Речь и общение
статья по логопедии по теме

Larisa Alexandrovna R.

 

                                         Речь и общение

Наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Речь и общение

Наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения.

В целом коммуникативные возможности- детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников с ОНР: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность.

Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя определенным делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Изучение общения у детей с тяжелой речевой патологией показывает, что у большинства старших дошкольников преобладает ситуативно-деловая его форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2—4-летнего возраста.

Исследованиями познавательного развития детей с речевой патологией занимались такие ученые, как Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили, Е.М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.Ф. Сергеева (разные виды восприятия); Г.С. Гуменная (особенности памяти); О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова (внимание); И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин (различные формы мышления); В.П. Глухов (воображение).

                     

                               Психодиагностические методики

Психокоррекционная работа с детьми, имеющими речевое недоразвитие, должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше социальных факторов, улучшение общего психического состояния детей, формирование у них интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, организацию правильного речевого воспитания. Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком.

При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов воздействия. В частности, может быть использован ряд психодиагностических и психокоррекционных методик.

                                             ВОСПРИЯТИЕ

                    КАК ПСИХИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Основные понятия

Восприятие — это система процессов приема и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал.

Будучи необходимым условием процесса познания, восприятие опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки восприятие может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии.

Существует несколько видов восприятия, которые объ¬единяются по определенным признакам.

1. По ведущему анализатору:

—        зрительное;

—        слуховое;

—        осязательное;

—        обонятельное;

—        вкусовое;

—        кинестетическое.

2.        По форме существования материи:

—        восприятие пространства;

—        восприятие времени;

—        восприятие движений.

3.        По форме психической активности:

—        преднамеренное;

—        непреднамеренное.

4.        По структуре:

—        симультанное (одновременное);

—        сукцессивное (последовательное).

У восприятия, как у психической характеристики человека, есть свои свойства.

1.        Осмысленность и обобщенность: воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает то, что воспринимается.

2.        Предметность: психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.

3.        Целостность: в предметах и явлениях действительности отдельные их свойства и признаки находятся в устойчивой постоянной зависимости. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления.

4.        Структурность: человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета.

5.        Избирательность: из бесчисленного количества окружающих предметов и явлений человек выделяет в данный момент лишь некоторые из них в зависимости от того, на что направлена его деятельность, потребности и интересы.

6.        Константность: одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях (при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния и т.п.). Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизмененном виде.

                                    Сенсорное развитие

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет со сформированными органами чувств. Но их нормальное функционирование представляет собой лишь предпосылку для восприятия окружающего мира.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию объектов, т.е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Это сенсорные эталоны, которые сложились исторически и позволяют сравнивать, сопоставлять результаты восприятия. К ним относятся системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка.

Все эти эталоны должны быть своевременно усвоены ребенком. В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более

точными, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка даже тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.



Предварительный просмотр:

Представление

собственного  инновационного педагогического опыта

             «Логопедическое  сопровождение  обучающихся      ОВЗ   в условиях

инклюзивного образования».

  http://nsportal.ru/rodkina-larisa 

  http://ish1.edurm.ru           

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА ПНП «ОБРАЗОВАНИЕ»

1.Общие сведения

Ф.И.О.

автора опыта

Учреждение,

  адрес с индексом

       Должность

 

Стаж работы

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Родькина Л.А..jpg

 Родькина

Лариса Александровна

431430  

Республика Мордовия

 г. Инсар,

ул. Советская, д.22

                МБОУ

«Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Учитель-логопед                  высшей квалификационной категории.

Руководитель МО учителей-логопедов

Инсарского муниципального района

Общий 

педагогический

стаж-23 года

Педагогический стаж

по специальности-

19 лет

                   2. Сущностные характеристики инновационного педагогического опыта

1. Тема

инновационного

педагогического опыта (ИПО)

2. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия и др.)

«Логопедическое сопровождение

 обучающихся с ОВЗ

в условиях

инклюзивного образования»

   

     В эпоху усовершенствования образовательного процесса значительно возросли требования к  уровням речевой подготовки  первоклассников общеобразовательных школ.

    Одним из результатов гуманистического развития современного общества можно считать инклюзивное образование. Включение обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс массовых учебных заведений - новый подход для российского образования.

    Введение ФГОС НОО ОВЗ способствует повышению качества образования  обучающихся  с недоразвитием речи,  является одним из важных направлений коррекционного обучения.

      Для осуществления этого процесса требуется умело смоделировать, организовывать коррекционное  обучение  ОВЗ.

   Успешность в коррекции   ОНР- III с ОВЗ (ЗПР)  во многом зависит от степени тяжести  речевого недоразвития ребёнка.

Противоречие между увеличивающимся количеством детей с ОВЗ и их сложными дефектами речи ведёт к  необходимости включения новых средств и методов, приемов  коррекционного обучения в условиях «Доступная среда»  обучающихся с ОВЗ.

     3. Идея изменений

(в чем сущность ИО)

   Сущность опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании активных методов и приемов организации коррекционной работы. 

   Ведущая  идея моего опыта заключается во включении  на занятиях-сказках, путешествиях с ИКТ, активного участия обучающихся с ОВЗ в развивающий процесс, создание «ситуации комфорта и успеха».

4. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна)

Использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения с целью повышения уровня речи обучающихся, повышение их личностной самооценки, самоуважения и чувства собственного достоинства. 

Преимущество данного опыта состоит в переходе от установки «формирование» к установке «саморазвитие». Создание положительной мотивации к коррекционным занятиям.

Новизна опыта заключается в практической реализации методов и приемов коррекционного обучения, что подтверждается положительными результатами речевой динамики.

Реализация в начальной школе содружества образовательного, логопедического, психологического, медикаментозного, внеурочного сопровождения   (курс «Звукобуквенная страна»)  приводит к положительным результатам обучения ОВЗ.

5.Условия реализации изменений

   Условиями реализации изменений является накопленный арсенал  форм, приемов и методов развивающего обучения учителя-логопеда для речевой коррекции.

     Обучение обучающихся с ОНР-III  по  коррекционной программе, создание благоприятных условий для коррекционно-развивающего обучения обучающихся с ОВЗ.

     Условиями изменений является соблюдение санитарно-гигиенических требований ОВЗ, наличие материальных и программно-методических ресурсов в классе, в ГПД, в сенсорной комнате, в логопедическом кабинете (компьютер,  проектор, диски, электронные программы, игры и т.п.).

6. Результат изменений

        В результате коррекционно-развивающего  обучения у детей с ОВЗ  повышается  интерес к занятиям, корректируется устная речь, развиваются навыки письма и чтения.

В конце учебного года отмечается положительная динамика коррекции  речи  у учеников с ОВЗ в сравнении с уровнем речевого недоразвития в начале учебного года.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Публикации об инновационном педагогическом опыте представлены в Интернет  - сообществах, размещены на собственном сайте, в сборнике, в  районной газете  «Инсарский вестник».

         

      III. Описание инновационного педагогического опыта учителя-логопеда

 

                      Обоснование актуальности и перспективности опыта.

  Его значения для совершенствования коррекционно-развивающего процесса.

       

      Одной из основ модернизации образования в  России в XXI веке  является инновационная деятельность педагогов образовательных учреждений.

       Инклюзивное  (включающее) образование – это образование, при  котором все обучающиеся, несмотря на свои физические, интеллектуальные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками по адаптированным программам.

       Инклюзия означает раскрытие каждого обучающегося,  учитывает его потребности, специальные условия, сопровождение, необходимые   для достижения «ситуаций комфорта и успеха».

      Основной принцип инклюзивного образования – все дети должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся

 на их пути.  Адресатами инклюзивного образования являются дети с ОВЗ.

       Инновационный педагогический опыт  «Логопедическое сопровождение  ОВЗ  в  условиях  инклюзивного  образования»  основан   на осмыслении собственного  опыта в результате   сравнения,  изучения, анализа коррекционной работы учеников  с ЗПР (ОНР- III).

       Целью инновационного педагогического опыта работы является достижения более высоких результатов коррекции речевых процессов у обучающихся с ОВЗ, внедрения современных разработок в педагогическую практику.  

       Инновационная работа  выполнена на одну из актуальных тем, так как ежегодно возрастает количество  обучающихся  с ОВЗ со средним и  тяжёлым недоразвитием  речи в общеобразовательных школах.

     Актуальность опыта многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в рамках программы «Доступная среда» в области обучения обучающихся с  ОВЗ.

     Значение  инновационной работы  для совершенствования  обучения  заключается в том, что собственный педагогический опыт позволяет организовать коррекционную работу и своевременно оказать логопедическое сопровождение  обучающихся  с ОВЗ в МБОУ «ИСОШ №1».

     

Условия формирования  ведущей идеи опыта.  

Условия возникновения, становления опыта

      

    Проблема введения логопедического сопровождения ОВЗ в условия инклюзивного образования стала темой моего инновационного опыта.

     Цель: выявить эффективные  условия для коррекции  устной и письменной речи у учеников с  ОВЗ  логопедическими средствами  воздействия.

    Работа над уточнением основных понятий  помогла поставить задачи коррекционного обучения обучающегося:  скорректировать звукопроизношение,

фонематические процессы, грамматический строй, лексику, связную устную речь.

        Логопедическое сопровождение осуществлялось и  реализовывалось в МБОУ «ИСОШ №1» в 3 этапа: диагностирующего, коррекционного  и заключительного.    

     На диагностирующем этапе  в начале учебного года с 1-15 сентября проводилось комплексное логопедическое  и психологическое обследование учеников начальных классов.  В результате диагностики   выявлены  обучающиеся с ОВЗ (ЗПР) ОНР-III.    Обучающиеся  выведены на школьный ПМП консилиум МБОУ «ИСОШ №1», затем  направлены на районную  ПМП Комиссию для  обследования, установления  диагноза  «ЗПР»,  установления  статуса   «Ребёнок с ОВЗ »,  определения дальнейшего образовательного маршрута и сопровождения,   рекомендации  варианта адаптированной программы обучения.  

    ПМП Комиссия Инсарского муниципального района  представила заключение, согласно которому  школьникам с  ОВЗ (ЗПР)  рекомендовано обучение  в МБОУ «ИСОШ №1» по адаптированной общеобразовательной программе ФГОС   НОО   ЗПР,   вариант 7.1.  В результате  обучения в МБОУ «ИСОШ №1» осуществлялось комплексное медикаментозное,  логопедическое, психологическое, учебно-воспитательское,  внеурочное  сопровождение   обучающихся с ОВЗ.

   На заключительном этапе коррекционной  работы  проведено повторное   обследование учеников с ОВЗ.

                                              Теоретическая база опыта

      Теоретическая база собственного инновационного  опыта формировалась  в результате  анализа  литературы по инклюзивному образованию обучающихся с ОВЗ,  педагогической практики,   информаций  с курсов  повышения квалификации  «Технологии психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ».

      Теория опыта складывалась на основе просмотренного российского  вебинара  сайта «Мерсибо» «Активизация внимания и памяти у детей с ОВЗ (ЗПР) при формировании чтения и письма»,  вебинара  Министерства образования РФ «Роль семьи в реализации образовательного потенциала ребёнка-инвалида».

    Основанием для теории опыта послужили собственные выступления на республиканских семинарах «Современная логопедия: проблемы и перспективы развития» на темы: «Инклюзивное образование детей с ОВЗ» в МБОУ « ИСОШ №1», «Дорожная карта по организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении».

      Сформировали теорию моего собственного опыта выступления на муниципальном МО учителей-логопедов, в том числе на тему:  «Логопедическое сопровождение  в условиях ФГОС», выступление на педсовете МБОУ «ИСОШ №1» «Обучение по адаптированной ОО программе ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ».  

      Теоретическая   копилка  позволила  приобрести   опыт  работы по  теме: «Логопедическое сопровождение ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

       

           Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,

                                  содержание, методы, приёмы обучения.

   Весь инновационный материал имеет чёткую структуру и содержит разнообразные обязательные   и дополнительные  задания, которые, в свою очередь, могут

самостоятельно выбираться  учителем-логопедом в зависимости от возраста, структуры дефекта  у учеников  с ОВЗ, имеющихся у них знаний, интересов и поставленных задач.

   Учителем-логопедом  доказана  система конкретных педагогических действий,  методов, приёмов воспитания и обучения и  эффективность средств коррекции  (программ, игр, заданий, упражнений, ИКТ, музыкотерапии, сказко-терапии, Су-Джок-терапии,   аква-терапии, элементов логопедического массажа)  в тандеме с медицинским, психологическим, образовательно-воспитательным и внеурочным сопровождением   обучающихся с ОВЗ   и  выполнении рекомендаций со стороны родителей (законных представителей).

   

                                             Анализ результативности

      В результате кропотливой, систематической коррекционной работы  добиваемся значительных продвижений в  коррекции речевых процессов.

     Результативность и эффективность работы подтверждается наличием положительной динамики в коррекционно-развивающем обучении детей с   ОВЗ.

     Значимость инновационной работы заключается во внедрении в практику развивающего обучения обучающихся с ОВЗ в МБОУ «ИСОШ №1»  апробированной системы логопедического воздействия, обеспечивающей коррекцию речевых процессов.  

  Практический  коррекционный материал  рекомендован и используется  учителями-логопедами  методического объединения учителей-логопедов Инсарского муниципального  района.  

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

      Процесс позитивной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социум является для обучающихся сложным этапом социализации.

  Несмотря на интеграционные процессы в МБОУ «И СОШ №1», проблема обучения таких детей остается сложной.

     С введением инновационного опыта столкнулись с проблемой непонимания некоторыми родителями  (в связи с недостатком образования мамы) значимости, важности, своевременности  обследования на ПМП Комиссии и дальнейшего оказания полноценного инклюзивного образования и сопровождения. В связи с этим официально написан отказ одной из родительниц от обследования обучающихся  на ПМПК и отказа от обучения по адаптированной ОО программе  ФГОС НОО ОВЗ в школе. Согласно закону РФ отказ родителя от обследования ребёнка  принят к сведению  ПМП Комиссией и ПМП консилиумом МБОУ «ИСОШ№1».

Адресные рекомендации по использованию опыта

     Инновационный педагогический опыт работы рекомендован педагогам, распространяется на педагогических советах школы,  на муниципальных заседаниях МО учителей-логопедов дошкольных, школьных общеобразовательных учреждений, на школьных МО учителей начальных классов и воспитателей ГПД, на республиканских, российских, международных научно-практических конференциях, в Интернет - сообществах, в сборниках, в районной газете «Инсарский вестник».

 

      Автором разработаны коррекционно-развивающие игры, упражнения, задания по развитию фонематического восприятия и слуха,  проведена серия занятий с внедрением их в коррекционный  процесс.

     Инновационный опыт педагогической  работы Родькиной Л.А., учителя-логопеда высшей категории МБОУ «ИСОШ №1», адресован творчески работающим учителям-логопедам, находящимся в поиске новых форм и методов коррекции речи, осуществляющих логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

 

IV.Информационные характеристики опыта.

Характеристики инновационного опыта**

          Обучение.***

Воспитание.***

Дополнительное

образование.***

1 Ценности и ценностные ориентации

 Система установок, убеждений

предпочтений,

  выраженная

 в стремлении к самосовершенствованию

 Формирование познавательного и нравственного отношения к материальным и духовным ценностям на уроках, в ГПД

Формирование

культуры ребенка с ОВЗ

2. Цели и задачи.

 Передача не столько знаний, сколько способности их приобретать, предельно полное достижение развития и совершенствования тех способностей обучаемого с ОВЗ, которые необходимы самой личности.

 

Формирование и развитие  ученика с ОВЗ

Формирование

творчества личности ребенка с ОВЗ

3.Содержание коррекционного обучения

Коррекционно-развивающие занятия

 с ИКТ, занятия-сказки, занятия-путешествия, занятия-игры, занятия-закрепления и т.п.

  Внеурочная работа с ОВЗ  воспитателей в  ГПД, в кружках, с опорой на коррекционный материал

Внеклассные мероприятия учителей с применением коррекционного материала.

4.Технологии,

 в том числе ИКТ.

 ИК  технологии, конкурсы, мероприятия

в коррекционно-развивающем обучении с применением элементов исследований 

 ИКТ в ГПД  

с  ОВЗ

Факультативные занятия с применением коррекционного материала.

5.Средства.

 Мультимедиа материалы и авторские разработки коррекционных занятий.

Информация сети Интернет.

Логопедическая литература.

Научно-популярная литература

Информация сети Интернет.

 

Информация сети Интернет.

6. Организационные формы.

  Вводная беседа, вопрос, проблема к занятию, задания на внимание, стихи с действиями и т.п.

 Внеклассная

 работа учителей, воспитателей с  детьми с ОВЗ.

7.Образовательная среда.

 Создание условий, способствующих организации развивающей среды.

Перенос акцента в деятельности учителя-логопеда с активного педагогического воздействия на личность обучающегося с ОВЗ в область формирования «обучающей среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие.

 Создание социокультурного пространства, помогающегоребёнку с ОВЗ жить в современном мире.

Создание условий способствующих формированию потребности у ребенка С ОВЗ к нахождению своего места в изменяющемся социуме.

Создание условий для развития компетентностей школьников.

Создание множества ситуаций,

в которых происходит социализация ребенка с ОВЗ.

8. Информационно - методическая среда.

Научно-методическая литература, журнал

«Логопед», опора на передовой педагогический опыт учителей-логопедов, использование инноваций в образовательном пространстве. 

Научно-методическая литература, использование образовательных программ,  нормативно-правовая документация.

 Методическая литература

9. Информационные ресурсы.

 Применение информационных технологий: ПК, аудио, видео и т.п.

Применение информационных ресурсов сети Интернет

 Применение информационных технологий: ПК, видео, аудио, ЦОР

Применение информационных ресурсов сети Интернет

10. Мотивационные ресурсы.

 Развитие и становление личности ребенка с ОВЗ

Социализация и воспитание личности ребёнка с ОВЗ

Подготовка к осознанному формированию личности ребёнка с ОВЗ

11.Кадровые

 ресурсы

 Учитель-логопед

Педагог-психолог

Медицинская сестра

Учителя

Воспитатель ГПД

Социальный педагог

ДДТ

12.Научно – методические ресурсы

 Информационные ресурсы сети Интернет,  журналы, методические пособия, курсовая подготовка  по обучению детей с ОВЗ.

 Информационные ресурсы сети Интернет, предметные журналы, методические пособия, курсовая подготовка по обучению и воспитанию детей с ОВЗ.

13.Материально – технические ресурсы

 Коррекционная  литература, технические средства обучения, средства ИКТ

 Педагогическая  литература,  технические средства обучения, средства ИКТ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Культура речи и средства эффективного общения"

Содержание проекта:1.  Введение2. Становление культуры речи как науки3. Понятие общения, его структура, компоненты, функции4. Методы и средства эффективного общения5. Заключение...

Презентация "Культура речи и средства эффективного общения"

Содержание проекта:1.  Введение2. Становление культуры речи как науки3. Понятие общения, его структура, компоненты, функции4. Методы и средства эффективного общения5. Заключение...

Конспект занятия по курсу « Речь и культура общения» Тема «Весёлые рассказы»

Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и свою речь, умел словесно импровизировать и постоянно совершенство...

Родительское собрание в 4 классе "О слове, речи, культуре общения"

Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов и в совершен­стве владеть родным языком - это задача для нас, взрослых....

Конспект урока речевой практики по теме «Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»

Цели:- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;- продолжить работу по формированию у учащихся разгов...

Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».

Цель: закреплять условия для формирования первоначальныхпредставлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевогообщения.I. Определение темы и цели урока-Вспомните, какие значения имеет...

Данная методическая разработка посвящена проблеме развития речи и общения умственно отсталого ребёнка. Психофизические дефекты детей с ограниченными возможностями здоровья создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения

Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее ...