СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ знаний, умений и навыков учащихся начальной школы.
методическая разработка (логопедия, 1 класс) по теме
DВажнейшим специфическим результатом коррекционно-развивающего обучения следует считать индивидуальное развитие каждого ученика как субъекта учения, как личности. Индивидуальные достижения не подчинены заданным нормативам, то есть, при оценке индивидуального результата коррекционно-развивающего обучения используются не принятые мерки и критерии, а достижения в развитии каждого отдельного ученика на том или ином этапе коррекционно-развивающего обучения. Зафиксировать и оценить эти достижения сложнее, чем посчитать число ошибок в диктанте. Значит, надо искать такие же простые и удобные способы оценки результатов коррекционно-развивающего обучения, какие удалось найти для оценки знаний, умений и навыков, усваиваемых в традиционном обучении. Сказанное не означает, что при оценке результатов коррекционно-развивающего обучения можно игнорировать знания, умения и навыки учащихся. Они выступают в функции необходимого средства достижения его целей. Если учащиеся не овладели этим средством, значит коррекционно-развивающее обучение не достигло своих целей. Поэтому вполне уместны контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, рассчитанные на оценку качества знаний и умений учащихся, занимающихся по коррекционно-развивающим программам. Но знания, умения и навыки – это важный, однако «безликий» результат обучения, который менее всего характеризует ученика как субъекта. Более показательно отношение ученика к учению.
В статье представлена структура контроля и формы оценивания учащихся в 1 – 4 классах,
МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ, Карта развития ученика(цы) .Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_i_organizatsiya_bezotmetochnoy_sistemy_kontrolya_znaniy.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ знаний, умений и навыков учащихся начальной школы.
При разработке системы контроля обученности учащихся начальной школы учитывалось, что основной целью обучения является развитие устной и письменной речи в единстве с их мыслительными навыками. Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков своим конечным результатом имеют развитие у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.
Структуры контроля и формы оценивания учащихся в 1 – 4 классах:
Тестовые диагностические работы.
Тестовые диагностические работы проводятся в 4-ом классе для того, чтобы понять с каким уровнем ЗУНов переводится учащийся в среднюю школу, на сколько эффективно удалось компенсировать недостатки устной и письменной речи у учащегося-логопата, сформировать у учащегося умение работать с тестом.
Тест по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
1. Главными называются члены предложения_________________________________________________
Подлежащее обозначает__________________________________________________________________
Сказуемое обозначает_______________________________________________________________
2. Прочитай текст. Разбей его на предложения. Поставь знаки препинания. Подчеркни главные члены в каждом предложении. Определи части речи слов (только у основы предложения).
В лесу.
Хорошо в лесу в полдень красноватые сосны развесили свои иглистые вершины зелёные ёлочки выгибают колючие ветви красуется белая берёзка с душистыми листочками дрожит серая осина коренастый дуб раскинул свои вырезные листья.
3. Составь и запиши предложения с подлежащим: ученик, урок, оценка.
4. Составь и запиши предложение из данных слов. Разбери предложение по членам предложения. Стрелками укажи связь слов в предложении.
Птицы, осенью, улетают, перелётные.
5. Прочитай текст. Подчеркни нераспространённые предложения.
В глубине леса слышится особенный шум. Скрипят клесты. Звенят синицы. Свистит иволга. Звучит звонкая песня зяблика. Щёлкает белка. В ветвях сосен мелькает пушистый беличий хвост.
6. Распространи данные предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа, направленная на формирование у учащихся действий самоконтроля и самооценки.
В результате этой работы фиксируется два умения учащихся: умение сформировать критерии оценки выполненной работы; умение по этим критериям проводить взаимо- и самооценку своих действий.
Например. 1 класс. Тема «Обозначение мягкости согласных на письме». Даются три задания.
- Подчеркни слоги с мягкими согласными. Допиши букву так, чтобы получились слова.
Ма_ , плю_ , кро_ , ки_ , мя_ , ме_ , ши_ , су_ , жи_ .
- Вставь, где нужно, буквы.
Если арм_я (ы, и) сил_на (-, ь), непобедима и страна.
В мел_ких (-, ь) словах и бол_шое (-, ь) д_ло (э, е) утоп_ть (и, ы) можно.
Надоел х_же (у, ю) гор_кой (-, ь) ред_ки (-, ь).
- Найди и исправь три ошибки.
В степи и пасмурно и тёмно:
Ни звозд блестящих, ни луны
На небе нэт; и тышины
Ночной ничто не нарушает.
(А.В.Кольцов)
Работа оценивается в процентах обратно пропорционально допущенным ошибкам.
. Проверочная работа, направленная на выявление уровня освоения учащимися предметных знаний и умений.
Работа носит дифференцированный характер, оценивается по двум основаниям:
- уровень выбранных заданий (степень сложности), первое выбранное задание – 0%, за второе выполненное задание – 10%, за третье выполненное задание – 20%;
- качество предметных знаний и умений. Данный показатель фиксируется в процентном отношении, в обратной пропорции к допущенным ошибкам.
Например. 2 класс. Тема «Правописание безударных гласных». Даются три проверочные работы на выбор.
1. Вставь пропущенные буквы.
Утром на тр_ве р_са. По узкой тр_пе бежим к р_ке. Тихо бьёт о берег в_лна. Пробуем н_гой воду. В_да тёплая.
2. Составь и запиши предложения. Вставь пропущенные буквы.
Пришла, в_сна, тёплая. Ш_роко, разлилась, р_ка. Деревья, л_ствой, покрылись. С_стра, на огороде, г_рох и м_рковь, посадила.
3. Составь и запиши текст. Вставь пропущенные буквы.
Летом п_стух прилёг на тр_ву. Это была зм_я. Вдруг что-то х_лодное коснулось его н_ги. От зм_и остались одни Кл_чки. Жучка стр_лой кинулась на неё.
Контрольная работа, направленная на определение «зоны ближайшего развития» и знаний учащихся.
Например. 3 класс. Тема «Парная согласная»
Осенний парк.
Красив осенний парк. Сколько тут клёнов, сосен, тополей! Деревья надели яркий наряд. Жёлтые и красные листья падают на тропинки. Ветер разносит их по аллеям. Группа девочек собирала листья. Мальчики набрали шишек для уроков труда.(34 слова)
- Выпишите слова с удвоенными согласными и разделите их для переноса.
- Подчеркните парные согласные в конце слов.
Оценивается работа в процентах обратно пропорционально допущенным ошибкам (чем меньше допущенных ошибок, тем больший процент получает ребёнок за выполненную работу, и наоборот).
4.2. МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Результаты тематических работ фиксируются в листке учёта, и по данным листка учёта создаётся диаграмма, отражающая уровень обученности учащегося на начало и конец учебного года. Кроме того, в листке отражается уровень сформированности учебно-организационных умений и уровень учебной активности учащегося. Анализ всех составляющих позволяет определить проблемные «точки» учащегося и правильно организовать работу с конкретным ребёнком.(Приложение 1).
4.2.а. Определение уровня сформированности учебно-организационных умений.
К учебно-организационным умениям, обеспечивающим осуществление учебно-познавательной деятельности школьника, относятся:
- умение определять цель деятельности;
- умение планировать предстоящую деятельность;
- умение выполнять запланированные действия;
- умение контролировать ход и результаты деятельности;
- умение оценивать ход и результаты деятельности.
Уровни определения сформированности умений:
0 – нет осознания и выполнения;
1 – частичное осознание и выполнение;
2 – полное осознание и выполнение.
4.2.б. Определение уровня развития познавательных мотивов и активности производится по результатам наблюдений учителя-логопеда за деятельностью учащихся во время занятий. Определение учебной активности проводится и психологом по методике Н.Г.Лускановой, которая включает анализ рисунков на школьную тему и краткую анкету, отражающую отношение к школе, к учебному процессу.
Высокому уровню учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ребенок набрал 25-30 баллов.
Среднему уровню соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал 15-24 балла.
Низкому уровню соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал менее 15 баллов.
Отношение к учению
Высокий уровень – ученик проявляет повышенный интерес к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда добросовестен в учении.
Средний уровень – ребенок проявляет интерес к учению, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда бывают срывы.
Низкий уровень – ребенок не проявляет интерес к знаниям или интерес ситуативен, учится по принуждению, не проявляет старания.
Начало учебного года | 1 полугодие | 2 полугодие | |
Чтение Осознанность Правильность Выразительность Темп чтения |
|
|
|
Русский язык Каллиграфия Орфография: (Название тематических работ) Развитие устной речи |
|
|
|
Учебно-организационные умения Умение определять цель деятельности Умение планировать предстоящую деятельность Умение осуществлять запланированные действия Умение контролировать ход и результаты деятельности Умение оценивать ход и результаты деятельности |
|
|
|
Сформированность познавательной активности и ценностных отношений Активность познания Отношение к учению Отношение к труду Отношение к людям |
|
|
|
Уровни: высокий –зелёный цвет; средний –жёлтый цвет; низкий –красный цвет
Кроме того, если логопед работает в системе психолого-педагогического сопровождения, ему необходима обратная связь, которой служит диагностическая карта развития ученика, с которой работает учитель, психолог и логопед. Эта карта ведётся только на тех детей, которые трудно поддаются логопедической коррекции. Необходимо выяснить причину неэффективности в работе с ребёнком и разумно подключить к работе психолога и учителя.
Карта развития ученика(цы) школы-интерната им. К.К. Грота
Дата заполнения_______________________
Фамилия, имя____________________________ класс_______________________
Дата рождения_________________
- Заключение МПК при поступлении в школу_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Зрение__________________________________________________________________
- Слух_______________________________________________________________
- Двигательная сфера в целом (хорош.) 0 1 2 3 4 (плох)
- тонкая моторика пальцев рук (хорош) 0 1 2 3 4 (плох)
- координация (хорош) 0 1 2 3 4 (плох)
- уровень общей активности (снижен) 0 1 2 3 4 (повышен)
- гиперкинезы, тики: лица, шеи, туловища, рук
5. Утомляемость (норм.) 0 1 2 3 4 (высокая)
6. Способность сосредоточиться (хор.) 0 1 2 3 4 (плох)
7. Работоспособность (норм.) 0 1 2 3 4 (сильно колебл.)
8. Темп работы на уроке (норм.) 0 1 2 3 4 (замедл.)
9. Импульсивность (отсутствует) 0 1 2 3 4 (резко выражена)
10. Настроение (ровное) 0 1 2 3 4 (резко колеблется)
11. Контактность (лёгкая) 0 1 2 3 4 (трудн.)
12. Отношение к учёбе (заинтер.) 0 1 2 3 4 (равнод.)
13. Отношение к воспитательным мерам (послушен) 0 1 2 3 4 (неуправляем)
14. Поведение соотв. общепринятым нормам (да) 0 1 2 3 4 (нет)
15. Самообслуживание ((полностью) 0 1 2 3 4 (частично)
16. Роль школьника усвоил (да) 0 1 2 3 4 (нет)
17. Собственный дефект осознаёт (да) 0 1 2 3 4 (нет)
18. Возбудимость: двигательная (норм.) 0 1 2 3 4 (сильн.)
эмоциональная (норм.) 0 1 2 3 4 (сильн.)
19. ПРАВОЙ РУКОЙ: пишет, рисует, бросает мяч, вырезает ножницами, выполняет тонкие операции.
ЛЕВОЙ РУКОЙ: пишет, рисует, бросает мяч, вырезает ножницами, выполняет тонкие операции.
ПЕРЕУЧЕННЫЙ ЛЕВША
20. Интеллект в целом (высок.) 0 1 2 3 4 (низк.)
Ориентируется в задании (быстро) 0 1 2 3 4 ((медл.)
Мыслительные процессы (подвижн.) 0 1 2 3 4 (инертные)
В мыслит. деятельности требуется опора на внешние признаки (да) 0 1 2 3 4 (нет)
Самостоятельный контроль за выполнением задания возможен (да) 0 1 2 3 4 (нет)
В мыслительной деятельности переключаемость (лёгкая) 0 1 2 3 4 (трудная)
21. Память в целом (хорошая) 0 1 2 3 4 (плохая)
Зрительная память (хорошая) 0 1 2 3 4 (плохая)
Слуховая память (хорошая) 0 1 2 3 4 (плохая)
Двигательная (моторная) память (хорошая) 0 1 2 3 4 (плохая)
Запоминает (быстро) 0 1 2 3 4 (медл.)
Запоминает (прочно) 0 1 2 3 4 (непрочно)
Воспроизводит в полном объёме (да) 0 1 2 3 4 (нет)
Воспроизводит (самостоятельно) 0 1 2 3 4 (по вопросам)
22. Внимание в целом (хорош.) 0 1 2 3 4 (плох.)
Может сконцентрировать внимание (на прод. время) 0 1 2 3 4 (на короткое время)
Переключает внимание с одного предмета на другой (легко) 0 1 2 3 4 (с трудом)
23. Ориентируется в пространстве в целом (хор.) 0 1 2 3 4 (плох.)
Рисует (хор.) 0 1 2 3 4 (плох.)
Конструирует из элементов (хор.) 0 1 2 3 4 (плох.)
Различает правое-левое (хор.) 0 1 2 3 4 (плох.)
На странице книги, тетради ориентируется (хор.) 0 1 2 3 4 (плох)
24. Обучаемость в целом (хор.) 0 1 2 3 4 (плох.)
Помощь принимает (да) 0 1 2 3 4 (нет)
Учебный материал усваивает быстро (да) 0 1 2 3 4 (нет)
Нуждается в стимуляции учебной деятельности (нет) 0 1 2 3 4 (да)
Лучше всего успевает по_________________________________(предмет)
Хуже всего успевает по___________________________________(предмет)
Школьная оценка по математике________________________
25. Коммуникативная деятельность (хор.) 0 1 2 3 4 (плох.)
Уровень речевой активности в учебной деятельности (высок.) 0 1 2 3 4 (низк.)
Уровень речевой активности во внеурочной деятельности (высок.) 0 1 2 3 4 (низк.)
Является инициатором общения (часто) 0 1 2 3 4 (редко)
Пользуется односложными ответами (редко) 0 1 2 3 4 (часто)
Даёт развёрнутый ответ (часто) 0 1 2 3 4 (редко)
Способен поддерживать речевой контакт (легко) 0 1 2 3 4 (с трудом)
26. Лексический запас (словарь) (норм.) 0 1 2 3 4 (сужен)
Пользуется общеупотребительной лексикой (хорошо) 0 1 2 3 4 (плохо)
Терминологической лексикой (хорошо) 0 1 2 3 4 (плохо)
Конкретной лексикой (хорошо) 0 1 2 3 4 (плохо)
Абстрактной лексикой (хорошо) 0 1 2 3 4 (плохо)
Обобщающей лексикой (хорошо) 0 1 2 3 4 (плохо)
Омонимы (хорошо) 0 1 2 3 4 (плохо)
Антонимы (хорошо) 0 1 2 3 4 (плохо)
Синонимы (хорошо) 0 1 2 3 4 (плохо)
Владеет навыками словообразования (хорошо) 0 1 2 3 4 (плохо)
27. Грамматический строй (норм.) 0 1 2 3 4 (наруш.)
Имеются нарушения в употреблении согласования, управления.
28. Текст (связный) 0 1 2 3 4 (несвязный)
(цельный) 0 1 2 3 4 (фрагментарный)
Рассказ по картинке (хор.) 0 1 2 3 4 (плох.)
Рассказ по серии картинок (хор.) 0 1 2 3 4 (плох.)
Пересказ прочитанного (хор.) 0 1 2 3 4 (плох.)
Учитель-логопед_______________ Психолог_________________ Учитель_____________
Таким образом, важнейшим специфическим результатом коррекционно-развивающего обучения следует считать индивидуальное развитие каждого ученика как субъекта учения, как личности. Индивидуальные достижения не подчинены заданным нормативам, то есть, при оценке индивидуального результата коррекционно-развивающего обучения используются не принятые мерки и критерии, а сдвиги в развитии каждого отдельного ученика на том или ином этапе коррекционно-развивающего обучения. Зафиксировать и оценить эти сдвиги сложнее, чем посчитать число ошибок в диктанте. Значит, надо искать такие же простые и удобные способы оценки результатов коррекционно-развивающего обучения, какие удалось найти для оценки знаний, умений и навыков, усваиваемых в традиционном обучении.
Всё сказанное не означает, что при оценке коррекционно-развивающего обучения можно игнорировать знания, умения и навыки учащихся. Они выступают в функции необходимого средства достижения его целей. Если учащиеся не овладели этим средством, значит коррекционно-развивающее обучение не достигло своих целей. Поэтому вполне уместны контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, рассчитанные на оценку качества знаний и умений учащихся, занимающихся по коррекционно-развивающим программам. И если положительные результаты таких работ сами по себе ничего не говорят, то их отрицательные результаты несомненно свидетельствуют о серьёзных дефектах этого обучения, о том, что его цели не реализованы.
Но знания, умения и навыки – это важный, однако «безликий» результат обучения, который менее всего характеризует ученика как субъекта. Более показательно отношение ученика к учению. Если его не нужно побуждать учиться соблазнительными посулами или угрозой наказания; если он, независимо от учебных успехов, учится с желанием, которое со временем не угасает, а становится всё более устойчивым и ярким; если ученик проявляет всё возрастающую самостоятельность; если он охотно обсуждает с учителем, родителями свои удачи и неудачи, пытаясь понять их причины - это и является основным показателем результативности коррекционно-развивающего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся по теме «Имя прилагательное»»
обобщение знаний учащихся по теме "Прилагательное"...
Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков у учащихся с речевыми проблемами
Комментарии к разработке и использованию тестового материала для проверки уровня усвоения темы ...
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
НОРМЫОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕРУССКИЙ ЯЗЫКМАТЕМАТИКА...
Нормы оценки знаний, умений и навыков в начальной школе.
Данный материал будет полезен учителям начальных классов....
ПОЛОЖЕНИЕ «Об организации контроля знаний, умений и навыков и нормах оценок в начальной школе»
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации, письмом Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/1...
Об организации контроля знаний, умений и навыков и нормах оценок в начальной школе
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 01.12.2007), письмом Минобразования России от 19....
Роль игры домино в формировании вычислительных умений и навыков учащихся начальной школы
Статья посвящена роли домино в формированиии вычислительных умений и навыков учащихся начальной школы....