Звук "З". Логопедическое занятие для учащихся 1 классов
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Пузрина Татьяна Иосифовна

Занятие по автоматизации звука "З" в прямых слогах в начале слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie_dlya_uchashchikhsya_1_klassov.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

логопедического занятия для учащихся 1-х классов.

Тема: «Звук З» (Первое занятие).

Цель занятия: Научить детей правильному произношению звука «З»

Задачи:

  • Закреплять правильную артикуляторную позицию при произнесении звука З.
  • Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Формировать фонемный анализ слова.
  • Формировать навык самоконтроля.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Сядет тот, кто ответит на вопросы.

- Какое время года сейчас?

- Какой месяц?

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели был  перед сегодняшним днём?

- Какой день недели будет завтра?

2. Введение в тему занятия.

     Психогимнастика.

Игра «Комар». Логопед держит подвешенную бумажку, изображающую комара, и произносит  з-з-з-з-з-з. Дети имитируют мимикой разное состояние: «назойливый комар», «боимся комара», «укусил комар», «прогоняем комара», « не боимся комара».

Примечание. Дети не произносят ни звука, а только воспринимают фонему в правильном произношении логопеда.

Логопед : - Сегодня мы будем изучать звук З.

3. Акустико – артикуляционная характеристика звука.

Сопоставление артикуляции З - С  ( фронтальная беседа ).

Общее: артикуляция звуков одинаковая.

Различие. Когда накачиваем шину насосом, то  воздух из насоса свистит тихо, голоса не слышно, а комары звенят звонко, голос слышен.

Губы растянуты в улыбке

Зубы сближены, но не сжаты.

Кончик широкого языка упирается в нижний «Заборчик» (в нижние зубы).

Язык «горкой».

Логопед:- Руку на горлышко, ощутим, как бежит голосок. Дети прикладывают тыльную сторону руки к шее спереди, чтобы ощутить, как дрожит горло, произнося звук З-З-З.

Логопед: - Горло – это  домик голоса. Голосок так звонко поёт песни, что даже стенки домика дрожат.

Вывод: звук З – звонкий.

4. Артикуляционная гимнастика.

Дети перед зеркалом выполняют упражнения:

     «Заборчик».

     «Горка».

     «Подуй  в пузырёк».

 5. Характеристика звука «З»

      Логопед: - Давайте послушаем ещё раз звук З и выдадим ему паспорт.

      На столе у детей бумага и цветные карандаши.

Характеризуем звук и рисуем схему на листке.

       Звук З -  согласный, звонкий. Рисуем колокольчик. Звук З может быть твёрдым (закрашиваем половину колокольчика синим цветом), а может быть мягким (закрашиваем вторую половину колокольчика зелёным цветом).

     

6. Развитие фонематического восприятия. Автоматизация З.

1) Выделение З из ряда других звуков, включая оппозиционные звуки.

  Логопед называет звуки, дети хлопают в ладоши, когда слышат звук З.

  Б, Ш, З, Н, С, М, В, З, Ц, З.

 - Сколько раз хлопнули в ладоши? (индивидуальный ответ).

 2) Выделение слогов со звуком З из ряда прямых слогов.

     Задание. Поднять флажок, когда услышите слог со звуком З.

     Логопед называет слоги: БА, МЫ, ЗА, РЫ, НО ЗО СА, ЗЫ ВУ, ЗУ , РО.

  3) автоматизация З в изолированном положении и прямых слогах.

      Дети произносят в изолированном положении звук З.

      - Сначала с логопедом.

      - Вслед за логопедом (отражённо)

      - Самостоятельно, используя при этом:

      а) визуальный контроль;

     б) аудиоконтроль;

     в) тактильный контроль  (рука на горлышке).

  4) Автоматизация в ряду слогов:

Игра: запомни и повтори

ЗУ-ЗО-ЗЫ-ЗА         ЗА-ЗУ-ЗО-ЗЫ           ЗО-ЗЫ-ЗУ-ЗА            ЗО-ЗА-ЗУ-ЗЫ        ЗЫ-ЗО-ЗУ-ЗА

Индивидуальное задание каждому ребёнку:

  • Скажи слог «за» столько раз, сколько я хлопну.
  • Скажи слог «зу» столько раз, сколько я топну.
  • Скажи слог «зы» столько раз, сколько раз постучу.
  • Скажи слог «зо» столько раз, сколько я сделаю махов рукой.

   5) Автоматизация звука в словах.

Игра «Зоя собирается в школу».

Логопед показывает куклу. – Имя куклы начинается на «З» и заканчивается на «Я». Дети называют имя Зоя.

- Как ласково мама называет Зою? (Зоюшка, Зоинька)

- Зоя  - первоклассница. Что она делает утром? Договорите слово на звук  «З». Девочка встала, подошла к окну и отодвинула…( з-з-занавеску); постель…(з-з-заправила), сделала…(з-з-зарядку), косички…(з-з-заплела), бант…(з-з-завяз-з-зала), почистила…(з-з-зубы). Как называется паста, которой чистят зубы? (З-з-зубная).  А порошок? (З-з-зубной). Потом Зоя пошла на

кухню…(з-з-завтракать). После этого Зоя оделась, посмотрела в окно и увидела, что идёт дождь. Она взяла...(з-з-зонт) и пошла в школу.  

7. Физминутка.

Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.

Скок-поскок, скок-поскок,                     На носочки, подтянись!

Зайка прыгнул на пенёк.                        Лапки ставим на бочок,

В барабан он громко бьёт,                     На носочках скок-скок-скок.

В чехарду играть зовёт.                          А затем вприсядку,

Лапки вверх, лапки вниз,                       Чтоб не мёрзли лапки.

8. Формирование фонемного анализа слова.

В школе Зоя училась писать букву «З». Эта буква, как змея извивается, потому и буквой»З» называется.

Зоя училась делить слова на слоги.

- Выложите столько фишек, сколько слогов в слове: роза, зонт, мимоза, морозы, коза, Зоя, зал, пузырёк.

9. Автоматизация звука «З» в текстах.

Логопед:- Зоя очень любит чистоговорки. Сочиним для неё чистоговорки со словом КОЗА.

За-за-за, на лугу стоит…коза.

Зу-зу-зу, вместе мы пасли… козу.

Зы-зы-зы, колокольчик у… козы.

За-за-за, уходи домой… коза.

10. Итог занятия.

Логопед:- Какой звук мы научились произносить?

- Какой это звук (согласный, твёрдый, звонкий).

- Найдите на картинке предметы, в названии которых есть звук «З», и раскрасьте их.

Логопед отмечает хорошую работу детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по преодолению аргамматической дисграфии

конспект итогового логопедического занятия с учащимися 3 класа по теме "Имя существительное", с использованием ИКТ...

Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Групповое логопедическое занятие для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида Тема: Связь слов в предложении.

Формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности....