Способы постановки звука Р
учебно-методический материал по логопедии на тему

Вайдман Елена Александровна

Как поставить звук Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_postanovki_zvuka.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Способы постановки звука [Р]:

1 способ постановки звука [Р]:

Способ постановки звука [Р] – старый и простой, как мир.

Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

2 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] при слабой воздушной струе.

Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка (как правило, у детей с заиканием). В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

3 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] на вдохе.

Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

4 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] из межзубного положения.

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.
• Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».
• В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.
• Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»)
• Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

5 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».

Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

6 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р]от звука [З].

Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными.
Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. 
Желаю успехов в его применении!

7 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] от звука [Ж].

Все новое – это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад.
Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

Артикуляционные упражнения для звуков Р, Р

Со временем, ребёнок освоит и более трудные упражнения. Не забудьте только о зеркале! Вот базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки звука [Р]:

«Язычок-кисточка». Малыш представляет, что язычок превратился в кисточку. Она красит сначала верхние зубки, а затем – нёбо. Упражнение надо выполнять не торопясь, прокрашивая последовательно все верхние зубки изнутри и снаружи, а затем – всю поверхность нёба вдоль и поперёк. Рот при этом открыт.

«Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды…

«Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий!)

чистоговорки:

Ра-ра-ра: осенняя пора; иголочка остра; льёт, как из ведра.

Ро-ро-ро: красное ведро; едем мы в метро; это всё старо!

Ру-ру-ру: карандаш беру; рыба на пару; догоню сестру.

Ры-ры-ры: игра для детворы; у Риточки шары.

Ар-ар-ар: новый самовар; над водою пар.

Ор-ор-ор: Роман бежит во двор; покрасили забор.

Ур-ур-ур: Рита кормит кур; мяучит Мурзик: «Мур-р-р...».

Ыр-ыр-ыр: мышка любит сыр; в сыре много дыр.

Ир-ир-ир: Папа командир; идём мы с папой в тир.

Скороговорки:

Крута гора, 
В горе – дыра, 
В дыре – кротовая нора.

На дворе – трава, 
На траве – дрова. 
Не руби дрова на траве двора!

Обрадован баран – 
У барана – барабан, 
И баран в барабан барабанит, 
Барабанит баран в барабан.

Едет Грека через реку.

Видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Греку цап.

На дворе трава, на траве дрова:

раз дрова, два дрова, три дрова;

дрова вширь двора, дрова вдоль двора.

Не вместит двор дров,

надо выдворить дрова

на дровяной двор обратно.

В бору бобёр и брат бобра

Работают без топора.

Дал Макар Роману карамельку,

А Роман Макару – карандаш.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Способы постановки звука [ Р].Этапы автоматизации.

Предлагаемый материал дает возможность познакомиться с видами нарушений соноров, традиционными методами постановки и способами автоматизации поставленного звука....

Способы постановки звуков

Многие родители по каким - то причинам не могут со своим ребенком посещать учителя - логопеда, а у ребенка есть нарушения звукопроизношения. Что - же делать? Попробуйте заниматься с ребенком дома. Мои...

Звуки "К", "Г" (способы постановки, материал для автоматизации)

Предлагаю Вашему вниманию материал по постановке и автоматизации звуков "К", "Г"...

Коррекция звукрпроизношения. Способы постановки звуков

КОРРЕКЦИЯ   ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.  СПОСОБЫ   ПОСТАНОВКИ  ЗВУКОВ...

Звук Р. Способы постановки, речевой материал для автоматизации звука в речи.

Представляю вашему вниманию материал для постановки звука "Р", специальные артикуляционные упражнения, речевой материал для автоматизации данного звука в речи....

Способы постановки звука [р]

В статье представлены 14 спососбов постановки звука [р]...