Родительское собрание в 4 классе "О слове, речи, культуре общения"
консультация (4 класс) на тему
Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов и в совершенстве владеть родным языком - это задача для нас, взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_slove_rechi_kulture_obshcheniya.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
О слове, речи, культуре общения
Подготовительный этап.
В ходе подготовки к собранию организуется работа с детьми и родителями. Предлагается анкета по тематике собрания, небольшие творческие работы. Оформление и материал к собранию обрабатывается совместно, продумывается план проведения собрания.
Анкета для родителей
1. Придаёте ли Вы значение развитию у ребёнка правильной, грамотной речи? Какими способами?
2. Умеет ли Ваш ребёнок регулировать громкость, темп своей речи?
3. Уделяете ли Вы внимание воспитанию культуры общения?
4. Как Вы считаете, говорит ли Ваш ребёнок бранные слова? Проводите ли профилактическую работу в этом направлении?
5. На что надо обратить внимание учителю в отношении Вашего ребёнка?
6. Какие испытываете трудности в развитии речи ребёнка?
7. На какие вопросы хотите услышать ответ на собрании, кого предлагаете пригласить?
Ход собрания
Учитель. Слово, речь, культура общения - составляющие успеха человека. Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов и в совершенстве владеть родным языком - это задача для нас, взрослых. Невнимание к устной речи препятствует овладению знаниями. На первые три вопроса анкеты все родители ответили «да», «уделяем внимание»: кто постоянно, кто не в полной мере, кто по возможности. Но безучастных нет. Это очень важно. Значит, мы с Вами подходим одинаково к пониманию и решению этой проблемы. При обработке результатов теста на взаиморасположение детей друг к другу выявились лидеры. Эти ребята стали лидерами потому, что они хорошо говорят, пересказывают, много знают, скромны, не конфликтуют, не переходят на повышенные тона, способны понять другого.
Готовясь к рыцарскому турниру вежливости, мы говорили о том, какие и когда слова приветствия употребляются в речи. И теперь эти ребята, встретив меня днём, говорят «добрый день». Очень радостно это видеть и слышать.
Сейчас мы обменяемся опытом по развитию у ребёнка правильной, грамотной речи в семьях.
-Как вы, уважаемые родители, воспитываете в своих детях культуру общения?
Выступления родителей.
Учитель. Из всего сказанного и услышанного нужно сделать такой вывод: важен пример взрослых, воспитание любви и интереса к книгам.
Огромную роль в воспитании любви и интереса к чтению играют семейные чтения. Они полезны тем, что семья собрана вместе, все заняты одним делом, ребёнок чувствует себя на равных с родителями, общается непринужденно, у него повышается уровень речевой культуры. К собранию детям была предложена анкета из двух вопросов: «Устраиваются ли у вас дома семейные чтения?», «Чем они вам нравятся?». 22 человека ответили: «Да, бывают». Чем нравятся? Одни пишут, что «папа и мама со мной», другие - «они меня не перебивают, а дают возможность всё высказать», третьи - «потом ещё играем обязательно в шахматы». Четыре человека ответили, что в их семьях не бывает таких чтений. А один мальчик написал, что вместе с ним родители ничем не занимаются. Чувствуется, что ребенок обижен на своих родителей. Сопоставив ответы детей и их успехи по чтению, я могу сказать, что невнимание к такой форме общения, как семейное чтение, отрицательно сказывается как на устной, так и письменной речи детей.
Сейчас мы Вам предложим прослушать магнитофонную запись, где пересказывают, читают наши дети. Детей специально не готовили. Шел урок внеклассного чтения. Записаны ответы желающих.
Прослушивается запись.
-Узнали ли родители голоса своих детей? Остановлюсь на уровне речевой культуры ребят. Почти все обладают навыком последовательного пересказа, а некоторые ребята любят подробный пересказ. Знают значение очень многих слов. Запас слов в пределах нормы. Не хватает прилагательных в речи, образности, эмоциональности. Устная и письменная речь переплетаются тесно. Недостаток одной влечёт за собой недочёты в другой. Обогащать словарный запас необходимо систематически. Ребятам было дано задание: составить предложения со словом зима и найти сравнения к слову снег. Вот какие они придумали предложения: Зима снежная и суровая. Наступила лютая зима. Зима злится, как ведьма злая. Зима - вьюжная пора. Зима - это Новый год. Снежная зима. Матушка-зима. Зима белая и холодная. Зима - это холод и мороз. А вот какие сравнения они нашли к слову снег: Снег пушистый, как вата. Снег как белый ковёр. Снег точно серебро. Снег мягкий, как пух. Снег белый, как сахар. Снег белый, как лист бумаги. Снег сверкает на солнце, как серебро. Снег белый, как мука. Снег блестит, как алмаз. Снег горит, как огонёк. Как видим, словарный запас достаточно большой, и дети могут правильно им пользоваться. Что касается устной речи, то много допускается повторов и слов-вредителей: это, вот, да, ну и другие. Речь детей, звучащая на уроке и на перемене, отличается. Редко, но можно услышать недобрые слова. Ребёнок, употребляющий в речи такие слова, не остаётся без внимания, с ним проводятся индивидуальные беседы.
На вопрос анкеты «Как вы считаете, говорит ли Ваш ребёнок бранные слова?» все родители (27 чел.) написали, что их ребёнок не говорит бранных слов, и только двое написали, что они допускают такую возможность, а другие слышали брань ребёнка, когда он ссорился со старшим братом. Отрадно, что все родители проводят профилактическую работу. В анкете для детей был такой вопрос: «Слышал ли ты бранные или нехорошие слова и от кого?» Вот что написали наши дети. Шесть человек слышали на улице, в магазине, от друга или от подружки, во дворе, а пять человек слышат эти слова дома: от мамы - 4 человека, от сестры - один человек, от папы - двое. Хорошо было бы, если о каждом из нас дети написали так, как написала одна ученица: «Я слышу от своих родителей только хорошие слова». Я хочу предложить вам игры, упражнения по обогащению речи детей, которые можно провести в кругу семьи. Вот некоторые из них:
Подбор синонимов. Как сказать по-другому: река бежит (течёт, журчит, льётся), косой дождь (тёплый, холодный, летний, грибной).
Узнавание предмета по эпитетам. Что это? Кудрявая, белоствольная, стройная. Что бывает узким, широким, зелёным, хмурым, деревянным, свежим?
Работа с антонимами. Карандаш длинный - короткий. Пух лёгкий, а камень ..., река широкая, а ручей....
Подбор к предмету слов, обозначающих действие. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет.)
Игра в «увеличительные очки»: «Я надела увеличительные очки, и теперь вижу не дом, а домище».
Игра «Я - ласка». Все предметы называть только ласково. Кошка - кошечка, ложка - ложечка и т. д.
Составление парных созвучных слов. Мишка - шишка, жил - шил, коза - коса.
Вот вам, уважаемые родители, материал для раздумий.
Предоставляется слово гостям.
-А. Герцен сказал, что «чтение стихов должно быть постоянным, чтобы душа не засохла». О заучивании стихотворений и обучении детей выразительному чтению расскажет учительница русского языка и литературы.
Выступление учителя литературы.
- Работа одного учителя почти всегда продолжается на уроках другого учителя, если они решают одну и ту же проблему.
В данном случае речь пойдет о связи уроков чтения с уроком пения. Предоставляется слово учителю музыки.
Выступление учителя музыки.
-Поговорим о культуре общения. Сейчас особенно остро встал этот вопрос. Почему? Потому что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в детские годы. Всем ясно, что культуру общения одними словами не привьёшь. Если ребёнок слышит, как родители грубо разговаривают друг с другом, видят, как кинули котенка или щенка, накричали на бабушку, то и он позже будет грубить, срывать зло на слабых. Воспитанию культуры общения способствуют простые правила, прочитайте их дома внимательно и определите, над чем Вы считаете необходимо работать.
Правила культурного общения
• Не говорите плохо о человеке в его отсутствие.
• Бестактно прерывать разговор; если срочно нужно что-то спросить, то прежде всего необходимо извиниться.
• В разговоре неприлично выпячивать своё «я».
•Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, на часы, не теребить пуговицы собеседнику, не жестикулировать.
• Не следует разговаривать с дальнего расстояния: через стол, коридор или улицу.
• Находясь в компании, не следует шептаться.
Помните: всякое замечание воспринимается мягче, если оно следует за похвалой.
Подведение итогов.
Учитель. Проблема, затронутая и рассмотренная нами, полезна и родителям, и детям. Уместна пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь».
Хожу порекомендовать Вам, уважаемые родители, больше читать самим и вместе с детьми, больше общаться с ребёнком и его друзьями, сдерживать свои эмоции в любом разговоре, интересоваться новинками педагогической литературы. Хорошо бы стать читателями нашей школьной библиотеки. Прочитайте книги Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» и А. В. Смольянова «Азбука поведения». Они помогут вам в решении рассмотренной нами проблемы.
Объявление благодарностей родителям за хорошее воспитание детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа на родительском собрании в 1 классе "Красота человеческого общения - как основа эстетического воспитания детей"
Советы родителям по эстетическому воспитанию....
Родительское собрание в 4 классе. Воспитание культуры поведения школьников.
Рекомендации родителям. Выработка совместных действий....
Родительское собрание на тему "Формирование читательской культуры"
Собственная разработка....
Родительское собрание на тему: ««Основы религиозных культур и светской этики»»
Цель собрания - представить родителям развернутую информацию о целях и задачах курса ОРКСЭ; познакомить родителей с содержанием курса ОРКСЭ и методикой его преподавания. Задачи: • познакомить роди...
Родительское собрание по выбору модуля православной культуры
Родительское собрание по выбору модуля ОРКСЭ в 3 классе...
Родительское собрание "Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника"
Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....