Дифференциация звуков С и С' и буква С.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме
Дифференциация звуков С и С'в слогах и словах, обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Применение кинезиологических упражнений на физкультминутке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация звуков С и С' в слогах и словах. | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков С –С’ и буква С.
Цель: учить детей различать звуки С – С’ изолированно, в слогах и словах и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звуки С и С’; флажки синего и зелёного цветов; тетради и ручки; видиозапись гимнастики для глаз Базаного, индивидуальные зеркала.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед. Ребята, я вам покажу картинки, а вы постарайтесь запомнить в какой последовательности они были. (Логопед показывает картинки и прячет). А теперь назовите картинки в той же последовательности.
II. Знакомство с темой занятия.
Логопед: Рассмотрите картинки, назовите их (сыр, сито). Выделите начальные звуки в этих словах (ответы детей).
- Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки С и С’ на слух и в произношении, правильно обозначать их на письме.
III. Работа по теме занятия.
1.Уточнение артикуляции звуков С и С’. Дифференциация изолированных звуков С – С’.
Логопед: Ребята, давайте с вами сравним звуки С и С’ по артикуляции и звучанию, чем они похожи и отличаются. (Дети отвечают).
Звук С – согласный, так как есть преграда – язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии желобка. Звук С – твёрдый, глухой.
Звук С’ –согласный, так как есть преграда – язык. Губы улыбаются Кончик языка внизу, упирается в передние зубы. Средняя часть языка приподнимается вперёд вверх. Воздушная струя длительная, холодная, косо направлена вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук С’ – мягкий, глухой.
Сходство: оба звука согласные, глухие.
Различие: звук С – твёрдый, при его произнесении кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. а звук С’ – мягкий, при его произнесении средняя часть языка приподнимается вперёд, вверх.
2.Выделение звуков из слов.
Логопед. Назовите первый звук в словах: сито, сок, сон, сено, Сеня, села, сын, сыр, семь, восемь, синий, сытый, сырой, сокол.
Образец: сито (С’)
соты (С )
Логопед. Назовите последний звук в словах: нос, весь, пёс, рысь, лось, парус, брось, ось, голос, уксус, гусь.
3.Произношение слогов отражённо.
Логопед. Повторите, пожалуйста, за мной слоги:
са - ся | ся - са | аса - ася |
со - сё | сё -со | асо - асё |
су - сю | сю - су | асу -асю |
сы - си | си - сы | асы –аси |
Логопед. А сейчас мы с вами проведем игру «Наоборот», я буду называть слог с о звуком С, а вы назовите слог со звуком С’ и наоборот.
Образец:
са – ся | сё - со |
со - сё | С си - сы |
Физкультминутка.
а). Расширение сенсомоторного материала.
(Дети называют действия и показывают их с помощью жестов.)
Катились колеса, колеса, колеса. Катились колеса все влево, все косо Скатились колеса На луг под откос, И вот, что осталось от этих колес. | Руки согнуть в локтях, ладони вперед, совершать подталкивающие движения;
руки на поясе, вращательное движение туловищем; то же в обратную сторону; выпрямиться, развести руки в стороны. |
б). Развитие мелкой моторики (с применением кинезиологических упражнений).
- “Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
- “Кулак – ребро – ладонь”. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
- “Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз
в). Глазодвигательные упражнения (с применением гимнастики для глаз Базанова).
4.Выделение звуков из слов.
а). Игра «Будь внимательней».
Логопед. Сейчас я назову слова, а вы поднимите синий флажок, если услышите твёрдый звук С, зелёный – если мягкий звук С’.
Слова: сани, Сима, сирень, сало, салат, синий, письмо, Сеня, роса, гуси, поясок, семена.
б). Игра «Соберём слова».
Логопед. Сейчас один из вас будет поднимать какой – либо из флажков: если он поднимет синий - вы называете слово на С, если зелёный – слово на С’.
в). Определение места звука в слове с опорой на цифровой ряд.
Логопед. Я буду показывать картинки по очереди, а вы будете их называть и определять какой звук С или С’, и на каком месте в слове он стоит: вначале, в середине или в конце. (Логопед показывает картинки, дети определяют место звука в слове).
5.Работа с деформированным словом.
Логопед. Перед вами слова с недостающими слогами, ваша задача закончить их и записать в тетрадь.
Слог СА: __поги, ли__, __хар, колба__.
Слог СО: коле__, про__, мя__, __бака.
Слог СУ: по__да, ри__нок,
Слог СЫ: бу__, ча__, воло__, поло__.
IV.Итог занятия.
Логопед. Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Давайте повторим, о чём же мы говорили.
-Какие звуки мы с вами сегодня сравнивали на занятии?
-Чем они отличаются?
-Чем они похожи?
- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдого звука С?
-Какие гласные нам нужны для обозначения мягкого звука С’?
- Как ещё мы можем обозначить мягкость согласного на письме.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц.
Цели: Образовательные:умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;формирование навыков ра...
Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц.
Цели: Образовательные:умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;формирование навыков ра...
Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [ц]-[с] и букв с-ц".
Логопедическое занятие в 1 классе для учащихся с ЗПР, имеющих несформированность всех компонентов речи.Цель: учить различать звуки [ц]-[с] в словах.Задачи:· О...
Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»
Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»....
Дифференциация звуков [ч - с\'] и букв Ч -С
Данный конспект урока предлагается для учителей-логопедов, работающих в общеобразовательной школе. Тема урока: "Дифференциация звуков [ч - с\'] и букв Ч -С".Задачи урока:1....
Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии, во втором классе по теме:Дифференциация звуков [C] - [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях....