Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе проектной деятельности
статья на тему

          Работая над развитием речи обучающихся начальных классов, необходимо научить их: отбирать и систематизировать  материал для высказывания,  раскрывать  основную мысль; представлять его четко, ясно и ярко. Формирование таких умений эффективно решается через проектную деятельность. Именно эта деятельность помогает  каждому ученику проявить себя, попробовать свои силы, получить знания и продемонстрировать  достигнутый результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мост дружбы"539.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе проектной деятельности.

 (Из опыта  интернет - общения третьеклассников

 с учащимися тувинской школы)

Горбунова Валентина Ильинична,

учитель начальных классов

МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» с. Оёк Иркутской области

Необходимость формирования коммуникативно-речевых умений в начальной школе обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Работая над развитием речи обучающихся начальных классов, необходимо научить их: отбирать и систематизировать  материал для высказывания,  раскрывать  основную мысль; представлять его четко, ясно и ярко. Формирование таких умений эффективно решается через проектную деятельность. Именно эта деятельность помогает  каждому ученику проявить себя, попробовать свои силы, получить знания и продемонстрировать  достигнутый результат. Действуя самостоятельно или в группе, он постепенно учится планировать свою деятельность, обращаться за информацией к взрослым, использовать различные источники, объяснять, что его интересует и зачем ему это нужно, учится договариваться. Такие действия непрерывного общения являются предпосылками для формирования коммуникативно-речевых умений [1].

В учебниках УМК «Планета знаний» по всем предметам имеются специальные развороты проектной деятельности, помогающие  учителю организовать внеурочную деятельность над проектами. Так один из разворотов учебника по литературному чтению захватил увлекательной деятельностью весь мой класс. При обобщении раздела «Народные сказки», ребятам было предложено ответить на вопросы:

  • Сказки каких народов России ты читал?
  • Где живут создатели этих сказок?
  • Как отразились особенности жизни этих народов в их сказках?
  • Какие уроки, заключённые в этих сказках, ты считаешь важными?

А затем работа над проектом…  Для взаимодействия с тувинскими школьниками в рамках реализации межрегионального образовательного  интернет-проекта «Мост дружбы» (Иркутская область – республика Тыва) мы решили узнать, где находится Тыва и как живёт её народ,  прочитать и сопоставить русские и тувинские сказки, зная, что все ребята любят читать их. Из предложенных форм реализации проектов в учебнике литературного чтения (малая конференция, выставка, сборник творческих работ) выбрали выставку. Чтобы выставка была содержательной и интересной другим детям и взрослым, наметили план подготовки проекта в группах по интересам - представить  на выставку:

  • стенд «Знакомство с республикой Тыва;
  • книги с русскими народными сказками;
  • самодельные книги с тувинскими народными сказками;
  • поделки – герои русских и тувинских сказок из разных материалов;
  • рисунки  тувинских ребят МБОУ СОШ №1 г. Шагонар и учащихся 3 «А» класса  МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» по  сказкам наших народов.

 Так началась работа по  созданию и реализации проекта «Мост дружбы через народные сказки». Группы ребят, по сути, создавали отдельные, независимые друг от друга мини-проекты, которые  впоследствии объединились в один общий под руководством учителя. В некоторые виды деятельности включались все учащиеся, например, чтение и анализ сказок, рисование.  Мы обменялись с учащимися тувинской школы народными сказками,  впечатлениями о героях сказок, рисунками по сказкам через электронную почту. Сопоставление сказок позволило сделать выводы (табл.).

Таблица

Сопоставление русских и тувинских сказок

Русские сказки

Тувинские сказки

Сказки о животных

         В сказке  «Заюшкина избушка» заяц и петух в дружбе и взаимопомощи  побеждают лису. В  сказке «Волк и семеро козлят» коза расправляется с волком за своих детей – козлят.

       В сказке «Козлик - медные рожки» слабый герой перехитрил злого волка.  Сказка «Чум зверей» учит не завидовать и не жадничать.

        Постигло наказание героев сказки «Почему птицы не говорят» за неумение договариваться и уступать друг другу.

        Вывод. В этих сказках животные разговаривают, живут и поступают, как люди.  Через образы животных  показано неравенство людей и отношения между ними.

Волшебные сказки.

        В русских народных сказках Иванушка дурачок, Иван  крестьянский сын, Иван – царевич, Никита Кожемяка  и другие сталкиваются с Кощеем Бессмертным, Змеем - Горынычем или Бабой-Ягой. В борьбе с тёмными силами они выходят победителями.

          За кротость и трудолюбие  русские девушки в сказках «Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  «Морозко», получают награду.

Оскюс-ооле, замечательный герой тувинских народных сказок: «Сказка о бедняке Оскюс-Ооле и его мудрой жене" «Рыбак Оскюс-оол», «Оскюс-оол Караты-хан». Он очень похож на Иванушку из русских сказок. Это весёлый и жизнелюбивый простой парень, всегда оказывается умнее и хитрее врагов.

         Красивые, мудрые и верные тувинские девушки Чечен-кыс в сказке «Орлан-оол и Чечен-кыс», Биче-кыс в сказке «Кондур-оол и Биче-кыс» учат беречь своё счастье.

Вывод. В волшебных сказках происходят чудеса, присутствуют сверхъестественные силы природы. Персонажи с помощью волшебных предметов творят  волшебство, чародейство. А добрые и славные герои проходят тяжёлые испытания и побеждают зло. 

Социально-бытовые сказки.

Солдат из сказки «Каша из топора» не остался голодным со своей смекалкой. А образ старухи высмеивает жадность.

В русской народной сказке «Мена» речь об обменах разных идёт. И каждый, кто что-то меняет, боится продешевить. А повезло простому мужику, который не был жадным.

       Тувинская сказка «Маляр и резчик» соотносится с пословицей: «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь».

       «Боралдай» - о бедном старике, который с помощью  смекалки смог спастись от голода сам и отблагодарить бедную старуху.

           Вывод. В бытовых сказках нет чудес. Они показывают, что главное не деньги и сила, а доброта, честность и ум.

Ребята сделали заключение: сказки и герои наших народов и различны, и  похожи между собой, так как желания и стремления, надежды и мечты народов едины – о счастье, о мире, достатке, взаимоуважении.

В классе мы организовали запланированную выставку, изготовили афишу  и пригласили ребят нашей школы. Они узнали о республике Тыва, её народе и культурных традициях, а затем и сами включились в организацию общешкольной выставки «Мост дружбы через народные сказки» для участия в ежегодном районном конкурсе «Наполни душу красотой».

Две ученицы в национальных русском и тувинском костюмах представляли проектную работу на районной научно-практической конференции, региональном фестивале краеведческих проектных и исследовательских работ «Я - исследователь». Диплом победителя в фестивале говорит о том, что не только нам было интересно познакомиться с соседями-тувинцами,  но и членам жюри, и участникам фестиваля. Эту работу мы представили на Всероссийских интеллектуальных соревнованиях школьников и студентов с международным участием «ШКОЛА и ОБЩЕСТВО». Так же получены дипломы победителей, а работа вошла в сборник исследовательских работ (Всероссийские интеллектуальные соревнования школьников и студентов с международным участием «ШКОЛА и ОБЩЕСТВО»: сборник исследовательских работ /отв. ред. О.В. Гусевская – Иркутск: Изд-во ООО «Типография Иркут», 2018. – 260 с.)

Итак, во время работы над проектом «Мост дружбы через народные сказки» мне представилась возможность расширять их кругозор, учить  работать с информацией, решать творческие задачи, договариваться и распределять работу в группах, в классе, формировать навыки самоконтроля, вести диалог со сверстниками и взрослыми, инициативно высказываться, задавать вопросы, а значит, формировать коммуникативно-речевые умения.  

Кроме того, работа над проектом осуществлялась на межпредметной основе. Учебник  русского языка несёт особое отношение к слову, к языку своего народа, его колориту и мудрости. Курс «Окружающий мир» формирует чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Изобразительное искусство помогает в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России. Так формируется личность ученика начальной школы и весь комплекс универсальных учебных действий.

Этим проектом мы внесли свою лепту в развитие русского языка как средства межэтнического общения  и объединения народов России.

Список литературы

  1. Кац Э.Э. Обучение в 3-м классе по учебник «Литературное чтение»: программа, тематическое планирование, методические рекомендации / Э.Э. Кац. – М.: Астрель, 2012. – 123 с. – (Планета знаний)

C:\Users\User\Desktop\все папки\Конкурс журналистов\6. Ребята рассматривают рисунки Тувинских школьников МБОУ СОШ №1 г. Шагонар. Баханова Елизавета.JPGC:\Users\User\Desktop\все папки\Конкурс журналистов\5. Экскурсия по выставке Мост дружбы через народные сказки в 3 А классе . Самотис София.JPG

  1. Экскурсия по выставке                            2. Ребята рассматривают рисунки

                                                                        тувинских школьников

C:\Users\User\Desktop\все папки\Конкурс журналистов\7. Участие в районной выставке Наполни душу красотой. Баханова Елизавета.JPG

        

        

  1. Выставка «Наполним душу красотой» посвящённая «мосту дружбы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"

Данный опыт представлен в модульной технологии и позволяет учителю с помощью проектов развивать УУД учащихся....

Консультация для учителей "Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности"

Публикуемый материал раскрывает некоторые вопросы связанные с развитием младших школьников в процессе проектной деятельности....

«Формирование коммуникативно-речевых навыков у младших школьников"

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта...

Формирование исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности

Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности

Ключевые слова: универсальные учебные действия, формирование, личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, младшие школьники, проектная деятельность, урок, метод проекта.Цель исслед...