ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИКА
статья по логопедии
Ученик с речевыми проблемами имеет право получить всю необходимую ему помощь в достаточном объёме, чтобы социализироваться и быть успешным. Учитель-логопед - это один из ключевых специалистов, который может оказать необходимую помощь. От компетенции учителя-логопеда во многом зависит качество результата учения ученика. В статье приведены теоретические обоснования данному положению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИКА.
Волосникова Е.А., учитель-логопед
Мыскаменская школа-интернат
Деятельность учителя-логопеда в общеобразовательной школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи.
Вся коррекционная работа строится циклически, с постоянным возвращением к ранее усвоенному содержанию, что позволяет добиться прочного усвоения материала и автоматизации навыков.
Работа с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи, организуется в три этапа. Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы — звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя-логопеда и ребенка на решении основной задачи каждого этапа. На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения, предупреждению и коррекции дислексии и дисграфии.
Таким образом, в системе логопедической работы в начальной школе ведущее значение принадлежит устранению недостатков и автоматизации произношения, развитию внимания к звуковой стороне речи и формированию речевого слуха и полноценного фонематического анализа и синтеза. В дальнейшем акценты в работе смещаются на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование самостоятельной связной устной и письменной речи.
Работа учителя-логопеда предполагает, что ежедневно, ежеминутно необходимо выполнять ряд профессиональных задач, ставить перед собой новые цели, развиваться творчески и все это для того, чтобы оказать квалифицированную, грамотную помощь своим воспитанникам – детям с нарушениями речевого развития.
Коррекционный процесс строится с учетом речевых, индивидуальных, возрастных, интеллектуальных, возможностей ребенка. Структура и форма занятий, методы и приемы коррекционной работы всегда ориентированы на возможности и особенности ребенка. Вся коррекционно-развивающая работа направлена на исправление нарушений речи, на развитие коммуникативных способностей и успешную социализацию дошкольников о обществе.
Я применяю систему логопедической работы с учащимися начальных классов, разработанной на основе рекомендаций, изложенных в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-¬методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.), в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель каждого логопедического занятия - преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.
Задачи каждого логопедического занятия в 1-4 классах:
- обучение различным формам словоизменения и способам словообразования
- обогащение словарного запаса и развитие связной речи учащихся
- обучение фонематическому анализу и синтезу, звуко-слоговому анализу
- коррекция фонетической стороны речи
- развитие неречевых психических процессов:
- развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики
- совершенствование зрительного анализа и синтеза
- развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания
- расширение объема зрительной и слуховой памяти
- развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений
- способность к запоминанию, способность к переключению внимания
- воспитание навыков и приемов самоконтроля
- формирование познавательной деятельности
- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.
Также задачи каждого логопедического занятия предусматривают формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных).
Материал занятий подбирается с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексической темы, направленной на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса ребенка, развитие связной речи, а также введение интерактивных технологий с целью развития познавательной сферы обучающегося.
Этапы занятий предполагают введение в занятие упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание зрительного и слухового внимания, памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятии разработок в области информационно-компьютерных технологий, нейропсихологии и кинезиологии.
Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.
Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, память, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).
Педагогическая деятельность учителя-логопеда в школе строится также на основных принципах: содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей, тесное сотрудничество с семьями воспитанников, приобщение детей к социокультурным нормам и традициям, развитие познавательных способностей детей, учет этнокультурной ситуации развития детей.
Благодаря использованию специальных образовательных программ и технологий, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения микро-групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также тесной взаимосвязи в работе логопеда, дефектолога, психолога, родителей и лиц их заменяющих, достигаются высокие результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-25969-1482229201.png)
Профессиональная компетенция учителя как условие реализации требований ФГОС.
Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, поняти...
Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС НО и СПО
Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/08/picture-1100656-1699438082.jpg)
Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»
Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/13/picture-749274-1455341306.jpg)
«Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся» (выступление на КМО)
Профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/22/picture-315571-1576993147.jpg)
Новые профессиональные компетенции педагога в условиях информатизации образования
Выступление на педсовете...
Формирование профессиональных компетенций учителя в условиях введения и реализации ФГОС
Статья "Формирование профессиональных компетенций учителя в условиях введения и реализации ФГОС"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/12/picture-1371267-1639313722.jpg)
Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования
Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования...