Логопедическое занятие: Автоматизация звука (Л)
план-конспект занятия по логопедии на тему

Писарева Татьяна Сергеевна

Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_zanyatie_po_zvukoproiznosheniyu_l.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Поронайск.

Конспект индивидуального  логопедического занятия

Тема: Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях, тексте.

Дата проведения: 27.01.12.

                                                           Учитель-логопед: Писарева Т.С.

Конспект индивидуального  логопедического занятия

Тема: Автоматизация звука (Л) в слогах, словах ,предложениях, тексте.

Цель:  формировать  практические умения и навыки  пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой , грамматически правильной) речью.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

-уточнять правильное произношение звука (Л) в слогах, словах, предложениях;

Коррекционно-развивающая:

-развивать фонематические процессы через упражнения в определении места звука в словах, закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-развитие дыхания и голоса;

-развитие грамматического строя речи;

-обогащение словарного запаса по теме «Транспорт»;

-развивать мыслительные операции.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям  через применение игровых приёмов.

Тип занятия: закрепление и систематизация полученных знаний и умений.

Оборудование: Демонстрационное :компьютер; слайды.

                             Раздаточное: сигнальчики зелёного и красного цвета, карточки.

Словарная работа: активизировать в речи слова (лайнер, пилот)

Форма организации: индивидуальная.

Методы и приёмы:  словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация;  игровые упражнения .                                  

                               

Формы, способы и средства результативности обучения: устный ответ,

индивидуальный опрос, работа по карточке.

Педагогические технологии:

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии;

компьютерные технологии.

Ход:        

1.Организующий момент.( Мобилизирующая часть занятия)

Здравствуй, Сергей!   Я предлагаю тебе определить какое у тебя сегодня настроение.(плохое, хорошее, отличное) «Смайлики».

 2. Введение в тему.  Тему занятия подскажут тебе эти картинки.(Лайнер, пилот)

 Это Лайнер -  воздушный вид транспорта,…..Слайд №3

Какой первый звук в слове (Лайнер)

Пилот-это профессия, человек который управляет лайнером в небе.

3.  Сообщение темы. Сегодня мы продолжим работу со звуком (Л).

Сегодня мы  с тобой отправимся в небольшое путешествие на лайнере.

Ты – пилот.

4.Подготовка у путешествию.

а) Моторика для  рук «Кулак-ребро-ладонь».

б) Артикуляционная гимнастика.( чтобы  язычок  был сильным и чётко произносил наш звук, выполним гимнастику для языка).(упражнения выполняем под счёт до пяти: количество  выполнения упражнений-5)  

Упражнения «Улыбка», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Качелька», «Чашечка». «Грибок».Произнесение звука (Л-Л-Л- многократно и отрывисто; попеременно шепотом, тихо, громко). «Пароход гудит»-Ы-Ы-Ы(громко, тихо, шепотом)

в) Характеристика звука (Л)- губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка поднят к верхним зубам. Это согласный звук, твёрдый.

б) Дыхательные упражнения( надувание щёк одновременно и поочерёдно).

5. Автоматизация звука (Л) в слогах и словах.

-Летим над горами.Слайд №4

(произношение слоговых рядов: ла-ло-лу-лы; ал-ол-ул-ыл)

-Каждый пилот должен хорошо слышать и узнавать звук лайнера.

-Игра: «Регулировщик».Если услышишь звук (Л), то подними сигнальчик. Л- зелёный сигнал, нет (Л)- красный сигнал.

Слова( лампа, штурвал, салон, пилот, ракета)

- Какие слова запомнил?

-Какие слова непонятны?

-Какое слово лишнее?

Пролетаем над полями. Слайд №5. Игра «Самый внимательный».

( ландыш ,лук, белка, дятел,) запомни как они расположены. А теперь произнеси их в той же последовательности. Покажи цифрой место звука в слове.

Продолжим наше путешествие. Игра «Рассыпушки».  Слайд №6. На небе рассыпались звуки, собери  рассыпанные звуки и получится слово.

 (о л а б  к о)- облако- произнеси слово ласково  ( облачко) а если их много – облака.)

( подбор слов- действия; признака).

Облако по небу что делает? ( плывёт) ; облако по цвету какое ( белое)

6. Автоматизация звука (Л) в предложении, небольшом тексте. Задание состав предложение из слов: ( работа по карточке- облако, плывёт, белое, небу, по).- количество слов в предложении. Повтори предложение.

Нам пришла телеграмма.  

Л: я прочту тебе телеграмму, а ты если услышишь звук (Л) «Поймай его рукой»

Л: повтори за   м ной.

По небу голубому

 на белом  – белом облачке

Плывёт наш лайнер к дому,

Словно в мягкой лодочке.

Самостоятельное проговаривание.(2 раза)

7.Дом.зад.

8. Итог. Вот   и  завершилось наше путешествие. Какой звук нам помогал путешествовать?

Давай проверим твое настроение. «Смайлик».

 

Самоанализ логопедического занятия.

Тема занятия: Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, предложениях, тексте.

     При подготовке  занятия  учитывалось:  особенности  учащегося: возраст;  логопедическое заключение: нарушения звукопроизношения выраженное недостаточностью всех средств языка с преобладанием смысловой стороны речи по типу «Общее недоразвитие речи Ш уровень; здоровьесберегающий фактор.

     На логопедическом занятии решались следующее

Цель: формировать  практические умения и навыки  пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой , грамматически правильной) речью.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

-уточнять правильное произношение звука (Л) в слогах, словах, предложениях;

Коррекционно-развивающая:

-развивать фонематические процессы через упражнения в определении места звука в словах, закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-развитие дыхания и голоса;

-развитие грамматического строя речи;

-обогащение словарного запаса по теме «Транспорт»

-развивать мыслительные операции.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям  через применение игровых приёмов.

Тип занятия: закрепление и систематизация полученных знаний и умений.

Оборудование: Демонстрационное :компьютер; слайды.

                             Раздаточное: сигнальчики зелёного и красного цвета, карточки.

Словарная работа: активизировать в речи слова (лайнер, пилот)

Форма организации: индивидуальная.

Методы и приёмы:  словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация;  игровые упражнения .                                  

                               

Формы, способы и средства результативности обучения: устный ответ,

индивидуальный опрос, работа по карточке.

Педагогические технологии:

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии;

компьютерные технологии.

   Характеристика ребёнка: учащийся 3 класса; возраст-10 лет обучается по программе  МСКОШИ-8 вида. Логопедическое заключение: нарушения устной речи  выраженное  неполноценностью всех средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи по типу «Общее недоразвитие речи Ш уровень». ( ст.ф.Дизартрии- нарушена была группа свистящих, шипящих- межзубное произношения; звук (Л)-отсутствовал в речи); прямой открытый прикус.

Логопедические занятия посещает с 1 класса

В работе  прослеживалась комплексность  и взаимосвязь поставленных задач с использованием разнообразных методов и  современных технологий.

На занятии соблюдалась структура индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

-пальчиковая гимнастика

-артикуляционная гимнастика

-дыхательная гимнастика

-работа над звукопроизношением ( в слогах. словах, предложения, тексте)

-фонематическое восприятие

-психические процессы

На занятии для закрепления звука использовались различные анализаторы:

-зрительный;

-слуховой;

-тактильно-мышечный;

-мотивационный.

  Считаю, что на занятии была установлена хорошая  психологическая обстановка, т.к. наблюдалась организованное начало занятия. Прослеживалась связь содержания занятия с интересами ребёнка.

Коррекционная направленность занятия: подобраны специальные упражнения на развитие высших психических функций ребёнка. («Лишнее слово»; «Самый внимательный», «Рассыпушки»).  Обогащение словаря существительными множественного числа, уменьшительно-ласкательным суффиксом; составление простого распространённого предложения; обогащение словаря по теме  «Транспорт»;  регулярное закрепление навыков чтения. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

   Считаю, что реализовать поставленные задачи удалось.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия Автоматизация звука Л с применением ИКТ

Логопедическое занятие на этапе автоматизации звука "л" с применением ИКТ. В конспекте вставлены образцы красочных слайдов...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [р]

Конспектиндивидуального  логопедического занятия  Тема: звук [р]Цель: совершенствование произношения звука  [р] в слогах и словах.Задачи:Образовательные: расширять  активный с...

конспект логопедического занятия "Автоматизация звуков [Р] [Р*]»

Конспект  логопедического  занятияпо  теме:  «Автоматизация  звуков  [Р] [Р*]»Цели занятия:Автоматизировать четкое произношение и различение звука [ Р] в слогах, словах и...

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука Л"

В конспекте представлен этап работы по автоматизации звука Л, на уровне слова, предложения, чистоговорки....

Логопедическое занятие Автоматизация звука ч в речи и соотнесение звука с буквой Ч

Конспект и презентация  логопедического занятия  в 1 классе "Автоматизация звука ч в речи и соотнесение звука с буквой Ч"...