«Образование сущ.- х с отвлечённым значением при помощи суффика -ость-"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

Александрова Наталья Валерьевна

индивидуальное логопедическое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnoe_logopedicheskoe_zanyatie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Индивидуальное логопедическое занятие.

         Тема: «Образование сущ.- х с отвлечённым значением при помощи

                     суффикса – ость- ».

Цели:

  • Способствовать усвоению сущ.-х с отвлечённым значением, образованных при помощи суф. –ость-;
  • Закреплять навык правописания безударных падежных окончаний сущ.-х  3скл., ж.р.;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Воспитывать положительные качества человека.

                                   

                                             Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- упражнения на пространственную ориентацию;

- дыхательные упражнения:

а) «Мячик-ямочка»;

б) подуть в свиристельку (тренируем длительность и силу выдоха);

- артикуляционная гимнастика:

а) улыбка – трубочка – рупор;

б) «лопатка – чашечка»;

в) «лесенка»

 -   ость  - ость? – ость

    ость? – ость - ость

    ость  -  ость -  ость?

  1. Подведение к теме занятия

- Упражнение на внимание: «Что общего между словами? Какое слово лишнее?»    

          старательный   жестокий   аккуратный    находчивый   

- А за какие качества вас могут уважать люди? 

- Найдём в словаре значение слова  жестокий. 

- Составим словосочетания с этим словом.  

                                                             

                                                                      враг        (С каким словом нельзя составить

                                                                      мороз         словосочетание?)

                           жестокий                           ураган              

                                                                       зверь         (диван жёсткий)

                                                                      диван

                                                                      закон    

- Образование  от прилагательного  жестокий     существительного.

3. Сообщение темы занятия.

 - Будем учиться образовывать сущ.-е с помощью суф. –ость-.

- А какие слова с суффиксом – ость- вы уже знаете?

4. Работа над темой занятия.   

 

а)  Практические действия детей.

      жестокий

      аккуратный

      находчивый

б) с карточек: ловкий, справедливый, скорый, честный, гордый, внешний.

в) на слух: старый, молодой, жадный, щедрый, смелый, храбрый, скромный, мудрый, скупой.

   

5.Работа над грамматическим строем. 

 

- Определить род и склонение полученных сущ.-х .

- Определить падеж, вставить пропущенные окончания. (карточки – коллект. работа)

  • Учиться до старост-
  • Приблизилась опасност-
  • Разделили по справедливост-
  • Читали о смелост-
  • Увеличил скорост-
  • Отличается стойкость-

- Работа над деформированными пословицами (по выбору)

  • Из 3-х слов:  красит     человека    скромность

                             берёт      смелость      города

  • Из 4-х слов:  смеяться  грех   старостью  над

                            придёт    придёт    слабость   старость

  • Из 5-ти слов:  плечами  покрепче  старость  головою  молодость

                               лису   хитростям   учат    не    старую

- Объяснить смысл пословицы. Вспомнить правило написания предложения.

- Составить предложение со словом скорость (связь с уроком математики).

6. Подведение итога занятия.

Чему учились на занятии?

Для чего нужен суффикс?

Кто больше запомнил слов с суффиксом –ость- ?

(провести игру-соревнование « Кто быстрее дойдёт до финиша?»

Слалом – в спорте: скоростное движение по извилистой линии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова с суффиксом -ость. Сопоставление пар слов с противоположным значением.

Конспект логопедического занятия Нарушение чтения и письма обусловленное НВОНР...

Слова, обозначающие действия предмета. Образование слов с помощью приставки и различие их по значению.

Образование слов префиксальным способом и дифференциация их по лексическому значению. Использование дидактических игр , презентации....

Приставки. Логопедическое занятие. Образование слов противоположного значения при помощи приставки.

Тема: Образование слов противо­положного значения при помощи приставок.Цели: 1) Учить образовывать новые слова при помощи приставок через собственные действия.2) Учить заменять приставки, придавая сло...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЛЕГКИХ ТРАВМАХ».

Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в области естествознания. На данном уроке используется специальная система зада...

Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок.

Русский язык3 класс«Школа России»ТЕМА УРОКА: Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок....

В помощь воспитателю ГПД "О значении игры в развитии ребенка"

Тыпы игр.Знакомство с правилами игры. Вовлечение в игру.Развитие таких качеств, как сплоченность, взаимодеуствие в коллективе, сотрудничество., здоровая конкуренция....