Протокол динамики речевых процессов младших школьников
методическая разработка по логопедии по теме
Протокол динамики речевых процессов младших школьников (в помощь школьным логопедам)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_dinamiki_rechevyh_processov_mladshih_shkolnikov.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол динамики речевых процессов младших школьников
Ф.И.О._________________________________________________________________________________
Дата обследования_______________________________________________________________________
Дата рождения____________________Возраст____________________Класс______________________
Заключение МПК________________________________________________________________________
Речевой профиль
100 | |||||||||||
90 | |||||||||||
80 | |||||||||||
70 | |||||||||||
60 | |||||||||||
50 | |||||||||||
40 | |||||||||||
30 | |||||||||||
20 | |||||||||||
10 | |||||||||||
0 | |||||||||||
1.фонематическое восприятие 2. артикуляционная моторика 3. звукопроизношение 4. слоговая структура 5. навыки языкового анализа 6. грамматический строй речи 7. словарь и словообразовательные процессы 8. связная речь 9 письмо 10. чтение |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.
- Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Баллы | |||
ба-па | па-ба | ||||||
са-ша | ша-са | ||||||
ша-жа-ша | жа-ша-жа | ||||||
ца-са-ца | са-ца-са | ||||||
ра-ла-ра | ла-ра-ла |
Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; о,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па) ; 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Всего за пробу: н.г._____-_____%
к.г._____-_____%
- Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: повторяй за мной движения.
«улыбка» | Критерии: темп выполне- ния, точность, симмет- ричность, саливация, тремор, посинение. | ||||
губы «трубочкой» | |||||
«лопатка» | |||||
«иголочка» | |||||
«маятник» | |||||
«улыбка»-«трубочка» |
Оценка: 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение движения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения.
Всего за пробу: н.г._____-_____%
к.г._____-_____%
- Исследование звукопроизношения.
Инструкция: повторяй за мной слова.
собака-маска-нос сено-василек-высь | шуба-кошка-камыш жук-ножи | ||||||||
замок-коза | щука-вещи-лещ | ||||||||
зима-магазин | чайка-очки-ночь | ||||||||
цапля-овца-палец | лампа-молоко-пол | ||||||||
рыба-корова-топор | лето-колесо-соль | ||||||||
река-варенье-дверь | другие группы звуков |
Оценка: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
Баллы, начисленные за выполнение каждой из пяти групп заданий, суммируются.
Всего за пробу (макс.оц.5 баллов): н.г._____-_____%
к.г._____-_____%
- Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова.
танкист | аквалангист | ||||||||
космонавт | термометр | ||||||||
сковорода |
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова ( пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова ); 0 баллов – невоспроизведение.
Всего за пробу: н.г._____-_____%
к.г._____-_____%
Всего за I серию: н.г._____-______% к.г._____-_______%
Серия II. Исследование навыков языкового анализа.
Инструкция: ответь на вопросы.
Сколько слов в предложении? | Сколько слогов в слове? | ||||||||
День был теплый. | Дом | ||||||||
Около дома росла высокая береза. | Карандаш | ||||||||
Определили место звука в слове: | Сколько звуков в слове? | ||||||||
Первый звук в слове крыша | Рак | ||||||||
Третий звук в слове школа | Сумка | ||||||||
Последний в слове стакан | Диктант |
Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».
Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.
Всего за II серию: н.г._____-______% к.г._____-_______%
Серия III. Исследование грамматического строя речи.
- Повторение предложений.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
Птичка свила гнездо. | ||||
В саду было много яблок. | ||||
Дети катали из снега комки и дела- ли снежную бабу. | ||||
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. | ||||
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. |
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
- Верификация предложений.
Инструкция: я буду называть предложение, и если в них будут ошибки, постарайся их исправить.
Собака вышла в будку. | ||||
По морю плывут корабль. | ||||
Дом нарисован мальчик. | ||||
Хорошо спится медведь под снегом. | ||||
Над большим деревом была глубокая яма. |
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями ( пропуск, перестановка, замена слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена.
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
- Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
Мальчик, открывать, дверь | ||||
Сидеть, синичка, на, ветка | ||||
Груша, бабушка, внучка, давать | ||||
Витя, косить, трава, кролики, для | ||||
Петя, купить, шар, красный, мама |
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
- Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
Птенец выпал … гнезда. | ||||
Почки распустились … деревьях. | ||||
Лена наливает чай … чашки. | ||||
Щенок спрятался … крыльцом. | ||||
Пес сидит … конуры. |
Помощь: 1ая- стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2ая- в виде вопроса к пропущенному пред-
логу («Наливает чай куда?»).
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и в виде вопроса.
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
- Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Инструкция: назови предметы по образцу.
Один дом, а если их много, то это- дома. | ||||
Один стол, а много- это… | ||||
Стул | ||||
Окно | ||||
Звезда | ||||
ухо |
Это задание вызывает трудности, поэтому можно использовать картинки.
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
Всего за серию III: н.г._____-______% к.г._____-_______%
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования.
- Образование существительных, обозначающих детенышей животных.
Инструкция: назови детенышей животных по образцу. Образец: у кошки – котята:
У козы | ||||
У волка | ||||
У собаки | ||||
У свиньи | ||||
У коровы | ||||
У курицы | ||||
У утки | ||||
У лисы | ||||
У льва | ||||
У овцы |
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
2. Образование прилагательных от существительных.
Инструкция: назови слова по образцу. Образец: кукла из бумаги – она бумажная.
Относительных | ||||
Шляпка из соломы | ||||
Горка изо льда | ||||
Варенье из вишни | ||||
Суп из грибов | ||||
Варенье из яблок | ||||
Варенье из сливы | ||||
Кисель из клюквы | ||||
Салат из моркови | ||||
Лист дуба | ||||
Лист осины |
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
Инструкция: назови слова по образцу. Образец: лису за хитрость называют хитрой.
Качественных | ||||
Волка за жадность называют… | ||||
Зайца за трусость называют… | ||||
Медведя за силу называют... | ||||
Льва за смелость называют… | ||||
Если днём мороз, то день… |
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
Инструкция: назови слова по образцу. Образец: у собаки лапа – собачья…
Притяжательных | ||||
У кошки лапа-… | ||||
У медведя лапа-… | ||||
У волка лапа-... | ||||
У лисицы лапа… | ||||
У льва лапа… |
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
Всего за серию IV: н.г._____-______% к.г._____-_______%
Серия V. Исследование связной речи.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Мальчики и ежик» (3 картинки).
Начало года
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ.
Рассказ ребенка:_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Конец года
Рассказ ребенка:_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Оценка производится по трём критериям:
Критерий смысловой целостности:
5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев;
1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершен;
0 баллов – отсутствует описание ситуации.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
2,5 балла- рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска сло;
1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность поведения, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов – рассказ не оформлен.
Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
- баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.
- Пересказ прослушанного текста.
Начало года
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
Горошины
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ ребенка:_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Конец года
Рассказ ребенка:_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Оценка производится по трём критериям:
Критерий смысловой целостности:
5 баллов –воспроизведены все основные смысловые звенья;
2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;
1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла;
0 баллов – невыполнение.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов –пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5 балла- пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов;
1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
0 баллов – пересказ не доступен.
Критерий самостоятельности выполнения:
5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;
2,5 балла – пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения;
1 балл – пересказ по вопросам;
0 баллов – пересказ недоступен даже по вопросам.
Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем вычисляется количество баллов за всю серию.
Всего за серию V: н.г._____-______% к.г._____-_______%
Серия VI. Исследование процесса письма.
1. Каллиграфия | Аккуратное, неаккуратное, разборчивое, неразборчивое | Аккуратное, неаккуратное, разборчивое, неразборчивое | ||
2. Написание букв | Ровные, неровные, широкие, мелкие, крупные. Элементы букв: лишние, не дописывает. Наклон: левый, правый, прямой. | Ровные, неровные, широкие, мелкие, крупные. Элементы букв: лишние, не дописывает. Наклон: левый, правый, прямой. | ||
3. Темп написания | Быстрый, средний, медленный | Быстрый, средний, медленный | ||
4. Наличие ошибок | ||||
5. Наибольшее количество ошибок при: | Диктант Списывание Самостоятельное письмо | Диктант Списывание Самостоятельное письмо |
Оценка: пункты 1, 2, 3, 5 не оцениваются. 4 пункт: 45 баллов – не более 3 ошибок; 30 баллов – 7 ошибок; 15 балла – до 10 ошибок; 0 баллов – множество ошибок.
Всего за VII серию (макс. оц. 45 баллов): н.г._____-______% к.г._____-_______%
Серия VII. Исследование процесса чтения.
1. Уровень овладения техникой чтения | Побуквенное Слоговое Словами Смешанное | Побуквенное Слоговое Словами Смешанное | ||
2. Темп чтения | Быстрый, средний медленный | Быстрый, средний медленный | ||
3. Выразитель-ность, пунктуация | Соблюдение, не значительное соблюдение, не соблюдает | Соблюдение, не значительное соблюдение, не соблюдает | ||
4. Ошибки при чтении | ||||
5. Понимание прочитанного |
Оценка:45 баллов – не более 3 ошибок; 30 баллов – 7 ошибок; 15 балла – до 10 ошибок; 0 баллов – множество ошибок.
Всего за VIII серию (макс. оц. 45 баллов): н.г._____-______% к.г._____-_______%
Всего за весь тест (макс.оц.240 баллов): н.г._____-______% к.г._____-_______%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая таблица успешности выполнения проб методики
№ | Название проб | Кол-во баллов Успешность в % | |
Начало Конец года года | |||
Серия I Исследование сенсомоторного уровня | |||
1 | Фонематическое восприятие | ||
2 | Артикуляционная моторика | ||
3 | Звукопроизношение | ||
4 | Звуко-слоговая структура слова | ||
5 | Серия II Исследование навыков языкового анализа | ||
6 | Серия III Исследование грамматического строя | ||
7 | Серия IV Исследование словаря и навыков словообразования | ||
8 | Серия V Исследование связной речи | ||
9 | Серия VI Исследование процесса письма | ||
10 | Серия VII Исследование процесса чтения | ||
11 | Оценка за весь тест | ||
Процент успешности | |||
Уровень успешности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...
Способы диагностики регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, применяемые в процессе речевого развития младших школьников
В презентации представлены методики проведения диагностических исследований регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников....
Роль речевых игр в развитии коммуникативно-речевой активности младших школьников
В материале представлены речевые игры, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении темы "Имя прилагательное", а также на логопедических занятиях....
Способы диагностики регулятивных и коммуникативных УУД, применяемые в процессе речевого развития младших школьников
Диагностика...
Динамика развития УУД младших школьников во внеурочной деятельности в группе продленного дня
Диагностическая цель моей профессиональной деятельности-это повышение качества воспитания и образования обучающихся в ГПД....
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...
Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе проектной деятельности
Работая над развитием речи обучающихся начальных классов, необходимо научить их: отбирать и систематизировать материал для высказывания, раскрывать ...