Урок обучения грамоте по теме: "Дифференциации звуков [Г]-[К]"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Данный урок проводится в системе уроков обучения грамоте в 1 классе по программе «Школа России».

Тема урока: дифференциация звуков [Г]-[К].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: обучение грамоте

Программа: Школа России

МК(С)КОУ «С(К)ОШ № 30», класс 1 Б.

Дата проведения урока:

Тема урока: Дифференциации звуков [Г]-[К].

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв [Г]-[К] в устной и письменной речи;

Задачи:
Образовательные: - Закрепить умение учащихся выделять согласные мягкие, согласные твердые, гласные.

- Совершенствование фонематических процессов, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

- Дать представление о нахождении звонких, глухих звуков в слове.

Воспитательные:- Воспитывать трудолюбие, высокую работоспособность через систему продуманных заданий, предполагающих смену видов учебной деятельности.

- Воспитывать уважение к ответу одноклассников.

- Воспитывать культуру устного ответа.

Развивающая:- Развитие внимания, памяти;

-Уточнение и активизация словаря.

Коммуникативные:

-Формировать умение использовать языковые средства согласно ситуации общения.

Оборудование: изображение с горкой, коркой.

Литература: учебник

План урока:

I Организация класса на работу.

  1. Слово приветствия.
  2. Проверка готовности.

II Повторение изученного материала.

Разминка с карандашами (зеленый, красный, синий)

III Сообщение темы урока.

Слово учителя.

IV Объяснение нового материала.

4.1) Звуковая работа.

А) Слого-звуковой анализ

Б) Упражнение на слышание.

4.2) Работа с буквами.

4.3) Слоговая работа.

V Чтение слов с новыми буквами.

А) Чтение слов с новыми буквами.

Б) Работа с картинками.

VI Итог урока:

- Слово учителя.

VII Д/з.

Ход урока:

1) Организация класса на работу. Слово учителя.

- Ребята, садимся тихонько, начинаем наш урок. (Повторение правил посадки, организации рабочего места.)

Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно, ваши учебные принадлежности лежат на краю стола.

Нам предстоит интересная работа. Поэтому девиз нашего урока: «Что бы  не делали, все должно быть прекрасно, должно радовать и нас, и тех, кто рядом с нами».

Проверка готовности.

 «Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Все ль на месте, все ль в порядке

 Книжка, ручка и тетрадка?

 Проверили? Вы не ленитесь!

 С усердием трудитесь!»

2) Повторение изученного материала.

Разминка с карандашами (зеленый, красный, синий)

- Катя, выйди к доске и проведи нашу разминку. А вы ребята, не забывайте, что, когда вы слышите согласный мягкий вы поднимаете зеленый карандаш, согласный твердый- синий, если гласный- красный. А ты Катя следи за тем, чтобы ребята поднимали правильные карандаши и исправляй, если увидишь ошибки.

– Молодец, присаживайся.

3) Сообщение темы урока. Слово учителя.

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит интересная работа. Ваша задача, хорошо трудиться, отвечать на вопросы и задавать их, если, что не понятно.

4) Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

4.1) Звуковая работа.

А) -Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки вы поймайте в кулачок.

С ней на санках мигом я спущусь,

А наверх  медленно тащусь. (Горка)

- Кто угадал, что это?

- Правильно, горка. Посмотрите на наш рисунок. Какая у нас красивая горка.

- Ребята, давайте произнесем слово Горка…ГОР-КА.

- Сколько в слове слогов?

- Отгадайте еще загадку.

Есть я у арбуза,

Есть у апельсина.

И нужна я всем не только для защиты!

- Что это? Правильно, Корка. Произнесем. КОР-КА.

- Разберем с вами эти слова. Для это, Лиза выйди к доске и проведи звуковую работу с нашей моделью.

- Что означает синий квадрат? (разбор до конца)

- А вы следите за Лизой и если она говорит неправильно, исправляйте.

- Посмотрите на вторую модель. Что вы видите? Чем они одинаковы?

А чем различаются?

Сообщающее слово учителя

- Так вот, ребята, красный колокольчик над согласным звуком [г], обозначает звонкость…Это легко проверить. Чтобы вам было легче определять звонкий и глухой звук, положите ладонь себе на горло, вот так. Ребята, произнесите букву Г, что вы заметили?(вибрирует, горлышко «дрожит») А теперь К. Что заметили? Так вот, если при произнесении согласных ваше горлышко «дрожит», то значит это какой звук? А если нет?

- Повторим еще раз правило.

- Посмотрите на слова ниже. Катя, прочти. Что вам нужно сделать?

Сравним первые звуки, а для этого сначала составим звуковую модель к  словам. Надо выйти к доске и составить модель.

- Посмотрите, правильно ли составили?

- Сравните, первые звуки слов Гол и Кол. Что вы заметили? А что означает колокольчик? А как мы можем проверить, что Г звонкий? Ребята, такие буквы называют парными по глухости-звонкости.

- Молодцы. А теперь встаньте, отдохнем.

Физминутка.

Мы немножечко устали-

Отдохнуть пора, дружок.

Белка прыгает по веткам-

Легкий делает прыжок.

Вправо-влево 2 наклона,

3 хлопка и 2 прыжка.

Руки вверх поднимем выше,

Вдох глубокий – ровно дышим.

Отдохнули мы  - ура!

Заниматься нам пора!

Б) Упражнение на слушание. Наблюдение над языковым материалом.

- Ребята, небольшая разминка. Игра «Найди меня» Сейчас я буду произносить слова в которых будут встречать звуки [г]-[к]. Если вы слышите в слове звук [г]- вы хлопаете, если звук [к], топаете. Задание всем понятно? Маша, повтори его.

Горка, порка, речь, норка, гром, тост, Гена, Коля, кости, мостик, ноги, юбка, губа, мяч

4.2) Работа с буквами. Моделирование

- Посмотрите на схему в левом нижнем углу.

- Проверти, верно ли составлена схема к слову икра, назовите второй звук в этом слове.  Посмотрите на вторую схему, где стоит колокольчик? Что он обозначает? Заменить первый звук в этом слове парным звонким согласным звуком. Какое слово у вас получилось?

- К и Г какие звуки??

4.3) Слоговая работа. Наблюдение над языковым материалом.

Ка – ки – ку – кю – кы

Гя – го – ге – га – гэ

        а) прочитывает учитель

        б) учитель и дети

        в) отдельные учащиеся

        г) игра «Ловушка».

Задания: - обведите синим карандашом слоги с твердым согласным.

               - обведите зеленым карандашом слоги с мягким согласным.

5) Чтение слов с новыми буквами.

А) Наблюдение над языковым материалом.

 - Смотрим карточки. Прочтите про себя слова. Какое первое слово написано в первом столбике? Разделим слово на слоги. Сколько слогов в данном слове? Давай прохлопаем. ЛАК. Какое правило мы знаем про слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.) Подчеркните гласную. Что подчеркнули? (разбор первого столбика)

- С какого слова начинается второй столбик? Сколько гласных в слове? Сколько слогов? Поставим ударение, что сделаем для этого? Позовем слово.

- Разберем второе слово. Поставим ударение. Сравните эти два слова (горы-гора). Что вы заметили?

Б) Работа с картинками. Метод конструирования и подбора языкового материала                                                                            

- Ребята, посмотрите на рисунки. Кто изображен на них? Ребята, девочек зовут Кира и Галя, а мальчиков Гена и Коля; Напечатайте у себя сверху клеточек имена ребят, вот так (на доске образец) и разберите эти слова, составьте звуковые модели в клеточках. Вот так. (образец на доске)

Задание:

1) сравнить первые звуки в словах Кира, Коля (в слове Кира первый звук — мягкий согласный звук [к’], а в слове Коля — твердый согласный звук [к], звуки [к’] и [к] — это парные по твердости — мягкости звуки);

2) сравнить первые звуки в словах Гена, Галя (в слове Гена первый звук — мягкий согласный звук [г’], а в слове Галя — твердый согласный звук [г], звуки [г’] и [г] — это парные по твердости — мягкости звуки);

3) сравнить первые звуки в словах Кира, Гена (первые звуки в этих словах мягкие, но в слове Кира первый звук [к’] — глухой согласный, а в слове Гена первый звук [г’] — звонкий согласный, звуки [к’] и [г’] — это парные по звонкости — глухости звуки);

4) сравнить первые звуки в словах Коля, Галя (первые звуки в этих словах твердые, в слове Коля первый звук [к] — глухой согласный, а в слове Галя первый звук [г] — звонкий согласный).

- Молодцы. Хорошо поработали.

6) Итог урока: Обобщающее слово учителя.

- Ребята, скоро прозвенит звонок, подведем итог.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что обозначает красный колокольчик? Как определить — звонкий ли согласный? (нам помогает ладошка).

- Ребята, звуки [г]-[к], какие?

- Ребята, вы довольны своей работой на уроке? Похвалите себя, погладьте по голове, кто доволен. Всем спасибо за урок. Вы свободны.

7) Д/з.

- Дома, прочтите рассказ Г. Остера «Секретный язык».

Методическое обоснование.

Данный урок проводится в системе уроков обучения грамоте в 1 классе по программе «Школа России».

Тема урока: дифференциация звуков [Г]-[К].

Данный урок является комбинированным в системе знаний, т.к. он включает в себя этапы повторения, объяснения нового материла и закрепления изученного.

На данном уроке были реализованы все поставленные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные, коммуникативные.        

Поставленные задачи определили подбор материала для урока, чередование видов деятельности.

В первом классе на уроках большое внимание уделяется формированию у учащихся организационным умениям и навыкам, поэтому в начале урока с учащимися были повторены правила подготовки рабочего места, пользования учебными принадлежностями, правила посадки.

Интерес к изучаемому материалу поддерживался логикой построения урока, ярким наглядным материалом, проблемными вопросами.

Для активизации умственной деятельности в начале урока была проведена разминка с цветными карандашами (синий- согласный твердый, зеленый- согласный мягкий, красный-гласный), что позволило учащимся не только повторить ранее изученный материал, но и настроиться на рабочий лад.

На этапе изучения нового материала использовались загадки и  наглядный материал к ним. Это позволило заинтересовать учащихся и подтолкнуло их к решению проблемной ситуации.

В дальнейшем на уроке учащиеся продолжили работу по составлению звуковых моделей, деление слов на слоги, постановка ударений. Чтение слогов, слов с новой буквой, чтение предложений- все это нужно для развития слогового чтения.

В течение всего урока учащиеся, получая новые знания, учились применять их в практической деятельности, такой как игры «Найди меня», «Ловушка», которые формирует фонематический слух учащихся; работа с текстом в учебнике, умение найти нужную букву. Проведение такой работы помогает установить обратную связь и активизировать мыслительную деятельность учащихся.

При разработке урока учитывались общедидактические принципы обучения: принцип сознательности обучения (истолкование новых языковых явлений; осознания учащимися стоящих перед ними задач («вставь пропущенные буквы», и т.п.)); наглядности (соотнесение иллюстрации и речевого образца); принцип систематичности (подача материала «от легкого к трудному»); доступности (учебный материал подается в доступной, местами игровой форме); прочности знаний (есть учебная база, на которую можно опираться учителю во время проведения урока) и частно-дидактические: принцип устного опережения (материал сначала отражается устно, а потом письменно); принцип устной основы обучения (усвоения всего языкового материала происходит через устную речь); принцип выразительного чтения.

В ходе проведения урока выявлялись трудности, которые испытывали учащиеся при изучении языкового материала. У некоторых учащихся трудности возникали в ходе делении слов на слоги и постановки ударения. (Для решения данной проблемы, те учащиеся, которые не справлялись с работой, оставались после уроков и выполняли дополнительные тренировочные упражнения с объяснением учителя)

Построение структуры урока и его содержание соответствует методическим рекомендациям, которые даются при разработки каждого урока обучения грамоте в 1 классе.  

На уроке использовались такие средства обучения, как наглядные плоскостные (иллюстрации настенные, магнитные доски, готовые звуковые модели).

Систему методов и приемов составляют различные виды монологов учителя (ввод ный, инструктирующий, сообщающий, обобщающий и др. «слова учителя»); проводится работа над наблюдением языкового материала, конструирования и подбора языкового материала, моделирование. В результате выполнения определенных учебных действий предполагает ся, что будет достигнута основная цель урока: усовершенствовать навыков дифференциации звуков и букв [Г]-[К] в устной и письменной речи.

Большое внимание в первом классе уделяется также работе с учебником. Рассмотреть иллюстрации, назвать слова с новыми звуками, прочитать слоги, слова, предложения, небольшие тексты - всё это помогает детям ориентироваться в учебнике, овладеть навыком чтения, а, следовательно,  формирует информационные умения и навыки, которые будут необходимы на протяжении всей учебной деятельности.

При формировании общеучебные умений и навык я не забывала и о психологическом климате в классе: мажорный тон урока, атмосфера психологического комфорта, поощрение за успешность работы - всё это помогло сделать урок обучения грамоте яркими и эффективными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц."

На уроке использованы разнообразные дидактические игры, направленные на формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения....

Урок обучения грамоте "Буквы Ж,ж. Звук [ж]"

Цифровой ресурс содержит разработку урока, презентацию учебного материала, рисунок-раскаску "Найди букву"....

Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки.

Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласные и согласные звуки"...

Урок обучения грамоте (чтение) "Мир полон звуков. Звуки в природе" УМК "Перспектива"

Данную презентацию можно использовать как на уроках обучения грамоте, с целью формирования представления о неречевых звуках.....

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...