Открытый урок по произношению по теме:"Дифференциация звуков "з-с"
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Минина Инна Валерьевна

Урок проводится с целью научить детей дифференцировать звуки "з-с" в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_frontalnogo_proiznosheniya_v_1_klasse.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Урок фронтального произношения в 1 «А» классе

ГБС(к)ОУ(5вида)№5

Г. Санкт-Петербурга

с использованием технологии

коллективного взаимообучения

Учитель Минина И. В.

Тема: Дифференциация звуков [С] – [З]

Цель: Учить различать звуки [С] – [З] в устной речи, учить дифференцировать буквы С и З в слогах, словах и предложениях.

Задачи урока:

  1. образовательные: обогащение словарного запаса, обучение учащихся составлять слоги, слова и предложения, формирование навыков словообразования словоизменения.

2. коррекционно – развивающие: развитие мышления, внимания, памяти, связной речи учащихся и расширение лексического словаря, развитие тактильного восприятия, мелкий моторики пальцев рук, развитие фонематического слуха и фонематического анализа и синтеза.

3. воспитательные: воспитывать самостоятельность, развивать положительную мотивацию учащихся к учебной деятельности, совершенствовать коллективные формы работы, воспитывать интерес к занятию.

4. здоровьесберегающие: соблюдать охранительный режим на занятии создавать на занятии комфортный психологический микроклимат.

Оборудование:

зеркала, чашечки (для дыхательной гимнастики), картинки для составления слов по первым звукам, маршрутные листы, схемы слов, сюжетные картинки по сказке «Заюшкина избушка», разрезной материал в конвертах, мячик.


Ход урока

1.Речёвка

Дети:   Кто хочет разговаривать,

             Тот должен выговаривать

             Все правильно и внятно,

             Чтоб было всем понятно.

2. Дыхательная гимнастика

Молодцы! Садитесь, пожалуйста, девочки. Садитесь, пожалуйста, мальчики.

А чтобы немного взбодриться, я предлагаю вам выпить чая. Возьмите чашечку, чай горячий и чтобы не обжечься сначала остудим его.

  • Вдох – выдох носом
  • Вдох носом - выдох ртом
  • Вдох - выдох ртом
  • Вдох ртом – выдох носом

3. Артикуляционная гимнастика

Ребята, будем говорить на уроке правильно и внятно, чтоб было всем понятно! А для этого сделаем гимнастику для язычка. Поставьте зеркала перед собой.

В домике этом красные двери

Рядом с дверями белые звери

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадайтесь, что это за домик? Этот домик – рот.

Рот – домик, губы – двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка. (Упражнение «иголочка»)

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок,

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

А потом опять вперед. (Упражнение «часики»)

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать. (Упражнение «улыбка», «иголочка», «лопатка»)

На крылечке полежал,

На качели побежал. (Упражнение «качели»)

Вверх и вниз взлетает смело.

Но пора ему за дело.

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор. (Упражнение «забор»)

Быстро взялся он за дело

И работа закипела. (Упражнение «грибок», «чашечка»)

(Индивидуальный повтор упражнений по показу картинки, развитие зрительной памяти.)

- Ксюша, выполни, пожалуйста, упражнение «качели», а все за ней повторят.

- А сейчас Сережа нам покажет, как надо выполнять упражнение «грибок», а мы за ним повторим.

МОЛОДЦЫ!

4. Тема урока

Ребята, послушайте отрывок из стихотворения:

Соня очень любит спать

Соней Соню стали звать

- Какой звук в этом стихотворении повторяется чаще всего? [С]

- Произнесите звук [С]

- Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)

А теперь добавим голос, какой звук получится? [З]

Дайте ему характеристику, какой он? (согласный, звонкий, твёрдый)

Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [С - З] чтобы речь наша была красивой и понятной.

- Отгадайте героев сказки по первым звукам в названии картинок (Лиса, зайка)

  • Лимон, иголка, слива, арбуз – ЛИСА
  • Зонт, апельсин, йод, кот, автобус - ЗАЙКА

- Ребята, как называется сказка, которую мы недавно читали и героями которой являются ЛИСА и ЗАЙКА? («Заюшкина избушка»)

- Какой из двух изучаемых звуков есть в слове ЛИСА? Где он находится?

- Какой из двух изучаемых звуков есть в слове ЗАЙКА? Где он находится?

5. Звук и буква

Сегодня мы навестим наших героев и отправимся в лес.

- А что же нам делать, если мы потеряем кого–то из вида? (позвать друг друга)

Для этого нужно быть очень внимательными и уметь слушать. Посмотрим, как вы умеете слушать. Я назову слова, в которых есть звуки [С или З], а вы покажите букву, которая обозначает этот звук.

Но перед тем как выполнить задание давайте вспомним, какими буквами обозначаются ниши звуки? Звук [С] – обозначается буквой С, а звук [З] – буквой З.

сад, Зоя, лес, гроза, мост, загадка, салат, стул, глаза, колбаса, зоопарк, куст

6. Графический диктант

Молодцы, вы научились слушать, и теперь мы можем отправиться в путь. Ребята, а вы знаете, как добраться до наших героев? Давайте начертим наш маршрут, чтобы добраться до них, возьмите каждый свой маршрутный лист и простой карандаш, будьте внимательны. Движение начинаем от красной точки, расположенной у здания школы.

7. Физ. минутка

Вот мы добрались и до леса и что же мы увидели? (избушки зайца и лисы)

Только я никак не могу определить, где, чья избушка. А как вы думаете, где избушка лисы, а где зайца? (у зайца – лубяная, у лисы - ледяная)

Что значит лубяная? (Луб – внутренняя часть коры молодых листвяных деревьев, полоса такой коры для изготовления веревок, корзин.)

А ледяная? Замерзли около лисий избушки? Давайте погреемся!

Встаньте около своих мест!

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок – скок – скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Молодцы, размялись немножко, а теперь идем дальше.

8. Запись букв

Лиса и зайца приготовили вам много интересных заданий. Попробуем выполнить их. Возьмите карточки. Я буду называть слова, а вы будете внимательно слушать и записывать только буквы С или З, в зависимости от того, какой звук [С] или [З] в них есть: Ваша карточка разделена пополам, в левой части вы будете писать букву С, а в правой – З.

сахар, зубы, бусы, забор, нос, сок, ваза.

- Сколько получилось слов со звуком С ? (4)

- Сколько получилось слов со звуком З ? (3)

- Чем отличаются эти звуки?

9. Работа с разрезными картинками

Наши герои ждали гостей и приготовили вам буквы в подарок, но, к сожалению, они рассыпались, давайте поможем их собрать. Работать мы с вами будем парами, что это значит? То есть вместе, по два человека, дружно, уважая друг друга, помогая, а не мешая друг другу.  Посмотрите внимательно у вас на партах лежат конверты, возьмите их, откройте. Ваша задача из разрезного материала собрать буквы.

Но перед тем как выполнять задание, давайте вспомним ещё раз какими буквами обозначаются звуки [С] и [З].

Молодцы, как вы быстро  хорошо  справились с заданием!

10. Подбор схем к данным словам

А сейчас мы с вами поработаем у доски. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова с нашими звуками и составьте их схему.

(У Саши новая сумка. В саду растут мимозы. Зое купили самокат.)

11. Подвижная игра

А сейчас лиса и зайка приглашают вас на лужайку поиграть, мы будем играть в мяч. Встаньте у своих мест. Я буду бросать каждому из вас мяч, и задавать вопрос, а вы должны поймать мяч и ответить на вопрос полным предложением.

- У какого дерева белый ствол? (у березы) Какой звук в слове березы [З] или [С]? Он какой?

- Как называют детёнышей козы? (козлята) Какой звук в слове козлята [З] или [С]? Он какой?

- Кто лает? (собака)

- Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)

- Какая рыбка исполняет все желания? (золотая)

- Что нужно чистить по утрам и вечерам? (зубы) Какой звук в слове зубы [З] или [С]? Он какой?

- Где растут грибы? (в лесу) Какой звук в слове лес [З] или [С]? Он какой?

- Кто живет в зоопарке? (звери) Какой звук в слове звери [З] или [С]? Он какой?

  1. Рефлексия

Какие вы молодцы! Садитесь!

У меня в руках солнышко и тучка,  если у вас хорошее настроение, вы узнали что-то новое на уроке, вам понравились задания, которые вы выполняли- выберите солнышко, если настроение грустное, вы ничего не узнали нового на уроке- выберите тучку.

- Какое задание больше всего понравилось Артему?

-Что нового узнала на уроке Надя?

- Кого похвалит за урок Макар?

Вы все сегодня молодцы и зайка с лисой передали мне для вас большой конверт, давайте посмотрим что там? Там картинки их избушек, которые можно будет раскрасить, так как вам хочется, я вам их обязательно раздам, но чуть позже.

13. Итог

К сожалению, наше путешествие в сказку заканчивается, мне понравилось, что вы очень хорошо отвечали, старались, помогали друг другу, молодцы!

Спасибо за урок!


   

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМООБУЧЕНИЯ

К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».

 «Работа в парах сменного состава» по определённым правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Можно выделить следующие основные преимущества КСО:

•   в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

  • в процессе речи разбиваются навыки мыследеятельноети. включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Парную работу можно использовать в трёх видах:

  • статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
  • динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей:
  • вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит        взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА

11.    Временная творческая группа по разработке речевой карты.

Председатель: Скурихина И.В.

Состав группы:

  1. Борисова И.Ю.;
  2. Муляр Е.С.;
  3. Терентьева С.А.;
  4. Рыбалка Н.А.;
  5. Юрченко Ю.В.

Председатели МО:

  1. МО классных руководителей Корпусенко Ю.В.

                                                   Скворцова Т.А. секретарь

  1. МО математиков                      Слугина М.А.
  2. МО учителей-словесников              Мочан И.В.
  3. МО естественно-научного цикла    Горшечникова И.Б.
  4. МО технологий                                 Трищун Е.С.
  5. МО начальных классов                    Юрченко Ю.В.
  6. МО логопедов                                   Скурихина И.В.

                         Директор школы                                     Н.Н.Львовская

План урока

  1. Речевка
  2. Дыхательная гимнастика (ЧАШКИ)
  3. Артикуляционная гимнастика (КАРТНКИ С УПРАЖНЕНИЯМИ)
  4. Тема урока (КАРТИНКИ ДЛЯ ОТГАДЫВАНИЧ И САМИ ОТГАДКИ – ЛИСА И ЗАЙКА)
  5. Звук и буква (РАЗРЕЗНАЯ АЗБУКА)
  6. Графический диктант (МАРШУТНЫЕ ЛИСТЫ)
  7. Физ. минутка (ИЗБУШКА ЗАЙКИ И ЛИСЫ)
  8. Схематическая зарисовка слов (КАРТОЧКА С ТАБЛИЦЕЙ)
  9. Работа с разрезными картинками (РАЗРЕЗНЫК БУКВЫ)
  10. Подбор схем (ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КАРТИНКАМИ, СХЕМЫ)
  11. Игра в мяч (МЯГКИЙ МЯЧИК)
  12. Рефлексия (СОЛНЫШКО, ТУЧКА)
  13. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме: "Дифференциации звуков [Г]-[К]"

Данный урок проводится в системе уроков обучения грамоте в 1 классе по программе «Школа России».Тема урока: дифференциация звуков [Г]-[К]....

урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....

урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.

Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....

Презентация к конспекту крока произношения по теме: "Дифференциация звуков(с) - (ш)"

Данная презентация  предназначена для урока произношения в 1 классе...

Открытый урок по произношению. Тема: "Согласный звук [щ]". 1 класс.

В уроке содержатся упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, фонематического восприятия....

Урок по произношению на тему:"Автоматизация твёрдого и мягкого звуков [C] в словах и предложениях (1 класс)

Урок по произношению на тему:"Автоматизация твёрдого и мягкого звуков [C] в словах и предложениях" для обучающихся 1 класса специальных коррекционных школ для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушени...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (2 класс)Тема: «Дифференциация гласных букв Ι и ΙΙ ряда. Звуки и буквы Ы–И»

Цели: Коррекционно-обучающие:Формировать у учащихся умение дифференцировать гласные Ы-И в устной и письменной речи, различать согласные звуки, стоящие перед гласными Ы-И. Закреплять св...