Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением речи
методическая разработка по логопедии по теме
Материал содержит основные арифметические задачи по которым подразделяется мышление у детей с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnye_razlichiya_v_razvitii_myshleniya_u_detey_s_narusheniem_slukha.docx | 13.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
Мышление - это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс поиска и открытия нового. Мышление человека неразрывно связано с речью и не может существовать вне нее. Слово является своеобразной материальной оболочкой мысли. Чем глубже и основательнее продумана мысль, тем ярче и четче удается ее выразить в словах, и наоборот, когда удается в более совершенной словесной форме выразить ту или иную мысль, она становится отчетливее и понятнее не только для других, но и для самого себя.
Неудивительно поэтому, что у глухих детей, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах. Несмотря на общие характерные для глухих и слабослышащих принципы развития мышления, существуют индивидуальные особенности. Так, например, при выполнении арифметических задач И. М. Соловьевой и Т. В. Розановой удалось выделить пять основных типов решения арифметических задач.
Для первого типа характерно «наименьшее проникновение в содержание задачи». В подобных случаях предметное содержание задачи уясняется глухим ребенком лишь частично, и решение производится на основе внешних связей между понятными ему отдельными словами, и арифметическими действиями.
Второй тип решения - упрощение содержания задачи и замена в ней сложных предметных отношений на более простые. Дети решают задачу, исходя из ее содержания, понятого по-своему, в упрощенном виде.
Третий тип - глухие дети понимают предметное содержание задачи, но еще не в состоянии найти правильного решения.
Четвертый тип - глухие школьники верно понимают условие задачи, правильно ее решают, но не могут еще дать себе ясный отчет в предметном значении полученного результата.
Наконец, для пятого, самого высокого уровня решения задачи, характерно правильное решение задачи и соотнесение результата, полученного от арифметического вычисления с предметным содержанием задачи.
В результате исследований Т. В. Розанова выделяет пять групп детей:
-с относительно высоким уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления;
-со средним уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления;
-с низким уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления;
-с высоким уровнем развития наглядного мышления и низким уровнем развития словесно-логического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушения познавательной деятельности у детей с задержками психического, речевого развития (ЗПР, ЗРР) и тяжёлыми нарушениями речи.
Рекомендации родителям,имеющим детей с нарушениями познавательной деятельности....
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...
Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи
Контрольно-измерительные и диагностические материалы по русскому языку для младших школьников, имеющих трудности в обучении. ...
Развитие логического мышления у детей с нарушением зрения на внеурочных занятиях по математике
В работе описан опыт работы педагога - экспериментатора на внеурочных занятиях с целью развития логического мышления у детей с нарушением зрения....
«Театрализованные игры как средство развития детей с нарушениями речи». Участие во Всероссийском конкурсе
Театрализованная игра является для ребёнка эффективным средством социализации в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие в театрализованной п...
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребѐнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...
Метод арт-терапии в развитии личности у детей с нарушением речи
Статья посвящена актуальному вопросу поиска способов личностного развития детей с ОВЗ, в частности детей с нарушениями речи.В настоящее время значительно возрастает количество детей-логопатов с пробле...