Дифференциация звуков [ч - с'] и букв Ч -С
план-конспект урока по логопедии на тему

Газетдинова Фируза Файзерахмановна

Данный конспект урока  предлагается для  учителей-логопедов, работающих в общеобразовательной школе. Тема урока: "Дифференциация звуков [ч - с'] и букв Ч -С".Задачи урока:

1.     Формировать устойчивый навык определения положения органов артикуляции и делать вывод о сходстве и различии звуков на основе тактильно – слуховых ощущений, соотносить звуки с соответствующими буквами.

2.     Упражнять в произнесении слоговых сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов, содержащих оппозиционные звуки, правильно произносить слова из 3 – 4 слогов.

3.     Закреплять умение выделять оппозиционные звуки из слов, правильно обозначать их на письме.

Конспект урока составлен с учетом  специфических и возрастных особенностей детей с нарушениями устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ch-s.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Дифференциация звуков [ ч – с’] и букв Ч –С.

Цель: учить дифференцировать звуки [ ч – с’] и буквы Ч –С.

Задачи.

  1. Формировать устойчивый навык определения положения органов артикуляции и делать вывод о сходстве и различии звуков на основе тактильно – слуховых ощущений, соотносить звуки с соответствующими буквами.
  2. Упражнять в произнесении слоговых сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов, содержащих оппозиционные звуки, правильно произносить слова из 3 – 4 слогов.
  3. Закреплять умение выделять оппозиционные звуки из слов, правильно обозначать их на письме.

Оборудование.

Зеркала, тетради, цветные карандаши, маски, картинки для артикуляционной гимнастики, слоговая таблица, компьютер, экран.

Ход урока.

1.1.Организационный момент.

-Я сегодня умная, Рауль, а ты какой?

- Мы сегодня умные, дружелюбные, внимательные. Значит, урок пройдет успешно.

1.2. Артикуляционная гимнастика.

-  Начинаем артикуляционную гимнастику.

-«Заборчик»;

- «Бублик»;

- «Заборчик – бублик»;

- «Почистим нижние зубки»;

-  « Почистим  верхние зубки»;

- « Качели».

2.1. Определение цели урока.

 –Артур и Камиль приготовили для вас загадки. Давайте, послушаем и отгадаем. Артур, пожалуйста.

С грудкой желтой знаем птицу,

Называется  (синица).

- Камиль, пожалуйста.

Мы день не спим, мы ночь не спим,

И день, и ночь стучим, стучим (часы).

-Назовите первый звук в слове синица ([с’]).

-Назовите первый звук в слове часы ( [ч]).

- Кто скажет, какие звуки мы будем различать?

- Звуки [ с’, ч].

3.Первичное усвоение новых знаний.

3.1.Анализ артикуляции и характеристика звуков «Ч», «СЬ». Определение сходства и различия. Начертить схемы.

- Как работают органы речи при произнесении звука [ч ] – покажет Диана.

- Как работают органы речи при произнесении звука [с’] -  покажет Ильзира.

- Остальные работают в тетрадях.

- Диана дает характеристику звуку [ч ].

-При произнесении звука [ч ] губы –«бубликом», между зубами – небольшое расстояние, язык – вверху, воздух –прерывистый, теплый; голосовые связки не работают. Звук [ч ] – согласный, глухой, всегда мягкий. На письме обозначается буквой Ч.

- Ильзира дает характеристику звуку [с’].

- При произнесении звука [с’] губы – «заборчиком», между зубами – небольшое расстояние, язык – внизу, воздух – непрерывистый, холодный; голосовые связки не работают. Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий. На письме обозначается буквой С.

- Чем схожи эти звуки?

- Воздух встречает преграду, голосовые связки не работают, губы и язык напряжены.

- Чем отличаются эти звуки?

- При произнесении звука [ч ] губы – круглые, язык – вверху, воздух теплый.

При произнесении звука [с’]  губы – улыбаются, язык – внизу, воздух – холодный.

3.2. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Будь внимателен»

 - Встаем, закрываем глаза масками. Услышав звук [с’]  - плавно приседаем, услышав звук [ч ]- резко поднимаем кулачки вверх.

3.3. Чтение слоговых  рядов: индивидуально, хором, с переносом ударения.

СЯ - ЧА – СЯ

ЧА – СЯ – ЧА

ИСЬ – ИЧ – ИСЬ  

СЬТЯ – ЧТЯ – СЬТЯ

КСЯ – КЧА – КСЯ

АСЬ – АЧ – АСЬ

ЧКА – СЬКА – ЧКА

- Читаем шепотом; читает Рома; первый ряд читает с ударением на первый слог; второй ряд – с ударением на второй слог; читаем хором с ударением на третий слог.

4. Первичное закрепление новых знаний.

4.1. Работа в тетрадях. Задание 2.

- Работаем самостоятельно. Проверяем и оцениваем работу соседа.

4.2.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Речевая игра «Похлопаем». Дети становятся парами друг против друга. Не спеша, хлопая на каждый слог в ладоши, повторяют.

Хло-пай, хло-пай, по-ско-рей!

Хло-пай, хло-пай, ве-се-лей!

Подняв обе руки на уровень плеч, в быстром темпе хлопают по ладошкам партнера, произнося звуковые сочетания.

        КО – СИЧ, КО – СИЧ, КО – СИЧ – КА.

        СИ – НИЧ, СИ – НИЧ, СИ – НИЧ – КА.

        СЕ – ТОЧ, СЕ – ТОЧ, СЕ – ТОЧ – КА.

4.3. Работа в тетрадях. Задание 3.

- Вставляем пропущенные буквы. Вика читает слова первой строчки.

Из данных слов составляем предложение. Синичка села на веточку. Камиль работает у доски, остальные - в тетрадях. Пишем проговаривая по слогам.

- Лера читает слова второй строчки. Из данных слов составляем предложение. Василий ловит карасей на крючок. Данил работает у доски, а остальные – в тетрадях.

 7.Рефлексия.

Продолжите предложение: «Сегодня на уроке мы…», отвечая на вопрос.

Какие звуки различали?

- Оцените свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц.

Цели: Образовательные:умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;формирование навыков ра...

Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц.

Цели: Образовательные:умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;формирование навыков ра...

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [ц]-[с] и букв с-ц".

Логопедическое занятие в 1 классе для учащихся с ЗПР, имеющих несформированность всех компонентов речи.Цель: учить различать звуки [ц]-[с] в словах.Задачи:·        О...

Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»

Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»....

Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии, во втором классе по теме:Дифференциация звуков [C] - [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях....

Занятие по логопедии в 4-м классе. Тема: Дифференциация звуков [б] , [д] и букв «Б» «Д» в словах и предложениях.

Цель занятия: формирование полноценных представлений о звуках[б] ,[д]    в сравнении, сходства и различия артикуляции, различие букв «Б», «Д» на письме и при чтении. Задачи занятия...