Дифференциация звуков [ч - с'] и букв Ч -С
план-конспект урока по логопедии на тему
Данный конспект урока предлагается для учителей-логопедов, работающих в общеобразовательной школе. Тема урока: "Дифференциация звуков [ч - с'] и букв Ч -С".Задачи урока:
1. Формировать устойчивый навык определения положения органов артикуляции и делать вывод о сходстве и различии звуков на основе тактильно – слуховых ощущений, соотносить звуки с соответствующими буквами.
2. Упражнять в произнесении слоговых сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов, содержащих оппозиционные звуки, правильно произносить слова из 3 – 4 слогов.
3. Закреплять умение выделять оппозиционные звуки из слов, правильно обозначать их на письме.
Конспект урока составлен с учетом специфических и возрастных особенностей детей с нарушениями устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ch-s.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Дифференциация звуков [ ч – с’] и букв Ч –С.
Цель: учить дифференцировать звуки [ ч – с’] и буквы Ч –С.
Задачи.
- Формировать устойчивый навык определения положения органов артикуляции и делать вывод о сходстве и различии звуков на основе тактильно – слуховых ощущений, соотносить звуки с соответствующими буквами.
- Упражнять в произнесении слоговых сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов, содержащих оппозиционные звуки, правильно произносить слова из 3 – 4 слогов.
- Закреплять умение выделять оппозиционные звуки из слов, правильно обозначать их на письме.
Оборудование.
Зеркала, тетради, цветные карандаши, маски, картинки для артикуляционной гимнастики, слоговая таблица, компьютер, экран.
Ход урока.
1.1.Организационный момент.
-Я сегодня умная, Рауль, а ты какой?
- Мы сегодня умные, дружелюбные, внимательные. Значит, урок пройдет успешно.
1.2. Артикуляционная гимнастика.
- Начинаем артикуляционную гимнастику.
-«Заборчик»;
- «Бублик»;
- «Заборчик – бублик»;
- «Почистим нижние зубки»;
- « Почистим верхние зубки»;
- « Качели».
2.1. Определение цели урока.
–Артур и Камиль приготовили для вас загадки. Давайте, послушаем и отгадаем. Артур, пожалуйста.
С грудкой желтой знаем птицу,
Называется (синица).
- Камиль, пожалуйста.
Мы день не спим, мы ночь не спим,
И день, и ночь стучим, стучим (часы).
-Назовите первый звук в слове синица ([с’]).
-Назовите первый звук в слове часы ( [ч]).
- Кто скажет, какие звуки мы будем различать?
- Звуки [ с’, ч].
3.Первичное усвоение новых знаний.
3.1.Анализ артикуляции и характеристика звуков «Ч», «СЬ». Определение сходства и различия. Начертить схемы.
- Как работают органы речи при произнесении звука [ч ] – покажет Диана.
- Как работают органы речи при произнесении звука [с’] - покажет Ильзира.
- Остальные работают в тетрадях.
- Диана дает характеристику звуку [ч ].
-При произнесении звука [ч ] губы –«бубликом», между зубами – небольшое расстояние, язык – вверху, воздух –прерывистый, теплый; голосовые связки не работают. Звук [ч ] – согласный, глухой, всегда мягкий. На письме обозначается буквой Ч.
- Ильзира дает характеристику звуку [с’].
- При произнесении звука [с’] губы – «заборчиком», между зубами – небольшое расстояние, язык – внизу, воздух – непрерывистый, холодный; голосовые связки не работают. Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий. На письме обозначается буквой С.
- Чем схожи эти звуки?
- Воздух встречает преграду, голосовые связки не работают, губы и язык напряжены.
- Чем отличаются эти звуки?
- При произнесении звука [ч ] губы – круглые, язык – вверху, воздух теплый.
При произнесении звука [с’] губы – улыбаются, язык – внизу, воздух – холодный.
3.2. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Будь внимателен»
- Встаем, закрываем глаза масками. Услышав звук [с’] - плавно приседаем, услышав звук [ч ]- резко поднимаем кулачки вверх.
3.3. Чтение слоговых рядов: индивидуально, хором, с переносом ударения.
СЯ - ЧА – СЯ
ЧА – СЯ – ЧА
ИСЬ – ИЧ – ИСЬ
СЬТЯ – ЧТЯ – СЬТЯ
КСЯ – КЧА – КСЯ
АСЬ – АЧ – АСЬ
ЧКА – СЬКА – ЧКА
- Читаем шепотом; читает Рома; первый ряд читает с ударением на первый слог; второй ряд – с ударением на второй слог; читаем хором с ударением на третий слог.
4. Первичное закрепление новых знаний.
4.1. Работа в тетрадях. Задание 2.
- Работаем самостоятельно. Проверяем и оцениваем работу соседа.
4.2.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Речевая игра «Похлопаем». Дети становятся парами друг против друга. Не спеша, хлопая на каждый слог в ладоши, повторяют.
Хло-пай, хло-пай, по-ско-рей!
Хло-пай, хло-пай, ве-се-лей!
Подняв обе руки на уровень плеч, в быстром темпе хлопают по ладошкам партнера, произнося звуковые сочетания.
КО – СИЧ, КО – СИЧ, КО – СИЧ – КА.
СИ – НИЧ, СИ – НИЧ, СИ – НИЧ – КА.
СЕ – ТОЧ, СЕ – ТОЧ, СЕ – ТОЧ – КА.
4.3. Работа в тетрадях. Задание 3.
- Вставляем пропущенные буквы. Вика читает слова первой строчки.
Из данных слов составляем предложение. Синичка села на веточку. Камиль работает у доски, остальные - в тетрадях. Пишем проговаривая по слогам.
- Лера читает слова второй строчки. Из данных слов составляем предложение. Василий ловит карасей на крючок. Данил работает у доски, а остальные – в тетрадях.
7.Рефлексия.
Продолжите предложение: «Сегодня на уроке мы…», отвечая на вопрос.
Какие звуки различали?
- Оцените свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц.
Цели: Образовательные:умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;формирование навыков ра...
Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц.
Цели: Образовательные:умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;формирование навыков ра...
Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [ц]-[с] и букв с-ц".
Логопедическое занятие в 1 классе для учащихся с ЗПР, имеющих несформированность всех компонентов речи.Цель: учить различать звуки [ц]-[с] в словах.Задачи:· О...
Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»
Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»....
Дифференциация звуков [C] — [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии, во втором классе по теме:Дифференциация звуков [C] - [З] и букв «С» - «3» в слогах, в словах и предложениях....
Занятие по логопедии в 4-м классе. Тема: Дифференциация звуков [б] , [д] и букв «Б» «Д» в словах и предложениях.
Цель занятия: формирование полноценных представлений о звуках[б] ,[д] в сравнении, сходства и различия артикуляции, различие букв «Б», «Д» на письме и при чтении. Задачи занятия...