Открытый урок по произношению по теме:"Дифференциация звуков "з-с"
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме
Урок проводится с целью научить детей дифференцировать звуки "з-с" в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_frontalnogo_proiznosheniya_v_1_klasse.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок фронтального произношения в 1 «А» классе
ГБС(к)ОУ(5вида)№5
Г. Санкт-Петербурга
с использованием технологии
коллективного взаимообучения
Учитель Минина И. В.
Тема: Дифференциация звуков [С] – [З]
Цель: Учить различать звуки [С] – [З] в устной речи, учить дифференцировать буквы С и З в слогах, словах и предложениях.
Задачи урока:
- образовательные: обогащение словарного запаса, обучение учащихся составлять слоги, слова и предложения, формирование навыков словообразования словоизменения.
2. коррекционно – развивающие: развитие мышления, внимания, памяти, связной речи учащихся и расширение лексического словаря, развитие тактильного восприятия, мелкий моторики пальцев рук, развитие фонематического слуха и фонематического анализа и синтеза.
3. воспитательные: воспитывать самостоятельность, развивать положительную мотивацию учащихся к учебной деятельности, совершенствовать коллективные формы работы, воспитывать интерес к занятию.
4. здоровьесберегающие: соблюдать охранительный режим на занятии создавать на занятии комфортный психологический микроклимат.
Оборудование:
зеркала, чашечки (для дыхательной гимнастики), картинки для составления слов по первым звукам, маршрутные листы, схемы слов, сюжетные картинки по сказке «Заюшкина избушка», разрезной материал в конвертах, мячик.
Ход урока
1.Речёвка
Дети: Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Дыхательная гимнастика
Молодцы! Садитесь, пожалуйста, девочки. Садитесь, пожалуйста, мальчики.
А чтобы немного взбодриться, я предлагаю вам выпить чая. Возьмите чашечку, чай горячий и чтобы не обжечься сначала остудим его.
- Вдох – выдох носом
- Вдох носом - выдох ртом
- Вдох - выдох ртом
- Вдох ртом – выдох носом
3. Артикуляционная гимнастика
Ребята, будем говорить на уроке правильно и внятно, чтоб было всем понятно! А для этого сделаем гимнастику для язычка. Поставьте зеркала перед собой.
В домике этом красные двери
Рядом с дверями белые звери
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадайтесь, что это за домик? Этот домик – рот.
Рот – домик, губы – двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет веселый язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка. (Упражнение «иголочка»)
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок,
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
А потом опять вперед. (Упражнение «часики»)
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать. (Упражнение «улыбка», «иголочка», «лопатка»)
На крылечке полежал,
На качели побежал. (Упражнение «качели»)
Вверх и вниз взлетает смело.
Но пора ему за дело.
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор. (Упражнение «забор»)
Быстро взялся он за дело
И работа закипела. (Упражнение «грибок», «чашечка»)
(Индивидуальный повтор упражнений по показу картинки, развитие зрительной памяти.)
- Ксюша, выполни, пожалуйста, упражнение «качели», а все за ней повторят.
- А сейчас Сережа нам покажет, как надо выполнять упражнение «грибок», а мы за ним повторим.
МОЛОДЦЫ!
4. Тема урока
Ребята, послушайте отрывок из стихотворения:
Соня очень любит спать
Соней Соню стали звать
- Какой звук в этом стихотворении повторяется чаще всего? [С]
- Произнесите звук [С]
- Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)
А теперь добавим голос, какой звук получится? [З]
Дайте ему характеристику, какой он? (согласный, звонкий, твёрдый)
Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [С - З] чтобы речь наша была красивой и понятной.
- Отгадайте героев сказки по первым звукам в названии картинок (Лиса, зайка)
- Лимон, иголка, слива, арбуз – ЛИСА
- Зонт, апельсин, йод, кот, автобус - ЗАЙКА
- Ребята, как называется сказка, которую мы недавно читали и героями которой являются ЛИСА и ЗАЙКА? («Заюшкина избушка»)
- Какой из двух изучаемых звуков есть в слове ЛИСА? Где он находится?
- Какой из двух изучаемых звуков есть в слове ЗАЙКА? Где он находится?
5. Звук и буква
Сегодня мы навестим наших героев и отправимся в лес.
- А что же нам делать, если мы потеряем кого–то из вида? (позвать друг друга)
Для этого нужно быть очень внимательными и уметь слушать. Посмотрим, как вы умеете слушать. Я назову слова, в которых есть звуки [С или З], а вы покажите букву, которая обозначает этот звук.
Но перед тем как выполнить задание давайте вспомним, какими буквами обозначаются ниши звуки? Звук [С] – обозначается буквой С, а звук [З] – буквой З.
сад, Зоя, лес, гроза, мост, загадка, салат, стул, глаза, колбаса, зоопарк, куст
6. Графический диктант
Молодцы, вы научились слушать, и теперь мы можем отправиться в путь. Ребята, а вы знаете, как добраться до наших героев? Давайте начертим наш маршрут, чтобы добраться до них, возьмите каждый свой маршрутный лист и простой карандаш, будьте внимательны. Движение начинаем от красной точки, расположенной у здания школы.
7. Физ. минутка
Вот мы добрались и до леса и что же мы увидели? (избушки зайца и лисы)
Только я никак не могу определить, где, чья избушка. А как вы думаете, где избушка лисы, а где зайца? (у зайца – лубяная, у лисы - ледяная)
Что значит лубяная? (Луб – внутренняя часть коры молодых листвяных деревьев, полоса такой коры для изготовления веревок, корзин.)
А ледяная? Замерзли около лисий избушки? Давайте погреемся!
Встаньте около своих мест!
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Молодцы, размялись немножко, а теперь идем дальше.
8. Запись букв
Лиса и зайца приготовили вам много интересных заданий. Попробуем выполнить их. Возьмите карточки. Я буду называть слова, а вы будете внимательно слушать и записывать только буквы С или З, в зависимости от того, какой звук [С] или [З] в них есть: Ваша карточка разделена пополам, в левой части вы будете писать букву С, а в правой – З.
сахар, зубы, бусы, забор, нос, сок, ваза.
- Сколько получилось слов со звуком С ? (4)
- Сколько получилось слов со звуком З ? (3)
- Чем отличаются эти звуки?
9. Работа с разрезными картинками
Наши герои ждали гостей и приготовили вам буквы в подарок, но, к сожалению, они рассыпались, давайте поможем их собрать. Работать мы с вами будем парами, что это значит? То есть вместе, по два человека, дружно, уважая друг друга, помогая, а не мешая друг другу. Посмотрите внимательно у вас на партах лежат конверты, возьмите их, откройте. Ваша задача из разрезного материала собрать буквы.
Но перед тем как выполнять задание, давайте вспомним ещё раз какими буквами обозначаются звуки [С] и [З].
Молодцы, как вы быстро хорошо справились с заданием!
10. Подбор схем к данным словам
А сейчас мы с вами поработаем у доски. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова с нашими звуками и составьте их схему.
(У Саши новая сумка. В саду растут мимозы. Зое купили самокат.)
11. Подвижная игра
А сейчас лиса и зайка приглашают вас на лужайку поиграть, мы будем играть в мяч. Встаньте у своих мест. Я буду бросать каждому из вас мяч, и задавать вопрос, а вы должны поймать мяч и ответить на вопрос полным предложением.
- У какого дерева белый ствол? (у березы) Какой звук в слове березы [З] или [С]? Он какой?
- Как называют детёнышей козы? (козлята) Какой звук в слове козлята [З] или [С]? Он какой?
- Кто лает? (собака)
- Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
- Какая рыбка исполняет все желания? (золотая)
- Что нужно чистить по утрам и вечерам? (зубы) Какой звук в слове зубы [З] или [С]? Он какой?
- Где растут грибы? (в лесу) Какой звук в слове лес [З] или [С]? Он какой?
- Кто живет в зоопарке? (звери) Какой звук в слове звери [З] или [С]? Он какой?
- Рефлексия
Какие вы молодцы! Садитесь!
У меня в руках солнышко и тучка, если у вас хорошее настроение, вы узнали что-то новое на уроке, вам понравились задания, которые вы выполняли- выберите солнышко, если настроение грустное, вы ничего не узнали нового на уроке- выберите тучку.
- Какое задание больше всего понравилось Артему?
-Что нового узнала на уроке Надя?
- Кого похвалит за урок Макар?
Вы все сегодня молодцы и зайка с лисой передали мне для вас большой конверт, давайте посмотрим что там? Там картинки их избушек, которые можно будет раскрасить, так как вам хочется, я вам их обязательно раздам, но чуть позже.
13. Итог
К сожалению, наше путешествие в сказку заканчивается, мне понравилось, что вы очень хорошо отвечали, старались, помогали друг другу, молодцы!
Спасибо за урок!
ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМООБУЧЕНИЯ
К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».
«Работа в парах сменного состава» по определённым правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Можно выделить следующие основные преимущества КСО:
• в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе речи разбиваются навыки мыследеятельноети. включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Парную работу можно использовать в трёх видах:
- статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
- динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей:
- вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА
11. Временная творческая группа по разработке речевой карты.
Председатель: Скурихина И.В.
Состав группы:
- Борисова И.Ю.;
- Муляр Е.С.;
- Терентьева С.А.;
- Рыбалка Н.А.;
- Юрченко Ю.В.
Председатели МО:
- МО классных руководителей Корпусенко Ю.В.
Скворцова Т.А. секретарь
- МО математиков Слугина М.А.
- МО учителей-словесников Мочан И.В.
- МО естественно-научного цикла Горшечникова И.Б.
- МО технологий Трищун Е.С.
- МО начальных классов Юрченко Ю.В.
- МО логопедов Скурихина И.В.
Директор школы Н.Н.Львовская
План урока
- Речевка
- Дыхательная гимнастика (ЧАШКИ)
- Артикуляционная гимнастика (КАРТНКИ С УПРАЖНЕНИЯМИ)
- Тема урока (КАРТИНКИ ДЛЯ ОТГАДЫВАНИЧ И САМИ ОТГАДКИ – ЛИСА И ЗАЙКА)
- Звук и буква (РАЗРЕЗНАЯ АЗБУКА)
- Графический диктант (МАРШУТНЫЕ ЛИСТЫ)
- Физ. минутка (ИЗБУШКА ЗАЙКИ И ЛИСЫ)
- Схематическая зарисовка слов (КАРТОЧКА С ТАБЛИЦЕЙ)
- Работа с разрезными картинками (РАЗРЕЗНЫК БУКВЫ)
- Подбор схем (ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КАРТИНКАМИ, СХЕМЫ)
- Игра в мяч (МЯГКИЙ МЯЧИК)
- Рефлексия (СОЛНЫШКО, ТУЧКА)
- Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме: "Дифференциации звуков [Г]-[К]"
Данный урок проводится в системе уроков обучения грамоте в 1 классе по программе «Школа России».Тема урока: дифференциация звуков [Г]-[К]....
урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.
Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....
урок произношения на тему Дифференциация звуков Ы, И в слогах, словах.
Цель: развивать артикуляционный аппарат; закреплять правильное произношение на материале слогов, слов; развивать слуховое внимание и восприятие; развитие памяти и мышления....
Презентация к конспекту крока произношения по теме: "Дифференциация звуков(с) - (ш)"
Данная презентация предназначена для урока произношения в 1 классе...
Открытый урок по произношению. Тема: "Согласный звук [щ]". 1 класс.
В уроке содержатся упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, фонематического восприятия....
Урок по произношению на тему:"Автоматизация твёрдого и мягкого звуков [C] в словах и предложениях (1 класс)
Урок по произношению на тему:"Автоматизация твёрдого и мягкого звуков [C] в словах и предложениях" для обучающихся 1 класса специальных коррекционных школ для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушени...
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (2 класс)Тема: «Дифференциация гласных букв Ι и ΙΙ ряда. Звуки и буквы Ы–И»
Цели: Коррекционно-обучающие:Формировать у учащихся умение дифференцировать гласные Ы-И в устной и письменной речи, различать согласные звуки, стоящие перед гласными Ы-И. Закреплять св...