Использование ИКТ в целях повышения эффективности логопедической работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения
статья по логопедии на тему
Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.
Одним из приоритетных направлений модернизации образовании является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Материал предназначен для учителей-логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_rabote_logopeda.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Использование ИКТ в целях повышения эффективности логопедической работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения
Выступление учителя-логопеда Гавриловой Е.Г.
Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.
Одним из приоритетных направлений модернизации образовании является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий.
ИКТ – это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства для работы с информацией. Они позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Внедрение ИКТ сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе.
Сочетание классических, традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для логопедической работы.
Следует отметить, что компьютер – не самоценен! Компьютер не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.
У детей с НОДА очень часто наблюдаются речевые расстройства – задержка и нарушение всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетико-фонематической и связной, которые чаще всего представлены в виде общего недоразвития речи (ОНР) у детей с дизартрией, реже – с анартрией. Ко мне на коррекционно-развивающие занятия зачислены 5 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У всех имеется нарушение речи дизартрия, с различной степенью выраженности. У двух детей повышенный тонус лицевых мышц, а 3 с пониженным.
Поэтому у этих обучающихся артикуляционные упражнения вызывают затруднения и быстрое утомление. Для одних, у которых эти упражнения получаются намного лучше, я сняла видеоролик, где они сами выполняют упражнения, что сделало занятие более интересным и повысило мотивацию. А вот для других, у которых выполнение артикуляционной гимнастики вызывает большие трудности, мы совместно сделали презентацию к разным группам звуков. Мы вместе подбирали определенные картинки из интернета, обговорили, почему именно они подойдут к тому или иному упражнению, нашли соответствующие стихотворения. Так быстрее запомнится, как должны правильно выполняться упражнения.
Так как у детей с НОДА строго ограничена работа на компьютере я применяю в работе с ними и другие средства ИКТ.
Например, я сфотографировала артикуляционную гимнастику самого ребенка.
По мере отработки того или иного звука или группы звуков, у нее постепенно накопился фотоальбом. К созданию фотоальбома я привлекла и родителей, и у нас появились фотографии с артикуляцией всех членов семьи..
Также характерной особенностью дизартрии является нарушение дыхания и голоса.
В работе над развитием дыхания и силой голоса я использую интерактивные игры.
Например, игра «Потуши пожар в лесу». Ребенку необходимо подуть в микрофон так, чтобы огонь погас. При слабом выдохе огонь потушить не получится, поэтому ребенок старается изо всех сил и после тренировочных упражнений у нее это получается.
Живой интерес у детей вызывает, когда их речь записывают на диктофон, магнитофон. У детей с НОДА часто снижено слуховое восприятие. Чтобы речевой материал, например, по автоматизации звуков, воспринимался более отчетливее использую наушники. Это не отвлекает ребенка на посторонние шумы, звуки. После отработки этого речевого материала, я записываю речь самого ребенка и затем сравниваем с оригиналом.
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
В данном докладе вы узнаете о том, как поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...
Организация деятельности учителя-логопеда с обучающимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате.
Данный материал содержит методические рекомендации для учителей-логопедов по работе в сенсорной комнатес детьми с ОВЗ....
Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий.
Для нашего времени характерно стремительное развитие информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отл...
Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционно-логопедической работе с учащимися с речевыми нарушениями
Создание условия для повышения речевой активности и изменения мотивационной сферы учащихся с различным речевым недоразвитием....
Методическая рекомендация на тему: "Инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта".
Рекомендация для учителей- логопедов школ, учителей начальных классов коррекционных школ....
Презентация на тему "Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях общеобразовательного класса"
В презентации даны рекомендации по работе в общеобразовательных классах с детьми нарушениями речи, не имеющих диагноза....
Использование нейропсихологических приёмов с целью повышения уровня техники чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Цель: система нейропсихологических упражнений для повышения техники чтения у детей с разным начальным уровнем подготовки.Задачи:- развить навык смыслового чтения;- лучше понимать, запоминать и переска...