Интегрированный урок в 1 классе коррекционной школы 8 вида Тема: Согласный звук [г] и буква Гг.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_gintegrirovannyy_urok.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Согласный звук [г] и буква Гг.
Цель урока: Изучить новый звук и букву Гг, обозначающую этот звук;
Задачи:- Познакомить с новым звуком и буквой Гг, обозначающей этот звук;
- Уточнить артикуляцию и акустические признаки звонкого согласного[г].
-Формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученной буквой;
-Продолжать коррекцию фонематического слуха, работы сенсомоторного аппарата, зрительного восприятия и устной речи;
-Учить узнавать звонкий согласный [г ] на материале слогов и слов, опираясь на артикуляцию и акустические признаки.
-Расширять кругозор; активизировать словарь по теме «Птицы».
-Воспитывать интерес к изучению букв, к чтению.
- Воспитывать слуховое внимание на этот звук, артикуляционную и пальцевую моторику
УМК:1 наборное полотно, слоговые карточки, касса букв, карточки с буквой Гг, предметные и сюжетные картинки, для физкультминутки видео-аудиокассета, ободочки масок гусей, палочки, проволока, медвежонок с корзиной, раздаточный материал у каждого-зеркало, салфетка, иллюстрации. трафареты буквы Г.
2 зеркала, сигнальные карточки, картинки по теме «Птицы»,
набор предметных картинок, в названии которых есть звук [г], профиль артикуляции звука [г], карточки- изображения артикуляционной позы.
Ход урока:
I. Орг. момент.
- Как называется урок?
- Который по счету?
- Чему учимся на уроках обучения грамоте?
- Сегодня у нас на уроке гости, посмотрите и больше не оборачивайтесь.
- А ещё весенняя капель разбудила Мишку косолапого, который пришёл к нам на урок! Он подарит красивые цветы тем ребятам, которые правильно поднимают руку, громко и выразительно читают стихотворение!
II. Проверка домашнего задания.
- Послушаем, как выразительно читают стихи наши ребята!
III. Логопедическая зарядка.
- Ребята, чтобы четко и грамотно читать слова, Галина Александровна с вами проведёт логопедическую зарядку.
1. Карточка№1для статического упражнения (язык-«лопаточка»)
Язычок широкий, гладкий-
Получается лопатка.
2. Карточка№9 для динамического упражнения «вкусное варенье»
Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем…
С губ сотрём следы варенья,
Угощенья- объеденья!
3.Карточка№7для статического упражнения «грибок»
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!
Делаем «горку», крутую - низкую.
4.Карточка№13 для динамического упражнения «маляр»
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Всё до дальнего угла!
5.Карточка№14 для динамического упражнения «змейка»
Показала змейка жало,
Убрала и хвост поджала…
Жало вынула опять,
Хочет всех вас напугать!
6.Упражнение для губ: гласные звуки; трубочка- рупор- улыбочка.
7. Упражнение на дыхание: носом вдох, ртом выдох и наоборот.
8. Набрали в легкие много воздуха- сдуваем снежинки, чтобы быстрее наступила весна.
-А какое сейчас у нас время года? (Весна)
- На улице тепло? (Да)
-Скажем об этом
Ло-ло-ло – на улице тепло;
- Солнце в небе выше, чем зимой? (Выше)
Ко-ко-ко – солнце высоко;
- Но ветер ещё холодный? (Да)
Тру-тру-тру – я мёрзну на ветру;
-Что происходит со снегом? (Снег тает)
Ужи-ужи-ужи – на дороге лужи.
Молодцы!
9. Гимнастика для лица: хмуримся, щуримся, подмигиваем, удивляемся, улыбаемся.
-А сейчас подарили друг другу улыбку, приятного вам урока!
IV. Новая тема.
- Сегодня мы будем изучать новый звук и букву, читать слоги, слова с этой буквой.
- А Мишка косолапый вам приготовил загадку!
- Отгадайте, кто это?
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
- Как догадались?
- Почему дарит перинки?
- Носит красные ботинки?
(На доске иллюстрация «Девочка гонит гусей»)
- Посмотрите на картинку, как выглядит гусь – важный, красивый, с красными лапками.
- Произносим слово «гусь».
Четко! Ещё раз!
- Сколько слогов в этом слове?
- Какой звук слышен в начале слова?
- Произносим этот звук четко!
- Как произносится звук?
- Звонко или глухо звучит?
- А в каких словах слышен этот звук? Назовите их!
(Представлены иллюстрации – горох, грабли, груша, газета, гора).
- Итак, какой звук слышен в этих словах?
- Звук [Г]
V. Правильно произносить этот звук вас научит Галина Александровна!
Постановка звука Г, артикуляция звука Г
При артикуляции звука [ г ]
1. Губы принимают положение следующего звука.
2. Расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного.
3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
4. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.
5. Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].
Произносим чётко слоги: га-го-гу-гы.
Учитель показывает картинку. На ней изображена девочка, которая гонит гусей. Педагог говорит, что гуси идут домой и гогочут: «га-га-га...» «Как гуси гогочут?» — спрашивает педагог. Дети отвечают: «га-га-га...»
Вместе со мной произносим:
Га-га-га – гараж
Ги-ги-ги - гири
Го-го-го – голубь
Гу-гу-гу – гуси
Молодцы!
Формирование правильного, четкого произношения звука г во фразовой речи и воспитание силы голоса.
-Послушайте скороговорку:
Галя и Гоша гусей стерегут,
Гуси гуськом на лужайку бегут.
Попросите детей произнести слова со звуком [Г] из этого стихотворения (Галя, Гоша, гусей, стерегут, гуси, гуськом, бегут).
-А сейчас постараемся произнести скороговорку:
Молодцы!
Формирование фонематического слуха.
- Проведите игру «Хлопни»: пусть ребенок хлопает в ладоши, услышав звонкий согласный [Г]. Для игры используйте ряд слов: радуга, груша, гриб, грибы, горшок, гармошка, груша, голубь, чашка, лейка, капуста.
- Послушайте стихотворение-шутку:
«Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей»
- В каком слове сделана шуточная ошибка? Какой звук надо заменить, чтобы эта шутка звучала правильно? (звук [в] на звук [г])
- Кого же полно на ветвях? (грачей)
Пальчиковая гимнастика.
VI. Знакомство с буквой Гг, Гг.
- звук [г] обозначается буквой Гг.
(Показ карточки Г, г)
- Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
- На что похожа буква Г ?
- Отличается ли заглавная буква Г от маленькой?
- Из каких элементов состоит?
- Сколько надо взять палочек, чтобы составить букву Г ?
- Составьте из палочек! Г
- Из проволоки!
- Возьмите с тарелочки букву Г и обведите её пальчиком! Запомнили?
- Посмотрите на кассу букв, где живёт буква Г ?
- Кто её соседи?
- Поставить букву Гг в кармашек!
- Итак, с каким звуком познакомились?
- Какой буквой обозначается?
(Раздать цветы за ответы!)
VII. Физкультминутка
«2 весёлых гуся»
VIII. Работа со страницей букваря.
- - Рассмотрим картинку в левом верхнем углу букваря!
- Кто это?
- На кружке какого цвета изображена буква Гг? (согласная)
- Посмотрите на доску?
- жила-была буква Г (поставить на наборное полотно). К ней пришла в гости буква А = получился слог ГА (Аналогично проводится работа с буквами О, У, И).
- Читаем слоги ГА ГО ГУ ГЫ ГИ
2. Со страницей букваря. стр. 88
В правом верхнем углу читаем слова, объясняем их значение! (Индивидуальная работа с Вовой).
- Читаем слова слева, рассматриваем иллюстрации Объясняем слова ГИ-РИ, ГА-ЗОН (специально выращенная зеленая полянка).
3. Упражнение по релаксации.
- Следим глазами за полетом бабочки!
- Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем!
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
И работу продолжать!
IX. Закрепление
- Чтение текста стр. 88.
- Как зовут мальчика?
- Кого он пас на лугу?
- Чтение предложений цепочкой!
2. - Составьте предложение по картинке, которая у вас лежит на палочке (Раздать цветы!)
X. Итог урока
- Итак, с каким новым звуком и буквой вы познакомились?
- На уроке письма будем писать эту букву.
- А на прогулке поиграем в игру «Гуси, гуси, га-га-га».
XI. Дома.
I группа читает рассказ;
II группа – слова в правом верхнем углу.
- Спасибо за старание, за вашу работу!
Используемая методическая литература:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Москва, Просвещение, 1991.
2. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. – Ярославль, Академия развития, 2003.
3. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль, Академия развития, 2003.
4.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....
Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.
Урок по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.
Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....
Технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Согласный звук {Й} и буква "и краткое".
Знакомство с особенностями согласного звука {й} и буквой "и краткое"....
Конспект урока по обучению грамоте1 класс УМК "Школа России". Тема: Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б
Цели деятельности учителя: формирование понятия о твердом согласном звуке[б] и мягком [б,] и букве Б б.Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятие «согласный звук», о парности по твер...
Урок обучения грамоте в 1 классе УМК " Школа России" Тема : "Согласный звук [ж] , буквы Ж ж "
Познакомить учащихся звуком [ж] и с буквами Ж,ж , которые его обозначаютучить давать характеристику звукам; различать в словах твердый звук, связывать его с буквой....
Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема: Согласные звуки (х), (х\'), буквы Х, х
Тип урока: Решение учебной задачиЦель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х&r...