Страничка логопеда
статья по логопедии по теме

Стекольникова Марина Владимировна

Нетрадиционные методы активизации органов артикуляции можно использовать не только в работе с патологией, но и в качестве профилактики.

Устойчивые положительные результаты даёт использование нетрадиционных методов в целях профилактики сложных речевых расстройств в отношении детей младшего возраста группы риска в речевом развитии. У большинства детей, при применении нетрадиционных методов нормализуется работа центральной нервной системы. Признаками этого являются: нормализация тонуса артикуляторных и мимических мышц, активизация тонких дифференцированных и формирование произвольно координированных движений органов артикуляции, частичное устранение патологической симптоматики (гиперсаливация, синкинезия, девиация). В результате активно появляются звуки раннего онтогенеза, нормализуется межзубное произношение свистящих звуков. Большая часть таких детей, в последующем, не нуждается в логопедической работе, так как звуки формируются и вводятся в речь спонтанно. Улучшается и общее соматическое здоровье детей, более благополучно проходит адаптационный период в ДОУ.

Используемые в нашем детском саду нетрадиционные методы просты в использовании, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, практически не имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно ориентированный подход в работе с ребёнком даёт отличный эффект.

С уверенностью можно сказать о том, что применяемый нами комплекс нетрадиционных методов относится к здоровьесберегающим технологиям.

В своей работе мы используем следующие нетрадиционные методы активизации органов артикуляции: артикуляционные игры с ложками, упражнения для язычной и губной, щёчной мускулатуры с водой, логопедический массаж и самомассаж, локальная контрастотермия, ДЭНС - терапия, биоэнергопластика.

Известно, что произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные артикуляционные упражнения с ложками, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками.

Упражнения с водой, с успехом применяемые нами в практике, способствуют усилению кинестезий. Поскольку вода является более плотным веществом, чем воздух, она активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя иннервацию. Упражнения с водой дети проводят как на логопедическом занятии, так и в режимные моменты, когда полощут водой полость рта после приёма пищи. Набрав небольшое количество воды в «чашку» (язык в форме чашки), высовывают её далеко вперёд из широко открытого рта и заводят её обратно, перемещают из одного угла рта в другой, стараясь не пролить ни капельки. Набрав воду в рот, помещают её то за левую щёку, то за правую, то под верхнюю губу, то под нижнюю. Запрокинув голову, проводят полоскание горла.

Изучая рефлекторные связи языка, полости рта и головного мозга, учёные пришли к выводу, что продолжительное полоскание рта оказывает определённое влияние на деятельность центральной нервной системы. Исследования показали, что начало полоскания сопровождается активизацией процессов возбуждения. Потом, в момент выделения жидкой слюны, особенно при завершении полоскания, на энцефалограмме усиливаются медленные потенциалы, более регулярным и выраженным становится альфа – ритм. Такие сложные изменения можно сравнить со своеобразным массажем мозга, оказывающим весьма благотворное влияние на протекающие в нём процессы.

Активно используемый нами в коррекционной работе логопедический массаж и обучение самомассажу способствуют быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Используя различные виды логомассажей, комбинируем их и дополняем отдельными элементами: классический, точечный, с применением массажёров, чупа-чупсов разного размера, плоских леденцов, зубных щёток, прорезывателей для зубов, силиконовых напалечников и др. Обрабатывая речевые биологически активные зоны, мы автоматически стимулируем и биологически точки, ответственные за иммунитет, тем самым способствуем оздоровлению ребёнка.

Для более активного воздействия на артикуляционные мышцы применяем локальную контрастотермию (криотерапию) – поочерёдное прикладывание на короткое время к мышцам губ, щёк, языка льда и горячего яйца, обёрнутых в носовые платки.

С целью нормализации тонуса артикуляторных мышц эффективно используем ДЭНС – терапию. При применении этой физиотерапевтической процедуры намного сокращается срок постановки звуков и их автоматизация.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Спланированная нами система мероприятий по активизации органов артикуляции с использованием нетрадиционных методов зарекомендовала себя как доступное, эффективное средство, которое можно активно применять в логопедической практике.

Применение вышеперечисленных методов способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей-логопатов:

-нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;

-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

-активизируется речевая функция

-повышается работоспособность,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx132.3 КБ

Предварительный просмотр:

       

       Учитель-логопед Стекольникова Марина Владимировна.

Придя  в детский дом, я не думала, что  работа станет частью моей жизни. Я счастлива что пришла в него работать и  рада, что мой труд вольётся маленькой крупицей в то  большое благое дело, которое делают все сотрудники детского дома , согревая детские сердца.

          В День рождения «Детского дома №7» мне хочется сказать:

                                    Есть замечательный детский дом.

                                         Здесь светло, тепло кругом.

                        Он заботится о детях и за них всегда в ответе!

                                         Детям радостно в нём жить,

                                          Хочется творить, вершить,

                                           Солнцу мило улыбаться,

                                       В мир волшебный окунаться!

 

                             В День рождения его,  будем веселиться,

                    Песни петь,  гостей встречать, под музыку кружиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.Тема:Путешествие в страну "Ключик знаний"

Путешествуя с детьми по стране "Ключик знаний", дети выполняютт различные задания, при этом развивают дыхание, голос, непроизвольное внимание, долговременную память, зрительно-пространственные ориенти...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Внеклассное мероприятие по логопедии во 2а и 2б классах в форме игры-квест «Путешествие в Лесную страну»

Внеклассное мероприятие по логопедии во 2а и 2б  классах в форме игры-квест «Путешествие в Лесную страну»с использованием здоровьесберегающих технологий Цель: Формирование у...

Логопедический праздник. Тема «Путешествие в страну логопедии»

Цели- Прививать интерес к логопедическим занятиям.- Развивать навыки выразительного чтения учащихся-логопатов, связную речь, словарный запас.- Воспитывать умение слушать товарища, вести себя культурно...