Причины возникновения дисграфии и дислексии у младших школьников
консультация по логопедии (1 класс) на тему

Аблямитова Мерьем Сибулаевна

В  наше время в обществе наблюдается – децелерация. Это замедленный темп физиологического и интеллектуального развития детей.

      Дети, поступающие в первый класс,  имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Отсюда возникает необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно – воспитательного процесса. При этом педагоги даже высочайшего класса ни на первой, ни на второй ступени обучения не смогут обойтись без помощи психолога и логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины возникновения дисграфии и дислексии у младших школьников

В  наше время в обществе наблюдается – децелерация. Это замедленный темп физиологического и интеллектуального развития детей.

      Дети, поступающие в первый класс,  имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Отсюда возникает необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно – воспитательного процесса. При этом педагоги даже высочайшего класса ни на первой, ни на второй ступени обучения не смогут обойтись без помощи психолога и логопеда.

      По мнению психологов, на успеваемость  влияют более 200 факторов, но существует фактор, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. В наши дни в целом по стране свыше 30% детей поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по разному сказываются на общем развитии ребенка, поэтому необходима  своевременная  логопедическая помощь.

     Причины, обусловившие децелерацию последних поколений:

  • массовая алкоголизация и наркотизация населения;
  • злоупотребление фармацевтическими препаратами;
  • некачественное питание беременных;
  • отягощенная наследственная патология беременности и родов;
  • анемия и неврозы у родителей.

Это биологические факторы, но есть  факторы  и социально – экономические:

  •  массовое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и здравниц;
  • отсутствие узких специалистов в системе дошкольного и школьного образования;
  • занятость родителей;
  • перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой и телекоммуникации.

Катастрофический рост масштабов школьной дизадоптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

  Контингент детей начальной школы, страдающих речевыми нарушениями многообразен. Это сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности: нарушение эмоционально – волевой сферы, низкой умственной работоспособностью, повышенной аффектной возбудимостью. У многих детей наблюдается нарушение активного внимания и памяти.

      Речевые нарушения нередко сочетаются с недостаточностью мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, геометрических форм, счетных операций, что в конечном итоге приводит к стойким специфическим ошибкам в письме, при чтении т.е дисграфии и дислексии. Снижается также возможность успешного обучения математике, естественным наукам, музыке изобразительному искусству.

     Установлено что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова: они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова не всегда достаточно дифференцируя на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парными, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся одним только звуком.

       В письменной работе всех детей с фонетическим недоразвитием, независимо от степени овладения им соответствующим навыком, имеются специфические ошибки на замену и смешение букв. Например: «вошадь», (лошадь), «жубы», (зубы), «водка»(лодка), «рожка» (ложка), «кослик», (козлик) «синок» (щенок),  «вавли» (вафли), «тошка» (кошка).

      На ряду со специфическими ошибками наблюдаются и такие, как пропуск букв по графическому сходству. Например «магазим», «тезлевизор», «девевья», «бабабушка», «жукчат жучейки» и  т.д. Ошибки на правила правописания, которые можно встретить и у учащихся с нормальным речевым развитием,  у детей фонематическим недоразвитием являются более распространенными и более стойкими. Так, ребенок, плохо различающий мягкие и твердые согласные, испытывает затруднения в усвоении правописания слов с твердыми и мягкими согласными перед гласной и т. д.  

         Вместе с обычными педагогами логопед должен каждому ребенку дать понять, что или иные особенности формируют его индивидуальность, делают его уникальной личностью. Любой педагог должен помочь ребенку осознать его самоценность, полезность для общества, социальную востребованность. Ведь в каждом ребенке есть чувство прекрасного, задача педагога найти и затронуть эту тонкую струну. Любое занятие, в том числе и коррекционное, должно быть пронизано любовью к ребенку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии у младших школьников с системным недоразвитием речи средней степени».

В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в коррекционную школу VIII вида учащихся вторых-третьих классов, имеющих значительное недоразвитие грамматического ст...

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников.

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников...

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

Дисграфия и дислексия у младших школьников.

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, к...

Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...

Дисграфия и дислексия у младших школьников

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности эт...