Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением речи
методическая разработка по логопедии по теме

Мандрыкина Маргарита Леонидовна

Материал содержит основные арифметические задачи по которым подразделяется мышление у детей с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.

Мышление - это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс поиска и открытия нового. Мышление человека неразрывно связано с речью и не может существовать вне нее. Слово является своеобразной материальной оболочкой мысли. Чем глубже и основательнее продумана мысль, тем ярче и четче удается ее выразить в словах, и наоборот, когда удается в более совершенной словесной форме выразить ту или иную мысль, она становится отчетливее и понятнее не только для других, но и для самого себя.

Неудивительно поэтому, что у глухих детей, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах. Несмотря на общие характерные для глухих и слабослышащих принципы развития мышления, существуют индивидуальные особенности. Так, например, при выполнении арифметических задач И. М. Соловьевой и Т. В. Розановой удалось выделить пять основных типов решения арифметических задач.

Для первого типа характерно «наименьшее проникновение в содержание задачи». В подобных случаях предметное содержание задачи уясняется глухим ребенком лишь частично, и решение производится на основе внешних связей между понятными ему отдельными словами, и арифметическими действиями.

Второй тип решения - упрощение содержания задачи и замена в ней сложных предметных отношений на более простые. Дети решают задачу, исходя из ее содержания, понятого по-своему, в упрощенном виде.

Третий тип - глухие дети понимают предметное содержание задачи, но еще не в состоянии найти правильного решения.

Четвертый тип - глухие школьники верно понимают условие задачи, правильно ее решают, но не могут еще дать себе ясный отчет в предметном значении полученного результата.

Наконец, для пятого, самого высокого уровня решения задачи, характерно правильное решение задачи и соотнесение результата, полученного от арифметического вычисления с предметным содержанием задачи.

В результате исследований Т. В. Розанова выделяет пять групп детей:

-с относительно высоким уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления;

-со средним уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления;

-с низким уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления;

-с высоким уровнем развития наглядного мышления и низким уровнем развития словесно-логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...

Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи

Контрольно-измерительные и диагностические материалы по русскому языку для младших школьников, имеющих трудности в обучении. ...

Развитие логического мышления у детей с нарушением зрения на внеурочных занятиях по математике

В работе описан  опыт работы педагога - экспериментатора на внеурочных занятиях с целью развития логического мышления у детей с нарушением зрения....

«Театрализованные игры как средство развития детей с нарушениями речи». Участие во Всероссийском конкурсе

Театрализованная игра является для ребёнка эффективным средством социализации в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие в театрализованной п...

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребѐнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...

Метод арт-терапии в развитии личности у детей с нарушением речи

Статья посвящена актуальному вопросу поиска способов личностного развития детей с ОВЗ, в частности детей с нарушениями речи.В настоящее время значительно возрастает количество детей-логопатов с пробле...