Коррекция звукрпроизношения. Способы постановки звуков
методическая разработка по логопедии на тему

КОРРЕКЦИЯ   ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.  СПОСОБЫ   ПОСТАНОВКИ  ЗВУКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zvukoproiznosheniya.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ   ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

СПОСОБЫ   ПОСТАНОВКИ  ЗВУКОВ.

  1. ПО  ПОДРАЖАНИЮ (ИМИТАТИВНЫЙ).
  2. С  МЕХАНИЧЕСКОЙ  ПОМОЩЬЮ.
  3. СМЕШАННЫЙ.

1.ПО ПОДРАЖАНИЮ. Основан  на  сознательных  попытках  ребёнка  найти  артикуляцию. При  этом  ребёнок  использует  акустические  ощущения, зрительные  опоры, тактильные   и  мышечные  ощущения. Обязательно  используется  словесное  пояснение  логопеда (какую  позицию  должен  принять  тот  или  иной  артикуляционный  орган).  При  этом  способе  постановки  обязательно  используется  большое  зеркало , перед  которым  садятся  логопед  и  ребёнок. Ребёнок  должен  видеть  артикуляционный  аппарат  логопеда  и  свой.  Логопед  показывает  ребёнку  правильную  артикуляцию, сопровождая  словесными  пояснениями.  Постановка  по подражанию  возможна  лишь  тогда,  когда  необходимые  артикуляционные  позиции  выработаны  и  достаточно  их  вспомнить.               Обычно  способ  по  подражанию  используют  при  постановке  шипящих  звуков,  парных  звонких  и  парных  мягких  согласных.  Для  постановки  звуков(Р-РЬ), (Л-ЛЬ), (Ч, Щ, Ц) используют  другие  способы.

     2.МЕХАНИЧЕСКИЙ. Звук  ставится с использованием  специальных  артикуляционных  зондов  и  шпателей.

     Логопед  просит  ребёнка  произнести  звук. Произнести  его  несколько  раз.  И  во  время  повторения,  логопед  при  помощи  зонда  несколько  меняет  артикуляционный  уклад  звука.  В  результате  получается  другой  звук.  Например, ребёнок  произносит  несколько  раз  слог \за\,  логопед  помещает шпатель  или  зонд  под  язык  и  слегка  приподнимает  его  в  направлении  верхних  альвеол.  Слышится  уже  шипящий, а  не  свистящий  звук. При  этом  способе  ребёнок  сам  не  осуществляет  поиск, его  органы  артикуляции  подчиняются  действиям  логопеда.  После  длительных  тренировок        ,он  без  механической  помощи принимает  необходимую  позу. В  процессе  постановки  ребёнок  может  сам  себе  помочь  зондом  или  шпателем  принимать  необходимую  позу.

3.СОВМЕЩАЮТСЯ  ДВА  ПРЕДЫДУЩИХ  СПОСОБА.

Ведущую  роль  играют  подражания  и  объяснения.        Механическая  помощь применяется  как  дополнительная. Логопед  объясняет  ребёнку  что  нужно  сделать, чтобы  получить  нужный  звук.        Например,  поднять  кончик  языка. При  этом  показать, как  можно  использовать  зонд или  шпатель, чтобы  помочь  себе. При  этом  способе  постановки  ребёнок  активен. Приобретённая  им,  с  помощью   логопеда, поза  фиксируется  в  памяти. И в  дальнейшем  он  воспроизводит  позу  без  механической  помощи.

Часто  при  постановке  звуков  используется  опора  на  нормировано-произносимые  звуки.  Это  только  те  звуки, в  артикуляционном  укладе  которых  имеются  общие  признаки  с  нарушенным  звуком (с-ш, з-ж).

При        постановке  звуков,  в  качестве  его  исходной  основы, следует  обратиться   не  к  изолированному  сохранному  звуку, а  к  звуку  в  слоговом  сочетании, т.к.  слог – это  естественная  форма  для  реализации  звука.  Ставится  не  звук \ш\, а  ставится  звук  в  составе  слога \ша\. Это  важно, т.к.  при  постановке  изолированного  звука,  переход  к  слогу  часто  затруднён.

Следующий  этап  работы  над  звуком  называется  автоматизация  звука.   Это  включение  звука  в  речь. Процесс  автоматизации  звука  заключается  в  тренировочных  упражнениях  со  специально-подобранными  словами. Сначала  простыми  по  фонетическому  составу, затем  более  сложными.  Слова  не  должны  содержать  нарушенных  звуков. Для  тренировок  подбираются  слова, в  которых  звук  находится  в  разных  позициях.  В  первую  очередь  отрабатывается  звук  в  начале  слова  перед  гласным  в  ударной  позиции.  Затем  слова  в  начале  слога  в  безударной  позиции.  Далее  берём закрытый  слог  в  конце  слова, если  он  глухой.

Далее  берём  позицию  в  середине  слова  в  открытом  слоге  в  ударной  позиции, затем  в  безударной  позиции.

В  последнюю  очередь  работаем  со  слогом  со  стечением  согласных.  Для  автоматизации  используют  приёмы  отражённого  повторения, т.е. вслед  за  логопедом  и  самостоятельного  называния  слов  по  картинке. Предлагают  ребёнку  вспомнить  слова (не  придумать!). Слова  сразу же  вводим  в  словосочетания  и  предложения.

Работу  по  автоматизации  обычно  ведут  с  одним  звуком.  Если  у  ребёнка  сложная  дислалия, то  можно  работать  над  2  звуками, если   они  артикуляционно  контрастны (ш ) и(р)  или  (с) и(р). Иначе  может  возникнуть  явление  интерференции (взаимоослабление)

Часто  уже  в  процессе  автоматизации  ребёнок  начинает  свободно  включать  звук  поставленный  в  спонтанную  речь. И  если  он  не  смешивает  его  с  другими  звуками, то  нет  необходимости  над  ним  работать.

Если  у  ребёнка  нарушены  фонематические  процессы, то  он  будет  смешивать  поставленный  звук  с  акустически  артикуляционными  исходными  звуками. Поэтому  ещё  требуется  дифференциация.

Дифференциация – это  работа  по  разграничению  с  другими  звуками.

Последовательность  дифференциации  звуков.

Цель: ВЫЯВИТЬ  СХОДСТВА  И  РАЗЛИЧИЯ.

1.Сравнить  артикуляционные  уклады  звуков  с  зрительной  опорой  и  использованием  кинестетических  ощущений (положение  губ, языка,зубов, голосовых  складок, силу  и  направленность  воздушной  струи ).

2.Сравниваем  характеристики  звуков (гласный- согласный, твёрдый- мягкий,  глухой –звонкий ).

3.Работаем  над  словами, где  звук  в  прямом  слоге, в  начале  слова,  в  ударной  позиции. Дифференциация  в  слогах  открытых, закрытых, интервокале (ара-ала), затем  со  стечением (бра, вла).

4.Затем – в середине  слова, в  ударной  позиции.

5.Затем – конец  слова, если глухой  звук.

6.Затем – в  предложении, во  фразе.

7.Далее  работаем  со  слогами,  которые  содержат  оба  дифференцируемых  звука (рал- лар).

8.Затем  в  словах, которые  содержат  оба  звука (р-л).

9.Используем  скороговорки, тексты, стихи.

10.В  спонтанной (самостоятельной, произвольной) речи.

Особое  внимание  уделяем  тренировкам  в  произношении  слов-паронимов (лак-рак). При  этом  важно  включить  каждое  слово  в  минимальный  контекст.

Используются  такие  приёмы  работы  по  классификации  слов:                                                                - отобрать  картинки, в  которых  есть  звук (ш) ,а  затем (с).                                        –разложить  картинки  в  разные  стороны (справа  с \ш\, слева с \с\).                    – используется  самостоятельный  подбор  слов, содержащий  тот  или  иной  звук,  оба  звука;                                                                                                                                          !!!  С  детьми  школьного  возраста  используется  письменная  речь:                                                            - чтение  слов  с  дифференцируемыми  звуками;                                                                                            -нахождением  их  в  тексте;                                                                                                                                   - записыванием;                                                                                                                                                                       - проведением  анализа;

При  работе  над  дифференциацией  одновременно  подключается  не  более  пары  звуков.  Если  необходимо  дифференцировать  большее  количество  звуков  одной  артикуляционной  группы, то  их  всё  равно  объединяют  попарно.  Например,  при  смешениях (Ц-Ч-Щ)  звуки  объединяют  в  следующие  пары (ц-ч),.(ч-щ),(ц-щ).                                                                                             Это  объясняется  тем, что  процесс  дифференциации  строится  на  операциях  сравнения,  которые  производятся  с  детьми  наиболее  успешно.

Формирование  фонематических  процессов.                                                         

Основные  методы  были  описаны  Лалаевой  Р.И.,  Соботович,  Арфинской.          

1 этап. Формирование  восприятия  устной  речи  на  фонетическом  уровне.

Задачи:

-развитие распознавания звуков речи;                                                                                                             -развитие  стимулирующей  функции  рече-слухового  анализатора (формирование  чёткого  образца  звука);                                                                                                 -формирование  слухового  контроля  за  качеством  собственного  произношения;                                                                                                                                               -создание  благоприятных  условий  для  последующего  формирования  фонетических  функций;

!!! Работа  на  этом  этапе  проводится  в  двух  направлениях:                                                                     1.Формирование  восприятия  устной  речи  в  процессе  имитации  слогов.        2.Формирование  восприятия  устной  речи  в  процессе  различения  правильного  и  искажённого  звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Способы постановки звука [ Р].Этапы автоматизации.

Предлагаемый материал дает возможность познакомиться с видами нарушений соноров, традиционными методами постановки и способами автоматизации поставленного звука....

Способы постановки звуков

Многие родители по каким - то причинам не могут со своим ребенком посещать учителя - логопеда, а у ребенка есть нарушения звукопроизношения. Что - же делать? Попробуйте заниматься с ребенком дома. Мои...

Звуки "К", "Г" (способы постановки, материал для автоматизации)

Предлагаю Вашему вниманию материал по постановке и автоматизации звуков "К", "Г"...

Способы постановки звука Р

Как поставить звук Р....

Звук Р. Способы постановки, речевой материал для автоматизации звука в речи.

Представляю вашему вниманию материал для постановки звука "Р", специальные артикуляционные упражнения, речевой материал для автоматизации данного звука в речи....

Способы постановки звука [р]

В статье представлены 14 спососбов постановки звука [р]...