индивидуальная программа по развитию речи для детей 6-9 лет с ОНР
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

В данной программе представлены материалы для индивидуальной коррекционно-развивающей работы в общеобразовательеой школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_armanovskaya.docx68.52 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст обучающихся 6-8 лет

Срок реализации с 01октября по  31 мая включительно

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для детей младшего школьного возраста обучающихся на коррекционно-развивающих логопедических занятиях , на базе ГБОУ СОШ №1176.

Отношение к слову есть показатель цивилизованности государства и культуры каждого человека. Эта проблема особенно остро встала сейчас в нашей стране, когда хлынувший поток иностранных слов, широко распространившаяся в информационном пространстве небрежная, неоправданно быстрая, неблагозвучная речь убивает всё накопленное богатство неповторимо прекрасного русского звучащего слова. Нельзя не учитывать негативного влияния таких языковых деформаций на детей.

Актуальность

 Данная программа имеет коррекционно – развивающую направленность т.к. большой процент детского общества, имеет нарушения речевого развития,  и встаёт вопрос о необходимости формирования у детей 6 -9 лет культуру правильного «говорения». Правильная, ясная речь характеризует правильное мышление. «Речь – это человек. Нет речи – нет человека», писал известный деятель русского искусства кн. Сергей Волконский.

Цель программы

Развить и усовершенствовать природные  речевые возможности детей, сформировать у ребёнка любовь к родному языку, культуре речи и произношения и тем самым развивать речевые способности школьников.

Задачи программы

Формировать красивое и правильное общее звучание речи

Выразительность

Голосовые возможности

Дыхание

Темпо-ритмические  особенности

Дикция

Обучать правильному звукопроизношению

Развивать фонематическое восприятие

Формировать лексический строй речи

Закреплять обобщающие понятия по лексическим темам

Учить употреблять в речи слова антонимы

Учить употреблять в речи слова синонимы

Учить употреблять относительные прилагательные

Учить правильно понимать и употреблять в речи сложные слова

Учить правильно составлять словосочетания (прилагательное и существительное)

Формировать грамматический строй речи

Учить правильно употреблять множественное число

  Учить правильно употреблять уменьшительно-ласкательные формы слов  

Учить правильно составлять и использовать глагольные конструкции

Обучать употреблению числительных в составе с существительным

Учить правильно образовывать притяжательные прилагательные

Учить составлять и использовать в речи предложно-падежные конструкции

Развивать связную речь

      Учить составлять рассказ по картине

      Учить составлять рассказ по серии картинок

      Учить составлять рассказ по опорным схемам

      Учить составлять пересказ

Ожидаемые результаты

К концу обучения  дети должны освоить базовый уровень всех речевых категорий перечисленных выше (задачи программы).  А также уметь употреблять и использовать в речи, все полученные знания, за весь период  обучения в младшей школе.

Содержание программы реализуется на протяжении трех взаимосвязанных этапов.

Первый этап обучения

Задачи первого периода обучения:

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:

уточнение правильного произношения звуков: у, а, о, и, э, ы, м, мь, в, въ, н, нь, п, пь, т, тъ;

развитие артикуляционной моторики;

различение на слух изученных гласных и согласных звуков;

дифференциация звуков: а-у, ы~и и согласных по твердости-мягкости: м-мь, в-вь,     н-нь, п-пь, т-ть;

выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции (звук у);

выделение гласного звука из начала, середины и конца слова в ударной позиции (звуки а, о);

выделение гласного звука из состава слова в безударной позиции (звук и);

выделение согласного звука из состава слова;

формирование умения характеризовать звук;

усвоение звуко-слоговой структуры двух-трехсложных слов;

анализ и синтез обратных и прямых слогов; составление схем слогов; слов типа Том;

формирование умения подбирать к схеме слово;

преобразование слогов;

деление слов на слоги; слоговый анализ двух-трех-сложных слов; слогообразующая роль гласных звуков; составление слоговых схем слов;

воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук;

использование ребусов и кроссвордов с целью формирования навыков звукового анализа слова;

формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение.

2. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:

образование существительных множественного числа с окончанием а, -ы (ведра, сосны);

образование глаголов настоящего времени единственного и множественного числа (лает, лают);

образование глаголов с помощью приставок   у-, от-  (улетел, отбежал);

образование сложных слов (молоковоз);

изменение по падежам существительных единственного числа;

несклоняемые существительные пальто, пианино;

согласование глаголов единственного числа прошедшего времени с существительными (мама пела);

согласование прилагательных с существительными в роде и числе (душистое мыло, спелые ягоды);

образование притяжательных прилагательных (лисьи уши);

согласование числительных с существительными (три тыквы);

привлечение   внимания   к   многозначности   слов (кисть);

слова-антонимы (день ночь);

родственные слова (игра).

3. Работа над предложением. Составление предложений по  демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, по схеме:

составление простых распространенных предложений без предлогов;

выделение слов в предложении, определение их количества и последовательности;

составление простых распространенных предложений с предлогами у, о, в, на, по;

составление предложений с однородными членами, с соединительным союзом и;

составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а;

объединение нескольких предложений в рассказ;

усвоение интонации предложения:  повествовательной, восклицательной, вопросительной;

заучивание стихов наизусть.

Развитие просодической стороны речи.

Развитие грамматического строя речи:

знакомство с буквами: Л, О, У, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т;

звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов, односложных слов с использованием разрезной азбуки, печатания;

преобразование слогов;

формирование навыка чтения обратных и прямых слогов, плавного слогового сознательного чтения слов;

составление схемы предложения из двух, трех, четырех слов без предлога и с предлогом. Работа со схемой предложения;

раздельное написание предлогов;

развитие графических навыков;

ознакомление с написанием большой буквы в именах людей и с правилом написания предложения.

6. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; формирование мыслительных операций (навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Второй этап обучения

Задачи второго периода обучения:

1.        Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:

—        уточнение правильного произношения звуков: к, кь, с, съ, х, хъ, з, зь, б, бъ, д, дь, г, гъ, ш, ж, л, ль, р, рь;

—  развитие артикуляционной моторики;
— различение этих звуков на слух;

дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости: к-къ, с-сь, х-хь, з-зь, б-бъ, д-дь, г-гь, л-ль,р-рь; по звонкости-глухости: с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж, по месту и
способу образования:
кх, с-ш, з-ж, р-л;

формирование умения характеризовать звук;

выделение звуков из состава слова;

анализ и синтез слогов: обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа уха, сани, мышка, пижама, клумба, составление звуко-слоговых схем;

преобразование слогов и слов;

формирование умения соотносить слово и схему;

закрепление навыков звукового анализа в решении кроссвордов и отгадывании ребусов.

2.        Воспитание внимания к грамматическим формам слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:

—        образование существительных предложного падежа единственного и множественного числа (в траве, о цветах);

образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа с предлогом без (без хобота, без окон);

образование глаголов с разными приставками (забежал, выбежал);

согласование прилагательных с существительными в роде и числе (белый бант, белое платье);

образование падежных форм существительных и прилагательных в форме множественного числа (шаловливые мышата, шаловливых мышат);

—        согласование существительных с числительными (пять шаров, три дерева);

употребление глаголов мочь, класть, одеть, надеть;

образование относительных прилагательных (вишневый, шерстяной);

образование притяжательных прилагательных (кошачий хвост, медвежья лапа);

образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения -ок, -ек, -ик (грибок, цветочек, кустик);

образование сравнительной степени прилагательных (вкуснее, красивее);

формирование умения подбирать родственные слова (мышь, мышата, мышиный);

образование сложных слов (самовар, коневод);

образование слов-антонимов (тихий громкий).

3.        Работа над предложением. Составление предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам.

составление простых распространенных предложений без предлога;

составление простых распространенных предложений с предлогами к, с, со, за, из-за, без, под, из-под, над, между, перед;

выделение слов в предложении, определение их количества;

составление рассказа по серии картин и опорным словам;

развитие интонационной выразительности речи;

заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц.

Развитие просодической стороны речи.

Развитие грамматического строя речи:

        знакомство с буквами: К, С, X, 3, Б, Д, Г, Ш, Я, Ж, Л, Е,Ё,Р;

—        дифференциация а-я, о-ё, т-д, кг, п-б, с-з, с-ш, ш-ж, з-ж, р-л;

_ звуко-буквенный анализ и синтез обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, односложных, двусложных и трехсложных слов и предложений из двух, трех, четырех слов с использованием разрезной азбуки и печатания;

преобразование слогов и слов;

составление схемы предложения из четырех слов с предлогом, чтение схемы предложения;

формирование навыка чтения обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, плавного слогового, сознательного чтения слов, предложений, текстов;

формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитанное;

ознакомление с правилом письма предложения, с правописанием ши, жи, парных  звонких и глухих согласных в конце слова и безударных гласных.

6. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения» обобщения).

Третий период обучения

Задачи третьего периода обучения

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:

развитие артикуляционной моторики;

уточнение правильного произношения звуков: Ф, Фь, Ц, Й, Ч, Щ;

различение этих звуков на слух;

дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости: ф-фь; по звонкости-глухости: в-ф; по месту и способу образования с-ц, ль-й, ч-ть, ч-сь, щ-ч, щ-съ;

формирование умения характеризовать звук;

выделение звуков из состава слова;

анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных) и слов различного звуко-слогового  состава;

преобразование слогов и слов;

совершенствование навыка звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании ребусов.

Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова и к способам словообразования. Формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:

образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей);

образование существительных с помощью суффиксов -иц-, -щик-, -ищ- (медведица, носильщик, ручищи);

образование приставочных глаголов (въехал, отъехал);

употребление разноспрягаемого глагола хотеть;

согласование прилагательных с существительными (футбольный мяч);

образование сложных слов (фоторужьё);

образование притяжательных прилагательных (медвежьи следы);

формирование умения изменять глаголы по лицам и числам.

Работа над предложением. Закрепление навыка составления и распространения предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам:

составление деформированных предложений;

составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что;

составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ;

заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц;

развитие интонационной выразительности речи.

Развитие просодической стороны речи.

Развитие грамматического строя речи:

знакомство с буквами Ф, Ю, Ц, Й, Ч, Ц, Ь, Ъ;

дифференциация У-Ю, С-Ц, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-С, Щ-С;

звуко-буквенный анализ и синтез слов различного звуко-слогового состава и предложений из 2, 3( 4 слов с использованием разрезной азбуки и печатания;

преобразование слогов и слов;

формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитанное;

развитие графических навыков;

закрепление правила письма предложения;

ознакомление с правописанием чу, ча, щу, ща; парных звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных;

обозначение мягкости согласных буквой Ь.

Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Перспективное планирование

«Преодоление нарушений речи у детей с ОНР»

п/п

Название темы

Содержание занятий

 Панируемое время проведения

Планируемое количество часов

1

Развитие звуковой стороны речи, формирование фонематического слуха и восприятия

уточнение правильного произношения гласных и согласных звуков: развитие артикуляционной моторики; различение на слух изученных гласных и согласных звуков; дифференциация гласных звуков и согласных по твердости-мягкости; выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции; выделение гласного звука из начала, середины и конца слова в ударной позиции; выделение гласного звука из состава слова в безударной позиции; выделение согласного звука из состава слова; формирование умения характеризовать звук; усвоение звуко-слоговой структуры двух-трехсложных слов; анализ и синтез обратных и прямых слогов; составление схем слогов; формирование умения подбирать к схеме слово; преобразование слогов; деление слов на слоги; слоговый анализ двух-трех-сложных слов; слогообразующая роль гласных звуков; составление слоговых схем слов; воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук; использование ребусов и кроссвордов с целью формирования навыков звукового анализа слова; формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение.

На протяжении всего периода обучения

60

2

Развитие навыков словообразования

образование существительных предложного падежа единственного и множественного числа; образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа с предлогом, образование глаголов с разными приставками, образование падежных форм существительных и прилагательных в форме множественного числа; правильное употребление глаголов мочь, класть, одеть, надеть; образование относительных прилагательных; образование притяжательных прилагательных; образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения -ок, -ек, -ик образование сравнительной степени прилагательных; образование сложных слов; образование слов-антонимов; оразование слов-синонимов; образование глаголов настоящего времени единственного и множественного числа; образование глаголов с помощью приставок   у-, от-, в-;  образование сложных слов; привлечение   внимания   к   многозначности   слов; родственные слова (игра). образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей); образование существительных с помощью суффиксов -иц-, -щик-, -ищ-.

На протяжении всего периода обучения

29

3

Развитие навыков словоизменения

употребление разноспрягаемого глагола хотеть;

согласование существительных с числительными;  образование существительных множественного числа с окончанием а, -ы; изменение по падежам существительных единственного числа; несклоняемые существительные пальто, пианино; формирование умения изменять глаголы по лицам и числам; формирование умения подбирать родственные слова.

На протяжении всего периода обучения

22

4

Развитие навыков согласование слов

согласование прилагательных с существительными в роде и числе; согласование глаголов единственного числа прошедшего времени с существительными; согласование числительных с сушествительными

На протяжении всего периода обучения

16

5

Предложение

составление деформированных предложений;

составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что; составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ;

составление простых распространенных предложений без предлога; составление простых распространенных предложений с предлогами к, с, со, за, из-за, без, под, из-под, над, между, у, о, в, на, по перед; выделение слов в предложении, определение их количества; составление предложений по  демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, по схеме; составление предложений с однородными членами, с соединительным союзом и; составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а;усвоение интонации предложения:  повествовательной, восклицательной, вопросительной.

Четвёртая четверть

10

6

Текст

заучивание стихов наизусть объединение заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц;  нескольких предложений в рассказ; Составление предложений по  демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, по схеме: составление рассказа по серии картин и опорным словам; развитие интонационной выразительности речи.

Четвёртая четверть

3

Всего:     31 неделя

64 часа

Календарно – тематическое планирование

Темы занятий

Кол.

часов

Содержание занятий. Формирование фонематического восприятия, обучение грамоте (работа с тетрадями, письмо, чтение).

Лексико – грамматический строй речи

Развитие психических процессов, дикции, интонационной выразительности речи. Морфологический строй речи

Планируемая дата проведения

Фактичес-кая дата проведения

Понятие о речи

1

Понятие о речи. Функции речи. Учить отвечать на вопросы, составлять полную фразу, развивать способность к самостоятельным выводам, учить правилам обращения с книгой,

развивать логическое мышление, мелкую моторику.

1.10.2012

Понятие о звуках

1

Неречевые и речевые звуки. Выделение начального и конечного звука, количество звуков.

5.10.2012

Звук У понятие о гласном звуке

1

Выделение звука У из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции. Дательный падеж сущ. Муж. Рода, ед.ч.. Винительный падеж сущ.ж.р., ед. ч. С окончанием У. Глаголы с приставкой У. Понятие гласный звук

Протяжное и отрывистое произнесение звука У

8.10.2012

Буква У

1

Графическое изображение, учить соотносить звук и букву

Передавать восклицательную интонацию,  обучать звуковому анализу, развитие мышления.

12.10.2012

Звук А

1

Выделение звука У из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции. Развитие фонематического внимания и памяти. Упражнять в образовании формы винительного падежа одушевл. Сущ. М.р. ед.ч.. Уточнить и расширить словарь

Уточнение артикуляции А, учить детей чётко интонировать звук, развивать дыхание голос, артикуляционную и мелкую моторику

15.10.2012

Буква А,а

1

Графическое изображение, учить соотносить звук и букву. Учить составлять сложные предложения с противительным союзом А по схеме, учить читать схемы предложения,

Развитие интонационного чтения, развитие зрительного восприятия

19.10.2012

Звук О

1

 уточнить артикуляцию звука [а]; учить детей четко интонировать звук [а] в слове, выделять его из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции; развивать дыхание, голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании формы винительного падежа одушевленных существительных мужского рода единственного числа.

Развивать интонационную выразительность,  обучать звуковому анализу, развитие мелкой моторики

22.10.2012

Бука О, о

1

Графическое изображение, учить соотносить звук и букву, упражнять в употреблении предлога о, составление предложений по схеме, тренировать чтению ряда гласных

Развивать силу голоса, обучать звуко – буквенному анализу,

26.10.2012

Звук И

1

Учить выделять звук из состава слова, дать понятие о родственных словах, упражнять в образовании формы притяжательных прилагательных

Учить интонировать звук И, развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику, голос. Обучать звуковому анализу ряда гласных

29. .10.2012

Буква И, и

1

Соотнесение слова и схемы, составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа   А У О И.  Составление предложения с однородными членами с союзом И, объединение предложений в рассказ.

Произнесение ряда гласных на трёх уровнях громкости. Восклицательная интонация.

2.11.2012

Звук Э

1

Выделение звук Э из состава слова, образование сложных слов. Учить соотносить слово и схему. Образование сложных слов.

Произнесение Э с постепенным усилением и ослаблением силы голоса. Развитие артикуляционной моторики

12.11.2012

Буква Э, э

1

Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа  

А Э У О И. обучению отгадыванию ребусов. Кроссвордов.

Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением высоты голоса. Развитие внимания

16.11.2012

 Звук Ы

1

Выделение звука Ы из состава слова. Анализ звукового ряда типа О Ы У А. Учить образовывать мн.ч. сущ. С окончанием Ы. Учить согласовывать прил. с сущ. , числ. с сущ.

Учить интонировать звук Ы, произнесение Ы с постепенным усилением и ослаблением силы голоса. Развивать артикуляционную и мелкую моторику

19.11.2012

Буква Ы, ы

1

Обозначение буквой звука Ы в схеме слова. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа  

А Э У О И. обучению отгадыванию ребусов.

Произнесение звука Ы с изменением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на одном выдохе. Развитие фонетической памяти

23.11.2012

Гласные звуки и буквы.

1

Выделение гласных звуков из состава слова, соотнесение слова и схемы слова, чтение и письмо гласных букв, Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова

Беззвучное артикулирование гласных звуков. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) Развитие воображение, памяти

26.11.2012

Звуки М, М'.Понятие

согласный звук,звонкий

твёрдый – мягкий

1

Выделение звуков из состава слова, дифференциация звуков, подбор слов к схеме, звуковой анализ слогов АМ, МА, преобразование слогов. Составление предложений по заданной схеме.

Артикуляция звуков, чёткое произношение твёрдости и мягкости. Развитие восприятия и ориентировки в

пространстве.  Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители

30.11.2012

Буква М,м

1

звуковой анализ слогов АМ, МА, слова мама. Ребусы, Большая буква в начале предложения. Чтение

Отработка понятий «правый» и «левый».

Упражненuе «Разноцветные точки»

3.12.2012

Звуки В, В'

1

Выделение звуков из состава слова, дифференциация звуков, подбор слов к схеме, звуковой анализ слогов АВ, ВА. Учить образовывать сложные слова,

Артикуляция звуков, чёткое произношение твёрдости и мягкости. Образование глаголов с приставками В, ВЫ.

 Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над»,

(«под», «за» и т.д.).

Упражнение «Копирование точек»

7.12.2012

Буквы В,в

1

Звуковой анализ согов, слов, отгадывание ребусов, кроссвордов. Большая буква в именах людей. Чтение и составление схемы предложений с предлогом В. Объединение предложений в рассказ

Узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка.

Игра «Что это»

10.12.2012

Звуки Н, Н',

1

Выделение звуков из состава слова, дифференциация звуков, подбор слов к схеме, звуковой анализ слогов, слов. Ребусы, чтение и составление предложений с предлогами

Артикуляция звуков, чёткое произношение твёрдости и мягкости. Постепенное повышение понижение высоты голоса при произношении слогов. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнение «составление фигуры из разрозненных деталей»

14.12.2012

Буквы Н,н

1

закрепить знания о звуках [н], [нь]; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу; чтению слогов и двусложных слов; упражнять в подборе слов-антонимов.

17.12.2012

Звуки П, П',

1

Выделение звуков из состава слова, дифференциация звуков, подбор слов к схеме, звуковой анализ слогов, слов. Чтение и составление предложений по схемам с предлогом по. Подбор родственных слов к слову путь, Познакомить с неск5ланяемими существительными(пианино)

Артикуляция звуков, чёткое произношение твёрдости и мягкости. Произнесение на одном выдохе ряда слогов: па – по – пу – пы. Произнесение слогов с изменением высоты голоса. Произнесение ряда слогов с постепенным увеличением силы голоса: пах – пух – пых

21.12.2012

Буквы П, п

1

закрепить звуки [п], [пь]; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу, чтению двусложных слов; формировать навык письма букв, слогов с ними и слова папа; уточнить употребление предлога по; закрепить понятие о родственных словах.

обучать чтению предложения по схеме и составлению схемы предложения, развивать зрительное восприятие.

24.12.2012

Звуки Т, Т',

1

Выделение звуков из состава слова, дифференциация звуков, подбор слов к схеме, звуко - слоговой анализ слогов, слов. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов, слов. Обучение превращению слов: Том – Тим – там; тут – тот – вот. Ребусы. Развитие связной речи: обсуждение картины «Наряжаем Ёлку»

Артикуляция звуков, чёткое произношение твёрдости и мягкости.

Узнавание предмета по контурному изо-

бражению и деталям рисунка.

Игра «лабирuнты».

 Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

Игра «Наряди ёлку»

28.12.2012

Буквы Т, т

1

закрепить звуки [т], [ть]; познакомить с их графическим обозначением; чтению закрытых слогов; совершенствовать звуко-буквенный анализ, формировать навык письма букв, слогов, односложных слов; обучать чтению текста; упражнять в словообразовании.

развивать зрительное восприятие

14.01.2013

Звуки К, К',

1

Развитие фонематического слуха. Выделение звуков из состава слова, дифференциация звуков, подбор слов к схеме, звуко - слоговой анализ слогов, слов. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов, слов. Сложные слова. Чтение и составление предложений по схемам с предлогом К.  Заучивание стихотворения.

Артикуляция звуков, чёткое произношение твёрдости и мягкости. Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания .Развитие зрительного восприятия.

16.01.2013

Буквы К, к

1

закрепить звуки [к], [кь]; познакомить детей с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу слов, чтению двусложных слов с закрытыми слогами и стечением согласных; формировать навык письма букв, слогов, односложных слов; обучать чтению текста;

развивать зрительное восприятие.

18.01.2013

Звуки С , С '  

1

Уточнить произношение звуков, учить выделять звуки из состава слова, учить дифференцировать по мягкости твёрдости, познакомить со звуковым анализом двусложных слов, упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде, числе. Формировать навык письма. Обучать составлению предложений

Отрабатывать дикцию, развитие мышления, развитие зрительного восприятия

21.01.2013

Буквы С, с

1

закрепить звуки [с], [съ], буквы С, с; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу и синтезу односложных слов; формировать навык чтения слогов со стечением согласных; формировать навык письма букв С, с, слогов, двусложных слов; уточнить употребление предлогов с, со;

развивать зрительное восприятие;  обучать составлению предложения по схеме и схемы предложения с предлогами с, со; развивать мышление.

23.01.2013

Звуки Х , Х '

1

Уточнить произношение звуков, учить выделять звуки из состава слова, учить дифференцировать по мягкости твёрдости. Учит употреблять существительные в форме предложного падежа множественного числа. Упражнять в подборе родственных слов.

Развивать голос, упражнять в передаче голосом интонации, интонационному чтению слов, развитие мышления

25.01.2013

Буквы Х, х

1

закрепить звуки [х], [хь] и буквы X, х; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу, чтению слов; формировать навык письма букв, слогов и слов с ними; упражнять в подборе родственных слов.

развивать мышление; тренировать в интонационном чтении слов и предложений;

28.01.2013

Звуки  З, З ',

1

Уточнить произношение звуков, учить выделять звуки из состава слова, учить дифференцировать по мягкости твёрдости. Упражнять в подборе родственных слов. Формировать навык чтения сложных слов и предложений. Уточнить употребление предлогов за, из – за. Обучать составлять к предложениям схему

Развивать чёткое произношение – дикцию, логическое мышление, развивать зрительное восприятие, слуховую память

30.01.2013

Буквы З з

1

закрепить звуки [з], [зь]; буквы 3 з; обучать звуко-буквенному анализу двусложных слов; формировать навык чтения слогов со стечением согласных, слов и предложений; формировать умение отвечать на вопросы о прочитанном; закреплять навык написания слогов и слов с буквой з; уточнить употребление предлогов за, из-за;

развивать зрительное восприятие; обучать составлению предложения по схеме, развивать мышление

1.02.2012

Звуки Б , Б '

1

Уточнить произношение звуков, учить выделять звуки из состава слова, учить дифференцировать по мягкости твёрдости. Упражнять в звуковом анализе двусложных и трёхсложных слов. Учить образовывать относительные прилагательные

Отрабатывать дикцию, развивать мышление, зрительное восприятие, слуховую память

4.02.2012

Буквы Б, б

1

закрепить звуки [б], [бь] и буквы Б, б; формировать навык письма букв Б, б, слогов и слов с ними; обучать звуко-буквенному анализу двусложных и трехсложных слов; формировать навык чтения двусложных и трехсложных слов;

развивать зрительное восприятие; формировать навык интонационного чтения рассказа; развивать мышление.

8.02.2012

Звуки Д , Д '

1

Уточнить произношение звуков, учить выделять звуки из состава слова, учить дифференцировать по мягкости твёрдости. Обучать звуковому анализу двусложных и трёхсложных слов со стечением согласных. Упражнять в подборе родственных слов. Упражнять в употреблении предлогов под, из - под

Развивать мелкую моторику и логическое мышление, зрительное восприятие

11.02.2012

Буквы Д, д

1

закрепить звуки [д], [дь] и буквы Д, д; формировать навык письма букв Д, д, слогов и слов с ними; обучать звуко-буквенному анализу слов; формировать умение читать слоги, слова, текст с буквами Д, д; упражнять в образовании сложных слов, относительных прилагательных; упражнять в подборе родственных слов; уточнить употребление предлогов под, из-под, над;

развивать мелкую моторику, логическое мышление; обучать составлению предложения по схеме;

15.02.2012

Звуки Г, Г  '

1

Уточнить произношение звуков, учить выделять звуки из состава слова, учить дифференцировать по мягкости твёрдости. Обучать звуковому анализу двусложных и трёхсложных слов со стечением согласных. Упражнять в подборе слов антонимов

отрабатывать дикцию; развивать логическое мышление. упражнять в передаче интонации перечисления; развивать зрительное восприятие.

18.02.2012

Буквы Г, г

1

закрепить звуки [г], [гъ] и буквы Г, г; обучать звуко-буквенному анализу трехсложных слов; формировать навык чтения и письма слогов и слов, текста с буквами Г, г; упражнять в подборе родственных слов;

мышление; познакомить с интонацией перечисления при чтении; развивать зрительное восприятие.

22.02.2012

Звук Ш

1

уточнить произношение звука [ш]; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, в изменении существительных и прилагательных по падежам, в подборе родственных слов, в передаче повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации;

Развивать мышление

25.02.2012

Буквы Ш ш

1

закрепить звук [ш] и буквы Ш, ш; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв Ш, ш, слогов и слов с ними; формировать навык чтения.

познакомить с правилом письма предложения; упражнять в передаче интонации перечисления; развивать зрительное восприятие.

1.03.2012

Буква Я в начале слога

1

познакомить с буквами Я, я; обучать чтению слов с буквами Я, я в начале слога;

4.03.2012

Я в начале слога закрепление

1

совершенствовать звуко-буквенный анализ; упражнять в употреблении притяжательных прилагательных, в подборе родственных слов; познакомить с многозначностью слова язык;

11.03.2012

Я после согласных

1

учить детей дифференцировать согласные по твердости-мягкости; познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Я; научить читать прямые слоги, ориентируясь на гласные А, Я; учить дифференцировать на письме гласные А-Я;

развивать мышление и зрительное восприятие

13.03.2012

Звук Ж

1

уточнить произношение звука [ж]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения; закрепить написание парных звонких и глухих согласных на конце слова; упражнять в употреблении предлога между.

отрабатывать дикцию; развивать логическое мышление. развивать зрительное восприятие.

15.03.2012

буквы Ж ж

1

закрепить звук [ж] и буквы Ж, ж; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв, слов и предложения с буквой Ж; закрепить написание парных звонких и глухих согласных на конце слова; упражнять в употреблении предлога между.

18.03.2012

Звуки Л, Л'

1

уточнить произношение звука [л]; упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных; упражнять в согласовании числительных и местоимений-числительных с существительными; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в употреблении глагола лететь с разными приставками; упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам.

отрабатывать дикцию; развивать слуховую память. развивать логическое мышление.

20.03.2012

Буквы Л л

закрепить звуки [л], [ль] и буквы Л, л; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык чтения; формировать навык письма букв Л, л, слогов, слов и предложений с ними; упражнять в чтении текста, познакомить с употреблением глагола класть;

развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

22.03.2012

Е в начале слога

1

познакомить с буквами Е, е; обучать чтению слов с буквой Е в начале слова; совершенствовать звуко-буквен-ный анализ; формировать навык письма букв Е, е и слов с ними; упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в употреблении прилагательных сравнительной степени;

развивать зрительное восприятие.

1.04.2013

Е после согласных

1

познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Е; научить читать слоги, слова и предложения с буквой Е; упражнять в составлении предложения по опорным словам и объединять их в рассказ; закрепить понятие о сложных словах; уточнить употребление глаголов надел, одел;

развивать мышление.

5.04.2013

Ё в начале слога

1

познакомить с буквами Ё, ё; обучать чтению слов с буквой Ё в начале слога, упражнять в чтении текста и в пересказе; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв Ё, ё и слов с ними; упражнять в подборе родственных слов;

развивать зрительное восприятие.

8.04.2013

Ё после согласных

1

учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ё; научить читать слоги и слова с буквой Ё после согласных.

12.04.2013

Звуки Р, Р'

1

уточнить произношение звуков [р], [рь]; учить дифференцировать звуки [р], [рь] по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам; в подборе родственных слов; расширять словарь; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; уточнить употребление предлога перед; упражнять в согласовании числительных и существительных, в подборе родственных слов.

отрабатывать дикцию; развивать зрительное восприятие.

15.04.2013

Буквы Р р

1

закрепить звуки [р], [рь]; буквы Р,р; формировать навык письма слогов и слов с буквами Р, р; уточнить употребление предлога перед; упражнять в согласовании числительных и существительных, в подборе родственных слов.

развивать зрительное восприятие.

19.04.2013

Звуки Ф, Ф'

1

уточнить произношение звуков [ф], [фь]; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании сложных слов; формировать навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквами Ф, ф; упражнять в согласовании существительного и прилагательного и в составлении деформированного предложения;

развивать интонационную выразительность речи, мышление, зрительное восприятие.

22.04.2013

Буквы Ф ф

1

закрепить звуки [ф], [фь] и буквы Ф, ф; формировать навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквами Ф, ф; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; упражнять в согласовании существительного и прилагательного и в составлении деформированного предложения;

развивать зрительное восприятие; развивать мышление.

26.04.2013

Ю в начале слова

1

познакомить детей с буквами Ю, ю; обучать чтению слов с буквой Ю в начале слога; упражнять в чтении текста и пересказе; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв Ю, ю и слов с ними

29.04.2013

Ю после согласных

1

учить дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости; познакомить с обозначением мягкости согласных гласной буквой Ю; научить читать слоги и слова с буквой ДО после согласных;

развивать мышление

6.05.2013

Звук Ц  

1

 уточнить произношение звука [ц]; совершенствовать звуковой анализ, упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных и в образовании существительных с помощью суффикса -иц-. упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;

развивать зрительное восприятие. развивать логическое мышление.

13.05.2013

Буквы Ц ц

1

закрепить звук [ц] и буквы Ц, ц; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквой Ц; формировать навык чтения; упражнять в образовании существительных с суффиксом -ий-;

развивать зрительное восприятие;  развивать логическое мышление.

17.05.2013

Звук Й

1

уточнить произношение звука [й]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных;

отрабатывать дикцию; развивать мышление.

20.05.2013

Буквы Й й

1

закрепить звук [й]; познакомиться с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения и письма;

упражнять в передаче вопросительной интонации при чтении; развивать мышление и зрительное восприятие.

24.05.2013

Звук ч

1

уточнить произношение звука [ч]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»; развивать мышление.

закрепить звук [ч]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; познакомить с правописанием «ча», «чу»; упражнять в употреблении разноспрягаемого глагола хотеть;

упражнять в подборе родственных слов;

развивать зрительное восприятие, развивать мышление.

27.05.2013

Буквы Ч ч

1

закрепить звук [ч] и буквы Ч, ч; формировать навык письма букв Ч, ч, слогов, слов и предложений с буквами Ч, ч; совершенствовать звуко-буквенный анализ и чтение; познакомить с правописанием «ча», «чу»; упражнять в употреблении разноспрягаемого глагола хотеть; упражнять в подборе родственных слов;

развивать зрительное восприятие;  развивать мышление.

31.05.2013

Звук Щ

1

уточнить произношение звука [щ]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-; закрепить звук [щ]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; совершенствовать навыки чтения; познакомить с правописанием ща, щу. закрепить навык письма букв - Щ, щ, слогов, слов и предложения с буквами Щ, щ;

отрабатывать дикцию; развивать речеслуховую память.

Буквы Щ щ

1

закрепить звук [щ] и буквы Щ, щ; формировать навык письма букв - Щ, щ, слогов, слов и предложения с буквами Щ, щ; познакомить с правописанием ща, щ; совершенствовать звуко-буквенный анализ, навык чтения.

Итого: 64 часа

Условия проведения занятий

Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятий 40 – 45 минут, в просторном, хорошо проветренном и чистом классе.

Для учебного процесса необходимо:

доска для записей (мел или маркеры)

парта для индивидуального занятия

рабочие материалы  на каждое занятие (подготавливается педагогом)

 рабочий инструментарий ребёнка (подготавливается родителями: рабочие тетради, цветные карандаши, клей, ножницы, пенал)

Технические средства (музыкальный центр, диапроэктор)

Список используемой литературы

С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц «Учим ребёнка говорить и читать» (в трёх частях)

С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц «Я учусь говорить и читать» (в трёх частях)

О.С.Гомзяк «Говорим правильно»

О.В.Чистякова «20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии»

О.Д.Ушакова  «105 упражнеий на все правила русского языка»

Е.М.Косинова «Грамматическая тетрадь» (в четырёх частях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

1.Формировать обобщающее понятие «Овощи»2.расширять знания детей по теме «Овощи»: где растут, как и когда собирают, что готовят. 3.Закреплять представления о «словах – признаках», «словах - дейст...

Рабочая программа по развитию речи "Речевая копилка" для детей 7-10 лет

Факультатив «Речевая копилка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведени...

Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением речи

Материал содержит основные арифметические задачи по которым подразделяется мышление у детей с нарушением слуха....

Индивидуальная программа профессионального развития педагога.Тема: «Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей»

Выбор темы самообразования: « Групповая работа как одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей», в условиях реализации ФГОС, совершенно актуален и очевиден, так ...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...