Статья "Формирование грамматического строя речи у младших школьников с нарушенным интеллектом"
статья
Развитие связной речи детей - одна из наиболее важных задач обучения детей во всех школьных учреждениях (массовых и специальных). Известно, что развитие связной речи является центральным направлением работы по подготовке детей к школе. Связная речь как средство общения оказывает влияние на развитие всех психических функций, определенный уровень сформированное которых является необходимой предпосылкой и условием школьного обучения, обеспечивает произвольно-контекстное общение с взрослыми и сверстниками и, тем самым, оказывает влияние на социализацию ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование грамматического строя речи у младших школьников с нарушенным интеллектом | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Формирование грамматического строя речи у младших школьников с нарушенным интеллектом.
Наталья Валерьевна Караханова
Учитель-дефектолог высшей категории
ГБОУ школа №613 Московского района г. Санкт-Петербурга
natalya.karakhanova@mail.ru
Развитие связной речи детей - одна из наиболее важных задач обучения детей во всех школьных учреждениях (массовых и специальных). Известно, что развитие связной речи является центральным направлением работы по подготовке детей к школе. Связная речь как средство общения оказывает влияние на развитие всех психических функций, определенный уровень сформированное которых является необходимой предпосылкой и условием школьного обучения, обеспечивает произвольно-контекстное общение с взрослыми и сверстниками и, тем самым, оказывает влияние на социализацию ребенка
Цель исследования - выявить особенности связной монологической речи у учащихся вспомогательной школы с сочетанным дефектом.
Объект исследования - речевое развитие детей младшего школьного возраста с сочетанным дефектом.
Предмет исследования - связная монологическая речь у учащихся вспомогательной школы с сочетанным дефектом.
Объект, предмет и цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Теоретически изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Подобрать методики ориентированные на развитие связной речи.
3. Определить критерии оценки связной монологической речи у учащихся вспомогательной школы с сочетанным дефектом.
4. Проанализировать состояние проблемы особенностей развития связной монологической речи у учащихся вспомогательной школы с сочетанным дефектом.
Методы исследования:
1.Теоретический: анализ логопедической, психолингвистической, психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Организационные: а) сравнительный, б) комплексный;
3. Эмпирические: а) обсервационные (наблюдение);
б) психолого-педагогический (констатирующий эксперимент);
в) биографический (сбор и анализ анамнестических данных);
4. Методы количественно – качественного анализа полученных данных: а) математический, б) описательный.
Речевые нарушения у детей с нарушением интеллекта подразделяются на две группы
1. Недоразвитие речи, как симптом синдрома олигофрении. У ребёнка недостаточное внимание, восприятие, слабая память, нет достаточного контроля за своими действиями и за речью. Как одно из проявлений олигофрении отмечается несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
2. На фоне олигофрении могут быть любые речевые нарушения не как проявление умственной отсталости, а дополнительно к ней без причинно-следственной соотнесенности речевой и интеллектуальной неполноценности.
Эксперимент проводился на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения № 613 и в гимназии № 524 Московского района города Санкт-Петербурга.
Осуществлялся в индивидуальной форме. Результаты эксперимента фиксировались в протоколах обследования.
Констатирующий эксперимент проводился в несколько этапов:
Этапы исследования:
1 этап - поисково-теоретический, включал изучение научной литературы по проблеме исследования, были сформулированы задачи, определена цель исследования, разработан план.
2 этап - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по формированию связной монологической речи у учащихся вспомогательной школы с сочетанным дефектом.
3 этап - обобщающий посвящен завершению опытно-экспериментальной работы и включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
При проведении эксперимента учитывалась специфика детей. Экспериментатор проговаривал задание детям несколько раз, наглядный материал для обследования был подобран в соответствии с возрастом испытуемых, их индивидуальными возможностями и способностями. Обследование детей проводилось индивидуально, * в классе, наедине с экспериментатором. Обследование в контрольной группе проводилось во второй половине дня, в экспериментальной группе - в первой половине дня.
Формирование и развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на формирование связной речи у детей с нарушенным интеллектом, в свое время занимались Р.И. Лалаева, Р.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.Г. Петрова, Т.Б. Филичева.
Анализ литературных источников показал, что нарушения речи у умственно отсталых детей являются сложным дефектом, и охватывают практически все уровни речевой деятельности.
В процессе коррекционной работы с детьми среднего школьного возраста учителям следует обращать внимание на формирование целостности в порождение текста. В этом случае акцент в заданиях по развитию речи нужно сделать на работе по разворачиванию заданной семантической программы в завершённое речевое произведение и, наоборот, по компрессированию целостного текста, сведению его к формуле, выражающей замысел. Этому способствуют задания, связанные с перекодировками (большой текст в маленький), задания на редактирование текста (составление текста на данную тему).
Так же в процессе работы с умственно отсталыми детьми среднего школьного возраста необходимо серией заданий способствовать развитию вербального мышления, вырабатывать оценочно-аналитические элементы в спонтанной речи. Здесь могут быть использованы задания, провоцирующие на размышление, требующие высказывания собственного мнения.
На протяжении всех лет обучения можно рекомендовать проводить с детьми следующие виды работ: формирование мотивов общения, которые являются необходимым условием развития связной речи умственно отсталых детей. В процессе коррекционного воздействия рекомендуется создавать такие ситуации, которые актуализировали бы потребность в речевых высказываниях. Обогащение словарного запаса, работа над уточнением значения слова должна быть тесно связана с уточнением имеющихся у ребёнка представлений об окружающих предметах и явлениях.
В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических знаний.
В процессе развития связной речи большое внимание следует уделять формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением.
Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при обработке операций внутреннего программирования.
Основная задача коррекционного обучения умственно отсталых детей-научить их связанно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств .
Эффективность коррекционного воздействия зависит от того, насколько точно будут соблюдаться условия систематичности проведения занятий, распределение упражнений в порядке нарастающей сложности, соотнесённость заданий цели занятия, чередование и вариативность упражнений.
Так же в процессе работы с умственно отсталыми детьми необходимо способствовать развитию вербального мышления, вырабатывать оценочно-аналитические элементы в спонтанной речи. Здесь могут быть использованы задания, провоцирующие на размышление, требующие высказывания собственного мнения.
Важным фактором успешного развития связной речи умственно отсталых детей является формирование мотивов общения. В процессе коррекционного воздействия рекомендуется создавать такие ситуации, которые актуализировали бы потребность в речевых высказываниях.
Обогащение словарного запаса, работа над уточнением значения слова должна быть тесно связана с уточнением имеющихся у ребёнка представлений об окружающих предметах и явлениях.
В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических знаний.
Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при обработке операции внутреннего программирования.
Эффективность коррекционного воздействия зависит от того, насколько точно будут соблюдаться условия систематичности проведения занятий, распределение упражнений в порядке нарастающей сложности, соотнесённость заданий цели занятия, чередование и вариативность упражнений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях, часть 1:Устная связная речь, Лексика.- М.,2009
2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования.- М., 1956, с. 453-480.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М., 2007.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием (часть первая-обследование состояния связной речи детей с ОНР) - М., 2000.
5. Дефектология.словарь - справочник - М.,1996.
6. Лалаева Р.И.: Логопедическая работа в коррекционных классах - М., 2004.
7. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Педагогическое наследие - М .,2012
8. Назарова Н.М. Специальная педагогика - М., 2000
9. Полякова М.А. Как правильно учить ребенка говорить – М., 2011.
10.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) – М., 2003. – 160 с.
11. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М.,2000.
12. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи.- М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.
Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...
Развитие грамматического строя речи у младших школьников
курсовая работа по методике преподавания русского языка...
Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями
Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...
Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками на материале родственных слов
В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесооб...
Статья "Особенности развития грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР"
Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окружающе...
Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с ТНР
Данный материал предназначен для консультативной работы с родителями, с учителями начальных классов....
Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ОНР
Представлены упражнения для развития лексико-грамматиичсекого строя у первокласников с ОНР....