«Использование элементов творчества на логопедических занятиях при преодолении дисграфии»
статья (логопедия, 2 класс) по теме

Газетдинова Фируза Файзерахмановна

  Творчество – это такая деятельность, в результате которой рождается нечто качественно новое для самого ребенка.

  Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся являются языки. Затруднения при его изучении связаны во многом  с логопедическими проблемами.

  Дисграфия (нарушение письма) является препятствием сначала при овладении учениками грамотой, а в дальнейшем при усвоении грамматики родного  и русского языков.

  Дисграфические ошибки – следствие несформированности у ребенка фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

  Несформированность лексико-грамматического строя речи  (ребенок не умеет грамотно составлять грамматические конструкции) проявляется в аграмматизмах на письме (неправильное согласование различных частей речи, неправильное управление). Аграмматизмы отмечаются в словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.

  Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль распространенным предложением, передать содержание услышанного или увиденного приводят к тому, что ученики неспособны писать изложение или сочинение.

  Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями  в формировании познавательных способностей, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа сопровождения учащихся с нарушениями речи должна быть направлена не только на исправление этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков организации подготовки к занятиям, планирования, самоконтроля. Развитию творческих способностей.

   Предлагаемые упражнения из моей практики помогают выработать у детей практический навык использования слов, относящихся к различным частям речи. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, дети учатся осмыслять изучаемые конструкции и вводить их в собственную речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование элементов творчества на логопедических занятиях при преодолении дисграфии»

  Творчество – это такая деятельность, в результате которой рождается нечто качественно новое для самого ребенка.

  Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся являются языки. Затруднения при его изучении связаны во многом  с логопедическими проблемами.

  Дисграфия (нарушение письма) является препятствием сначала при овладении учениками грамотой, а в дальнейшем при усвоении грамматики родного  и русского языков.

  Дисграфические ошибки – следствие несформированности у ребенка фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

  Несформированность лексико-грамматического строя речи  (ребенок не умеет грамотно составлять грамматические конструкции) проявляется в аграмматизмах на письме (неправильное согласование различных частей речи, неправильное управление). Аграмматизмы отмечаются в словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.

  Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль распространенным предложением, передать содержание услышанного или увиденного приводят к тому, что ученики неспособны писать изложение или сочинение.

  Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями  в формировании познавательных способностей, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа сопровождения учащихся с нарушениями речи должна быть направлена не только на исправление этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков организации подготовки к занятиям, планирования, самоконтроля. Развитию творческих способностей.

   Предлагаемые упражнения из моей практики помогают выработать у детей практический навык использования слов, относящихся к различным частям речи. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, дети учатся осмыслять изучаемые конструкции и вводить их в собственную речь.

  1. «Слова зовут на помощь».

Задание 1: На доске записаны слова, которые «склеились» между собой.   Помогите им «освободиться» - проведите вертикальные линии между словами.

РЕКАДЕРЕВОСТОЛДОЖДЬКОРЗИНАКОРАБЛЬЁЖИККНИГАСОЛНЦЕ

Задание 2: Вот девять слов (зачитываются слова): река, дерево, стол, дождь, корзина, корабль, ёжик, книга, солнце.

Смогли бы вы их запомнить? Наверное, нет. Но если связать их в рассказ, да ещё представить себе все происходящее – совсем другое дело. Давайте побываем в стране Вообразилии и придумаем историю, которая случилась с этими словами. Вот история, придуманная учениками 3 класса.

  У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Начался дождь. Капли дождя попали в корзину. В корзине были грибы. Грибы поплыли как корабли. Мимо проходил ёжик. Он  взобрался на один корабль. Ёжик увидел там книгу. Книга была про солнце.

  Потом можно предложить детям записать слова по памяти. На первых этапах работы требуется помощь и подсказка.

  Упражнение направлено на активизацию словаря, развитие творческих способностей учащихся, на формирование умения действовать по правилу, развивает оперативную память. Дополнительно можно предложить ученикам выделить  среди данных слово, в котором звуков больше, чем букв, или слово, в котором звуков меньше, чем букв. Это задание способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза.

  1. «Подбор слов-ассоциаций».

 Доска делится на четыре части. В центре написано слово «зима». Ученикам предлагается записать:

- в правом верхнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие предмет;

- в правом нижнем углу доски – слова-ассоциации, обозначающие признак предмета;

-  в левом нижнем углу доски – слова-ассоциации, обозначающие действие предмета;

- в левом верхнем углу доски – слова-помощники. Это могут быть служебные слова.

При выполнении этих четырех заданий у детей, кроме прочего, формируется навык ориентировки в пространстве.

Когда все слова-ассоциации записаны на доске, ученикам предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. Затем эти предложения записываются в тетрадь. Вот какие предложения получились у учащихся 2 класса:

   Наступила холодная зима. Пушистый снег покрыл землю. Дети надели теплые шапки и шубы. Ребята катаются  на лыжах, на санках.

  Для данного упражнения можно предложить различные темы: «Животные», «Одежда», «Птицы» и т.д.

  Упражнение способствует усвоению учащимися темы «Части речи», формированию умения строить речевое высказывание с учетом правил грамматического оформления предложения (согласование различных частей речи, управление). В ходе выполнения упражнения у детей развиваются творческие способности, обогащается словарный запас, формируются навыки ассоциативного мышления. На первоначальном этапе подсказываются ассоциативные ходы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по преодолению дисграфии в 3 классе. Тема: Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Подробный конспект логопедического занятия с учениками 3-х классов. Данная работа будет полезна студентам ВУЗов, логопедам и учителям начальных классов....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

В данной разработке  я представила приёмы работы по мнемотехнике и наглядному моделированиюВажно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и вним...

Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению аграмматической дисграфии для учеников 3 класса с задержкой психического развития

Тема: Предлоги.Цель: формирование представления о предлоге как об отдельном слове.Задачи:Образовательные:1) Продолжать закреплять раздельное написание предлога со словами.2) Закреплять знания о предло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"

Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...

Использование элементов творчества на логопедических занятиях у детей с нарушением речи и письма

Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления....