Коррекционно-развивающий курс дефектологических занятий по развитию познавательной сферы для учащихся с нарушением интеллекта и опорно-двигательного аппарата.
рабочая программа (4 класс)

Калиничева Юлия Владимировна

Данная программа – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности воспитанников с интеллектуальными нарушениями и НОДА.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Зам. директора  по УВР

ГКОУ «ЦИО «Южный»

_____________________

«_______»______________2019 г.

«Утверждено»

На заседании Педагогического Совета

Протокол № 1 от «_____»_______________2019 г.

И. о. директора ГКОУ «ЦИО «Южный»

________________________

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» ________________________________________________________________________________________________________________________

Коррекционно-развивающий курс дефектологических занятий по развитию познавательной сферы

 (Рабочая программа дефектологического сопровождения для обучающихся с нарушением интеллекта и НОДА)

        

Составитель:

 Учитель-дефектолог

Ю.В.Калиничева

 Пояснительная записка:   

 Актуальность и практическая направленность

Данная программа – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности воспитанников с интеллектуальными нарушениям и НОДА.

При организации коррекционно–развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями и НОДА) осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на коррекцию недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.

Данный курс направлен на коррекцию работы всех видов анализаторов: зрительного слухового,речевого, тактильно-двигательного, обонятельного, сенсорного, что является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями ,НОДА.

Развитие познавательных процессов тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены методы совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.

Развитие познавательных процессов является мощным стимулятором познавательной активности, как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т. д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.


Цель коррекционно-развивающей программы:

- развитие и коррекция познавательных процессов воспитанников с интеллектуальными нарушениями и детей с НОДА с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости.

 Основные задачи коррекционно-развивающей программы:

- провести диагностику познавательных процессов (память, внимание, мышление и сенсомоторный навык), то есть определить уровень развития процессов и выявить необходимость в коррекционно–развивающих занятиях с дефектологом

- формировать обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развивать пространственных представлений и ориентации;

- развивать представлений о времени;

- развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия;

- содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания;

- развивать слуховую, зрительную, долговременную и кратковременную память;

- развивать воображение;

- развивать наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное мышление;

- способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Содержание курса

Программа занятий включает следующие основные направления:

● Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

● Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

● Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

● Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;

● Формирование учебной мотивации;

● Ликвидацию пробелов знаний;

● Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

● Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей,  и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

 
Форма работы-групповая. Программа предназначена для детей с интеллектуальными нарушениямии НОДА в возрасте от 9 до 12 лет.

Планирование занятий осуществляется из расчёта 68 занятий на учебный год, из которых 56часов занятий направлено на коррекцию и развитие познавательной сферы и 12 на диагностику познавательных процессов. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 2 часа в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 40  минут, в зависимости от возможностей свойств внимания и нервной системы детей с интеллектуальными нарушениями. Срок реализации программы:сентябрь-май.

 Ожидаемые результаты:

В результате целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности на занятиях по развитию основных познавательных процессов воспитанники с интеллектуальными нарушениями и НОДА должны научиться:

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— выделять признаки и свойства объектов и явлений;

— понимать полное описание объектов и явлений и указывать на них;

— определять последовательность событий;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции.

        Тематическое планирование по коррекционному курсу  4 класса с нарушением интеллекта ( Нода)

I четверть

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

Диагностическое обследование

1

Игра «Разомнем кулачки».

ЛПЗ. Сравнение предметов по величине, длине, ширине

Научиться различать предметы и находить одинаковые

Величина, масса, размер

Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие

Коррекция мелкой моторики.

2

«Этот пальчик…»

ЛПЗ. Осень. Обведение листьев по трафарету.

Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года

Похолодание, листопад, осадки, сентябрь, октябрь, ноябрь

Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления

3

«Найди лишнее»

ЛПЗ. Временные представления

Знакомство с частями суток, с их последовательностью

День, ночь, вечер, утро; сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра

Развитие речи, развитие мышления

4

Классная комната

ЛПЗ. Слово.

Знакомство с классом

Развитие навыков каллиграфии.

Доска, парта, одноклассник, учитель

Развитие навыков пространственной ориентировки

 Коррекция мелкой моторики.

5

«Зрительный диктант»

ЛПЗ. Числовой ряд от 1 до 10

Определение порядка при счете, количества предметов.

По порядку

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений

6

«Сказка про язычок».

ЛПЗ.Моя семья

Формирование знаний и представлений о членах семьи

Родители, родственники

Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям

7

«Что ты видишь?»

ЛПЗ. Предложение.

Закрепление знание правила написания предложения.

Начало, конец предложения.

Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование знаний правил русского языка.

8

«Графический диктант» ЛПЗ. Величина. Строчные и прописные буквы.

Формирование навыка дифференцировать предметы по величине

Большой, маленький, средний, больше, меньше

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

9

«Волшебный мешочек»

ЛПЗ. Различие слов, отвечающих на вопросы кто?  и что?

Формирование навыка тактильно узнавать предметы

Много, гладкий, живой и неживой  предмет

Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия. Формирование навыков грамотного письма.

10

«Графический диктант».

ЛПЗ. М.Форма

Формирование навыка дифференцировать предметы по форме

Круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

11

Части и целое

Обобщающее занятие.

Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет

Целый, часть

Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие зрительного внимания, развитие наглядно-образного мышления

II четверть

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Запоминание предметов» ЛПЗ. Числа от 10 до 13

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

Десять, десятый и т.д.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

2

«Шнуровки»

ЛПЗ. Большая буква в именах и фамилиях людей

Формирование умения шнуровать, завязывать, заплетать. Формирование навыков грамотного письма.

Бант, шнурок, узел

Имена людей, клички животных

Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений. Заучивание правил правописания.

3

«Порядок предметов».

ЛПЗ. Числовой ряд.

Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание

Присчитывание, отсчитывание

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

4

«Зверь по клетке»

ЛПЗ Правописание парных звонких и глухих согласных.

Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли

Звонкие и глухие согласные

Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки на листе бумаги при написании в тетради.

5

«Порядок картинок».

ЛПЗ. Числовой ряд от 10до 13

Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание

Числовой ряд

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

6

«Лица людей».

ЛПЗ. Правописание  парных согласных.

Подбор проверочных слов Анализ открытых и закрытых слогов.

Родственные слова

Эмоциональное воспитание

7

«Угадай, какой формы?»

ЛПЗ. Число 13

Написание.

Единицы, десятки.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

8

«Угадай, какого цвета?»

ЛПЗ. Различение при письме и произношении Ж – Ш

Различать и выделять на письме ж-ш

Снегопад, гололёд, снежный покров, декабрь, январь, февраль

Формирование звукопроизношения, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления

9

«Что больше(меньше)?»

ЛПЗ. Нахождение суммы и остатка.

Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание

Плюс, минус

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

10

«Опиши предмет»

ЛПЗ. Составление рассказа «Зимние забавы».

Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой

Снеговик, санки, лыжи, коньки

Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса

11

«Куда улетел шар?»

ЛПЗ. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Состав числа, порядок числа,, решение примеров.

Увеличить, уменьшить.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

12

«Определение расположения предмета».

ЛПЗ. Различение парных согласных З-С

Анализ написания букв. Дифференциация свистящих и шипящих согласных.

Коза,коса, кожа, кошка.

Развитие пространственной ориентировки, развитие глазомера. Формирование правильного звукопроизношения, написания букв.

13

«Спрячь зайца»

ЛПЗ. Решение и сравнение задач,     содержащих отношения «больше на», «меньше на».

Составные части задачи.

Условие, вопрос, решение.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

14

Сказка «Колобок».

ЛПЗ. Твердые и мягкие согласные

Уметь составлять и записывать слова с гласными

Твердые и мягкие согласные

Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движения. Закрепление правил.

15

«Дорисуй девятое».

ЛПЗ. Чтение слогов.

Формировать умение складывать звуки в слоги

Ау, уа, мама, ум, му-му, ам.

Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие наглядно-образного мышления

16

Обобщающее занятие.

ЛПЗ. Написание слогов.

Знакомство с видами одежды, уход

Женская, мужская, детская, домашняя, выходная

Развитие речи, расширение словаря,

социально-бытовая ориентировка

III четверть

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Продолжи числовой ряд»

ЛПЗ. Переместительное свойство сложения

Сложение удобным способом.

Слагаемые, сумма

Формирование математических представлений, развитие мыслительных процессов, развитие памяти

2

«Графический диктант»

ЛПЗ. Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце слов.

Знать , что- ь обозначать мягкость согласного звука на письме

Осень, конь.

Формирование навыков грамотного письма. Коррекция мыслительных процессов.

3

«Сходство и различие».

ЛПЗ. Нахождение разности

Уменьшение числа на несколько единиц.

Уменьшаемое, вычитаемое, разность

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

4

«Исключи лишнее».

ЛПЗ Названия предметов, отвечающих на вопрос что?

Правильная постановка вопроса  Что?

Неживые предметы.

Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления

5

«Зрительный диктант».

ЛПЗ. Приемы сложения и вычитания.

Овладение приемами сложения и вычитания.

Приемы

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

6

«Найди отличия».

ЛПЗ. Употребление слов, обозначающих названия предметов.

Анализ написания слов.  Слова, обозначающие название предмета

Уха, ухо, муха

Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления

7

«Зрительный диктант».

ЛПЗ. Увеличение и уменьшение чисел.

Приемы увеличения и уменьшения чисел на несколько единиц.

Увеличить на…

Уменьшить на…

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

8

«Снежный ком»

ЛПЗ. Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?

Анализ написания слов.  Слова, обозначающие название предмета

Шишка, шапка, Саша, Маша, Женя, жук.

Коррекция фонетико – фонематического слуха и восприятия. Уметь правильно ставить вопрос.

9

«Продолжи числовой ряд»

ЛПЗ. Решение примеров на сложение и вычитание.

Состав числа, порядок числа, сложение и вычитание.

Действия сложение и вычитание.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

10

«И мы…»

ЛПЗ. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы  что? и кто?

Анализ написания слов.  Слова, обозначающие название предмета

Луша, Алла, лампа, лодка

Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. Умение анализировать.

11

«Точки».

ЛПЗ. Действия с числами в пределах 14

Состав числа, порядок числа, действия с числами.

Знаки плюс и минус.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

12

«Дорисуй девятое».

ЛПЗ. Строчная буквы ы, й

Анализ написания букв й, ы. Пары слов. Отсутствие заглавной буквы

Сом – сомы,

ус – усы,  

оса - осы

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов

13

«Продолжи числовой ряд».

ЛПЗ. Решение задач в одно действие.

Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса.

Условие, вопрос, решение, ответ

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

14

«Волшебный мешочек»

ЛПЗ. Решение примеров.

Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание

Шестнадцать, шестнадцатый

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

17

«Найди отличия».

ЛПЗ. Большая буква в именах людей и кличках животных

Подбор имён и кличек животных. Использование правил правописания.

Фамилия, имя, отчество, кличка.

Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений

18

«Продолжи логический ряд».

ЛПЗ. Геометрические фигуры.

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,  формирование элементарных математических представлений

19

Повторение пройденного.

Обобщающее занятие.

Повторение понравившихся игр.

Коррекция мыслительной деятельности, познавательных процессов.

IV четверть

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Запутанные дорожки».

ЛПЗ. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание

Число, цифра

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

2

«Фигурный рисунок»

ЛПЗ. Действие и его название.

 Правильная  постановка вопроса что делает?

Действие предмета

Развитие пространственной ориентировки, развитие зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики, развитие наглядно-образного мышления

3

«Продолжи логический ряд».

ЛПЗ. Прямой и обратный счет в пределах10.

Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание

Прямой, обратный счет.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

4

«Руки вместе».

ЛПЗ. Предлог как отдельное слово

Предлоги – в, на ,в, с, из, у

Предлоги

Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений. Формирование навыков грамотного письма.

5

«Волшебный мешочек».

ЛПЗ. Разложение двузначного числа на десятки и единицы.

Состав числа, порядок числа,, операции с числами.

Знаки действия.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

6

«Исключи лишнее».

ЛПЗ. Слова с непроверяемыми гласными.

Правописание словарных слов

Словарь

Социально-бытовая ориентировка, расширение знаний об окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие памяти, развитие речи

7

«Зрительный диктант»

ЛПЗ. Простая арифметическая задача.

Решение задач.

Ответ задачи.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

8

«Кто как говорит?»

ЛПЗ. Написание гласных в словах-родственниках

Формирование навыков звукоподражания.

Умение подбирать родственные слова.

Словарь, родственные слова.

Развитие слухового внимания, развитие слухового восприятия

9

«Сходство и различие».

ЛПЗ. Правила записи предложения

Дифференциация предложений, их начало и конец.

Знаки препинания.

Расширение знаний, развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, развитие речи

10

«Точки».

ЛПЗ. Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия,  формирование элементарных математических представлений

11

Повторение пройденного.

Обобщающее занятие.

Формирование умения составлять рассказ по опорным словам, по сюжетным картинкам, исходя из собственного опыта

Самостоятельно, подсказка

Развитие монологической речи, развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие зрительного внимания  и восприятия

Диагностическое обследование

Литература

  1. Воронкова В. В. Программа специальных общеобразовательных учреждений VIII вида.

  1. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

  1. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

  1. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

  1. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

  1. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

  1. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа групповых занятий по развитию познавательной сферы "В школу с радостью"

Программа предназначена для развития у детей младшего школьного возраста высших психических функций.Занятия по данной программе помогают развить у детей необходимые школьные навыки. Наибольшее внимани...

Развитие познавательной сферы у учащихся начальной школы с особыми образовательными потребностями

Авторская коррекционно-развивающая программа предназначена для учащихся с трудностями в обучении, дефицитом внимания, легкими задержками психического развития. Преимущественно для 2-3 классов....

Конспект коррекционно – развивающего занятия для развития познавательной сферы первоклассников.

Конспект коррекционно – развивающего занятия для развития познавательной сферы первоклассников.Цель: коррекция и развитие познавательных психический процессов учащихся первого класса.Задачи:- повышени...

Психолого-коррекционная работа по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Цель работы :  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением слуха, на основе создания оптимальных...

Методическая разработка: конспект внеклассного занятия в 3 классе для слабослышащих учащихся с нарушением интеллекта (вариант 2.3), 3 класс. Тема: "Что такое дружба".

Конспект для проведения занятия для детей, обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ по АООП (вариант 2.3 для слабослышащих и позднооглохших с лёгкими нарушеними интеллекта). Материалы таккже могут использоваться д...

Конспект занятия по развитию познавательной сферы детей с ОВЗ: «Животные»

Цель: развитие познавательных процессов: память, внимание.Задачи:Развивать устойчивость, распределение, концентрацию, переключаемость внимания;Развивать краткосрочную зрительную память;Развивать слухо...

Особенности организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

В стаье описываетсются особые образовательные потребности детей с нарушением слуха и интеллекта и рассказывается об особенностях организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательных п...