Статья "Формирование грамматического строя речи у младших школьников с нарушенным интеллектом"
статья

Развитие связной речи детей - одна из наиболее важных задач обучения детей во всех школьных учреждениях (массовых и специальных). Известно, что развитие связной речи является центральным направлением работы по подготовке детей к школе. Связная речь как средство общения оказывает влияние на развитие всех психических функций, определенный уровень сформированное которых является необходимой предпосылкой и условием школьного обучения, обеспечивает произвольно-контекстное общение с взрослыми и сверстниками и, тем самым, оказывает влияние на социализацию ребенка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1.        Формирование грамматического строя речи у младших школьников с нарушенным  интеллектом.

                                                     

                                                               Наталья Валерьевна Караханова

                                                     Учитель-дефектолог высшей категории

                 ГБОУ школа №613 Московского района г. Санкт-Петербурга

natalya.karakhanova@mail.ru

           

Развитие связной речи детей - одна из наиболее важных задач обучения детей во всех школьных учреждениях (массовых и специальных). Известно, что развитие связной речи является центральным направлением работы по подготовке детей к школе. Связная речь как средство общения оказывает влияние на развитие всех психических функций, определенный уровень сформированное которых является необходимой предпосылкой и условием школьного обучения, обеспечивает произвольно-контекстное общение с взрослыми и сверстниками и, тем самым, оказывает влияние на социализацию ребенка

Цель исследования - выявить особенности связной монологической речи у учащихся вспомогательной школы с сочетанным дефектом.

Объект исследования - речевое развитие детей младшего школьного возраста с сочетанным дефектом.

Предмет исследования - связная монологическая речь у учащихся вспомогательной школы с сочетанным дефектом.

Объект, предмет и цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Теоретически изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Подобрать методики ориентированные на развитие связной речи.

3.  Определить критерии оценки связной монологической речи у учащихся вспомогательной школы с сочетанным дефектом.

4.   Проанализировать состояние проблемы особенностей развития связной монологической   речи   у   учащихся   вспомогательной   школы   с   сочетанным дефектом.

Методы исследования:

     1.Теоретический: анализ логопедической, психолингвистической, психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Организационные: а) сравнительный, б) комплексный;

3. Эмпирические: а) обсервационные (наблюдение);

б) психолого-педагогический (констатирующий эксперимент);

в) биографический (сбор и анализ анамнестических данных);

4. Методы количественно – качественного анализа полученных данных:       а) математический, б) описательный.

          Речевые нарушения у детей  с нарушением интеллекта подразделяются на две группы

1. Недоразвитие речи, как симптом синдрома олигофрении. У ребёнка недостаточное внимание, восприятие, слабая память, нет достаточного контроля за своими действиями и за речью. Как одно из проявлений олигофрении отмечается несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

2. На фоне олигофрении могут быть любые речевые нарушения не как проявление умственной отсталости, а дополнительно к ней без причинно-следственной соотнесенности речевой и интеллектуальной неполноценности.

Эксперимент проводился на базе Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения № 613 и в гимназии № 524 Московского района города Санкт-Петербурга.

Осуществлялся в индивидуальной форме. Результаты эксперимента фиксировались в протоколах обследования.

Констатирующий эксперимент проводился в несколько этапов:

Этапы исследования:

1  этап - поисково-теоретический, включал изучение научной литературы по проблеме   исследования,   были   сформулированы      задачи,   определена   цель исследования, разработан план.

2    этап   -   экспериментальный,   предусматривает   организацию   опытно-экспериментальной работы по формированию связной монологической речи у учащихся вспомогательной школы с сочетанным дефектом.

3    этап - обобщающий посвящен завершению опытно-экспериментальной работы   и   включал   анализ   и   обработку   данных,   обобщение   полученных результатов, формулировку выводов.

При проведении эксперимента учитывалась специфика детей. Экспериментатор проговаривал задание детям несколько раз, наглядный материал для обследования был подобран в соответствии с возрастом испытуемых, их индивидуальными возможностями и способностями. Обследование детей проводилось индивидуально, * в классе, наедине с экспериментатором. Обследование в контрольной группе проводилось во второй половине дня, в экспериментальной группе - в первой половине дня.

        Формирование и развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на формирование связной речи у детей с нарушенным интеллектом, в свое время занимались Р.И. Лалаева, Р.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, Т.Б. Филичева.

Анализ литературных источников показал, что нарушения речи у умственно отсталых детей являются сложным дефектом, и охватывают практически все уровни речевой деятельности.


   В процессе коррекционной работы с детьми среднего школьного возраста учителям следует обращать внимание на формирование целостности в порождение текста. В этом случае акцент в заданиях по развитию речи нужно сделать на работе по разворачиванию заданной семантической программы в завершённое речевое произведение и, наоборот, по компрессированию целостного текста, сведению его к формуле, выражающей замысел. Этому способствуют задания, связанные с перекодировками (большой текст в маленький), задания на редактирование текста (составление текста на данную тему).


  Так же в процессе работы с 
умственно отсталыми детьми среднего школьного возраста необходимо серией заданий способствовать развитию вербального мышления, вырабатывать оценочно-аналитические элементы в спонтанной речи. Здесь могут быть использованы задания, провоцирующие на размышление, требующие высказывания собственного мнения.

  На протяжении всех лет обучения можно рекомендовать проводить с детьми следующие виды работ: формирование мотивов общения, которые являются необходимым условием развития связной речи умственно отсталых детей. В процессе коррекционного воздействия рекомендуется создавать такие ситуации, которые актуализировали бы потребность в речевых высказываниях. Обогащение словарного запаса, работа над уточнением значения слова должна быть тесно связана с уточнением имеющихся у ребёнка представлений об окружающих предметах и явлениях.

  В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических знаний.

   В процессе развития связной речи большое внимание следует уделять формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением.

   Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при обработке операций внутреннего программирования.
  Основная задача коррекционного обучения умственно отсталых детей-научить их связанно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств .
  Эффективность коррекционного воздействия зависит от того, насколько точно будут соблюдаться условия систематичности проведения занятий, распределение упражнений в порядке нарастающей сложности, соотнесённость заданий цели занятия, чередование и вариативность упражнений.
   Так же в процессе работы с умственно отсталыми детьми необходимо способствовать развитию вербального мышления, вырабатывать оценочно-аналитические элементы в спонтанной речи. Здесь могут быть использованы задания, провоцирующие на размышление, требующие высказывания собственного мнения.
    Важным фактором успешного развития связной речи умственно отсталых детей является формирование мотивов общения. В процессе коррекционного воздействия рекомендуется создавать такие ситуации, которые актуализировали бы потребность в речевых высказываниях.
   Обогащение словарного запаса, работа над уточнением значения слова должна быть тесно связана с уточнением имеющихся у ребёнка представлений об окружающих предметах и явлениях.
     В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических знаний.

    Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при обработке операции внутреннего программирования.

   Эффективность коррекционного воздействия зависит от того, насколько точно будут соблюдаться условия систематичности проведения занятий, распределение упражнений в порядке нарастающей сложности, соотнесённость заданий цели занятия, чередование и вариативность упражнений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андреева   Н.Г.Логопедические   занятия   по   развитию   связной   речи младших школьников. В 3-х частях, часть 1:Устная связная речь, Лексика.- М.,2009    

2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования.- М., 1956, с. 453-480.    

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М., 2007.  

4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием (часть первая-обследование состояния связной речи детей с ОНР) - М., 2000.        

5. Дефектология.словарь - справочник - М.,1996.    

6.  Лалаева Р.И.: Логопедическая работа в коррекционных классах -   М., 2004.                

7. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Педагогическое наследие - М .,2012  

8. Назарова Н.М. Специальная педагогика - М., 2000    

9. Полякова М.А. Как правильно учить ребенка говорить – М., 2011.  

10.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) – М., 2003. – 160 с.

11.  Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М.,2000.  

12. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи.- М., 2000.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

Развитие грамматического строя речи у младших школьников

курсовая работа по методике преподавания русского языка...

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками на материале родственных слов

В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями  особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесооб...

Статья "Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР"

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающе...

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с ТНР

Данный материал предназначен для консультативной работы с родителями, с учителями начальных классов....

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ОНР

Представлены упражнения для развития лексико-грамматиичсекого строя у первокласников с ОНР....