Связь между нарушениями в устной и письменной речи
презентация к уроку по логопедии (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Правильное произношение каждого звука и хорошо развитый фонематический слух – вот главные предпосылки для правильного правописания». К. Д. Ушинский
Актуальность темы По последним исследованиям нарушения устной и письменной речи имеют: в общеобразовательных школах – 30% учащихся; в школах для детей с ЗПР – 50% учащихся; во вспомогательных школах – 80% учащихся.
Письмо и чтение – сложные формы речевой деятельности, многоуровневые процессы, в которых принимают участие разные анализаторы: 1. речеслуховой; 2. речедвигательный; 3. зрительный; 4. общедвигательный.
Последовательность работы анализаторов во время акта письма Речеслуховой анализатор – фиксирует звучащие фрагменты, разбивает их на речевые единицы: предложение – слово - слог - звук; Речедвигательный анализатор – трансформирует фонему в артикулему; Зрительный анализатор – отвечает за выбор графических символов; Общедвигательный анализатор – переводит графему в кинему.
Дисграфия и дислексия – это частичные нарушения процесса письма и чтения, проявляющиеся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма и чтения.
Проблемные вопросы дисграфии и дислексии Ухудшение здоровья современных младших школьников. Недостаточность или неравномерность развития высших психических функций, обеспечивающих готовность к овладению устной и письменной речью. Разнообразие этиопатогенетических механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, психический инфантилизм, церебрастения , школьная дезадаптация ).
Характеристика специфических ошибок при дисграфии и дислексии Ошибки на уровне буквы и слога: пропуск букв и слогов; замена букв; смешение букв; перестановка букв и слогов; вставка гласных букв. .
Ошибки на уровне слова: отдельное написание частей слова; написание вместе двух самостоятельных слов; ошибки на уровне морфологического анализа и синтеза. Ошибки на уровне словосочетания и предложения: отсутствие обозначений между предложениями; несогласование членов предложения в роде, числе и падеже; трудности в употреблении предлогов.
Основные этапы работы I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой. III этап – восполнение пробелов в формировании связной речи.
Ошибки на уровне буквы и слова. Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза. Проявление : пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов. Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки (барабан – «брбн») . Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать») . Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр») . Добавление лишней буквы, чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно») . Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика») . Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.
Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем). Проявление : замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки. Дети часто путают парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»); гласные о – у, ё - ю; заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»); соноры л – р, й – л, м –н ; свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж , с (мягк.) – щ ; аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с . Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.
Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании. Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ , ш – щ , ш – и, б – д ; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов. Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве, а также развивать зрительный анализатор.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушения устной и письменной речи при ФФН и ОНР, сопровождающееся сильным нарушением звукопроизношения
В процессе работы над всеми видами нарушений логопедом школы для учителей и родителей один раз в неделю проводились индивидуальные беседы и консультации. Для родителей и учителей 1 к...
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...
Коррекция нарушений в устной и письменной речи детей с билингвизмом как один из факторов профилактики школьной дезадаптации
В статье дается общая характеристика билингвизма и его влияние на развитие ребёнка, раскрываются проблемы социокультурной и социально-психологической адаптации мигрантов и их детей и предлагаются прие...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
Игровые технологии на занятиях по исправлению нарушений устной и письменной речи как средство повышения мотивации детей с речевыми нарушениями.
Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры....
" Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 2 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на подгрупповых логопедических занятиях"
Рабочая программа по логопедии для обучающихся 2 класса с ЛУО (интеллектуальными нарушениями)...