Комплексы упражнений в соответствии с речевыми расстройствами
статья по логопедии по теме
Развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, правильного речевого дыхания и артикуляции всех звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukashova_n._a.-_statya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы упражнений в соответствии с речевыми расстройствами
Лукашова Н.А., учитель-логопед
МБОУ «Скороднянская СОШ»
Губкинский район, Белгородская область
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей младшего школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи
инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Подробно изучив новинки методической литературы, я решила использовать инновационные методы в своей работе. Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.
Как показывают исследования последних лет, в основе тяжелых речевых расстройств лежат различные анатомо-физиологические нарушения центральной или периферической части речевого механизма. Они обычно связаны с поражениями центральной нервной системы в результате перенесенных ребенком заболеваний или травм энцефалитов, менингитов, сосудистых расстройств, психофизических травм и пр. Они могут вызываться также и грубыми органическими нарушениями в строении речевого аппарата /расщелины, деформации и др./, недостаточной подвижностью/инертностью или лабильностью процессов нейродинамики, что особенно характерно для неврозов речи. У многих детей дефекты речи сопровождаются разнообразными нарушениями моторики, дыхания, голоса [1].
У детей с аномалиями речевого развития на почве органических нарушений центральной нервной системы встречаются и более серьезные двигательные расстройства: гиперкинезы, парезы, параличи. У алаликов, например, нередко отмечается слабая ориентировка в пространстве, нарушении движений, равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать паретичность движений, а иногда насильственные /гиперкинезы/ или напряженные/ спастические движения.
Для детей с полиморфными речевыми расстройствами характерно в большинстве случаев нарушение моторной деятельности. Движения таких детей неловки, походка напряженная, неуверенная и пр. [4].
Сделанные наблюдения в процессе работы с такими детьми, с нарушением речи подтверждают необходимость целого комплекса медико-педагогических мероприятий, которые должны быть направлены на оздоровление у них нервной системы и всего организма в целом, на координирование общей и речевой моторики, на воспитание правильной речи и полноценной личности.
Например, для детей, страдающих заиканием, алалией, афазией, дизартрией, сложными формами дислалий, для детей с общим недоразвитием речи и другими нарушениями необходимо учесть при планировании работы с ними следующее: благоприятное социальное и речевое окружение и отношение к ребенку, особый режим, рациональное питание; психотерапия, логопедические занятия с параллельно проводимыми медикаментозными и физиотерапевтическим лечением, закаливанием лечебной физкультурой; воспитательные мероприятия [6].
Использование особой гимнастики для ребенка, страдающего речевыми нарушениями, для исправления не только его моторики, но и его речевых недостатков, является целесообразным и вполне обоснованным. Цель ее - увязать задачи лечебной гимнастики с задачами исправления речи. Применяя ее в деле исправления нарушений речи, мы одновременно занимаемся воспитанием всей личности ребенка в целом, и это вполне понятно, так как нельзя оторвать речевую функцию от физической и психической сущности человека.
Проводя работу с упражнениями, необходимо помнить, что в работе с ребенком не следует допускать чрезмерной нагрузки, чтобы не вызвать явлений запредельного торможения; нельзя механически применять какие- либо упражнения, не показать ребенку важность для достижения поставленной цели.
Упражнение осознанное, целенаправленное всегда принесет больше пользы, чем простая механическая тренировка. Нужно чтобы ребенок знал, для чего он делает то или иное упражнение, т.к. он может проверить правильность выполнения его и на что следует обращать особое внимание в упражнении. Движения должны быть ненапряженными /если нет указания делать упражнения с напряжением/, свободными, четкими в ритмическом и темповом отношении [4].
При подборе материала для занятий и определении его объёма мы должны прежде всего учитывать корригирующее значение выбранных видов работы для тех дефектов, которые имеют место при данном речевом нарушении. Немаловажно правильно учитывать возраст ребенка и доступность материала в зависимости от степени задержки речевого и умственного развития, постепенно усложнять упражнения.
В своей практике применяю упражнения, которые рассчитаны на воспитание диафрагмального речевого дыхания, речевого выдоха, упражнения для расслабления мышц отдельных групп, для развития подвижности мышц, на координацию движений, артикуляционную, вокальную гимнастику и т.п. /всего комплексов/.
Дыхательная гимнастика
Целью дыхательных упражнений является постановка речевого диафрагмального дыхания, выработка удлиненного выдоха. Рекомендуются для заикающихся, при дизартритах [5].
1. Лежа на спине, полностью расслабить все мышцы; положить одну руку на живот, а другую на грудь; спокойно и глубоко вдохнуть через рот, приподнимая стенку живота, выдыхая через рот, слегка нажимать на живот, опускать его /грудь должна быть спокойной, верхний плечевой пояс почти неподвижен/ - Упражнение выполняется 2-3 недели до полной автоматизации нижнее - диафрагмального дыхания.
2. То же, стоя.
3. То же, сидя /посадка прямая, руки сначала на груди и животе, затем на коленях/.
4. Сделать легкий короткий вдох и, плавно вдыхая, произносить по одному звуку «ф», с..., ш..., ж...
5. То же произносить 2 звука на выдохе ф.. .с..., ш.. .ж...
6. То же, произносить на выходе 3 звука ф.. .с…ш… .
7. То же, произносить 4 звука на выдохе ф.. .с. . .ш. . .ж...
/звучание беспрерывное, чтобы один звук как бы вливался в другой/.
8. То же, плавно и длительно выдыхая, произносить по одному гласному а..., о…,у..., ы…э…
9. То же, на одном выдохе произносить 2 звука, 3, 4,5.
10.То же на одном выдохе произнося слово, 2, 3, слова, фразу /сопряжено и отраженно произнося фразы типа: это, жар, шар голубой, шар лежит высоко и т.д.; дни недели, месяцы; таблицы сложения, вычитания, умножения, деления, метрическую систему мер; расписание уроков и т.д./.
11. При вдохе поднять руки вверх через стороны, при выдохе - произносить строки из значимого стихотворения:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания для детей с расстройствами голоса /комплекс создан логопедом и врачами отделения уха, горла, носа детской больницы им. Ф.Э. Дзержинского г. Москвы/
1. И.п. - лежа, вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимается, при выдохе - опускается. Плечи почти неподвижны.
2. И.п. - стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх - вдох, опустить руки - выдох.
3. И.п. - стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок - вдох, руки опустить выдох.
4. И.п. - стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону - вдох, опустить руки - выдох.
5. И.п. - стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При вдохе произносится длительно звуки «с, ф, ш», сочетания «пф, пш».
6. И.п. - стоя, ноги вместе. Рука - через стороны вверх - вдох, руки вниз с произнесением на выдохе согласных звуков «с, ш, в, з, ц, ф», гласных «а, о, и, э, а», а также слогов «ух, уф».
Упражнения для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста на игровых приемах [3].
1. «Задуть свечу» /
2. «Упрямая свеча»
3. Раздувать «угли» в «печке» /костре/.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики
У детей с дизартрией, алалией, афазией, ринолалией, заиканием наблюдается недостаточность моторной сферы. Дети часто неловки, неуклюжи, у них плохо развиты навыки самообслуживания.
У этих детей может быть нарушена переключаемость движений, плохо развиты мелкие движения пальцев рук, движения их неточно, некоординированно. В связи с этим логопед обязан уделять внимание развитию общей моторики и мелкой, улучшение которых повлечет за собой и улучшение артикуляционной моторики, что в конечном итоге приведет к развитию речи и письма.
Моторная гимнастика
Цель - научить детей ориентировке в пространстве, владеть своим телом.
- Ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стопы и
перекаты с пятки на носок.
2. Ходьба с упражнениями в равновесии /по узкой доске, положенной
на пол, самостоятельно или держась за руку логопеда/.
3. Ходьба с подниманием и опусканием рук, как бы махая крыльями; с
покачиванием рук над головой, как колоски на ветру.
4. Прыжки через низко натянутую веревочку, держась за руки
логопеда или самостоятельно.
5. Прыжки через скакалку.
6. Прыжки на обеих ногах на одном месте, держась за руки взрослого
или за стол, стул.
7. Прыжки на правой и на левой ноге поочередно на одном месте,
держась за опору.
- Упражнения для развития мелкой моторики, для развития подвижности мышц и суставов пальцев
1. Сжать пальцы в кулак и разжать /то же, руки в стороны, вверх, вперед/.
2. «Кошка выпускает когти».
3. Последовательное сгибание и разгибание пальцев, начиная с большого пальца.
4. Растягивание рук, положенных пальцы в пальцы, в стороны /разрывание цепи/.
5. Сжимание и разжимание резиновой груши.
6. Сделать решетку на 2-х пальцев /средний и указательный/, каждой руки и попеременно укладывать из: правая сверху, левая снизу, и наоборот, проделывая это упражнение многократно и ускоряя темп.
7. Сделать из двух пальцев «козу».
8. Складывать из палочек, спичек без головок геометрические фигурки, элементы букв и буквы / и т.д./.
Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Задачи, которые решаю на занятиях:
Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Развитие фантазии и образного мышления.
Обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи.
Побуждение детей к активным действиям и концентрации внимания.
Существует множество методической литературы, в которой освещаются инновационные методы логопедической практики. В МБОУ «Скороднянская СОШ» методическая копилка постоянно пополняется новинками литературы по развитию связной речи, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики. Богатый материал для диагностирования и тестирования детей, позволяющий всесторонне изучить уровень развития детей, помог педагогам МБОУ разработать индивидуальную коррекционно-развивающую программу и создать здоровьесберегающую модель обучения и воспитания в условиях перехода к ФГОС второго поколения через внедрение эффективных образовательных технологий.
Список литературы:
- Архипова, Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. М., 1997.
- Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения / Е. А. Алябьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 170.
- Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 64.
- Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М. Медгиз, 1966. С. 234.
- Винарская, Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. – Том 1. – С. 268 -284.
- Ядова, Р. Х. Формирование речевой культуры младших дошкольников средствами физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук: Майкоп, 2005. – С. 25.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений для предупреждения речевых ошибок.
Данный материал можно использовать на уроках русского языка в начальных классах....
комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся
Комплекс включает в себя 42 упражнения на редактирование текста. Первый тип заданий – упражнения на построение предложений, Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи, т...
Использование логопедического массажа как активного метода воздействия, направленного на коррекцию различных речевых расстройств
Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно зн...
Игровые приемы развития и коррекции речевых расстройств.
О результативном методе на занятие с логопедом....
Комплекс упражнений для глаз и комплексы физкультурных пауз для детей с нарушениями зрения
В комплекс входят три варианта зрительной гимнастики и наборы упражнения для физкультминуток. Упражнения могут использоваться для снятия зрительного напряжения, укрепления глазных мышц, снятия ст...
Профилактика речевых расстройств
Профилактика нарушений речи, так же, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к в...
Комплекс упражнений по теме «УПРАЖНЕНИЯ У ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКИ»
Тема «УПРАЖНЕНИЯ У ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКИ»...