Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц.
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме
Цели:
Образовательные:
- умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
- дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
- упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
- формирование навыков работы по инструкции.
Коррекционные:
- развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
- развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.
Воспитательные:
- формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.
Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differenciaciya_zvukov_i_bukv_ch-c_gotovoe.doc | 69 КБ |
prezentaciya1_ch-c.pptx | 693.63 КБ |
zadaniya_ch-c.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц».
Цели:
Образовательные:
- умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
- дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
- упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
- формирование навыков работы по инструкции.
Коррекционные:
- развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
- развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.
Воспитательные:
- формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.
Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.
Ход занятия
1. Орг. момент (слайд 2)
Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».
2. Объявление темы занятия. (слайд 3)
Смотрите на таблицу, там спряталось слово. Если соберем буквы правильно, оно у нас получится. Внимательно слушайте мои команды и выделяйте буквы, которые будем собирать, - и вы сможете прочитать полученное слово.
Первая буква – Ц. Дальше один шаг влево и останавливаемся – Ы. Вверх– П. Влево – Л. Вниз – Ё. Влево – Н. Вниз – О. Вниз – Ч. Влево – Е. Вверх – К.
Б | В | Г | Д | Е | Ж |
З | И | Л | П | Л | Е |
М | Н | Ё | Ы | Ц | Ъ |
К | О | Р | К | Ф | Я |
Е | Ч | У | Ш | Ю | Щ |
Какое слово получилось? Назовите все звуки по порядку. Сколько их?
- Назовите, какой звук стоит на 1-м месте, на 8-м месте?
- Какие звуки буквы мы сегодня будем различать?
Звуки [ч] и [ц].
О каких буквах мы будем говорить на занятии?
О буквах Ч и Ц.
3. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются.
Произнесите звуки [ц] и [ч] и посмотрите в зеркала.
4. Анализ артикуляции. (слайд 4)
Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т'] + [ш'].
Ребята, давайте найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].
(Ученики выполняют задания.)
Различие | [Ч] | [Ц] |
|
|
|
5. Характеристика звуков.
[Ч] | [Ц] |
|
|
6. Связь звуков и букв.(слайд 5)
Ребята, послушайте стихотворения:
Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?
А верхний элемент у буквы Ч?
Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Звуки [ч]- [ц]».
7. Развитие фонематического слуха:
Сейчас мы с вами поиграем в шифровальщиков, я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], нарисуйте в тетрадях стрелочку вверх, если [ц]- стрелочку вниз. ( -звук [ч], -звук [ц])
Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.
8. Дифференциация звуков в слогах. (слайд 6)
- Что же происходит с нашими губками, когда мы говорим звуки [ч] и [ц]?
(вспоминаем особенности артикуляции). Читаем слоги в таблице.
- губы округлены ( звук [ч]) - губы в улыбке (звук [ц])
А | А | А |
О | О | О |
У | У | У |
И | И | И |
Е | Е | Е |
Я | Я | Я |
Ю | Ю | Ю |
Э | Э | Э |
9. Пальчиковая гимнастика
- Поиграем с пальчиками.
“Этот пальчик мой танцует,
этот вот кружок рисует,
этот пальчик ловко скачет
Словно легкий- лёгкий мячик.
А мизинчик, мой малышка.
ноготком скребет, как мышка.
А большой мой толстячок
повалился на бочок”
10. Дифференциация звуков в словах. (слайд 7)
В каких словах вы сейчас опять услышали звук [ч]?
(пальчик, мизинчик, скачет, мячик, толстячок, бочок)
- А теперь давайте попробуем так изменить слово, чтобы в нем появился звук [ц].
(пальчик – палец, мизинчик – мизинец)
- Оказывается в некоторых словах звуки [ч]- [ц] могут чередоваться.
- Я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебники”. В карточке написано слово со звуком [ц], а вы превращаете его в [ч]:
кольцо – колечко
курица – курочка
огурец – огурчик
пуговица – пуговичка
птица – птичка
сестрица – сестричка
лисица – лисичка
улица – улочка
рукавицы – рукавички
водица – водичка
яйцо – яичко
перец – перчик
заяц – зайчик
овца – овечка
крыльцо – крылечко
перец – перчик
лицо – личико
словцо – словечко
луковица – луковичка
блюдце – блюдечко
11. Дифференциация звуков в предложении
Закончите предложения. (слайд 8)
После среды наступает ....
На концерте выступали……
Ручей мельче ....
Пчёлы разносят цветочную ....
Слова для справок:
пыльцу, четверг, скрипачи, речки.
12. Дифференциация звуков в тексте. (слайд 9)
Восстановление деформированного текста. Составьте из предложений рассказ, расставив предложения по порядку:
Гнездо.
У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.
13. Домашнее задание. (слайд 10)
Дома выполните следующее задание: из слов, написанных на карточке, составьте предложения:
Птицы кормить птенчики
Дети поливать огурцы и чеснок
Мальчик в окно стучит
Цветы в саду цвести
14. Итог занятия.
Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать звуки [ч]- [ц], буквы ц и ч?
15. Оценка работы детей на занятии.
Детям предлагается через выполнение определенных движений дать оценку своим достижениям на занятии, а также выразить свое отношение к занятию. Предлагаются следующие движения:
· присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;
· стоя, руки по швам - хорошая оценка, позитивное отношение;
· поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.
Спасибо, ребята! Молодцы! (слайд 11)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
четко повторить скороговорку: «У чёрной курицы четыре цыпленка».
Найдите слово в таблице: Б К Р О Щ Я Ъ Е Ж Е Д Г В М К Е Ч У Ш Ю З И Н Ё Ы Ц Ф Л П Л
улыбаются округляются немного раскрыты за верхними зубами за нижними зубами
На что похожа буква? Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.
ПРОЧИТАЙТЕ СЛОГИ: АЧ АЧ АЦ ОЦ ОЧ ОЦ УЧ УЦ УЧ ИЦ ИЧ ИЧ ЕЧ ЕЦ ЕЦ ЯЦ ЯЦ ЯЧ ЮЦ ЮЧ ЮЦ ЭЧ ЭЧ ЭЦ
ЗВУКИ [Ц] И [Ч] В СЛОВАХ: ПАЛЬ Ч ИК- ПАЛЕ Ц МИЗИН Ч ИК- МИЗИНЕ Ц
ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: После среды наступает... четверг. На концерте выступали… скрипачи. Ручей мельче... речки. Пчёлы разносят цветочную... пыльцу.
РАССТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ: Гнездо. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составьте предложения из слов: Птицы птенчики кормить Дети поливать огурцы и чеснок Мальчик в окно стучит Цветы в саду цвести
СПАСИБО, РЕБЯТА! МОЛОДЦЫ!
Предварительный просмотр:
Б | В | Г | Д | Е | Ж |
З | И | Л | П | Л | Е |
М | Н | Ё | Ы | Ц | Ъ |
К | О | Р | К | Ф | Я |
Е | Ч | У | Ш | Ю | Щ |
Б | В | Г | Д | Е | Ж |
З | И | Л | П | Л | Е |
М | Н | Ё | Ы | Ц | Ъ |
К | О | Р | К | Ф | Я |
Е | Ч | У | Ш | Ю | Щ |
Измени слово, чтобы
в нем появился звук [Ч]:
кольцо – ____________________________
курица – ____________________________
огурец – ____________________________
пуговица –__________________________
птица – _____________________________
Измени слово, чтобы
в нем появился звук [Ч]:
сестрица – ___________________________
лисица – _____________________________
улица – ______________________________
рукавицы – ___________________________
водица – _____________________________
Измени слово, чтобы
в нем появился звук [Ч]:
яйцо – _______________________________
перец – ______________________________
заяц – _______________________________
овца – _______________________________
крыльцо – ____________________________
Измени слово, чтобы
в нем появился звук [Ч]:
перец – ______________________________
лицо – ______________________________
словцо – _____________________________
луковица – ___________________________
блюдце – ____________________________
Закончите предложения.
После среды наступает ...
На концерте выступали…
Ручей мельче ...
Пчёлы разносят цветочную ...
пыльцу четверг скрипачи речки
Закончите предложения.
После среды наступает ...
На концерте выступали…
Ручей мельче ...
Пчёлы разносят цветочную ...
пыльцу четверг скрипачи речки
Гнездо.
Ласточка весело защебетала.
У ласточки было четыре птенца.
Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка не могла помочь ему.
Один птенчик выпал из гнезда.
Гнездо.
Ласточка весело защебетала.
У ласточки было четыре птенца.
Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка не могла помочь ему.
Один птенчик выпал из гнезда.
А | А | А |
О | О | О |
У | У | У |
И | И | И |
Е | Е | Е |
Я | Я | Я |
Ю | Ю | Ю |
Э | Э | Э |
А | А | А |
О | О | О |
У | У | У |
И | И | И |
Е | Е | Е |
Я | Я | Я |
Ю | Ю | Ю |
Э | Э | Э |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц.
Цели: Образовательные:умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;формирование навыков ра...
Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [ц]-[с] и букв с-ц".
Логопедическое занятие в 1 классе для учащихся с ЗПР, имеющих несформированность всех компонентов речи.Цель: учить различать звуки [ц]-[с] в словах.Задачи:· О...
Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»
Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»....
Дифференциация звуков [ч - с\'] и букв Ч -С
Данный конспект урока предлагается для учителей-логопедов, работающих в общеобразовательной школе. Тема урока: "Дифференциация звуков [ч - с\'] и букв Ч -С".Задачи урока:1....
Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии, во втором классе по теме:Дифференциация звуков [C] - [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях....
Занятие по логопедии в 4-м классе. Тема: Дифференциация звуков [б] , [д] и букв «Б» «Д» в словах и предложениях.
Цель занятия: формирование полноценных представлений о звуках[б] ,[д] в сравнении, сходства и различия артикуляции, различие букв «Б», «Д» на письме и при чтении. Задачи занятия...