На пороге школы. Учитель-логопед родителям будущих первоклассников.
статья по логопедии

Статья учителя-логопеда с рекомендациями  для родителей будущих первоклассников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii_2015g.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

На пороге школы.

Учитель-логопед родителям будущих первоклассников.

   Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились, были активны и старательны. Однако школьные трудности неизбежны, но кто-то справится с ними легко, а кому-то будет трудно, и от взрослых потребуется большой запас терпения, чтобы понять и помочь ребенку. Для того чтобы дети безболезненно входили в школьную жизнь, необходимо, чтобы они были подготовлены к ней.

   Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению  является правильная, хорошо развитая речь. Дети с не резко выраженными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте обычно не вызывают особой тревоги у родителей и, к сожалению, многие из этих детей приходят в школу недостаточно подготовленными. С начала школьного обучения они обычно  с трудом овладевают грамотой, пишут со стойкими, специфическими ошибками; не успевают за темпом класса. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, начиная осознавать свой  недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

   Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

   Процесс письма – это сложный  психо- физиологический процесс, в процессе которого участвуют различные отделы коры головного мозга; необходима достаточная сформированность целого ряда психических процессов, таких как внимание, память, мышление.

   На что следует обратить внимание родителям в процессе подготовки ребенка к школе:

  • Сформированность фонематических процессов

   а) Бывает, что  ребенок не способен различать на слух акустически близкие звуки при нормальном физическом слухе:

  • Мягкие-твердые  ( т-т,, с-с,, л-л, , в-в,, г-г,, д-д,, з-з,, к-к,, м-м,, н-н,, п-п,, ф-ф,, р-р,, х-х,, б-б,, )
  • Звонкие-глухие ( к-г, с-з, т-д, в-ф, ш-ж, п-б и их мягкие пары)
  • Свистящие-шипящие ( с-т, з-ж, с-ш, ч-щ, ш-ч, ч-ц, ш-щ, с-ц, , т-ц, щ-т,, ч-т,,)
  • Сонорные согласные (л-р или л,,, й)

Нарушение фонематического слуха у детей, а также другие нарушения, которые рассмотрим позже, могут привести к дисграфии.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Примеры ошибок при дисграфии

  • Если ребенок не различает глухие и звонке согласные:

                   Вместо «бабушка» - «папушка»

  • Если ребенок не различает твердые и мягкие согласные:

Вместо «люблю» - «лублу»

  • Если ребенок не различает свистящие и шипящие звуки:

Вместо «кошка» - «коска»

Вместо «цапля» - «чапля»

  • Если ребенок не различает сонорные согласные:

Вместо «корова» - « колова»

  • Если у ребенка не сформирована функция языкового анализа и синтеза

Вместо «ворона» - «врона»

   б)Сформированность фонематического анализа и синтеза, представлений. Это - умение выделять звук из слова, считать количество звуков в слове, определять место звука в слове, называть звуки «соседи» к заданному звуку, составлять из данных звуков слово, называть слова с заданным звуком.

   В школе для этого отведен добукварный период. Но к сожалению он короткий, этого времени для детей с речевыми нарушениями недостаточно. Поэтому очень важно обратить на это внимание во время подготовки к школе.

  • Сформированность фонетических процессов.

   Важно для ребенка при поступлении в школу овладение правильным звукопроизношением.

   Если у ребенка вы заметили неправильное, искаженное произношение звуков родного языка, необходимо обратится к специалисту для коррекции звукопроизношения. Это очень важно!

  • Сформированность словарного запаса.

   Словарный запас – это то количество слов, которое человек усвоил в течение жизни. Чем он больше, разнообразней, красочней, тем ярче и богаче будет   речь человека,  и тем лучше человек будет понимать обращенную к нему речь. Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от их речевого окружения, от количества прочитанных книг ребенку.

  • Сформированность связной речи.

   Связная речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи ребят в  овладении связной речью обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

    Свободное владение связной речью до начала школьного обучения будет надежной базой для формирования у ребенка полноценной письменной речи.

Желаю успехов родителям и ребятам!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)

Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи: ·   Познаком...

Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)

Цель собрания. создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адап...

Как правильно подготовить ребёнка к школе. Памятки для родителей будущих первоклассников.

Родители будущих первоклассников найдут ответы на следующие вопросы:-Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»-Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу.-Как правильно подготовить ...

Скоро в школу шпаргалка для родителей будущих первоклассников

Материал для "раскладушки" в подготовительной группе ДОУ или 1 классе...

Готовность ребёнка к школе. Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Нужно ли учить ребёнка считать, писать и читать до школы? Как и чем помочь будущему первокласснику? Ответы на эти вопросы, возможно, вы найдёте в этих рекомендациях....

Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников) Провела: Вамбольд Наталья Анатольевна ________________________________________

Цель родительского собрания: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Как подготовить ребенка к школе. Критерии школьной готовности. Причин...

Представление программы «Школа России» для родителей будущих первоклассников

laquo;Школа Росcии» -  это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук....