Звук "З". Логопедическое занятие для учащихся 1 классов
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме
Занятие по автоматизации звука "З" в прямых слогах в начале слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_dlya_uchashchikhsya_1_klassov.doc | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
логопедического занятия для учащихся 1-х классов.
Тема: «Звук З» (Первое занятие).
Цель занятия: Научить детей правильному произношению звука «З»
Задачи:
- Закреплять правильную артикуляторную позицию при произнесении звука З.
- Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать мелкую моторику.
- Формировать фонемный анализ слова.
- Формировать навык самоконтроля.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто ответит на вопросы.
- Какое время года сейчас?
- Какой месяц?
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был перед сегодняшним днём?
- Какой день недели будет завтра?
2. Введение в тему занятия.
Психогимнастика.
Игра «Комар». Логопед держит подвешенную бумажку, изображающую комара, и произносит з-з-з-з-з-з. Дети имитируют мимикой разное состояние: «назойливый комар», «боимся комара», «укусил комар», «прогоняем комара», « не боимся комара».
Примечание. Дети не произносят ни звука, а только воспринимают фонему в правильном произношении логопеда.
Логопед : - Сегодня мы будем изучать звук З.
3. Акустико – артикуляционная характеристика звука.
Сопоставление артикуляции З - С ( фронтальная беседа ).
Общее: артикуляция звуков одинаковая.
Различие. Когда накачиваем шину насосом, то воздух из насоса свистит тихо, голоса не слышно, а комары звенят звонко, голос слышен.
Губы растянуты в улыбке
Зубы сближены, но не сжаты.
Кончик широкого языка упирается в нижний «Заборчик» (в нижние зубы).
Язык «горкой».
Логопед:- Руку на горлышко, ощутим, как бежит голосок. Дети прикладывают тыльную сторону руки к шее спереди, чтобы ощутить, как дрожит горло, произнося звук З-З-З.
Логопед: - Горло – это домик голоса. Голосок так звонко поёт песни, что даже стенки домика дрожат.
Вывод: звук З – звонкий.
4. Артикуляционная гимнастика.
Дети перед зеркалом выполняют упражнения:
«Заборчик».
«Горка».
«Подуй в пузырёк».
5. Характеристика звука «З»
Логопед: - Давайте послушаем ещё раз звук З и выдадим ему паспорт.
На столе у детей бумага и цветные карандаши.
Характеризуем звук и рисуем схему на листке.
Звук З - согласный, звонкий. Рисуем колокольчик. Звук З может быть твёрдым (закрашиваем половину колокольчика синим цветом), а может быть мягким (закрашиваем вторую половину колокольчика зелёным цветом).
6. Развитие фонематического восприятия. Автоматизация З.
1) Выделение З из ряда других звуков, включая оппозиционные звуки.
Логопед называет звуки, дети хлопают в ладоши, когда слышат звук З.
Б, Ш, З, Н, С, М, В, З, Ц, З.
- Сколько раз хлопнули в ладоши? (индивидуальный ответ).
2) Выделение слогов со звуком З из ряда прямых слогов.
Задание. Поднять флажок, когда услышите слог со звуком З.
Логопед называет слоги: БА, МЫ, ЗА, РЫ, НО ЗО СА, ЗЫ ВУ, ЗУ , РО.
3) автоматизация З в изолированном положении и прямых слогах.
Дети произносят в изолированном положении звук З.
- Сначала с логопедом.
- Вслед за логопедом (отражённо)
- Самостоятельно, используя при этом:
а) визуальный контроль;
б) аудиоконтроль;
в) тактильный контроль (рука на горлышке).
4) Автоматизация в ряду слогов:
Игра: запомни и повтори
ЗУ-ЗО-ЗЫ-ЗА ЗА-ЗУ-ЗО-ЗЫ ЗО-ЗЫ-ЗУ-ЗА ЗО-ЗА-ЗУ-ЗЫ ЗЫ-ЗО-ЗУ-ЗА
Индивидуальное задание каждому ребёнку:
- Скажи слог «за» столько раз, сколько я хлопну.
- Скажи слог «зу» столько раз, сколько я топну.
- Скажи слог «зы» столько раз, сколько раз постучу.
- Скажи слог «зо» столько раз, сколько я сделаю махов рукой.
5) Автоматизация звука в словах.
Игра «Зоя собирается в школу».
Логопед показывает куклу. – Имя куклы начинается на «З» и заканчивается на «Я». Дети называют имя Зоя.
- Как ласково мама называет Зою? (Зоюшка, Зоинька)
- Зоя - первоклассница. Что она делает утром? Договорите слово на звук «З». Девочка встала, подошла к окну и отодвинула…( з-з-занавеску); постель…(з-з-заправила), сделала…(з-з-зарядку), косички…(з-з-заплела), бант…(з-з-завяз-з-зала), почистила…(з-з-зубы). Как называется паста, которой чистят зубы? (З-з-зубная). А порошок? (З-з-зубной). Потом Зоя пошла на
кухню…(з-з-завтракать). После этого Зоя оделась, посмотрела в окно и увидела, что идёт дождь. Она взяла...(з-з-зонт) и пошла в школу.
7. Физминутка.
Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.
Скок-поскок, скок-поскок, На носочки, подтянись!
Зайка прыгнул на пенёк. Лапки ставим на бочок,
В барабан он громко бьёт, На носочках скок-скок-скок.
В чехарду играть зовёт. А затем вприсядку,
Лапки вверх, лапки вниз, Чтоб не мёрзли лапки.
8. Формирование фонемного анализа слова.
В школе Зоя училась писать букву «З». Эта буква, как змея извивается, потому и буквой»З» называется.
Зоя училась делить слова на слоги.
- Выложите столько фишек, сколько слогов в слове: роза, зонт, мимоза, морозы, коза, Зоя, зал, пузырёк.
9. Автоматизация звука «З» в текстах.
Логопед:- Зоя очень любит чистоговорки. Сочиним для неё чистоговорки со словом КОЗА.
За-за-за, на лугу стоит…коза.
Зу-зу-зу, вместе мы пасли… козу.
Зы-зы-зы, колокольчик у… козы.
За-за-за, уходи домой… коза.
10. Итог занятия.
Логопед:- Какой звук мы научились произносить?
- Какой это звук (согласный, твёрдый, звонкий).
- Найдите на картинке предметы, в названии которых есть звук «З», и раскрасьте их.
Логопед отмечает хорошую работу детей на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИЕМАМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ МЛЛАДШИХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ.
Приемы мнемотехники в работе логопеда....
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"
представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"
представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"
конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...
Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по преодолению аргамматической дисграфии
конспект итогового логопедического занятия с учащимися 3 класа по теме "Имя существительное", с использованием ИКТ...
Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.
Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...
Групповое логопедическое занятие для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида Тема: Связь слов в предложении.
Формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности....