Мастер-класс. Способы постановки звука [ Р].Этапы автоматизации.
методическая разработка по логопедии по теме
Предлагаемый материал дает возможность познакомиться с видами нарушений соноров, традиционными методами постановки и способами автоматизации поставленного звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс 25.01.2013г.
Постановка «Р».Способы автоматизации.
Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться с вами способами постановки звука»Р» и видами автоматизации т. е. введение звука в свободную разговорную речь.
Итак к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи и если к 4 годам он не произносит 2 или 3 трудных звука(рлщ), то это не страшно, К 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот если к 5-6 летнему возрасту речь его остается несовершенной, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду. Ведь устная речь- яркий показатель общего культурного уровня человека. Она требует грамотного, четкого и логического изложения мысли. Для этого мы должны воспитывать у детей речь богатую по словарному запасу, грамматически правильную и безупречную в звуковом отношении.
После логопедического обследования, которое проводится с 1по 15 сентября и выявления детей нуждающихся в логопедической помощи, составляется расписание, которое согласовывается с директором, учителями начальных классов и родителями.
И вот, ребенок приходит на первое занятие, он может совсем не знать , для чего он сюда пришел и что с ним будут делать и чаще всего не осознает свой речевой дефект.
На первом занятии выясняем с помощью чего люди разговаривают и для чего нам нужна речь, после непродолжительной беседы, ребенку показывается речевой профиль на котором рассматриваются органы речи. Далее по альбому логопеда(демонстрирую) прошу ребенка еще раз назвать картинки с твердым и мягким «Р».для того , чтобы еще раз уточнить вид нарушения. Дело в том, что выделяют более 30 вариантов нарушения «Р». А делятся все они на 2 вида: РОТОЦИЗМЫ- искажение звука, к ним относится очень распространенный велярный или увулярный или в простонародье- картавый , французский звук; и параротацизмы-это замены «Р» другими звуками-л,и,г,в и т.д. В зависимости от того какое нарушение у данного ребенка я выстраиваю коррекционно-логопедический план. Подбираются определенные артикуляционные упражнения.
Выяснили тип нарушения, начинаем коррекционную работу. 1 этап-подготовительный. На этом этапе уточняются произношение базовых звуков-Д Ж З.Подбираем, разучиваем и выполняем ежедневно дома перед зеркалом артикуляционную гимнастику, которая необходима для выработки полноценных движений губ и языка
Предлагаются следующие артикуляционные упражнения (Демонстрация альбома «Артикуляционная гимнастика»)
1На подъем широкого кончика языка вверх:
«Парус»
«Качели» и др.
2 На выработку сильной направленной воздушной струи.
«Загнать мяч в ворота»
«Фокус»
3 На отработку подвижности языка:
«Маляр»
«Вкусное варенье»
4 На укрепление мышц языка:
»Грибок»
«Гармошка»
«Индюк»
«Дятел»
После отработки артикуляционных упражнений пере ходим к постановке звука. Легче поставить звук когда у ребенка параротацизм, чем исправлять ротацизм т.е. искаженный, картавый звук. Этап постановки начинается с рассматривания речевого профиля. Разбираемся как звук произносится в норме, а как у ребенка. Показываю правильную артикуляцию перед зеркалом. С помощью кистей рук. Задуваю на полоску бумаги, чтобы объяснить, как дрожит язычок.
Существует несколько способов постановки звука «Р». Основные: по подражанию и с механической помощью. По подражанию срабатывает в редких случаях, а вот с механической помощью применяется мной в 99% ов. Как это делается: после отработки упражнения «Дятел», которое было описано в артикуляционной гимнастике (многократное повторение «Д»)приступаем к механической постановке «Р». В момент многократного произнесения ддддд специальным шариковым зондом подложенным под кончик языка производим частые колебательные движения из стороны в сторону, в результате должен слышаться звук похожий на «р». В некоторых случаях со звуком «Д» не получается, тогда можно попробовать другие базовые звуки о которых я говорила выше Ж,и верхнеязычный «З». В домашних условиях используем чисто вымытый прямой указательный палец самого ребенка. Посмотрите как мы это делаем с Денисом у него ротацизм. Послушайте как он говорит, повтори за мной : «На горе на горке стоят 33 Егорки.» У нас с ним отработана артикуляционная гимнастика и сейчас мы с ним на этапе постановки звука. ( Выполняется упражнение «Заведем моторчик».)
Давайте сейчас попробуем выполнить это упражнение вместе со мной. Это упражнение называется «Заведем моторчик», как правило, оно нравится ребятам, и они с удовольствием его выполняют. Доводим его до автоматизма, тем самым добиваясь вибрации кончика языка, которая необходима для «Р». Постепенно вибрацию удлиняем и переходим к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а заканчивает без нее. Со временем бывает достаточно , чтобы ребенок только подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать, постепенно и в этом надобность отпадет.
Звук поставлен и начинается долгий и кропотливый труд- процесс автоматизации звука, введение его в речь. Начинается он с изолированного звука, простых слогов типа ра-ро-ру-ры и их многократного повторения. Весь речевой материал подбирается индивидуально, т.к. одним достаточно на начальном этапе только изолированного звука и слогов, а другим можно добавить и слова. Постепенно речевой материал усложняется и выстраивается он в такой последовательности:звук- слоги-слова с « р» в начале, середине, конце, чистоговорки, предложения, стихотворения, скороговорки, тексты.
На этапе автоматизации использую ИКТ (Демонстрация)
Весь речевой материал записывается в тетрадь (демонстрация тетради) и ежедневно отрабатывается дома. Хороший положительный результат достигается благодаря ежедневной отработки логопедических заданий, на которые должно быть отведено 15-20 минут. Если родители не занимаются дома с детьми, то логопедическая работа может затянуться надолго. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы постановки звуков
Многие родители по каким - то причинам не могут со своим ребенком посещать учителя - логопеда, а у ребенка есть нарушения звукопроизношения. Что - же делать? Попробуйте заниматься с ребенком дома. Мои...
Коррекция звукрпроизношения. Способы постановки звуков
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ...
Способы постановки звука Р
Как поставить звук Р....
Звук Р. Способы постановки, речевой материал для автоматизации звука в речи.
Представляю вашему вниманию материал для постановки звука "Р", специальные артикуляционные упражнения, речевой материал для автоматизации данного звука в речи....
Конспект мастер-класса для обучающихся с ОВЗ (з класс) "Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слоговой структуры слова".
Конспект мастер-класса по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слогового анализа и синтеза».Подготовила учитель ОУ для обучающихся с ОВЗРяз...
Способы постановки звуков, этапы их автоматизации и дифференциации
Памятка для логопеда...
Способы постановки звука [р]
В статье представлены 14 спососбов постановки звука [р]...