Доклад на тему: «Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста».
материал
Доклад на тему:
«Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklady.docx | 80.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста».
Подготовила учитель начальных классов
Цыбиктарова Т.Д.
Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста
Одаренные дети представляют собой особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и развития, так как они характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, склонны к решению задач дивергентного типа. Эти дети способны к прогнозированию не только учебных задач, но и жизненных ситуаций.
Они отличаются высокой концентрацией внимания и хорошей памятью. Раскроем одну из форм работы с одаренными детьми младшего школьного возраста — проектирование.
В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно ориентированного поиска. Иными словами, проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Этот метод может найти применение на различных этапах обучения в работе с учащимися различных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несет в себе черты универсальности.
Рассмотрим подробнее особенности конструирования образовательных проектов для начальной школы в рамках информационно категориального подхода (см.Начальная школа. 2001. № 1).
Суть данного подхода в том, что содержание обучения конструируется на основе системы обобщенных межпредметных понятий категорий: форма, пространство, величина, модель, изменение и многообразие.
Принципы отбора категорий заключаются в следующем:
1. Каждая категория — фундаментальное понятие, определяющее «язык» данной предметной области и обладающее широким прикладным значением.
2. Категория может быть адаптирована к определенному этапу обучения.
3. Категории, составляющие основу содержания одной предметной области, могут быть интегрированы в любую другую. Информационное пространство действия каждой категории складывается из понятий, свойств, операций и моделей. Процесс трансляции объектов окружающего мира отражен на схеме.
Для младшего школьного возраста образовательными областями могут стать различные учебные предметы, существовавшие ранее: математика, естествознание и т.д., — и новые: начала экономики, информатика и т.д.
Образовательный проект может быть представлен как совокупность учебных задач межпредметного характера, объединенных общей сюжетной линией. В ходе решения учащимися учебной задачи происходит процесс осмысления категориального знания и формируются способы его освоения, важнейшими из которых мы считаем кодирование, алгоритмизацию и моделирование. Образовательный проект охватывает сразу несколько сфер знаний, поэтому выполняет функцию урока (уроков) межпредметного характера. Работа с образовательными проектами проводится в тот период, когда учащиеся уже прошли несколько тем по различным дисциплинам, и в этом случае может быть проведен комплексный обобщающий урок.
Для разработки образовательного проекта необходимо провести тщательный анализ отбора учебной информации из различных дисциплин и сформулировать задачи при изучении отдельных предметных тем. Далее придумывается сюжет, вокруг которого выстраивается образовательный процесс.
Рассмотрим примеры конструирования содержания проектов, которые могут быть использованы в начальной школе.
Категория «Многообразие»
Сюжет
Задания и вопросы
Путешествие по реке.
Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие и познакомимся с животным и растительным миром рек.
На берегу реки растут ивы. Эти деревья так и тянутся к воде, склоняя в глубоком поклоне свои «плакучие» ветви — такие гибкие, что местные жители плетут из них корзины.
Ивами часто укрепляют берега рек. Из их коры получают лекарства от головной боли. Рыболовные снасти, канаты и веревки тоже делают из ивы.
Рядом с ивой растет осина. Из тонких, мягких, шелковых стружек осины изготавливают корзины и шляпы.
К речке спускается липовая аллея. Удивительное дерево — липа. Она цветет в середине лета, когда остальные деревья уже отцветут. Насекомые 70 видов опыляют липу. Около берега растет камыш. Но особую, прелесть тихой речной воде придают белые кувшинки.
В реке много разновидностей рыбы. Толстолобик и карась относятся к растительноядным рыбам, окунь и
щука — представители хищников, а сом относится к всеядным рыбам.
Недалеко от берега стоит на одной ноге цапля, она охотится за лягушками. А в тихой заводи плавают белоснежные лебеди и дикие утки.
Математика
1. Нарисовать геометрические фигуры, которые отражают форму предметов, встречающихся во время путешествия.
2. Используя геометрические фигуры, нарисовать схему путешествия.
Окружающий мир
1. Какую роль играют ива, осина на берегу реки? 2. Как используют люди шелковые стружки из осины и ивы?
3. Как дышат рыбы?
4. Зачем цапле такой клюв?
5. Почему не промокают перья водоплавающих птиц?
6. Придумать рассказ о понравившемся представителе растительного мира. 7. Придумать загадки о животном и растительном мире.
Проектное задание
Составьте рассказ о путешествии по воображаемой реке. Сконструируйте для путешествия макет плавучего средства из геометрических фигур и составьте алгоритм его постройки.
Мы продолжим наше путешествие по другому материку, Африке. Одна из крупнейших рек Африки, река Нил, несет свои воды с севера в восточную часть континента.
Нил — самая длинная река мира (6 671км), при ширине 10 км. Растительный мир вдоль реки беден, встречаются заросли тростников, баобабы, несколько видов акаций, пальмы. Во многих местах река окаймлена обширными болотами, образовавшимися в результате
разлива. На этих болотах растет знаменитый папирус.
Животный мир: крокодилы, змеи, ящерицы, летучие мыши, грызуны, мангусты.
По всей долине зимуют перелетные птицы из Европы: аисты, белые, пурпурные и серые цапли, дикие гуси, пеликаны, розовые фламинго.
80 % площади Африки занимают саваны и пустыни.
Для экваториальной зоны характерны вечнозеленые леса, переходящие в саваны, а затем в опустыненные саваны. В тропической Африке живут слоны, носороги, бегемоты, зебры, антилопы, львы, гепарды, леопарды,
обезьяны, мелкие грызуны, пресмыкающиеся.
Растительный мир в увлажненных местах — сосна, кедр, кипарис, мирт, пальма, гранат, миндаль, финиковая пальма. В засушливых районах растительность совсем скудная — колючие кустарники.
Математика
1. Дельфин плавает, а страус бегает. Кто быстрее передвигается? (Страус при движении развивает скорость до 70 км/ч, а дельфин до 40 км/ч.)
2. Длина реки Днепр 2 280 км, длина реки Нил 6 671 км. Какая река длиннее и на сколько?
Окружающий мир
1. Почему на растениях, которые растут в Африке, в пустыне, листьев мало или вместо листьев на стволах растут колючки?
2. Почему перелетные птицы зимуют в Африке?
3. Что в древности изготовляли из стеблей папируса?
4. Назовите самую большую птицу, которая живет в Африке.
5. Какое животное считается самым высоким?
6. Какое наземное животное самое большое?
7. Почему у пеликана такой клюв?
8. У ящериц, живущих в пустынях, конечности сильно расширяются книзу и становятся похожими на лыжи. Почему?
9. У каких растений вместо листьев иголки?
Проектное задание
Опишите дома аборигенов, живущих вдоль Нила, учитывая климатические условия. Используйте в качестве строительного материала тростник и камыш. Рассчитайте необходимое количество тростника и камыша для постройки жилища, если средняя длина тростника 2 м, а 10 кг камыша нужно, чтобы выстелить 1 кв. м крыши.
Категория «Изменение»
Сюжет
Задания и вопросы
Осень
Стало вдруг светлее вдвое,
Это платье золотое
У березки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды,
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят. Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето. Е. Трутнева В лесу
Вьюги, вьюги на земле
Взвились, завертели.
Снегу, снегу в феврале
Намели метели!
Опустел холодный лес,
Замер понемногу:
Кто в норе, а кто залез
В зимнюю берлогу.
Снится мишкам молодым
Мед душистый, свежий.
Отощала без еды
Вся семья медвежья.
Скучно зверю в холода.
Вьет пурга до ночи.
Даже белка из гнезда
Вылезать не хочет.
Но взгляни на тот бугор!
Чуть земли касаясь,
Мчит сюда во весь опор
Быстроногий заяц!
Стойку сделал под кустом
И на лес косится:
Не вильнет ли где хвостом
Рыжая лисица?
Сдвинул зайка белый ус,
Ставит уши строже,
Он, ребята, ведь не трус.
Просто — осторожен.
Я. Аким
Математика
1. Белка принесла в дупло утром 24 ореха, а в обед 28 орехов. На сколько больше орехов принесла белка в обед?
2. Масса арбуза равна 10 кг. Масса дыни 8 кг. На сколько килограммов масса арбуза больше массы дыни?
3. На дереве сидели 5 снегирей, прилетело еще 5. Сколько стало снегирей?
4. Ежик собрал 25 яблок, ежата 15. Сколько всего яблок собрал ежик с ежатами? 5. Белка собрала 25 грибов, бельчата 15. Из всех собранных грибов 3 оказались несъедобными. Сколько съедобных грибов собрали белка и бельчата?
Окружающий мир
1. Какого цвета листья у хвойных деревьев?
2. По каким признакам растений можно определить, что пришла осень?
3. Какие приметы осени главные?
4. Какое природное явление бывает только осенью?
5. Как готовятся звери к зиме?
6. Как готовятся к зиме птицы?
7. Почему в зимнем лесу нет следов медведя?
8. Заготавливает ли заяц еду на зиму?
9. Почему заяц зимой белый?
10. Почему заяц гложет осинку зимой, ведь она горькая?
11. Кого называют санитаром леса?
12. Почему дятел не улетает на зиму?
13. Почему белочка зимой не впадает в спячку?
14. Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением зимы?
15. Что в зимний период делает лягушку похожей на медведя?
Проектное задание
Опишите зимние дома для разных обитателей. Составьте план участка леса с указанием месторасположения каждого из домов. Придумайте различные формы
кормушек для разных видов птиц, обитающих в лесу.
Рассчитайте разные варианты запасов корма для белки на зиму, если в день она съедает 20 г пищи
Доклад на тему:
«Система работы с одаренными детьми в начальной школе».
Подготовила учитель начальных классов
Цыбиктарова Т.Д.
Система работы с одаренными детьми в начальной школе
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Выделяют следующие виды одарённости:
- одарённость в практической деятельности;
- одарённость в познавательной деятельности;
- одарённость в художественно-эстетической деятельности;
- одарённость в коммуникативной деятельности;
- одарённость в духовно-ценностной деятельности.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;
Формы работы:
- классно - урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.
Для создания мотивации используются следующие приёмы: - рейтинг учащихся;
- «почётное место» в классе, в классном уголке;
- классные часы по самоопределению;
- создание портфолио с последующей презентацией.
На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам.
Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на уроках ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний. В текущем году учениками моего класса было написано 15 исследовательских работ, на школьной конференции 6 учеников защищали свои работы, 2 работы были выдвинуты на окружной конкурс. Работа Гурьевой А. «Может ли растение знать время?» заняла 3 место в городской конференции и участвовала в заочных чтениях на областной конференции, в раздел «Краеведение». Принимая участие в школьной, окружной и городской научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
Уроки окружающего мира и занятия факультатива «Юный эколог» помогают максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: - наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:
Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.
Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.
Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.
Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности. Во 2 классе был проведён проект «Ломоносовская мозаика»,продуктом стало мозаичное панно «Вот моя деревня», в 3 классе – проект по произведениям С.Г.Писахова, продукт- мультфильм«Писаховы чудеса».
Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Ёж», «Слон», «Человек и Природа» и предметных олимпиадах. На протяжении ряда лет класс играет в городских играх на базе ЦЮНТТ – «Всезнайка», на базе ДЮЦа- «Моя семья». Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах, успешно используются на все учебных предметах.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Литература:
1.Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5
2.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.
3.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
4.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
5.Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29
6.Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
Доклад на тему:
«ИКТ в образовательном процессе».
Подготовила учитель начальных классов
Цыбиктарова Т.Д.
"ИКТ в образовательном процессе"
Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего. "Диалог - это то, что постоянно находится в опасности, но без чего на самом деле обойтись невозможно" (Сергей Аверинцев).
Информационная культура требует прежде всего от учителя и от обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающего им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующим достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:
" регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;
" познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;
" коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;
" воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Технология программированного обучения возникла в начале 50х годов 20 века, когда американский психолог Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построить его как последовательную программу подачи порции информации и их контроля.
Концептуальная основа. Под программированным обучением понимается управляемое усвоение учебного материала с помощью компьютера. Учебный материал представляет собой серию небольших порций информации, подаваемой в определённой логической последовательности.
Принципы программированного обучения (по В.П.Беспалько)
1. Иерархия управляющих устройств. Педагог - управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях:
- создание системы предварительной ориентировки в программе;
- индивидуальная помощь и корректировка обучения.
2. Принцип обратной связи. Учащемуся для понимания учебного материала, учителю для проведения коррекции.
3. Шаговый технологический процесс. В состав шага включается три взаимосвязанных звена: информация, операция с обратной связью, и контроль.
4. Индивидуальность информационного процесса. Каждый продвигается с благоприятной для себя скоростью, имеет возможность возврата к информации, отдельному фрагменту.
Информационная культура учителя включает мировоззренческий и технологический компонент.
Мировоззренческий компонент состоит из этических, психологических, социальных, эмоционально-эстетических характеристик и отражает ценностное отношение учителя к работе с информацией. Технологический - из информационных умений, связанных с освоением рациональных приёмов самостоятельного поиска и обработки информации с применением коммуникативных технологий.
Особое место занимают технологии, обеспечивающие активность и самостоятельность обучаемых. Этому соответствует методика сотрудничества. При таком обучении учащиеся видят важность помощи друг другу. Работа организована таким образом, что выполнение задания зависит не от лидера группы, а от каждого члена группы. Ярким примером активизирующей технологии, основанной на самостоятельной деятельности учащихся является проектное обучение. Проектное обучение способствует формированию у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений, а именно:
- умение работать с текстом (выделять главное, найти необходимую информацию…)
- анализировать информацию;
- делать выводы;
- сравнивать и создавать подобное;
- лаконично излагать свои мысли.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.
"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием ИКТ. Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении видеодемонстрационных материалов: видеослайдов - фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, диаграммы, графики, математические формулы и модели, подготавливаемые лектором.
Основные направления учителя-тьютора, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы.
1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.
2. Прдумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.
3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работа на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации.
4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов в программе "Блокнот".
5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.
6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в раздельности.
Место информационных технологий при обучении: во время урока, во время подготовки к уроку, в проектной исследовательской деятельности.
Модель использования ИКТ на уроке:
" Демонстрация компьютерной презентации;
" Тестирование с выбором ответов;
" Написание диктанта, сочинения, изложения;
" Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра;
" Использование электронных учебников.
Это способствует экономии времени и эффективности учебного процесса.
Модель использование ИКТ вне урока:
" Поиск информации в Интернете и других источниках;
" Фиксация записи об окружающем мире;
" Подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций.
Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создаёт мультисенсорное обучающее окружение. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения. Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности. И это не случайно, поскольку по данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.
При реализации педагогической модели необходимо учитывать уровень сформированности информационной культуры учителя: репродуктивный, адаптивный и творческий.
1. Для репродуктивного уровня характерны несистематизированные знания об информационной культуре учителя и её роли в инновационной деятельности, иррациональная организация работы в информационно-образовательной среде, несостоятельность в использовании информационных технологий в педагогической и исследовательской деятельности, низкая оценка полезности предпринимаемой работы с информацией, неумение соотносить свою деятельность и уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом.
2. Адаптивный уровень характеризуется ситуативным настроем на решение профессиональных задач, удовлетворением достигнутыми результатами без определения перспектив дальнейшего развития, неполным владением современным базовым знанием.
3. Творческий уровень предполагает наличие у учителя убеждения в необходимости постоянного повышения уровня информационной культуры, систематизированных знаний в области информационной культуры, способности к решению инновационных задач, проектов на основе совершенствования индивидуальной информационной культуры и к созданию собственных авторских информационно-образовательных продуктов.
Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.
Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного усвоения курса.
Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения.
Рубежный - проводится по итогам изучения темы, раздела курса.
Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса и покрывает его содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого.
Тесты могут проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режимеoff-lain (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).
В зависимости от педагогической задачи могут быть реализованы различные варианты контроля: мягкое самотестирование, жёсткое самотестирование, контрольное тестирование.
При мягком самотестировании обучающийся имеет возможность многократно пытаться ответить на вопрос (пока не выберет правильный ответ). При жёстком самотестировании для ответа предоставляется только одна попытка, однако результат не сообщается преподавателю. Эти варианты, как правило, предусматривают возможность обращения к материалу учебника и реализуются как неотъемлемая его часть. Последний вариант предполагает, что результат тестирования учитывается при оценке уровня знаний.
Важным условием реализации возможностей ИКТ в школе являются: оборудование в школе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность учителя к применению ИКТ в образовательном процессе.
По требованиям СанПин 2.4.2.1178-02 в течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся первой ступени 3-4 урока, обучающихся второй и третьей ступени - 4-6 уроков. После занятий с видеодисплейным терминалом (ВДТ) необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте. (с.31).
Следует отметить, что применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.
К докладу прилагается презентация.
Доклад на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.»
Подготовила учитель начальных классов
Цыбиктарова Т.Д.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. 21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Информационная деятельность и информационные технологии стали неотъемлемой частью всех видов деятельности.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Цель: повышение мотивации и результативности обучения, с использованием ИКТ в педагогической деятельности учителя начальной школы.
Задачи:
повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ, интегрированных уроков;
воспитывать у обучающихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета;
вырабатывать умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
стимулировать самостоятельность у обучающихся при подготовке к урокам, заочным олимпиадам, проектно-исследовательской деятельности.
Этапами реализации данной концепции являются:
Подготовительный этап, позволивший Выбор и теоретическое осмысление темы исследования, анализ изученной психолого-педагогической и учебно-методической литературы по данной проблеме. Понятно, что достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам:
Техническим: быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактическим: создание эффекта присутствия, у обучающихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность обучающихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.
Основными являются:
Технические (умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения)
Методические (умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников)
Технологические (умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе)
Деятельностный этап:
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
В процессе обучения.
Во внеклассной работе.
В проектно-исследовательской работе.
В методической работе учителя.
Работа с ресурсами Интернет:
Участие во Всероссийских конкурсах для обучающихся («Русский медвежонок», «Кенгуру»); участие в профессиональных конкурсах.
Участие в работе сетевых профессиональных сообществ: http://k-yroky.ru/load/68-1-0-1497; http://pedsovet.org; http://pedsovet.su/index/0-26.
Я считаю, что компьютер - важное звено в обучении. ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего малышам лучше усвоить программный материал. Ребятам нравится учить сказочных персонажей, исправлять ошибки, помогать выходить из трудных ситуаций героям, предлагать свои пути решения, при этом дети непринуждённо общаются, не боятся высказать своё мнение или принять другое обоснованное решение.
Возможности ИКТ:
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
создание текстовых работ;
обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Использование компьютера на уроках создаёт благоприятную обстановку, способствует развитию каждого ребёнка на своём уровне, усиливает мотивы учения, развивает индивидуальные особенности детей, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие детей, формирует навыки самообразования и самоконтроля, снижает дидактические затруднения у школьников. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
усиление интенсивности урока;
повышение мотивации учащихся;
мониторинг их достижений.
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Я считаю, что использование информационно-коммуникативных технологий в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит вполне естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Каждый учитель начальных классов знает, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
Учитель – профессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне, как учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Учитель чаще выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
Для обозначения темы урока.
В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
Для контроля учащихся.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Основные типы уроков, используемые при обучении с ИКТ - это комбинированные, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки контроля. Важно отметить, что на уроке реализуются 3 формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно пассивны или расторможены на уроках, становятся внимательнее, активнее высказывают свое мнение, рассуждают. “Презентация” - переводится с английского как “представление”. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным:
обычная иллюстрация;
использование анимации в слайдах;
мультимедиа – панорама
(более интересный приём наглядности).
Презентации не только делают уроки наглядными, повышают интерес к предметам, но и развивают умственную активность, учат грамотной научной речи, расширяют кругозор, включают детей в активную поисковую деятельность. Наиболее часто я использую презентации на уроках математики, русского языка и окружающего мира. Огромную помощь в подготовке и проведении уроков по разным предметам и классных часов мне оказывает мультимедийный диск «Уроки Кирилла и Мефодия». В котором материал представлен в виде интерактивных упражнений и состоит из теоретического и практического разделов.
При разработке презентации учитывается, что она:
быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
усиливает воздействие выступления.
Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Очень эффективными могут быть тесты, которые являются одним из методов современных педагогических измерений, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами контроля сводятся к тому, что все обучающиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их деятельность.
В своей работе я часто применяю ИКТ. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Свои первые уроки- презентации я создавала при помощи программы Power Point. Эти уроки помогли моим второклассникам совершить увлекательные виртуальные путешествия по «Этажам леса», «своими глазами» увидеть животный и растительный мир леса. На уроках русского языка мы используем возможности специальных программ, которые позволяют проверить знание словарных слов, проводим тестирования по изучаемым темам. На уроках математики появилась возможность наглядного иллюстрирования одной из сложнейших тем – задач на движение. Видя наглядно, куда и как движутся объекты, дети лучше понимают, о каком из видов движения идёт речь в задаче.
Одной из наиболее трудных тем для обучающихся 1классов является знакомство с задачами. Презентации с анимационными картинками помогают в увлекательной форме познакомить с понятием «задача». Ребята самостоятельно придумывали условие задачи, называли своих сказочных героев, рассказывали, что с ними происходит. Дети, которые отличались замкнутостью, смогли свободно высказаться, предлагая свой тип задачи и новый способ решения. В начальной школе очень важно сформировать навыки быстрого устного счёта. Такие игры, как «Круговые примеры», « Заполни пустые окошки», «Волшебные квадраты» позволяют не только за короткий промежуток времени проверить вычислительные навыки, но и помогают развивать внимательность, воображение, фантазию.
Продуктивность таких уроков очень высока. Так же использую современные информационные технологии и в работе с одарёнными детьми. Это поиск информации по теме исследовательской работы, подготовка презентации, буклетов. Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество обучающихся, их родителей.
Диагностический этап, на котором проведены психолого-педагогические исследования в классе, которые показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя и является мотивом активной деятельности и всего обучения.
Включение в урок новых средств обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету. Уроки с использованием информационных технологий расширяют и закрепляют полученные знания, в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий начальной школе можно выделить следующие:
первый аспект – компьютер как объект изучения (это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”);
второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный учитель” (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.);
третий аспект – компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.
В своей работе я использую компьютер во всех трёх аспектах, как средство обучения на различных уроках. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание.
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания. Выше было сказано о презентациях. Их использование на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации на разные уроки, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам.
Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.
Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Планирую и в дальнейшем активно использовать мультимедийные компьютерные технологии на различных уроках, т.к. вижу на практике, какую огромную роль они оказывают на совершенствование процесса обучения. Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях современного общества.
С какой целью я использую презентации?
Во-первых, презентация - это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Во-вторых, презентация - это новый вид работы, применяемый в школе на уроках. Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.
В-третьих, презентация помогает учителю при проведении уроков, мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать о красоте, о любом авторе произведения, о памятниках архитектуры. Мы ведь живём далеко от нашей столицы. Как передать детям красоту этого города, её величие, её достопримечательности? Конечно, в этом помогают презентации. Учат детей грамотной научной речи, развивают кругозор, дают ясное и чёткое восприятие действительности.
Что это дает мне, как учителю?
Создавая презентацию, учитель должен учитывать, во-первых, возрастные особенности ребёнка. Поэтому, прежде всего при составлении презентации, я четко отбираю материал. При этом нужно много просмотреть литературы, чтобы выбрать главное. Следовательно, не замечая, получаю какие-то знания и обогащаю свой словарный запас, то есть получаю самообразование в той или иной области. Во-вторых, наглядный материал должен быть подобран, соответствующий теме урока. В связи с этим я просматриваю огромное количество наглядного материала, замечаю краски, оттенки, мастерство изображения. Этим повышается эстетическое восприятие окружающего мира, повышается творческий потенциал. В-третьих, материал должен иметь научное направление. В этом случае бывает, что открываешь для себя что-то новое. Создавая презентацию, вкладываешь в неё всё своё творчество, талант, теплоту души. При этом учишься сравнивать, анализировать, рассуждать.
Что это дает моим ученикам?
С раннего возраста мы должны развивать коммуникативные компетенции, а значит развивать знание языков, способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Достичь результатов развития коммуникативных компетенций мне помогают презентации. В подготовке к проекту информацию ищут ребята в разных источниках. Например, мы проходим тему: «Экологическая система». За это время ребята делятся на пять групп, каждая из которых получает своё задание. Первая группа: экосистема озера, вторая – экосистема болота, третья – экосистема луга, четвёртая - экосистема поля, пятая – аквариум маленькая искусственная экосистема. Ставим проблему: Что происходит с экосистемой, если круговорот замкнут не полностью? Обучающиеся с удовольствием начинают работу. Я, как участник проекта и как учитель, старалась всё делать так, чтобы дети думали, что делают, придумывают они всё сами. Я незаметно сопровождала их в деятельности, позволяя им идти впереди, помогая им, если они просят. Защита проходит в компьютерном классе перед аудиторией учащихся. В ходе защиты снимаю выступление на видеокамеру, чтобы обучающиеся могли увидеть себя со стороны, найти, проанализировать и исправить свои недостатки. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый обучающийся шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Следовательно: презентация открывает возможности формирования жизненного опыта; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества обучающихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведёт учащихся по ступенькам роста личности; вызывает интерес к предмету; учит общаться; развиваться интеллектуально.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:
Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).
Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
Не смотря на широкое использование в учебном процессе компьютерных технологий, нельзя забывать о требованиях СанПиНа к ограничению по времени при работе младших школьников с техническими средствами. Не стоит так же слишком увлекаться ежедневным применением компьютера, т.к. это снижает интерес детей к данному виду работы. Надо разумно подходить к этому вопросу и грамотно распределять учебные часы базовых предметов начальной школы для работы с информационно-коммуникационными технологиями. При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Анализируя представленную концепцию, можно сделать вывод, что использование информационных технологий способствует развитию у младшего школьника:
логического, творческого, критического мышления;
способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем;
способностей к самопознанию и самопониманию;
эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей, интересов;
информационной компетентности.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.
Результаты показывают, что обучающиеся с удовольствием учатся, повысился интеллектуальный потенциал, легче усваивают материал, имеют хорошие навыки учебной деятельности.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило тезис:
созданию благоприятных педагогических условий для развития индивидуальности младшего школьника, его интеллектуального и творческого потенциала способствует реализация развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий.
Подведем итог.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает учителю начальных классов экономию времени на уроке; глубину погружения в материал; повышенную мотивацию обучения; интегрированный подход в обучении; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию обучающихся, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Динамика качества знаний положительная. Познавательный интерес на уроках высокий, это доказывает то, что многие дети участвуют в школьных и районных олимпиадах, занимают призовые места, выступают на научных конференциях, готовят презентации, создают мультимедийные игры, участвуют в разработках проектных уроков. Именно такие показатели побуждают и стимулируют обучаемых.
Результаты и достижения инновации положительно влияют на жизнь учреждения, на базе школы проводятся мастер-классы, открытые уроки и семинары по проблемам внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс начальной школы.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, современный урок. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется актуальным и перспективным, а обучение школьников начальных классов представляется целесообразным. ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.
Доклад на тему:
«Преемственность детского сада и школы.»
Подготовила учитель начальных классов
Цыбиктарова Т.Д.
Преемственность детского сада и школы.
« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Переход начальной школы на четырехлетнее обучение является реальным фактом перспективного планирования образовательной стратегии в нашей стране. Насколько целесообразным он является с точки зрения возрастных этапов развития ребенка и создает ли для него условия благоприятной адаптации к школьному обучению - это вопрос, по которому мнения части психологов и методистов расходятся. С точки зрения анализа возрастных этапов развития ребенка, ориентированного на периодизацию, связанную с кризисами возрастного развития (Л.С. Выготский), возраст 6,5 лет, определенный как оптимальный для поступления в четырехлетнюю начальную школу, не является благоприятным для ребенка периодом, поскольку совпадает с кризисом седьмого года жизни.
Реальные наблюдения в школьной практике дают основания полагать, что у значительной части детей кризис происходит именно под влиянием начавшегося школьного обучения. Ребенок попадает в новую социальную ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценности, связанные с игрой, прежние интересы, мотивы действий мгновенно теряют внешнее подкрепление. И.Ю. Кулагина пишет: «Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни». Суть в том, что сам ребенок может еще долго не понимать, что игра «перестала быть основным содержанием его жизни». Учителя практически весь первый год пребывания «шестилеток» в школе отмечают этот факт. Именно это несовпадение внутренних и внешних условий существования ребенка в данный период может являться причиной обострения кризиса седьмого года жизни. Не секрет, что многие «шестилетки», так рвавшиеся в августе в школу, уже к концу сентября испытывают жестокое разочарование в школьной жизни.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования - это подготовка к школе. К сожалению, сегодня многие авторы рассматривают проблему целесообразного отбора содержания дошкольного образования как более раннее изучение программы первого класса и сводят цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений и навыков. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики, природоведения.
Ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы существенно различаются. У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами ( программами, инструкциями и т.д.). Однако, если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмосферы тепла и заботы, способствующей физическому, духовному и нравственному развитию детей; то от учителя в первую очередь требуют, чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал; для контроля освоения используется пятибалльная система отметок. Но, выступая в той или иной роли, педагог является не только «штатной единицей», но и человеческой индивидуальностью, располагающей неповторимым спектром человеческих качеств. Конечно и воспитанник детского сада, и ученик начальной школы воспринимают педагога в основном в единстве его ролевых и личностных качеств, но даже для них личность педагога неизбежно проступает через любые его ролевые действия.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Индивидуализация как основа построения образовательного процесса в дошкольном детстве должна стать одним из базовых постулатов этой системы. В этой связи любая диагностика готовности детей к школе может рассматриваться только как этап в организации последующей индивидуализации обучения.
Решение вопроса преемственных связей на дошкольном и школьном этапах по линии формирования ведущих видов деятельности ребенка позволит развести понятия «учение» как приобретение знаний и «учебная деятельность» как деятельность по самообразованию, по формированию ребенка, «умеющего учиться».
Используемый материал:
А.Б. Николаева «Детский сад и начальная школа: психологический аспект преемственности».
Н.И. Лехнер «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста
Выступление на МО...
Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...
Особенности работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьмиФормы работы: Очень важны:-предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны...
Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
Эта статья адресована учителям начальных классов. В ней раскрывается актуальность развития и поддержки одаренных детей, приводятся высказывания Президента РФ Владимира Путина по д...
Статья "Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста"
Рассматриваются особенности способных и одаренных детей. Использование проектирования в работе с детьми младшего школьного возраста....
Эссе на тему: Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы.
Эссе на тему:Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы....
«Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста».
Доклад на тему: «Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста»....