Самоанализ профессиональных достижений учителя-логопеда
материал по логопедии по теме
Данный материал пригодится учителям-логопедам при написании самоанализа своих профессиональных достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inf_karta_logoped.doc | 337.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инф_карта_логопед
Информационная карта педагогического работника
(учителя-логопеда)
Юлина Виктория Владимировна
________________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество (в именительном падеже)
Общие сведения
Дата рождения | 04.04.1983 | ||||||||
Место работы (наименование образовательной организации по уставу) | бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 63» | ||||||||
Должность (с указание предмета, дисциплины, направления) | учитель-логопед | ||||||||
Дата заключения трудового договора | 14.10.2010 | ||||||||
Имеющаяся квалификационная категория | I квалификационная категория | ||||||||
Образование | |||||||||
Уровень образования | Высшее профессиональное | ||||||||
Учебное заведение (окончил, обучается) | 1.ГОУ СПО «Омский педагогический колледж № 4» 2. ОМГПУ. | ||||||||
Специальность/направление и профиль по диплому |
2. «Специальная дошкольная педагогика и психология»; специализация – «Дошкольная логопедия». | ||||||||
квалификация по диплому | 1. Педагог коррекционно-развивающего образования в начальных классах. 2. Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. | ||||||||
Год окончания учебного заведения | 1. 2003 год 2. 2006 год | ||||||||
Стаж работы | |||||||||
Общий трудовой стаж (полных лет) | 8 лет | ||||||||
Стаж педагогической работы | 8 лет | ||||||||
Стаж работы в данной должности | 8 лет | ||||||||
Непрерывное профессиональное развитие | |||||||||
Ученая степень, год присвоения, ученое звание | Нет | ||||||||
Наличие программы профессионального развития | Есть | ||||||||
Формальное образование (удостоверения, свидетельства о повышении квалификации, дипломы о повышении уровня образования, переподготовке, полученные за последние 5 лет) | |||||||||
Место прохождения | год | Количество часов | Вид документа | Тема ПК | |||||
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ «ОмГПУ» | 2011 | 72 часа, внебюджет | Удостоверение. | «Деятельность учителя начальных классов при переходе на ФГОС». | |||||
МОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» Центр дополнительного профессионального образования. | 2011 | 16 часов, внебюджет | Сертификат. | «Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога» | |||||
Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова. | 2012 | 72 часа, внебюджет | Удостоверение. | «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». | |||||
МОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» Центр дополнительного профессионального образования. | 2012 | 24 часа, внебюджет | Сертификат. | «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья». | |||||
Учебный центр «Логопед Плюс». | 2012 | 72 часа, внебюджет | Удостоверение. | «Актуальные проблемы логопедии». | |||||
Учебный центр «Логопед Плюс». | 2012 | 16 часов, внебюджет | Сертификат. | «Нарушения звукопроизношения у детей. Коррекция звукопроизношения. Использование логопедических постановочных зондов» | |||||
Учебный центр «Логопед Плюс». | 2012 | 24 часа, внебюджет | Сертификат. | «Логопедический и зондовый массаж в коррекции дизартрии». | |||||
Учебный центр «Логопед Плюс». | 2012 | 16 часов, внебюджет | Сертификат. | «Заикание у дошкольников и младших школьников. Механизмы, проявления, обследования, коррекционная работа». | |||||
Учебный центр «Логопед Плюс». | 2012 | 16 часов, внебюджет | Сертификат. | «Организация индивидуальной и групповой логопедической работы с ребёнком с дизартрией». | |||||
БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». | 2012 | 72 часа, бюджет | Удостоверение. | «Технологии коррекции речи детей с различными формами дизонтогенеза». | |||||
БОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» города Омска. | 2013 | 6 часов, внебюджет | Сертификат. | «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи». | |||||
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ «ОмГПУ». | 2015 | 24 часа, бюджет | Удостоверение. | «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве». | |||||
БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». | 2015 | 36 часов | Удостоверение. | «Проектирование и реализация образовательного процесса в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ». | |||||
Неформальное образование (справки, сертификаты, участие в ВКС, ИНКО, ГМС, МО) | |||||||||
Форма образования | год | Вид документа | Тема (для выступлений, публикаций и семинаров) | ||||||
Методическое объединение учителей начальных классов МОУ «Белостокская средняя общеобразовательная школа». | ноябрь 2010 г., (20 участников) | Справка. | «Коррекция дисграфии с использованием информационно-коммуникационных технологий». | ||||||
Городское методическое сообщество учителей-логопедов общеобразовательных школ, при МОУ «СОШ № 54». | февраль 2011 г. (33 участника) | Справка. | «Дисграфии и дизорфография у младших школьников». | ||||||
Фестиваль педагогических идей. | январь-февраль 2012 г. | Сертификат. | Открытый урок «Что нужно знать родителям о речевой готовности к обучению в школе». | ||||||
Издательство «Просвещение». | январь 2013 г. | Сертификат участника семинара. | Учебно-методические комплексы издательства «Просвещение» для начальной школы: «Перспектива» и | ||||||
«ЗАВУЧ.ИНФО». | март 2013 | Сертификат участника ВКС. | Всероссийская видеоконференция по теме «Преодоление трудностей в чтении и письме». | ||||||
Издательство «Учитель». | ноябрь 2013 г. | Сертификат участника вебинара. | «Мониторинг речевого развития дошкольников 2-7 лет с помощью программно-диагностического комплекса «Сонато-ДО». | ||||||
Московский Патриархат Русская православная Церковь ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ. | октябрь 2014 г. | Справка участника Международной конференции. | «Восстановление института семьи через партнёрство Церкви и государства». | ||||||
Развивающий портал mersibo.ru | март 2015 г. | Сертификат участника вебинара (2 часа). | «Применение ИКТ в ежедневной практике детского специалиста». |
1. Характеристика условий профессиональной деятельности
1.1. Педагогическая нагрузка (за период с предыдущей аттестации) по годам и группам (группам) – количество обучающихся (воспитанников), охваченных сопровождением
Таблица 1.1. Нагрузка педагогического работника
Учебный год | Объем ставки | Направления деятельности* | Количество групп/ детей |
2010 - 2011 год | 0,75 |
| 7 групп / 27 детей |
2011 - 2012 год | 0,75 | 6 групп / 23 ребёнка | |
2012 - 2013 год | 1 | 6 групп / 25 детей | |
2013 - 2014 год | 1 | 7 групп / 26 детей |
* вписывается: «Обследование обучающихся (воспитанников), групповые и индивидуальные занятия, мониторинг эффективности работы»
2. Результаты профессиональной деятельности
(оцениваемая часть информационной карты)
2.1.2. Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных, коррекционно-развивающих, логопедических, профилактических программ по итогам мониторингов, проводимых организацией. Информация в таблице подтверждается, см. приложение 1. (Для педагогических работников, аттестующихся на высшую категорию).
Таблица 2.1.2. Доля достижения планируемых результатов
Год | Класс/ группа | Объект мониторинга | Успешность освоения обучающимися (воспитанниками) программы | ||
Повышенный уровень | Средний уровень | Пониженный уровень | |||
2013 – 2014 | 2 класс (8 обучаю-щихся) | Исправление недостатков в развитии устной речи. | 62,5 % | 37,5% | _ |
Уровень сформированности навыков письма младших школьников. | 50 % | 50 % | – | ||
Уровень сформированности навыков чтения младших школьников. | 62,5 % | 37,5% | – |
2.3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
Таблица 2.3.1. Выявление и развитие способностей обучающихся
Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности | Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности |
Для количественной оценки степени выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определения, какой вид одарённости у него преобладает, в своей работе использую методику «Карта одаренности» (создана на основе методики Д. Хаана и М. Каффа). Методика адресована родителям. Позволяет диагностировать детей в возрасте от 5 до 10 лет. Чтобы изучить особенности развития репрезентативных систем школьников младшего возраста были использованы тестовые методики (Плигин А.А, Герасимов А. В.). Методика Векслера, её детский вариант, позволяет измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей. Изучить творческое мышление ребёнка и его характеристики (беглость, способности к быстрому переключению, оригинальность точность, находчивость, изобретательность и продуктивность) позволяют креативные тесты Е. А. Туник. Арт-терапевтическая методика – рисуночный тест Сильвер (техника стимульного рисования позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим). Для определения умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии и самостоятельно действовать по указанию взрослого в своей работе использую методику «Графический диктант Эльконина». Также использую «Интеллектуальный тест Кеттелла» - наиболее подходящий инструмент интеллектуального развития и выявления причин неуспеваемости обучающихся 2-4 классов. | Система работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся реализуется через: 1. Отбор соответствующего содержания логопедических занятий, осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к каждому обучающемуся. 2. Создание условий для развития индивидуальных способностей и потребностей у детей: участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях, проектной деятельности (регулярное участие в проекте «Алые паруса» для одарённых детей, городском творческом конкурсе «Мой мир» для детей с ОВЗ и др.).
5. Применение игровых и компьютерных технологий, которые позволили повысить познавательную активность, сформировать стойкую мотивацию к учебной деятельности. 6. Организацию мероприятий, обеспечиваю-щих тесную взаимосвязь с родителями, совместную деятельность родителей с детьми:
7. Проведение творческих конкурсов (подготовка и проведение конкурса среди обучающихся начальной школы «Пластилиновая ворона» (школьный этап), «На что похожи буквы»). |
*Таблица 2.3.2. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях (в таблице указываются формы, соответствующие направлению деятельности педагогического работника)
Форма | Название олимпиады, конкурса, фестиваля, соревнования и т.д. | Количество участников |
2010 - 2011 год | ||
Конкурсы | 1. «Русский медвежонок – языкознание для всех» (Цент дополнительного образования одарённых школьников) 2. Конкурс «Эти замечательные парные согласные» (Проект для одарённых детей «Алые паруса» в социальной сети работников образования). | 3 участника 6 участников |
2011 - 2012 год | ||
Олимпиады | Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку среди 1-4 классов (Дистанционный Образовательный портал «Продлёнка»). | 2 участника |
Конкурсы |
(Проект для одарённых детей «Алые паруса» в социальной сети работников образования).
| 3 участника 5 участников 4 участника 1 участник |
Соревнования | Школьный межпредметный «Марафон знаний по русскому языку». | 1 участник |
2012 - 2013 год | ||
Олимпиады |
| 1 участник 4 участника 2 участника |
Конкурсы |
| 4 участника 9 участников 2 участника 1 участник 1 участник 1 участник 4 участника 1 участник |
Фестивали | V областной детский Православный фестиваль «Преображение». | 3 участника |
Соревнования | Школьный межпредметный «Марафон знаний по русскому языку». | 3 участника |
2013 - 2014 год | ||
Олимпиады |
| 1 участник 2 участника 2 участника |
Конкурсы |
| 1 участник 7 участников 3 участника 9 участников 5 участников 5 участников 1 участник 11 участников 6 участников |
2.4. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной.
Таблица 2.4.1. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Годы | Формы трансляции | Темы |
2010 - 2011 год |
| «Коррекция дисграфии с использованием информационно-коммуникационных технологий». «Симптоматика дисграфии и дизорфографии у младших школьников». «Внедрение на уроках обучения грамоте и чтения «логопедической разминки». Размещено электронное портфолио, консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на развитие речи» (на данный материал получен положительный комментарий от учителя начальных классов Чувашской Республики, г. Алатырь Ивановой О. Д.) |
|
| «Дисграфия, обусловленная недоразвитием фонематического слуха». «Тезаурс к пособию «Дизорфография». «Развитие диалогической речи младших школьников с ОНР 3 уровня и НВОНР посредством организации коллективной деятельности» (опубликован на собственном сайте в социальной сети работников образования).
|
|
| «Профилактика и преодоление дисграфии». «Формирование орфографической зоркости у младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий».
На данные статьи получены положительные комментарии от воспитателя г. Иркутска Фалеевой М. Г. и педагога психолога высшей категории г. Нытва Латышевой В. А. |
2013 - 2014 год 2014 - 2015 год |
4. На персональном сайте в социальной сети работников образования (Web-адрес сайта: http://nsportal.ru/yulina-viktoriya-vladimirovna) добавлены памятки для учителей и родителей. 4. Добавлены статьи в блоге. 1. Представлен опыт работы по те-ме в рамках ГМО учителей-логопедов образовательных учреждений г. Омска (БОУ «ГПООЦ»» г. Омска) 2. Приняла участие в работе II Омского межмуниципального образовательного форума «Будущее растим сегодня» и представила опыт работы в рамках диалоговой площадки «Органи-зация работы службы СПМС как условие повышения качества образования». | «Технология создания персонального сайта в социальной сети работников образования». «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?» «Звуки [ж]-[ш]. Буквы Ж ж и Ш ш».
1. «Использование аппликаторов Ляпко и Кузнецова в логопедичес-кой работе». 2. «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ».
|
* Таблица 2.4.2. Направление экспериментальной и инновационной деятельности
Год | Направление экспериментальной и инновационной деятельности | Что сделано? |
2010 - 2011 год 2011 - 2012 год | Работа над методической темой «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с использованием компьютерных технологий». |
|
2012 - 2013 год 2013 - 2014 год | Участие в реализации инновационных программ развития образовательного учреждения. | Активно участвовала в реализации программ развития (проекты «Ступеньки к школе», «Дневник.ру», «В содружестве с семьёй»). В рамках проекта «Информатизация» разрабатывала, создавала и сопровождала более 17 сайтов в социальной сети работников образования для учителей школы. |
Городская инновационная площадка «Инновационно-телекоммуникационное пространство большого города». Разработка и эффективная реализация программы внеурочной деятельности. | Участвовала в разработке телекоммуникационных проектов:
Образовательная программа «Юный филолог» рассчитана на обучающихся 7-11 лет, срок реализации – 4 года. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики обучающиеся могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к филологии пробуждает у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь (на данную программу получена положительная рецензия кандидата филологических наук, доцент кафедры литературы ОМГПУ О.П. Евчук). |
2.5. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Таблица 2.5. Участие в работе методических объединений педагогических работников.
Год | Название группы | *Что разработано в результате совместной деятельности? | *Участие в профессиональных конкурсах |
* педагогические работники, аттестующиеся на первую категорию, заполняют данную таблицу по желанию | |||
2010 - 2011 год | 1. Методическое объединение учителей начальных классов МОУ «Белостокская средняя общеобразовательная школа» (Омская обл., с. Белосток). 2. Городское методическое сообщество учителей-логопедов общеобразовательных школ, при МОУ «СОШ № 54». 3. Педагогический школьный консилиум 1-4 классов. | Разработана памятка для учителей «Коррекция дисграфии». Разработана 1 часть пособия «Дизорфография». Выпущен буклет «Внедрение на уроках обучения грамоте и чтения «логопедической разминки». | Приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе для педагогов «Тонкое искусство» (опубликовано эссе), который проводился на Дистанционном Образовательном портале «Продлёнка». Получен сертификат участника конкурса. (январь-март 2011) |
2011 - 2012 год | 1. Городское методическое сообщество учителей-логопедов общеобразовательных школ, при МОУ «СОШ № 54». 2. Педагогический школьный консилиум учителей начальной школы. | Разработана 2 часть пособия «Дизорфография». Составлена памятка для учителей начальной школы «Дисграфия, обусловленная недоразвитием фонематического слуха». | Приняла участие во II Всероссийском конкурсе презентаций для школьников и учителей «ТопСлайд». На конкурс представлена презентация на тему «Безударные гласные в корне слова. Закрепление». (май 2012 г.) |
2012 - 2013 год | 1. Методическое объединение учителей начальных классов МКОУ «Белостокская средняя общеобразовательная школа» (Омская обл., с. Белосток). 2. Городское методическое сообщество учителей-логопедов общеобразовательных школ, при БОУ г. Омска «СОШ № 54». | Составлена памятка для учителей «Формирование орфографической зоркости у младших школьников». Созданы буклеты по теме «Профилактика и преодоление дисграфии». | 1. Всероссийский конкурс «Учитель года России» (участник второго (муниципального) этапа). 2.Всероссийский конкурс видеороликов «Учитель новой школы… Какой он?» на Учебно-методическом портале (январь 2013 г.) 3. I Всероссийский конкурс методических разработок «Лучшая презентация к учебному занятию» (март 2013, Центр дополнительного образования «Снейл») в рамках IV Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна». 4. Всероссийский конкурс «Портфолио учителя» (указанная работа доступна для свободного ознакомления по адресу её размещения на страницах СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО») она прошла экспертную оценку и получила положительное заключение редакционного совета СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО». 5. Всероссийский конкурс методических разработок «Родительское собрание» (апрель 2013, Центр дополнительного образования «Снейл») в рамках IV Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна». |
2013 - 2014 год |
| Создан буклет «Технология создания персонального сайта в социальной сети работников образования». Выпущена для учителей памятка «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?» | 1. Всероссийский конкурс «Учитель года России» (свидетельство участника заочного тура городского этапа). 2. Принимала участие во Всероссийском конкурсе образовательных сайтов «Педагогический рейтинг рунета» (1 тур), награждена дипломом ПОБЕДИТЕЛЯ 3 СТЕПЕНИ. 3. Принимала участие в Международном конкурсе статей «Учитель в жизни каждого из нас» (Центр дополнительного образования «Снейл») в рамках V Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна». 4. Принимала участие в III Всероссийском конкурсе методических разработок «Родительское собрание» (май 2014, Центр дополнительного образования «Снейл») в рамках V Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна». 5. Принимала участие в областном конкурсе «Педагог школы для всех — 2014». |
- Сведения о видеозанятиях
Тема занятия | Класс (группа) | УМК (программа) | Реализуемые в занятии технология, методы |
Звуки [Ж] – [Ш]. Буквы Жж и Шш. | 1 класс | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Преодоление общего недоразвития речи у обучающихся образовательных школ» (Кисилёва Н. В., Кулик И. Н., Кулинская Е. Н., Новосёлова М. В., Плотникова Е. В., Самеонова Т. Г., Танцева Н. А.) | Логопедическая технология коррекции нарушения письма и чтения у обучающихся Чистяковой О. В. Здоровьесберегающие методы:
Игровые методы:
Информационно-коммуникационные методы:
На занятии использовались методы, направленные на формирование умения слушать и вступать в диалог, выстраивать коммуникативное взаимодействие (модели взаимодействия: «учитель-ученик», «ученик-группа», «ученик-учебный материал»). Для формирования навыков адекватной самооценки у обучающихся использовались такие методы как педагогическая оценка и рефлексия. |
Достоверность информации подтверждаю:
Учитель-логопед ________________________________________
Директор ______________________________________________
печать
Приложение 1
*Сводные результаты обследования устной речи, процессов письма и чтения
обучающихся, посещающих логопедические занятия
№ обучающегося | «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». Т. А. Фотекова | «Методика обследования письма младших школьников». О. Б. Иншакова | «Методика диагностики дислексии». А. Н. Корнев, О. А. Ишимова | Успешность освоения обучающимися программы |
1. | Повышенный уровень | Повышенный уровень | Средний уровень | Повышенный |
2. | Средний уровень | Повышенный уровень | Повышенный уровень | Повышенный |
3. | Средний уровень | Средний уровень | Средний уровень | Средний |
4. | Повышенный уровень | Средний уровень | Повышенный уровень | Повышенный |
5. | Повышенный уровень | Повышенный уровень | Повышенный уровень | Повышенный |
6. | Средний уровень | Повышенный уровень | Средний уровень | Средний |
7. | Повышенный уровень | Средний уровень | Повышенный уровень | Повышенный |
8. | Повышенный уровень | Средний уровень | Повышенный уровень | Повышенный |
Повышенный – 62,5% Средний – 37,5 Низкий – 0% | Повышенный – 50% Средний – 50% Низкий – 0% | Повышенный - 62,5% Средний – 37,5 Низкий – 0% | Повышенный -75% Средний – 25 Низкий – 0% |
Спецификация по каждой диагностической методике.
1 методика: «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников».
Т. А. Фотекова
Назначение диагностического инструментария
Методика обследования устной речи является стандартизированной, направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребёнка. Методика применяется для решения задач: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных компонентов речи (получения индивидуального речевого профиля); проектирования индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы; комплектования групп на основе общности структуры нарушения речи; отслеживания динамики речевого развития и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Структура диагностического пакета
Методика включает 156 речевых проб нарастающей трудности, проверка звукопроизношения делается на основе специальных проб, так и в процессе обследования. Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Для каждой группы проб разработаны свои критерии оценки. Применение методики не требует стимульного материала.
Для получения индивидуального речевого профиля оценивается успешность выполнения каждой серии проб в процентном выражении. Оцениваемые компоненты системы:
- фонематическое восприятие;
- артикуляционная моторика;
- звукопроизношение;
- слоговая структура слова;
- навыки звукового анализа;
- грамматический строй речи;
- словарь и словообразовательные навыки;
- понимание логико-грамматических отношений;
- связная речь.
Форма проведения обследования: индивидуальное обследование.
Время выполнения диагностики: общая продолжительность – 40-45 минут, из них время проведения обследования – 30 минут, время заполнения протокола в электронном виде – 10 минут. Увеличение продолжительности обследования определяется замедленным темпом выполнения заданий ребёнком.
Необходимые материалы и оборудование:
- Диктофон (используется) для записи и последующей оценки результатов обследования связной речи: составление рассказа по серии картинок, пересказ прослушанного текста).
- Протокол обследования (создан в программе Excel, при заполнении протокола программа создаёт индивидуальный профиль в виде диаграммы).
Условия проведения: проведение методики возможно только при соблюдении требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб, владении компьютером, умении работать в программе Excel.
2 методика: «Методика обследования письма младших школьников». О. Б. Иншакова
Назначение диагностического инструментария
Методика предназначена для выявления у младших школьников нарушений письма. Структура диагностического пакета
Обследование осуществляется с помощью выполнения следующих видов работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописных текстов, - и проводится в каждой возрастной группе не менее раз в год. Отбор материала проводился на основе лингвистического анализа текстов. Все материалы письменных заданий рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ.
Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и охарактеризовать у обучающегося уровень сформированности контроля за процессом письма, который определяется путём вычитания из общего количества допущенных ошибок, найденных и правильно исправленных ребёнком. Аналогично оцениваются все виды выполняемых письменных работ: диктанты, списывание с печатного и рукописного текстов.
Обнаруженные ошибки делятся на дисграфические, дизорфографические аграмматические и метаязыковые. Для констатации дисграфии в письменных работах подробно анализируются только ошибки первой группы.
Форма проведения обследования: обследование проводится фронтально.
Время выполнения диагностики: общая продолжительность – 60-80 минут (ориентировочно), из них время проведения обследования – 40-45 минут (или обследование ограничивается временными рамками, отводимыми для данных видов работ), время для проверки выполненных заданий – 5- 10 минут (на каждого ребёнка), время для анализа допущенных ошибок – 10-15 минут (на каждого ребёнка).
Необходимые материалы и оборудование:
- Тексты для учителя-логопеда к проведению письменных заданий (диктант, списывание) для обучающихся 1-4 классов.
- Тексты для обучающихся 1-4 классов при выполнении задания на списывание (индивидуальный раздаточный материал).
- Тетради (если задания выполняются детьми, зачисленными на занятия), тетрадные листы (если задания выполняются всем классом).
Условия проведения:
- Перед выполнением письменных работ детям нужно подробно объяснить процедуру проведения обследования.
- Обучающиеся первого класса в начале обучения должны выполнять письменные задания на нелинованных листах. Имя и фамилию, наименование вида письменной работы (диктант, списывание) и заголовок письменной работы дети должны писать самостоятельно, так как это является дополнительным информационным материалом для оценки навыков письма. В конце первого года обучения, на втором, третьем и четвёртом годах обучения письменные работы пишутся на обычных тетрадных листах.
- Для изучения письма по диктовку предлагают только специально отобранные диктанты повышенной сложности, но соответствующие возрастным и программным требованиям обучающихся.
- В разных классах или (под)группах детей диктант должен проводить один и тот специалист (логопед или учитель).
- Для выполнения задания на списывание каждому ученику раздаются индивидуальные листы с образцами контрольных текстов.
- Текст диктанта следует читать громко, с одинаковой скоростью, чётко артикулируя, но без проговаривания сложных для написания мест в словах. Диктант после написания проверяется.
- Для обследования следует выбирать одно и то же время, например первую половину дня.
- Дети, требующие посторонней помощи и не справляющиеся с заданием в отведённое время, фиксируются.
3 методика: «Методика диагностики дислексии». А. Н. Корнев, О. А. Ишимова
Назначение диагностического инструментария
Методика диагностики чтения является стандартизированной, предназначена для обследования чтения учащихся 2-6 классов. Обследование проводится с использованием стандартизированной методики исследования навыка чтения (СМИНЧ – определение уровня сформированности навыка чтения), теста оперативных единиц чтения (ТОПЕЧ – определение предельных оперативных единиц чтения, которые автоматизированы у ребёнка).
Структура СМИНЧ: состоит из текстов различного уровня сложности.
Параметры оценки: скорость чтения, способ чтения, понимание прочитанного.
Обследование чтения вслух (технический компонент, смысловой компонент):
- Оценка способа чтения (способы 1-6: 1 – преимущественно побуквенное, 2 – переход к слоговому, 3 – преимущественно слоговое, 4 – переход к чтению целыми словами, 5 – чтение целыми словами, 6 – чтение группами слов).
- Оценка скорости чтения (число верно прочитанных слов/букв за 1 минуту), используется текст 1, текст 2. Слова прочитанные правильно вычитаются. Для детей с трудностями освоения навыка, нарушением чтения проверяется число верно прочитанных слов/букв и за 2-ю минуту. Дети с дислексией, как правило, за 2-ю минуту прочитывают меньшее количество слов/букв.
- Определение коэффициента техники чтения (КТЧ) КТЧ 1 и КТЧ 2 по таблице вычисления КТЧ.
- Оценка понимания (текст 1, текст 2). Понимание прочитанного проверяется путём ответа на стандартный набор вопросов (типы А – Г: А – ответы на 10 вопросов из 10, Б – ответы на 7-9 вопросов из 10, В – ответы на 4-6 вопросов из 10, Г- ответы на 3 и менее вопросов).
Обследование чтения про себя (технический компонент):
- Оценка скорости чтения (число верно прочитанных слов/букв за 1 минуту (используется текст 3, текст 4).
- Оценка способа чтения (способы чтения 1 – 4: 1 – шёпотное чтение, 2 – артикулированное (чтение с беззвучной артикуляцией), 3 – молчаливое, 4 – автоматизированное чтение про себя (наивысшая степень, превышающая скорость громкого чтения в несколько раз). Дети с дислексией используют шёпотный или артикулированный способы чтения – это является дополнительным диагностическим признаком дислексии.
Структура ТОПЕЧ: состоит из 6 списков (цифры, буквы, слоги СГ, ГС, СГС, ССГ, псевдослова, слова). Каждый список включает 100 единиц.
- Список 100 цифр – время называния учитывается как электронный показатель.
- Список 100 букв – время называния сравнивается со списком цифр (норма – 50-80 с, отклонение – 100 с и более (показатель недостаточной автоматизации – время чтения на 30 % и более)).
- Список 100 слогов типа СГ, ГС (показатель недостаточной автоматизации – отклонение время чтения на 30% и более + значительное увеличение числа ошибок).
- Список 100 слогов типа СГС (показатель недостаточной автоматизации – тот же).
- Список с100 слогов типа ССГ (показатель недостаточной автоматизации – тот же).
- Список 100 псевдослов не имеет оценивающего значения, используется для сравнения со следующим списком 100 слов (различия между ними – показатель неавтоматизированности слогов типа ССГС).
Обследование и использованием ТОПЕЧ проводится в случае недостаточности сформированности навыка чтения или нарушения чтения.
Форма проведения обследования: индивидуальное обследование.
Время выполнения диагностики: общая продолжительность – 15-20 минут. Время заполнения протокола включено в общее время, т.к. протокол заполняется параллельно с проведением диагностики.
Необходимые материалы и оборудование:
- Диктофон (используется для записи и последующей оценки допущенных ошибок чтения, для сравнения по результатам коррекционной работы).
- Секундомер (используется для фиксации времени при прочтении текстов СМИНЧ, списков ТОПЕЧ).
- Протокол СМИНЧ, протокол ТОПЕЧ (создано в программе Word, можно заполнять в письменном варианте или в электронном виде).
Условия проведения:
- Обследование чтения проводится в тихом изолированном помещении. Необходимо создать непринужденную атмосферу, нейтрализовать у ребёнка ожидание оценивания его школьной успешности.
- Владение компьютером, умение работать программе Word.
- С целью получения эталонного варианта выполнения заданий целесообразно провести обследование чтения отличников (1-2 обучающихся 2-4 классов).
Успешность освоения обучающимися 2-х классов программы, реализуемой учителем-логопедом по итогам мониторинга за 2013-2014 год
Приложение 2
Ксерокопии материалов
мониторинга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ профессиональных достижений.
Моё педагогическое кредо: «Учить и самому учиться!!!» Для современного человека главное – не готовые знания, а умение учиться самостоятельно открывать новое. В своей дея...
План профессионального самообразования учителя – логопеда
1. Подбор и изучение литературы по теме.2. Подготовка методического материала.3.Педагогическая диагностика.4. Подготовка дидактического материала.5.Адаптация методического материала с учетом индивидуа...
План профессионального самообразования учителя – логопеда
Главная роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.В современной школе важнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирован...
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИКА
Ученик с речевыми проблемами имеет право получить всю необходимую ему помощь в достаточном объёме, чтобы социализироваться и быть успешным. Учитель-логопед - это один из ключевых специалистов, который...
Индивидуальный план профессионального саморазвития учителя-логопеда
Индивидуальный план профессионального саморазвития...
«Современные подходы и организация профессиональной деятельности учителей-логопедов и учителей-дефектологов в реализации обновленных ФГОС, ФООП с детьми с ОВЗ».
План работы методического объединения учителей-логопедов, учителей-дефектологов на 2023-2024 учебный год...