комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся
материал по русскому языку на тему
Комплекс включает в себя 42 упражнения на редактирование текста. Первый тип заданий – упражнения на построение предложений, Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи, третий тип заданий – упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и построении словосочетаний, четвертый тип заданий – упражнения на устранение различных речевых ошибок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся
Комплекс включает в себя 42 упражнения на редактирование текста. Первый тип заданий – упражнения на построение предложений.
Пример. Урок на тему “Непроизносимая согласная в корне слова”.
Работа по исправлению речевых ошибок выглядела следующим образом.
Учитель предлагает детям выполнить задание к упражнению: Найдите в предложении лишнее слово: “ В саду собирают яблоки, фрукты, груши”.
- Какое слово лишнее?
- Фрукты.
- Почему слово “фрукты” лишнее?
- Потому что слово “фрукты” включает в себя и яблоки, и груши.
- Каким другим словом можно заменить “фрукты”?
- Сливы, персики, абрикосы и т. д.
Аналогично велась работа и над другими предложениями: “На празднике было много детей, мальчиков, девочек. На лугу растут чудесные ромашки, цветы, колокольчики”.
Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи.
Как показал анализ констатирующего эксперимента, повтор одних и тех же слов в рамках небольшого контекста является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся. Следовательно, упражнениям данного вида уделялось особое внимание.
Пример. Урок на тему “Предлоги и приставки”.
Учитель предлагает детям прослушать отрывок текста.
- Послушайте небольшой рассказ и найдите в нем ошибки.
- Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.
- Какую ошибку вы нашли в данном тексте?
- В каждом предложении повторяется слово “побежали”.
- Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе?
- Погнались, понеслись, направились, пустились.
- Каким из слов, названных вами, заменим слово “побежали” в предложении “За ними побежала стая волков”.
- Погналась.
- Какое слово употребим вместо “побежали” в предложении “Лоси побежали к сторожке”.
- Пустились.
- Запишите в тетрадях исправленный текст.
“Лосиха с лосенком побежали. За ними погналась стая волков. Лоси пустились к сторожке”.
Третий тип заданий – упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и построении словосочетаний.
Пример. Урок на тему “Изменение имени существительного по числам”.
На доске написаны словосочетания:
У меня много делов
Ждут каникулов
Ходят без польт
Учитель предлагает задание:
- Прочитайте первое словосочетание и скажите все ли в нем верно? Какое слово употреблено неправильно?
- Делов.
- Как нужно правильно сказать?
- У меня много дел.
- Запомните, как нужно говорить правильно, запишите это словосочетание в тетрадь. В следующем примере найдите и исправьте ошибку самостоятельно.
- Прочитайте, что у вас получилось?
- Ждут каникул.
- Какое слово употреблено неправильно в последнем словосочетании?
- Польт.
- Кто знает, как нужно сказать правильно?
- Пальто.
- Запишите исправленное словосочетание в тетради.
Четвертый тип заданий – упражнения на устранение различных речевых ошибок.
Пример. Урок на тему “Знакомство с именем прилагательным”.
На доске написаны предложения
По дорожке бежал молодой щенок.
На поляне красуется красавец клен.
- Прочитайте первое предложение.
- Какую ошибку вы заметили?
- Слово “молодой” лишнее.
- Почему?
- Потому что щенок – это молодая собака.
- Запишите исправленное предложение в тетрадь.
- Какая ошибка допущена во втором предложении.
- Сочетание слов красавец клен.
- Что вам не нравиться в этом примере?
- Два родственных слова стоят рядом друг с другом, и это звучит некрасиво.
- Как можно исправить это предложение?
- На поляне растет красавец клен. На поляне красуется клен. На поляне красуется чудесный клен.
- Какой вариант выберем?
- На поляне растет красавец клен.
- Запишите это предложение в свои тетради.
Упражнения
1.Найти в предложении лишнее слово.
- В саду собирают яблоки, фрукты, груши.
- На празднике было много мальчиков, детей, девочек.
- На лугу растут ромашки, цветы, колокольчики.
2.Найдите повторы в данных предложениях, исправьте (предложения записаны на доске).
- Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну.
- Рядом с лагерем есть лес, а за ним есть речка.
- Ребята бежали за лисой, но она убежала.
- Был солнечный день. День был теплый.
3.Найдите ошибки, напишите правильный вариант.
- У меня много делов.
- Ждут каникулов
- Ходят без польт.
- Засох из камня.
4. Предложите правильный вариант.
- Текет крыша
- Красивше
- Туманная утра
- Вся семья встретились
- Прочитайте предложения. Напишите правильный вариант.
- Я люблю не только рисовать, а лепить из пластилина.
- На зеленой лужайке стоял колодец старый.
- День стал короче, а ночь длинной.
- Найдите повторы слов в предложениях. Исправьте.
- Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.
7.Предложите правильный вариант
- Пример решается действием отнимания.
- Девочки собирают ягоды и малину.
- Около ух пятнышки.
8.Составьте из двух предложений одно.
- Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края.
- Поймал Сережа ужа. Посадил его в клетку.
9.Предложите правильный вариант.
- Вкусная картофель
- Не ложи на парту
- Колодец был высох.
10.В данных предложениях вставьте слово “который” в нужной форме.
- Гречиха – травянистое растение, из семян … изготовляют крупу.
- Белка – зверек с пушистым хвостом, …прыгает с дерева на дерево.
11.Найдите ошибки, напишите правильный вариант.
- Шишка на лбе
- Урожай яблоков
- Пирожки с повидлой
- Шесть карандашов
12.Предложите правильный вариант
- Застрял в лужу
- Описывать о природе
- Вкусная печенья
- На лбе шишка
13.Выберите одно из слов, указанных в скобках.
- Мы до этого не (догадались, додумались)
- Вот до чего (доводит, приводит) невнимательность.
- Он (поразился, удивился) случившемуся.
14.Найдите и устраните повторы в предложениях
- Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.
15.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите.
- В библиотеке дети читают книги
- Во дворе много маленьких малышей.
- На улице хорошая погода.
16.Найдите повторы слов в тексте. Предложите правильный вариант.
- Волк бросился на ежа. Волк укололся. Волк упал от боли.
17.Предложите правильный вариант.
- На берег трудно приблизиться.
- Притронулся до горячей плиты.
18.Найдите ошибки, предложите правильный вариант.
- Вкусная повидла
- Языки пламя
- На пушистых веток
19.Среди предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.
- В гнезде жили пернатые птицы.
- Мы ездили на экскурсию в музей.
- Ночь переночевали в лесу.
20.Найдите повторы в данных предложениях. Исправьте.
- Ребята положили в рюкзак вещи, ложки, вилки. Утром ребята ушли
.
21.Найдите и исправьте ошибки.
- Солнце слепила глаза.
- Детвора готовились к празднику.
22.Составьте из двух предложений одно.
- Вася слез с дерева на землю. Пошел домой.
- Еж отвернулся от молока, фыркнул. И убежал.
23.Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.
- Купить мыло, много стулов, взять санка, читать книгу, сидеть в угле.
24.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка.
- Летом старшеклассники ходили в поход.
- Дедушка пришел на то место, был колодец.
- Осенью птицы улетают на юг.
25. Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.
- Дети бежат, взять грабли, новый полотенец, много девочков, выполнять задание.
26.Исправьте ошибки.
- Небо заволоклось тучами.
- Я с мамой ездили к бабушке.
27.Составьте из двух предложений одно.
- Я не пошел гулять. Была плохая погода.
- Весна – время года. Распускаются почки.
28.Устраните повторы в тексте.
- Мальчик с Жучкой шел из школы. Мальчик упал в глубокую яму. Жучка тала выть, звать на помощь.
29.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.
- Особенно очень сильно кричали вороны.
- По дорожке бежал молодой щенок.
30.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.
- Журавль клювом клюнул лягушонка.
- На перемене дети пошли в столовую.
- Пахнет запахом весны.
31. Устраните повторы в тексте.
- Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
32.Найдите и исправьте ошибки.
- У меня это вызывает любопытность.
- У него беззаботливый характер.
33.Укажите ошибки.
- Стукнул по голове волка Яша.
- Он подыскал надежного себе помощника.
34.Выберите одно из слов, указанных в скобках
- Этому нужно (уделить, выделить) особое внимание.
- Дети (огорчились, обиделись) отмене поездки.
35.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.
- На рисунке нарисованы разные грибы.
- Кругом желтеют желтенькие цветы.
36. Устраните повторы в предложении.
- Стрижа обдало брызгами, и стриж решил, что скоро конец.
37.Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите исправленное предложение.
- Собаки напали на след зайца.
- Птичка вылетел из клетки.
- Я интересуюсь изучением Луны.
38.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.
- Листья на деревьях осенью становятся разноцветными, пестрыми.
- На поляне красуется красавец клен.
39.Устраните повторы в тексте.
- У меня есть котенок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю Мурзика.
40.Прочитайте предложение, дайте правильный вариант.
- Девушка была румяной, гладко причесана.
- Дуров стоял до тех пор, чтобы девочка вышла из клетки.
41.Предложите правильный вариант. Укажите ошибку.
- Я расскажу интересный рассказ.
- По ледяной дорожке гуси выплыли на берег.
42.Устраните повторы в тексте.
- Озорник бросил в колодец камень. Камень закрыл источник колодца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система дидактических игр и упражнений, направленных на предупреждение дисграфии».
В данной работе предлагается материал по устранению ошибок в письменной речи учащихся в классе коррекции....
Комплекс упражнений, направленных на развитие фонематического слуха
Комплекс упражнений, направленных на развитие фонематического слуха....
Коррекция специфических ошибок в письменной речи учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта и зрения на уроках русского языка
Развитие речи учащихся с нарушениями интеллекта и зрения...
Комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативной компетенции младшего школьника.
Комплекс упражнений, включает:наблюдение над функционированием лексических явлений в речи.знакомство с лингвистическими признаками основных лексических явлений.использование изучаемых лекс...
Предупреждение и устранение орфографических ошибок.
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что...
Дидактические игры и упражнения, направленные на предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у младших школьников
Дисграфия – такое нарушение, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках. Возникновение этих ошибок никак не связано с наруше...
Методика предупреждения и устранения логопатических ошибок
Приёмы работы по предупреждению и устранению дисграфических и дислексических ошибок...