Профилактика речевых расстройств
консультация на тему
Профилактика нарушений речи, так же, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. K сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновения речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов. Именно на эту сторону вопроса нам хотелось бы обратить особое внимание родителей. Проследим поэтапно (как бы по ходу развития ребенка) содержание профилактических мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_rechevyh_rastroystv.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика речевых расстройств
Профилактика нарушений речи, так же, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. K сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновения речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов. Именно на эту сторону вопроса нам хотелось бы обратить особое внимание родителей. Проследим поэтапно (как бы по ходу развития ребенка) содержание профилактических мероприятий.
Поскольку многое в развитии ребенка может предопределить наследственность, то будущим родителям нужно очень серьезно подойти к этому вопросу. При наличии особо неблагоприятной наследственности по материнской или отцовской линии необходимо обратиться за консультацией к специалистам, после чего тщательно взвесить все «за» и «против».
Что касается состояния здоровья самих будущих родителей, то здесь очень важно не допускать бездумного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных привычек. Если же такие привычки уже приобретены, то обоим будущим родителям необходимо полностью отказаться от них не менее чем за год до наступления беременности.
Особого внимания в смысле профилактики речевых рушений требует период беременности. Однако очень многое зависит и непосредственно от самой женщины, от соблюдения ею необходимых мер личной предосторожности.
Очень отрицательно сказываются на будущем ребенке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более если они приобретают затяжной характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки. Разрешение всякого рода конфликтов должно быть отложено не только на время беременности, но и на весь послеродовой период.
Что касается разного рода несчастных случаев, многие из которых предотвратить не в нашей власти, то и здесь очень важна разумность поведении самой женщины и ее ближайших родственников и друзей.
Сам процесс родов также во многом зависит от женщины. В ближайшее время перед родами необходимо исключить якобы неотложные переезды и перелёты в другие города.
После рождения ребёнка необходимо внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставанием этом развитии отклонение от его нормального хода.
Профилактика непосредственно речевых нарушений в раннем возрасте складывается в основном из таких двух моментов:
1) забота o физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и o сохранности его речевых органов;
2) забота o правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:
• предупреждение ушибов головы;
• предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов c больными и пр.);
• охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), a также своевременное лечение и обязательное «долечивание» ушных заболеваний;
• охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
o предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
o исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);
o раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потери зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
o своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются y ребенка;
o своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
• охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т. п.);
• охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и в течение некоторого времени после ее окончания, борьба с аскаридами и т. д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь -- заикания.
Забота o правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:
• обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений y окружающих ребенка людей);
• поощрение лепета ребенка мимикой радости;
• воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать c ребенком начиная c первых дней его жизни;
• медленное и четкое произнесение взрослыми простых слов, связанных c конкретной для ребенка жизненной ситуацией, a также отчетливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку постепенно «приступить» к овладению речью;
• отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
• приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;
• систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выpaзить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова», тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала y него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;
• полное исключение случаев «сюсюканья» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;
• занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее посо6ствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, a также предупреждает невнятность речи;
• развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Нельзя не упомянуть и еще об одном виде профилактики — o профилактике рецидивов (возвратов) речевых расстройств. Такие рецидивы речевых нарушений могут иметь место в случае недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы или при особо неблагоприятных жизненных ситуациях, срывающих механизмы компенсации. Из всех случаев речевой патологии такие рецидивы чаще всего наблюдаются при заикании. Здесь важно понимать, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным и поэтому для его полной автоматизации необходимо определенное время и непрерывная работа по закреплению. Даже при нарушениях звyкопроизнoшения может произойти возврат к старой дефектной артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная. По этой причине и после прекращения логопедических занятий родители должны в течение некоторого времени проводить c ребенком специальные упражнения и осуществлять контроль за его речью. На заключительном занятии логопеды обычно дают такие рекомендации, но, к сожалению, некоторые родители недооценивают их важность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы упражнений в соответствии с речевыми расстройствами
Развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, правильного речевого дыхания и артикуляции всех звуков....
Использование логопедического массажа как активного метода воздействия, направленного на коррекцию различных речевых расстройств
Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно зн...
Игровые приемы развития и коррекции речевых расстройств.
О результативном методе на занятие с логопедом....
Логопедическая ритмика, как средство преодоления разнообразных речевых расстройств у детей с ОВЗ
Цели, задачи и средства логоритмики. Преодоление речевой потологии, через развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Развитие неречевых процессов средствами логоритмики. Необходимост...
Логопедическая ритмика, как средство преодоления разнообразных речевых расстройств у детей с ОВЗ.
Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специал...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов: «Профилактика голосовых расстройств»
В материале рассматриваются вопросы над чем необходимо работать педагогам, чтобы иметь красивую выразительную речь и избежать голосовых расстройств. Упражнения и методические рекомендации даются по...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов: «Профилактика голосовых расстройств»
В материале рассматриваются вопросы над чем необходимо работать педагогам, чтобы иметь красивую выразительную речь и избежать голосовых расстройств. Упражнения и методические рекомендации даются по...