Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука [Ц]"
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме
Конспект урока по теме: "Постановка звука [Ц]".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_post._ts.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Постановка звука Ц
Цели:
- добиться постановки звука Ц смешанным способом и разными методами;
- Развивать слуховое восприятие, психические процессы, синтез самомассажа, пальчиковой гимнастики с артикуляционными упражнениями (биоэнергопластика)
- Вырабатывать длительную воздушную струю, навык самоконтроля.
- Учить передавать и понимать эмоции и чувства мимикой и голосом.
- Воспитывать нравственно-эстетическую личность, через межпредметную связь.
Ход урока
I Орг. момент
- Как называется наше занятие?
- Чему учимся на индивидуальных занятиях?
-Какое сейчас время года?
Что происходит весной с природой?
- Отгадай загадку, кто заглянул к нам на урок?
Мне неподвластна даже весна
Люблю я холод, лёд и снега.
- Снежная королева.(слайд)
- Из какой сказки она?
- Кто её написал?
- Королева Снежная Кая увезла(слайд)
Сердце заморозила,
Там кусочек льда.
Герда нам письмо прислала, она просит ей помочь
- Как ты думаешь, почему она прислала письмо?(слайд)
- Помогите! Помогите!
Сердце Кая оживите.
В вашей школе мальчик есть.
Звук он должен отгадать,
А потом его сказать.
В помощь вам картинки дам. (слайд)
- как ты думаешь почему она прислала эти картинки?
- а ещё подумай почему?
- в каждом слове есть одинаковый звук
-правильно, это звук Ц.
Пойди возьми букву, которая обозначает этот звук.
II Сообщение темы урока
- Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Ц.
III Подготовительный этап
Правильно произносить звук Ц тебе помогут твои друзья-помощники: (слайд)
Пальцы, лицо и язычок,
Струя воздушная и уши-
Вот наши верные друзья
Они нам очень помогают
И нужный звук вызывают.
1 пальчиковая гимнастика и самомассаж под музыку
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить(слайд)
(слайд) Солнышко проснулось, пальчиков коснулось и погладило | Поочерёдно поглаживать от кончиков к основанию |
Солнышко проснулось | Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их |
Лобика коснулось | Проводить пальчиками обеих рук по лбу. |
Лучиками повело и погладило | Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей. |
Солнышко проснулось, | Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. |
К щёчкам прикоснулось | Проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей. |
Лучиками повело И погладило, и погладило. | Поглаживание движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. |
Солнце личико согрело. Потеплело, потеплело. Наши ручки покачнулись, Наши губки улыбнулись. |
Потянуться руками вверх, улыбнуться.
2) Биоэнергопластика (под музыку) артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями сначала одной кисти руки, имитирующими движения челюсти и языка. вместе язык и пальцы разминаем
И звуками чётко управляем.
«Заборчик»-«Рупор»- «Трубочка»
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков И-У-О Кисти руки – все пальцы собраны в щепоть ,прямые, пальцы врозь, пальцы в щепоть, пальцы врозь. (движения синхронны с движениями губ)
«Качели»
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка:
А) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.
Б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.
В) широкий язык вставить между верхними зубами и губой затем между нижними зубами и губой.
Г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам.
Кисть руки неподвижна, ладонь вверх, ладонь вниз. (движения синхронны с движениями языка)
«Почистим зубки»
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять язычком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
Кисть руки неподвижна, ладонь двигается влево, вправо.
«Горка»
Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Кисть руки изображает горку.
«Наказать непослушный язык»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном движении при открытом рте под счёт 5-10. следить, чтобы ребёнок не задерживал воздух. Контроль за выдыхаемой воздушной струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнения выполняется правильно, ватка будет откланяться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
Кисть руки расслабляется синхронно языку.
3. Мимическая гимнастика
Понимаем, передаём эмоции и чувства
Лицом и голосом я буду управлять и эмоции создавать.
Я буду показывать разные настроения у детей, а ты лицом изобрази это настроение и произнеси своё имя с интонацией этого настроения.
1. что видишь на лице? Злость.
Какое у него настроение? Злое
Изобрази настроение на своём лице и произнеси своё имя с интонацией этого настроения.
2. Что видишь на этом лице? Радость.
Какое у него настроение? Радостное, весёлое
3. Что изображено на этом лице? Грусть
Значит какое у него настроение? Грустное.
Как по другому можно сказать? Печальное
4. А что выражает лицо этой девочки? Удивление.
Изобрази на своём лице удивление и произнеси своё имя с интонацией этого настроения.
4. Дыхательная гимнастика.
Струёй воздушной управляю, речь свою я развиваю
- упражнение «Песенка гласных звуков» (на развитие речевого выдоха) проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочерёдно демонстрирует детям карточки с изображением гласных букв и их «песенок». Дети должны воспроизвести соответствующую песенку. (слайд)
- 1. Открываем мы глаза, вдох - и тянем долго: А - А – А(слайд)
- Утром солнышко взошло снизу вверх мы тянем:О – О –О Слайд)
- Днём по горкам ездим мы:Ы–Ы–Ы (слайд)
- Ночью смотрим на звезду – сверху вниз слетает: У – У – У(слайд)
Почему эти звуки называются гласными?
Условные обозначения (Слайд)
----------- - произнесение звука ровно, без изменения голоса.
- произнесение звука с повышением интонации.
- произнесение звука с пониженной интонацией
- произнесение звука с повышением и понижением интонации
«Подуй через соломинку»
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладётся соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щёки не надувались, губы были неподвижны.
5. Развитие фонематического слуха.
Звук услышать я хочу
И внимание включу.
Покажи букву Ц, если услышишь звук Ц среди звуков.
Что такое звук?
Покажи букву Ц если услышишь слог со звуком Ц.
Что такое слог?
Ца, аса, су, цу, иц, сы, цы,
Покажи букву Ц если услышишь звук Ц в словах.
Чем отличается слог от слова?
Определи, который по счёту в слове слышится звук Ц, покажи на звуковой дорожке слова.(прищепкой)
К у р и ц а
1 2 3 4 5
Отец
1234
Овца, птица, спица, зайцы, улица, цирк,
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Положение органов речи при произнесении зв. Ц и характеристика звука.
Давай рассмотрим как расположены органы речи при произнесении органы речи при произнесении звука Ц.
Губы - в улыбке
Зубы – видны, сближены, но не сомкнуты.
язык – широкий кончик языка опущен на нижние зубы, передняя спинка языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними.
Воздушная струя- идёт по середине сильная, но короткая ощущается тыльной стороной руки, поднесённой ко рту, как толчок воздуха.
Мягкое нёбо- поднято к задней стенки глотки, закрывает проход и идёт через рот.
Голосовые связки- раздвинуты, ненапряженны голос не образуется.
[Ц]- согласный (есть преграда: зубы и язык), глухой (голос не включается)
IV Постановка звука Ц по Рау.
Постановка звука Ц возможна после того, как звук с будет исправлен и войдёт в речь ребёнка.
Звук Ц сложный, он состоит из звуков т и с, которые производятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построена методика. Логопед говорит: «скажи, т, а теперь с, ещё раз скажи. Хорошо, молодец, а теперь говори быстро, без перерыва: тс, тс, тс.
Иногда у ребёнка сразу звучит Ц, иногда получается сочетания звуков: тэс или тыс
Лучше всего это исправить, показав ребёнку, что и т и с произносятся без перерыва, сразу. Логопед может поднести руку ребёнка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс.
Постановка звука Ц механическим способом.
Звук Ц можно получить при помощи зондов №1 и 2 двумя способами.
- Ребёнку предлагают произнести звукосочетание «тс, тс, тс». Одновременно с произнесением логопед удерживает кончик языка зондом№1 или 2 у нижних резцов.
- Упирая кончик языка в нижние зубы, длительно на мягкой ребёнку предлагают произнести звук «с с с….» одновременно с этим логопед нажимает на кончик языка зондом №1 или 2, слегка отодвигая его в глубь рта. Упирая зондом, логопед добивается чёткого произношения звука.
V Итог урока.
- Чему ты научился?
- Почему ты научился говорить звук Ц? (слайд)
Я слушал всё внимательно
И выполнял старательно.
Спасибо нашим пальчикам,
Лицу и язычку.
Красиво, четко, правильно
Я говорить хочу!
- для кого ты ещё старался научиться говорить звук Ц?
- кому ты помог?
- Ты только для себя старался произносить звук Ц?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах....
Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе на тему: "Дифференциация звуков [з] - [с], [з\'] - [с\']"
Индивидуальное логопедическое занятие...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [р]
Конспектиндивидуального логопедического занятия Тема: звук [р]Цель: совершенствование произношения звука [р] в слогах и словах.Задачи:Образовательные: расширять активный с...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Звук С. Буква С.»
- закрепить четкое произношение звука С в слогах, словах, предложениях и связной речи....
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [Т] – [Т`]», буква «Т»
Учить детей различать звуки [т] - [т'] изолированно, в слогах, в словах на слух....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях. Тема: дифференциация звуко...