитель

Слайд 8

План действий при кодировании Обучение фонематическому анализу (последовательность звуков в слове) Умение четко произносить слово, проговаривая каждый звук Развитие кинетики и кинестетики речевого аппарата и кисти руки Развитие оптического восприятия и памяти, зрительного контроля Регулирование процессов возбуждения и торможения

Слайд 9

Программа кодирования звука буквой 6.Написать букву

Слайд 10

1 этап.Соотнесение звука и буквы Рекомендации: Самостоятельное произнесение звука ребенком, акцентирование на собственных ощущениях; Проведение артикуляционной гимнастики с опорой на её кинестетический аспект. Причины трудностей Неправильная методика обучения Слабость слуховых и речедвигательных ощущений

Слайд 11

2 этап.Актуализация графемы Дд Гг Нн Тт Лл Вв Аа Ее Дд Гг Нн Тт Лл Вв Аа Ее

Слайд 12

Причины трудностей Разнообразие буквенного выражения в составе одной графемы Трудности в формировании прочных связей между фонемой и графемой

Слайд 13

3 этап.Зрительно-пространственный анализ буквы Буква Элементы Элементы Буква

Слайд 15

Тесты Вставь выпавшие буквы так, чтобы они не повторялись по строке и в ряду: а у а о о у а у о

Слайд 16

Расставь значки по образцу: б д о

Слайд 17

Укрась бусы орнаментом (продолжи узор): о о о о

Слайд 18

Составь фигуру:

Слайд 20

4 этап. Написание буквы Неправильные движения руки Нижний элемент более распространен

Слайд 21

«…определенному ряду движений всегда соответствует в сознании определенный ряд чувственных знаков. Если же двигательный ряд повторялся много раз, то вместе с движением заучиваются и соответствующие ряду чувственные знаки.» И.М.Сеченов

Слайд 23

Письмо в воздухе определенных фигур: Цель – развитие и коррекция деятельностного компонента письма

Слайд 24

1.

Слайд 25

2.

Слайд 26

3.

Слайд 27

4.

Слайд 28

5-7.

Слайд 29

Упражнения на усвоение графического образа (конфигурации) объекта. Выполняются на белой нелинованной бумаге формата половинки А4 Образец написан на доске. Образец буквы на листе бумаги. Образец написан 2-3 раза на доске. Образец написан 2-3 раза на листе бумаги.

Слайд 30

Упражнения на развитие умения чувствовать размер и наклон объекта: Образец –на доске. Образец буквы – на листе бумаги. Каждый раз дети воспроизводят букву сначала глядя на то, что пишут; затем – глядя только на образец, направляя все внимание на ощущения движения пальцев и кисти. Оценивается один параметр (вначале –это размер, потом –наклон), результаты сравниваются с образцом. В качестве итога упражнения – написание буквы с закрытыми глазами .

Слайд 31

Развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке: Выполняется на листе бумаги , на которой прочерчена строка шириной 1- 1,5 см Основная цель – умение сохранять ровность строки.

Слайд 32

Написание слова

Слайд 33

Предпосылки ошибок:

Слайд 34

Упражнения Не связанные напрямую с письмом Развитие умения очень четко орфографически проговаривать слова Перечисление событий; Линейное расположение предметов; Выполнение серии последовательных движений; Воспроизведение ритма. -Развитие «внутреннего» слуха; -Развитие неторопливой ритмичности говорения.

Слайд 35

Перечисли в порядке увеличения размера:

Слайд 36

Проговаривание скороговорок с одновременным отхлопыванием ритма На мели мы лениво налима ловили. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла клорнет . Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Слайд 37

Рисование бордюров Формируют и развивают умение соблюдать заданный алгоритм действий, распределять внимание между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память. Работа с цветом благоприятно влияет на эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства.

Слайд 38

Виды бордюров: Ленточный; Ритмический; «Змейка»; Ступенчатый; Полифонический –чередование по порядку цветов в течение 2-3 строк

Слайд 39

Развитие фонематического восприятия Восприятие и анализ единичного звука («Поймай звук», «Назови первый звук», «Назови последний звук») Восприятие и анализ комплекса последовательных звуков Определение звуков по беззвучной артикуляции.

Слайд 40

Упражнения: Уточнение понятия «звук речи» (прислушивание к своим двигательным ощущениям) Формирование чувственной основы понятия «звук речи» (на что похож звук, на какой звук речи он похож, особенности артикуляционного уклада) Определение количества звуков в группе Анализ групп слов из 4 -5 звуков Работа со « Слоговицами »

Слайд 41

Упражнения для коррекции графической записи мягкости согласных

Слайд 42

Цветовое обозначение в схеме согласных звуков с опорой на буквы гласных: а ё ы и

Слайд 43

Вписать в схему буквы гласных с опорой на цветовое обозначение согласных звуков:

Слайд 44

Обозначение звуков буквами: Вставить пропущенные буквы а-я ( л… мки , л … пки , р… нка , м… рка ) Вставить пропущенные буквы о-ё и т.д. Заполнить клетки кроссворда и т.п.

Слайд 45

Спасибо за внимание! Успехов Вам и вашим ученикам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

Методическая разработка "Коррекция письма, чтения и психических функций в процессе автоматизации звука[Р]"

Работа над коррекцией чтения.Работа над развитием аналитико-синтетической деятельности.Работа над предложением.Коррекция дизорфографии.Коррекция психических функций....

Учебная программа по Коррекции письма и чтения для 2 класса

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Коррекция письма и чтения» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков. Росчерки.

Мастер- класс по развитию графомоторных навыков на основе технологии Е.Е.Шулешко "Росчерки"...

коррекция письма согласных З-С

Правописание согласных з-с перед ругими согласными...