ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
учебно-методический материал по логопедии на тему
В данной разработке я представила приёмы работы по мнемотехнике и наглядному моделированию
Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы - инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Н.С.Флягина, учитель-логопед
ГКОУ СО «Сухоложская школа», г. Сухой Лог, Свердловская обл.
Аннотация
В данной разработке я представила приёмы работы по мнемотехнике и наглядному моделированию
Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы - инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
"Учите ребёнка, каким - нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский
Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому правильная организация обучения детей с общим недоразвитием речи является очень сложным делом. Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребенка. При обучении детей с нарушением речи я в своей работе использую приемы мнемотехники и наглядного моделирования.
Цель: овладение детьми высоким уровнем познания окружающего предметного мира и приемами наглядного моделирования.
Задачи:
- Формировать и систематизировать знания детей о предметном мире через освоения приемов работы с моделями.
- Освоить в практической деятельности умение работать по алгоритму.
- Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
- Развивать умение анализировать, оперировать символами, внимание, воображение.
- Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
- Воспитывать навыки самостоятельности.
- Воспитывать умение работать индивидуально и в группе, сотрудничать друг с другом
Мнемотехника – это система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличением памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Методика мнемотехники помогает в развитии:
• связанной речи
• ассоциативного мышления
• зрительной и слуховой памяти
• зрительного и слухового внимания
• воображения
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании.
Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.
Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
Приемы запоминания систематизированы по этим четырем этапам.
Вводится понятие ассоциации, как группы образов, в которых закодирована информация.
Основные цели работы – развитие воображения, мышления, мелкой
моторики рук и памяти.
Примеры работы:
1.Работа над парными звуками.
Например: «К – Г»
Ребенку называются слова, которые начинаются на данные звуки
Гусеница – кольцо Глобус – капля
Груша – колокол Гриб – колобок
Ребенок пытается изобразить из пластилина слова.
2. Работа по выделению первого звука.
Ребенку называются слова на данный звук, а ребенок изображает слово на ковралине (липучкой) или из пластилина.
Обруч – очки – оладьи – озеро – облако – остров – орден.
Палка – пояс – провод – пружина – паук – платок – пирамидка.
Аналогичная работа может проводиться по выделению последнего звука.
Также в работе я использую коллажи, которые помогают развивать память, расширять словарный запас обучающихся, образного восприятия; умение говорить, рассказывать.
Коллаж – это формат картона или фланелеграф, на которых наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки.
Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок и составляет суть коллажа.
Детям объясняется, что коллаж похож на «салат», когда берут много различных продуктов и соединяют их между собой, получая вкусное блюдо. Поэтому первая и главная задача коллажа соединить, или связать все картинки между собой. Таким образом, идет отработка сюжетного метода запоминания.
Параллельно с мнемотаблицами я использую приемы наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.
Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...
На логопедических занятиях я также применяю данный прием.
Это пиктограммы с изображением слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, схемы предлогов, модели звуков, слоговые карточки и таблицы.
Схемы модели анализируемых звуков, слов дают возможность детям зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, предложение, персонаж), научиться практическим действиям с ними.
Данные схемы модели являются важными средствами развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова, помогают формированию навыков анализа слов и предложений, являются алгоритмами при выполнении сложных заданий.
Коррекционная работа по совершенствованию и коррекции произносительной стороны речи начинается с уточнения артикуляции сохранных звуков. При этом произношение каждого звука анализируется с точки зрения его слухового, зрительного и кинестетического образа и, следовательно, коррекция звукопроизношения протекает при активном участии всех анализаторов - зрительного, слухового и речедвигательного.
Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата я использую артикуляционную гимнастику. На занятиях по постановке и автоматизации звуков я разработала и использую мнемотаблицы для проведения артикуляционной гимнастики, схемы артикуляции и характеристики звуков, а на этапах автоматизации и дифференциации звуков применяю мнемодорожки и мнемотаблицы для точного произношения стихотворного текста, рассказа, чистоговорок, разгадывания загадок.
При знакомстве первоклассников со звуками и обозначающими их буквами необходимо формирование акустико-артикуляционных образов звуков. Для закрепления связей между зрительным образом буквы и акустическим образом звука, на мой взгляд, невозможно без применения приемов наглядного моделирования. Такие занятия я провожу с опорой на схемы, пиктограммы, карточки-символы. При формировании навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, слогового анализа, схемы и модели помогают школьникам определять количество, последовательность и место звуков, количество слогов в слове. Таким образом, у детей создаются необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения.
Работа по развитию лексико-грамматических средств речи включает в себя формирование понятий «предлог», «слово», «предложение» мной также активно используются приемы наглядного моделирования, это графические схемы, пиктограммы, ребусы. Данные средства помогают целенаправленному формированию знаний учащихся о частях речи, обогащению и уточнению словаря, совершенствованию навыков правильного построения предложений, употребления предложно-падежных конструкций.
Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словоизменения и словообразования, употребления предложных конструкций. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным мне помогают мнемотехнические приемы. Для организации коррекционной работы для развития навыков словообразования использую дидактические игры с мнемотаблицами «Расскажи о животном», «Приготовим угощение», «Кто, где находится» и другие.
Проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Несформированность навыков связной речи является серьезным препятствием для успешного обучения, и в – первую очередь по русскому языку и чтению. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Формирование связной речи у детей с речевой патологией, а особенно у детей с общим недоразвитием речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Для построения навыков связного текста, активизации содержательной и языковой сторон речевых высказываний учащихся мной также используются приемы мнемотехники и наглядного моделирования в виде предметно-схематических моделей, мнемотаблиц, графических рисунков. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом, которые помогают детям правильно излагать свои мысли, подбирать нужные слова и другие средства языка при программировании и построении логически последовательных и развернутых высказываний.
Работу над связной речью, я начинаю с пересказа. Пересказ является одним из легких видов монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Анализ рассказов детей пересказанных после моего прочтения текста без зрительной опоры и с применением предметно-графической схемы показал, что пересказы с применением приемов мнемотехники и наглядного моделирования, облегчает воспроизведение рассказа, у многих детей они более содержательны, развернуты, наблюдается меньше аграмматизмов при конструировании высказываний.
Логопедические занятия по формированию связной речи включает в себя обучение учащихся составлению описательным рассказам. На протяжении многих лет одним из дидактических средств на моих занятиях являются схемы описательных рассказов. Данные схемы наравне с другими приемами позволяют формировать умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов. Происходит развитие обобщенных представлений о построении рассказа - описания предмета. Дети овладевают языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов. Идет активизация и уточнение имеющих знаний и представлений об окружающем.
Для выявления особенностей речевого развития учащихся 1 класса, в течение четырёх лет два раза в год провожу логопедический мониторинг с помощью полной тестовой методики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой. Методика включает четыре серии, каждая из которых объединяет речевые пробы разной сложности. Исследуются сенсомоторный уровень и грамматический строй речи, объем словаря, состояние навыков словообразования и языкового анализа, развитие связной речи. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.
Результаты обследования речи учащихся в начале и в конце учебного года сравниваются, прослеживается динамика речевого развития детей, на основании чего анализируется качество логопедического воздействия и эффективность коррекционной работы.
На занятиях с применением приемов наглядного моделирования и мнемотехники, учащиеся более активно включаются в учебную деятельность, что позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжение всего занятия. Данная технология развивают познавательную активность, расширяют представление о предметах и явлениях окружающего мира, способствует повышению объёму зрительной и вербальной памяти, улучшению и распределению и устойчивости внимания, активизации мыслительной и речевой деятельности на логопедических занятиях. Тем самым приемы мнемотехники и наглядного моделирования позволяют активизировать компенсаторные механизмы детей и оптимизировать процесс обучения и развития младших школьников и помогают в решении главной задачи учителя-логопеда школы – предупреждения и преодоления неуспеваемости младших школьников и в первую очередь по русскому языку чтению.
Список литературы
- Венгер Л. развитие способностей к наглядному пространственному моделированию//Дошкольное воспитание. 1982. №3.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием /М., 2005.
- Гурьева Н. Упражнение по мнемотехники. С.П.б: Светлячок, 2000.
- В.П. Глухов «О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР», Дефектология, 1900.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
- Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественнонаучных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. №10.
- Фотекова Т.А., Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. «Айрис-пресс», 2007.
- Шейх – Заде. Суперпамять – древнее искусство мнемотехники. М.: Знание, 1991.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Немного истории….. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана
Немного понятий… МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику. МНЕМОТЕХНИКА - это технология развития памяти. Система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание МОДЕЛИРОВАНИЕ- замена образов, действующих лиц художественного произведения какими-либо знаками или геометрическими фигурами. ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ- кодировка текста с помощью ключевых слов, букв-сигналов, предметных образов, чертежей. Основана на зрительной памяти
Проблемы речи детей : Односложность , речь состоящая лишь из простых предложений . Бедность речи , недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь , неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенною тему. Пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации , регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Мнемотехника в педагогике сенсорно-графические схемы ( по Воробьевой В.К. ) предметно- схематические модели (по Ткаченко Т.А.) блоки – квадраты ( по Глухову В П ) коллаж ( по Большовой Т.В.) схема составления рассказа ( по Ефименковой Л.Н.)
Факторы облегчающие становление речи Наглядность Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Создание плана высказывания. Последовательное размещение в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Цель: овладение детьми высоким уровнем познания окружающего предметного мира и приемами наглядного моделирования. Применение учителем-логопедом на занятиях мнемотехники делает процесс обучения для ребёнка более привлекательным, обеспечивая мотивационный и эмоциональный настрой, заметно увеличивая его работоспособность.
Задачи: I. Познавательные: Формировать и систематизировать знания детей о предметном мире через освоения приемов работы с моделями. Освоить в практической деятельности умение работать по алгоритму. II . Развивающие: Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации. Развивать умение анализировать, оперировать символами, внимание, воображение. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа. III. Воспитательные: Воспитывать навыки самостоятельности. Воспитывать умение работать индивидуально и в группе, сотрудничать друг с другом
Требования к мнемотехнике знаки и символы должны быть: хорошо знакомы детям отображать обобщенный образ предмета предварительно оговорены с детьми и принимаются как ведущие. замысел графической схемы знаком и понятен ребенку
Технологическая карта работы 1 этап: Подготовительный. Цель: знакомство детей с моделью (мнемотаблица). 1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы. 2. Рассматривание готовых моделей и готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации. 3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя .
2 этап: Основной Цель: знакомство с общими моделями кодирования информации о предметах. 1. Сообщение темы. 2. Рассматривание общей схемы кодирования. 3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, яблоко и т.п.) Моделирование осуществляется под руководством учителя-логопеда с использованием наводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
3 этап. Творческий Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации. 1.Совместное кодирование информации. 2.Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта. 3. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.
Автоматизация звуков Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Для автоматизации звуков на этапе работы с небольшими стихотворениями можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы . Для этого подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков .
Рано утром взяв корзину в огород пошла Алина. В огороде у забора, сорвала два помидора, а в теплице у крыльца два зеленых огурца. А еще хозяйка ловко с грядки сорвала морковку
Слышишь, ручеёк журчит он торопится спешит. К речке быстро, говорливой, где живут рачки и рыбы .
У Егора огород, Там морковка и горох. Справа огород Федоры, Там растут помидоры
Составление графического плана рассказа: Для работы над составлением графического плана связного рассказа ребёнку даётся чистый бланк с шестью «окошками» для составления мнемотаблицы. Учитель-логопед на доске поочередно заполняет «пустые» клетки мнемотаблицы. Ребёнок же рисует соответствующие изображения на собственном бланке.
Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность самостоятельно составить по аналогии рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания
Составление графического плана рассказа «Зимующие птицы» Снегирь — очень красивая птица. У него серое туловище, черная головка и крылья, а грудка розово-красная. Когда птицы сидят на ветках деревьев, то они похожи на зимние яблоки. У снегиря есть туловище, головка, крылья, хвостик, лапки. Птицы живут в лесу, а зимой, когда становится голодно, прилетают в город. В лесу они могут клевать семена растений. Я видела, как снегири клевали семечки из коробочек на кустах сирени. Птенцы у них называются снегирята. Зимой люди делают кормушки и насыпают в них семечки и хлебные крошки, чтобы помочь птицам пережить голодное время. 1. Цвет. (Какого цвета оперенье птицы?) 2. Части. (Назови части ее тела.) 3. Дупло. (Где она обитает?) 4. Ягоды, семена. (Чем птица питается?) 5. Птенец. (Назови ее птенца.) 6. Человек, кормушка. (Как люди помогают птицам зимой?)
Внимание!!! Важно избегать прямого руководства, директивных советов, готовых рецептов и рекомендаций! Наводящими вопросами педагог побуждает детей к исследовательским действиям для выделения признаков предмета. Знакомство детей с различными способами замещения на занятии проходит с помощью ответа на поставленные вопросы: - «что нам помогает увидеть яблоко - его цвет, форму, величину?», - глаза (на доску помещается карточка с изображением «глаз»; - «какой карточкой можно обозначить цвет предмета?» - карточкой с цветом предмета и т.п. Важны интегрированные занятия, т.к. они представляют собой взаимосвязь содержания нескольких разделов программы, направленных на решение одной познавательной задачи
"Учите ребёнка, каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов творчества на логопедических занятиях при преодолении дисграфии»
Творчество – это такая деятельность, в результате которой рождается нечто качественно новое для самого ребенка. Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства уча...
Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами
Отличительными особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное ...
Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами
Отличительными особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное ...
Использование элементов арттерапии в логопедической работе с младшими школьниками
В настоящее время учителя активно используют арттерапию в учебном процессе. В своей статье хочу поделиться опытом применения данной технологии в своей работе, так как она является очень эффектив...
Использование технологии мнемотехника в логопедической работе.
Современные образовательные технологии....
Использование элементов творчества на логопедических занятиях у детей с нарушением речи и письма
Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления....