№ | Название игры | Цель | Содержание |
| «Будь внимателен» | стимулирование слухового внимания | Дети шагают по кругу, затем логопед произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» – прыгать, на слове «лошадки» – ударять «копытом» об пол, «раки» – пятиться, «птицы» – бегать раскинув руки в стороны, «аист» – стоять на одной ноге. |
| «Карлики и великаны» | развитие активного внимания | По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» - встают. Логопед выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку в разном темпе. |
| «Игра с флажками» | развитие зрительного внимания | Когда логопед поднимает красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте. |
| «Опиши по памяти» | развитие зрительной памяти | Логопед на короткое время показывает детям куклу, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, стоит она или сидит… |
| «Найди картинку» | развитие зрительной памяти | Логопед на короткое время (считая до пяти) показывает детям картинку, а затем из набора похожих картинок предлагает выбрать ту, которую им показал. |
| «Запомни картинку» | развитие памяти | Карточка с нарисованными на ней в разных местах буквами (5-7 букв) или цифрами (от 0 до 9) демонстрируется детям столько времени, сколько они сочтут нужным. После этого они по памяти, каждый на своем листочке бумаги, воспроизводят картинку. |
| «Что изменилось» | развитие памяти и внимания | Логопед ставит перед детьми 3-7 игрушек и дает посмотреть несколько секунд. Затем просит детей отвернуться и меняет местами несколько игрушек. Повернувшись и посмотрев на игрушки, дети должны сказать, что изменилось. |
| «Запомни игрушки» | развитие памяти и внимания | На столе выставлены 3-7 игрушки. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребенок по памяти воспроизводит те игрушки, которые были выставлены на столе. |
| «Назови одним словом» | развитие умения классифицировать, обобщать | Каждому ребенку предлагается набор карточек, на которых изображены чайники, тарелки, кастрюли, трамваи, троллейбусы, машины, платья, юбки, брюки, сапоги, туфли, тапки, бабочки, гусеницы, жуки, медведи, лисы, волки, козы, коровы, овцы, чайки, журавли, воробьи, пчелы, молотки, отвертки. Дети должны разложить свои карточки на группы так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом («Посуда», «Транспорт», «Одежда», «Животные», «Инструменты», «Насекомые»). |
| «Четвертый лишний» | развитие логического мышления | 1 вариант. Каждому ребенку по очереди называются 4 слова. Ребенок должен выбрать лишнее слово, которое не подходит к трем остальным (например: чашка, ложка, ботинки, тарелка). 2 вариант. Каждому ребенку выдаются 4 карточки. Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным. Объясните, почему оно лишнее.
|
1 | 2 | 3 | 4 |
| «Угадай, что я загадала» | развитие мышления | Перед ребенком выкладывается несколько карточек с изображением разных предметов. Логопед загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы кроме прямого вопроса с названием. |
| «Собери цветок» | развитие мышления | Каждому ребенку выкладывается круглая карточка – середина будущего цветка (одному – платье, второму – слон, третьему – пчела и т. д.) Затем игра проводится так же, как в лото: логопед раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый ребенок должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.) |
| «На что похоже» | развитие мышления | Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг – пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко; прямоугольник – чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, дом, окно; треугольник – крыша дома, сложенная из газеты шапка, воронка, елка, египетская пирамида; овал – огурец, слива, яйцо, рыба, лист. |
| «Логические концовки» | развитие мышления | - Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)
- Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками)
- Если два больше одного, то один… (меньше двух)
- Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши)
- Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)
- Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)
- Если правая рука справа, то левая… (слева)
- Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами)
- Нож и кусок стекла – оба… (острые)
|
| «Числовые ряды» | развитие мышления | Дети должны продолжить числовые ряды еще на два числа, предварительно выяснив закономерность построения каждого ряда. - 10, 9, 8, 7, 6, 5…
- 5, 10, 15, 20, 25…
- 6, 9, 12, 15, 18, 21…
- 2, 1, 3, 1, 4, 1, 5, 1…
- 2, 3, 5, 6, 8, 9…
|
| «Магнитная мозаика» | развитие творческих способностей | Игра состоит из различных геометрических фигур на магнитной основе. Дети соревнуются, кто из своего набора сложит больше разных предметов. Это могут быть домики, машины, поезда, столы, стулья. |
| «Занимательные вопросы» | развитие аналитико-синтетической деятельности | 1) Подарил утятам ежик Восемь кожаных сапожек Кто ответит из ребят, Сколько было всех утят? (Четыре)
2) Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели. Два румяных наливных, Два с кислинкой. Сколько их? (2 или 4)
3) Четыре брата по улицам бродят, один другого не обгоняет, один от другого не отстает. (Колеса автомобиля)
|
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
| 4) У него четыре лапки, Лапки-царапки, Пара чутких ушей, Он – гроза всех мышей. (Кот) 5) Спинка, доска и 4 ноги – что я задумала, скорей назови? (Стул)
После анализа загадок и отгадок можно попросить детей нарисовать одну из отгадок. |
| «Разрезные картинки» | развитие целостного восприятия (определить наличие у ребенка целостных образов предметов окружающего мира и их адекватность) | Картинка с изображением любого предмета, известного ребенку (машина, собака, человек) разрезается на несколько частей (количество детей постепенно увеличивается от 2 до 10). Сначала ребенку предъявляется сложенная картинка. Затем ее части раздвигаются, перемешиваются и ребенку предлагается сложить картину заново. Задачу можно усложнить, разрезав картинку не по прямым линиям. |
| «Составь фигуру» | развитие целостного восприятия зрительного анализа и синтеза | Детям предлагается составить два равных треугольника из 5 палочек; два равных квадрата из 7 палочек. |
| «Ответь на вопросы» | развитие логического мышления, установление причинно-следственных отношений | Детям по очереди предлагается ответить на вопросы. Возможные вопросы: - Учитель наказал мальчика. Кто провинился?
- Собаку укусила оса. Кто кусался?
- Мама зовет домой дочку. Кто дома? Кто на улице?
- Витю слушал учитель. Кто говорил?
- Петю ударил Ваня. Кто драчун?
- Володю ждет Лена. Кто задержался?
- Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади?
- Лес позади дома. Что впереди?
- Автобус впереди грузовика. Что позади?
- Кошка больше собаки. Кто меньше?
- Мальчик ниже девочки. Кто выше?
- Дедушка старше бабушки. Кто моложе?
- Дуб выше березы. Что ниже?
|
| «Ответь, что я сделала раньше» | развитие логического мышления, причинно-следственных отношений, формирование умений устанавливать логическую последовательность между определенными событиями и действиями | - Я позавтракала после того, как приняла душ.
- Я выпила чаю после того, как пришла с улицы.
- Я много тренировалась, прежде чем выступить на соревнованиях.
- Прежде чем пойти на работу, я позавтракала.
- Я поздоровалась, прежде чем начать разговор.
- Я зашла в магазин, прежде чем поехать домой.
|
| «Чем похожи, чем отличаются» | развитие мышления, формирование сравнения как одной из мыслительных операций | Логопед предлагает детям два предмета. Дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Слива и персик. Мальчик, девочка и кукла. Птица и самолет. Кошка и белка. Апельсин и оранжевый мячик такого же размера. Фломастер и мел.
|
| «Найди ошибки» | развитие словесно-логического мышления, слухового внимания и фонематического восприятия | Логопед читает детям короткие стихи, в которых перепутана одна буква. Они слушают, думают, может ли такое быть на самом деле. А потом исправляют слово, где буквы перепутаны.
|
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
| 1. На виду у детворы КРЫСУ красят маляры (крышу). 2. Посмотрите-ка, ребятки: РАКИ выросли на грядке (маки). 3. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно ВРАЧЕЙ (грачей). 4. На пожелтевшую траву Роняет ЛЕВ свою листву (лес). 5. Закричал охотник: «Ой! ДВЕРИ гонятся за мной!» (звери) |
| «Составь слова» | развитие звуко-буквенного анализа и синтеза | Детям предлагается составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, р, т м, ш, а, н, и, ы, г, р |
| «Скажи наоборот» | уточнить словарь признаков; формировать умение подбирать слова, противоположные по смыслу | Ребенку предлагается назвать слова, противоположные по значению: тонкий - … острый - … чистый - … громкий - … грустный - … сильный - … низкий - … здоровый - … большой - … яркий - … и т. д. |
| «Собираем букет» | расширение объема слуховой памяти; развитие памяти на линейный ряд; уточнить и обобщить понятие «Цветы» | Первый участник называет цветок. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет два цветка и добавляет в букет третий и т. д. Игра ведется в быстром темпе. |
| «Шифровальщики» | развитие логического мышления, усложненного заданием на запоминание | Необходимо расшифровать и запомнить зашифрованные двузначные числа МА ВК ЕИ ОТ СА ПО Ключ к шифру Время выполнения 1 минута. |
| «Исправь пословицы» | развитие логического мышления | Детям предлагается таблица (при индивидуальной работе – карточки) с пословицами, записанными в 2 столбца; в I – начало, в II – окончания, не соответствующие друг другу. Инструкция: «Прочитать, сопоставить части пословиц и переставить по смыслу; запомнить «исправленные» пословицы. Время выполнения 1 минута. I карточка Назвался груздем, Любишь кататься, Сделал дело – Делу время, II карточка гуляй смело. потехе час. полезай в кузов. люби и саночки возить.
|
| «Пары слов» | развитие логического мышления и смысловой памяти | Ребенку зачитывается 10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Затем называется ребенку только первое слово из пары, а он вспоминает второе слово: яйцо – курица лес – дерево дом – город
|
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
| река – озеро шуба – холод птица – полет лампа – вечер корова – молоко ученик – школа щетка – зубы |
| «Припоминание слов тройками» | развитие смысловой памяти | мак – алый – цвести конфета – сладкая – угостить пальто – теплое – надеть кит – огромный – плыть помидор – сочный – расти диван – удобный – слушать |
| «Из слогов – слова» | развитие навыков слогового анализа и синтеза | Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу. Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван) Составь 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре (Ответ: ка-ша, ру-ка, ре-ка) Составь 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га (Ответ: мо-ло-ко, до-ро-га) |
| «Составь слова» | формирование звуко-буквенного анализа | Ребенку предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова. а) составь не меньше 10 слов по следующим конструкциям: _О_Ь М _ _ б) составь 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено (свобода, свирель, свитер…) |
| «Доскажи словечко» | Уточнение словарного запаса; активизация словаря | Логопед читает стихотворный текст, а дети хором договаривают слова. 1. От домашнего порога Лентой тянется… (дорога). 2. Песок горячий, как утюг, Ведь мы приехали на… (юг). 3. Однорукий великан, Стоит дом подъемный… (кран) 4. Час работы всюду нет – Всё закрыто на… (обед) 5. Всё очнулось ото сна, Всё цветет – пришла… (весна) |
| Конкурс скороговорок | формирование темпо-ритмической организации речи и совершенствование слуховой памяти | Кто большее число раз и без ошибок произнесет предложенную скороговорку. - Кол около стола, стол около кола.
- Дятел дуб долбил, да не додолбил.
- Не жалела мама мыла,
Мама Милу с мылом мыла. - Петя пилил пилой пень.
- В зимний холод всякий молод.
- Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
- По траве тропа протоптана.
- У пеньков опять пять опят.
|
| «Четвертый лишний» | развитие словесно-логического мышления: развитие операций классификации и обобщения | Логопед: «Послушай ряд слов, найди лишнее. Каким понятием можно обобщить оставшиеся слова? 1. Мак, лук, тюльпан, пион (цветы) 2. Тарелка, каша, чашка, чайник (посуда) 3. Стул, диван, шкаф, подушка (мебель) 4. Носки, ботинки, тапочки, туфли (обувь) |
1 | 2 | 3 | 4 |
| «Опиши предмет» | выявление постоянных признаков предмета путем логического рассуждения | 1 вариант. Подними руку, если слово подходит для описания данного предмета. Мед – сладкий, тягучий, желтый, сыпучий, ледяной. Мех – твердый, горячий, шелковистый, липкий, мягкий. Трамвай – быстрый, усталый, белый, железный, холодный. 2 вариант. Логопед называет предмет и его часть. Если предмет не может обойтись без этой части, ты хлопаешь в ладоши, а если может – опускаешь руки вниз. Дерево не бывает без… (корней, листьев, плодов, цветов, коры) Шкаф не бывает без… (полок, ручки, замка, одежды, дверцы) Чайник не бывает без… (носика, крышки, ручки, ситечка, заварки) Зима не бывает без… (снега, дождя, горки, листопада, елки) После выбранных ребенком ответов обязательно узнать, как он рассуждал, почему остановился на конкретном варианте, не носят ли его ответы «угадывающего характера». |
| «Исправь слово» | развитие словесно-логического мышления, воображения и фонематического восприятия | Логопед читает детям короткие стихи, в которых перепутана одна буква. Они слушают, думают, может ли такое быть на самом деле. А потом исправляют слово, где буквы перепутаны. На виду у детворы КРЫСУ красят маляры (крышу).
Посмотрите-ка, ребятки: РАКИ выросли на грядке (маки).
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно ВРАЧЕЙ (грачей).
На пожелтевшую траву Роняет ЛЕВ свою листву (лес). |
| «Угадай сказку» | расширение кругозора, развитие внимания и памяти | Логопед: «Давайте вспомним сказки, которые вы знаете. Я читаю вам загадку, а вы угадываете, о каком сказочном герое идет речь и из какой он сказки.
Не лежалось на окошке – Покатился по дорожке… («Колобок»)
|
|
|
| Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! («Снегурочка»)
Ах ты, Петя – простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко… («Петушок – золотой гребешок»)
|
| «Контрастные (противоположные по значению) слова» | обогащение словарного запаса антонимами | 1. «Если суп не горячий, то это значит, что он… (какой?)» 2. «Если на дворе не сухо, то это значит, что на дворе… (как?)» 3. «Если в комнате не светло, то это значит, что в ней… (как?)» |
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
| 4. «Если ты не сытый, то это значит, что ты… (какой?)» 5. «Если у нас в комнате не грязно, то это значит, что в ней… (как?)» 6. «Если наш ножик не тупой, то это значит, что он… (какой?)» 7. «Если мой мешок не тяжелый, то это значит, что он… (какой?)» 8. «Если башмаки не новые, то это значит, что они… (какие?)» Если ребенок затрудняется дать ответ, ему можно оказать стимулирующую помощь в форме вопроса. Например: «Как мы по-другому называем нехолодный суп? Мы говорим что он… (какой?)» |
| «Узнай предмет» (животных, птиц) | уточнение представлений детей о животных и птицах; формирование умения называть объект по описанию | 1. Круглый, полосатый, с огорода взятый (Арбуз) 2. Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит – Сядет и укусит. (Комар) 3. Узнавание предмета, животного, птицы по действия, связанным с ним (спит в берлоге, сосет лапу; скачет по деревьям, грызет орехи, сушит грибы и ягоды; живет в норе, следы хвостом заметает, кур в деревне таскает; жужжит, летает, из цветков нектар собирает). |
| «Повтори за мной» | развитие кратковременной слуховой памяти | Логопед произносит ряд словосочетаний (белая ракета, голубая коляска, красная машина), а ребенок должен повторить их в заданной последовательности. |
| «Чего не хватает на рисунках?» | развитие целостного восприятия | Логопед показывает ребенку не законченные рисунки, а ребенок должен догадаться, что забыл нарисовать художник. Например, у куклы – ногу, у белки – хвост, у собаки – ухо, у зайца – лапу, у дома – окно, у чайника – ручку, у велосипеда – колеса, у самолета – крыло. |
| Разучивание стихотворений | развитие связной речи, ее выразительности, обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие произвольной словесной памяти | Мишка Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший.
Зайка Зайку бросила хозяйка – Под дождем остался зайка! Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок! Грузовик Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык, Опрокинул грузовик. (А. Барто) |
| «Найди и вычеркни» | развитие продуктивности и устойчивости внимания | Заготавливаются картинки, на которых нарисованы знакомые ребенку предметы (домики, флажки, звездочки). Ребенку предлагается зачеркнуть только все домики или только все флажки. Задание постепенно усложняется – дается большее количество предметов.
|
| «Пустой квадрат» | развитие мышления | В пустом квадрате ребенку предлагается нарисовать недостающую фигуру, используя найденную закономерность. |
| «Найди отличия» | развитие зрительного внимания | Логопед показывает детям два почти одинаковых рисунка и просит найти, чем один рисунков отличается от другого. |
1 | 2 | 3 | 4 |
| «Лабиринты» | развитие зрительной координации | Дети получают по несколько изображение лабиринтов, покрытых калькой. Карандашной линией дети показывают путь прохождения лабиринта. Детям предлагается выразить в речи направление движений. |
| «Какие предметы спрятаны в рисунках?» | развитие способности ребенка формировать образы, распределять внимание; развитие зрительного внимания | Ребенку объясняется, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях. Время выполнения – 1 минута. |
| «Объясни выражение» | повысить уровень активного словарного запаса слов, выяснить, как ребенок понимает значение выражения | 1) «Лакомый кусочек» (что-нибудь заманчивое, привлекательное, соблазнительное) 2) «Медвежья услуга» (неумелая, неловкая услуга, которая вместо помощи приносит вред) 3) «Бить баклуши» (праздно проводить время, бездельничать) 4) «Блоху подковать» (проявить необыкновенное умение в каком-либо деле, тонкое мастерство) 5) «Как белка в колесе» (беспрерывно суетиться, хлопотать без результатов) 6) «Волк в овечьей шкуре» (нехороший, лживый человек, который всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя добрым) 7) «Искать иголку в стоге сена» (о том, что нельзя найти) |
| Тексты для пересказа | Выявить возможность воспринимать небольшой по объему и простой по структуре литературный текст и умение отвечать на вопросы по тексту | Белка (Е. Чарушин) Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила – теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит. Вопросы: 1) Почему белка не боится холода? 2) Почему белка не боится охотников летом? 3) Что делает белка летом? 4) Что делает белка зимой?
Кошка (Е. Чарушин) Кошка Маруська… в чулане мышь поймала, за это хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная, песенки поет – мурлычет, а ее котеночек маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится. Вопросы: 1) Кого поймала кошка Маруська? 2) Что делает кошка? Почему? 3) Кто есть у кошки? 4) Что делает котеночек? |