Учебные памятки для учащихся начальной школы ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
материал по логопедии (1,2,3,4 класс) по теме
Созданные мной памятки для учащихся начальной школы, посещающих логопункт облегчат понимание материала по таким темам, как: Анализ звукововго состава слова. Звуки и буквы. Слово. Предложение. Графическая схема предложения. Проверка слов с безударными гласными в корне. Звуко-слоговая схема слова и другие важные темы, в которых учащиеся допускают много специфических ошибок на письме и в устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_uchashchihsya.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для учащихся.
Анализ звукового состава слова. Условные графические обозначения.
Звуки и буквы.
- Условные графические обозначения звуков:
- (красный кружок) – гласный звук;
- (синий кружок) – согласный твёрдый звук;
- (зелёный кружок) – согласный мягкий звук.
- Знать:
а) Чем отличается звук от буквы? –
звук мы слышим и произносим, он не всегда совпадает с написанием буквы в слове;
букву мы пишем и видим (читаем глазами), её можно потрогать, обвести, срисовать.
б) В русском языке 10 гласных букв (гласные первого ряда – А, О, У, Э, Ы
гласные второго ряда – Я, Ё, Ю, Е, И),
буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И являются парными.
21 согласная буква (Б, В, Г, Д, З, Ж, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё две особенные буквы – это Ь и Ъ.
Все звуки русского языка делятся на две группы:
ГЛАСНЫЕ (их шесть: а о э у ы и ) произносятся свободно, без преграды во рту, можно петь, тянуть. Гласные образуют слоги. Гласные Я, Е, Ё, Ю могут обозначать один звук: (я - [а], е - [э], ё - [о], ю – [у]) после мягких согласных (белка - [б элка]) и два звука: (я – [йа], е - [йэ], ё – [йо], ю - [йу]) в начале слова (ёлка - [йолка] ), после гласной (баян - [байан] ), а также после Ъ и Ь (вьюнок - [в йунок], съел - [cйэл] ). | СОГЛАСНЫЕ (их очень много) – произносятся с преградой во рту (в виде губ, зубов, языка) могут быть твёрдые или мягкие: твёрдые – перед гласными первого ряда (А, О, У, Э, Ы), и ещё запомни - Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые. (Например: лук – звук л звучит твёрдо, потому что он стоит перед У – гласным первого ряда, шина – звук ш всегда звучит твёрдо) мягкие – перед гласными второго ряда (Я, Ё, Ю, Е, И и Ь), и ещё запомни – Й, Ч, Щ - всегда мягкие. (Например: люк – звук л звучит мягко, потому что стоит перед Ю – гласным второго ряда; чаща - звуки ч и щ будут всегда звучать мягко). Все остальные согласные, кроме Ш, Ж, Ц, Й, Ч, Щ - могут быть как твёрдыми, так и мягкими. Согласные могут быть звонкими или глухими (отличаются работой голосовых связок - при произнесении звонкого согласного голосовые связки работают (вибрируют), а при произнесении глухих – голосовые связки сомкнуты и не вибрируют. Звонкость или глухость - это постоянный (неизменный) признак, т.е. один и тот же звук не может быть и глухим и звонким Шесть пар звуков различаются по звонкости – глухости и называются парные согласные – Б - П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. (бочка – почка, вон – фон, гость – кость, дом – том, зуб – суп, жар – шар) |
Слово. Предложение.
Графическая схема предложения.
Знать:
1) Графические обозначения: ______________________ . - предложение ( длинная полоска)
________ ___________ - слова (короткие полоски)
___ ___ ____ ___ ___ - слоги (коротенькие полоски)
- звуки.
- Слова делятся на части (слоги);
- Слоги делятся на звуки. В слоге обязательно есть гласный звук и один или несколько согласных. Есть слоги из одного гласного звука;
- слово отличается от слога, звука тем, что имеет значение;
- уметь определить, назвать: слово (папа), слог (па), звуки (п, а);
- мы говорим предложениями. Предложения состоят из слов;
- уметь сосчитать количество и порядок слов в предложении (включая предлоги и союзы). Например: Таня купила яблоко. 1-е слово – Таня, 2-е – купила, 3-е – яблоко. Заяц бежал по лесу. 1-е слово – Заяц, 2-е – бежал, 3-е – по, 4-е – лесу.
- Есть короткие слова (предлоги), которые нужно писать раздельно с другими словами –
- на, - под, - к, - из, - над, - из-за, - из-под (некоторые состоят из двух частей) и др. Пред логи соединяют слова в предложении и говорят о расположении предметов в простран стве.
9) При анализе предложения считаем и длинные и короткие слова (предлоги, союзы)
Коля пьёт сок. (3) Коля пьёт сок из стакана. (5).
10) Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка (или другие знаки пре пинания, в зависимости от цели высказывания). Предложение, в отличие от слова или словосочетания, несёт в себе законченную мысль.
Программа списывания готового предложения.
- Читаем предложение для того, чтобы запомнить, как оно написано. Цель: списать его без ошибок.
- Читаем слова так, как они написаны (орфоэпическое чтение), чтение целого предложения с выявлением его графического оформления в виде большой буквы, знака в конце, наличия знаков препинания: запятых, тире, двоеточия и т. п.
- Делим предложения на части для списывания (на слова или сочетания «предлог + слово с ним связанное»). Например: «На полу/ валялась/ шляпа.»
Или делим на словосочетания из двух слов: «Мама налила / в кастрюлю/ горячую во - ду.» Когда усвоили способ деления на слова или словосочетания из двух слов, учимся делить предложения на словосочетания из трёх слов (или четырёх – с предлогом) – «На лесной полянке / стояли четыре волчонка.»
- Разделите предложения на удобные вам части (в зависимости от того, сколько слов вы сможете запомнить, чтобы не допустить в них ошибок).
- Читаем по слогам ту часть, которую будем списывать, с просматриванием каждой буквы и орфографическим проговариванием (как слово написано по правилам) каждого звука.
- Повторяем прочитанную часть «для себя», с концентрированием внимания на чётком проговаривании.
- Записываем часть предложения с орфографическим проговариванием, не глядя на образец (можно закрыть его листком), а пользоваться только памятью.
- Проверяем написанное предложение по частям, сопровождая орфографическим чтением каждой части в образце и в своей записи. При необходимости дополнительно проверяем знаки препинания.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 – 4 КЛАССОВ
1. Ищем случайные ошибки
«Проверь свою работу»
(Первая проверка)
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
- Не пропустил ли ты букву?
- Не добавил ли лишнюю букву?
- Не написал ли вместо одной буквы другую?
- Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!
- Ищем орфографические ошибки
«Проверь свою работу»
(Вторая проверка)
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
- Не словарное ли это слово?
- Есть ли в слове орфограммы? Какие?
- Обозначь опасные места.
- Где возможно, подбери проверочные слова.
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!
- Проверка предложений
«Проверь свою работу»
(Третья проверка)
Проверь отдельно каждое слово, начиная с первого:
- Не пропустил ли ты слово?
- Не написал ли лишнее слово?
- Как написаны предлоги и союзы?
- Правильно ли слова связаны друг с другом? (проверь окончания)
- Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
- Есть ли необходимые запятые и другие знаки?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!
- ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ТЫ ПОСТАРАЛСЯ НАЙТИ ВСЕ ОШИБКИ САМ!
ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:
Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,
Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.
ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:
Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,
Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.
ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:
Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,
Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.
ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:
Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,
Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.
ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:
Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,
Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.
ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:
Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,
Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.
ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:
Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,
Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, не обязательно перебирать в уме все родственные слова. Иногда достаточно просто
СМОТРИ выделить корень, и проверка завершена:
В КОРЕНЬ грибок - гриб
ОТКУДА СЛОВО В слове морской корень не является понятным словом, но произош-
ПРОИЗОШЛО? ло оно от слова море. Проверка завершена.
ИЗМЕНИ ФОРМУ Для проверки слова гора первые два способа не помогают.
СЛОВА Измени форму слова: гора – горы.
Проверка завершена.
ИЩИ ДРУГИХ Для проверки слова удаль предыдущие способы не подходят.
РОДСТВЕННИКОВ Подбираем родственное слово – удаленький.
Проверка завершена.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, не обязательно перебирать в уме все родственные слова. Иногда достаточно просто
СМОТРИ выделить корень, и проверка завершена:
В КОРЕНЬ грибок - гриб
ОТКУДА СЛОВО В слове морской корень не является понятным словом, но произош-
ПРОИЗОШЛО? ло оно от слова море.
Проверка завершена.
ИЗМЕНИ ФОРМУ Для проверки слова гора первые два способа не помогают.
СЛОВА Измени форму слова: гора – горы.
Проверка завершена.
ИЩИ ДРУГИХ Для проверки слова удаль предыдущие способы не подходят.
РОДСТВЕННИКОВ Подбираем родственное слово – удаленький.
Проверка завершена.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, не обязательно перебирать в уме все родственные слова. Иногда достаточно просто
СМОТРИ выделить корень, и проверка завершена:
В КОРЕНЬ грибок - гриб
ОТКУДА СЛОВО В слове морской корень не является понятным словом, но произош-
ПРОИЗОШЛО? ло оно от слова море. Проверка завершена.
ИЗМЕНИ ФОРМУ Для проверки слова гора первые два способа не помогают.
СЛОВА Измени форму слова: гора – горы. Проверка завершена.
ИЩИ ДРУГИХ Для проверки слова удаль предыдущие способы не подходят.
РОДСТВЕННИКОВ Подбираем родственное слово – удаленький.
Проверка завершена
Памятка – рассуждение «Звуко-слоговая схема слова»
Звуко-слоговой анализ слова – это когда в слове определяется последовательность и наличие слогов и звуков в устном плане. В ходе рассуждений рисуется схема слова, где используются графические обозначения: прямоугольник – слово, разделён вертикальными полосками по количеству слогов, где расположены кружки разного цвета – звуки.
Как правильно обозначить звуки и какие звуки бывают?
Звуки бывают 2 видов – согласные и гласные.
Характеристика гласных – ударные и безударные, гласные 1 ряда (А О У Э Ы, гласные 2 ряда (йотированные – Я Ё Ю Е и звук И). Ошибка детей говорить на гласные 2 ряда, что они мягкие – твёрдые и мягкие бывают только согласные!
Характеристики согласных – твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Обозначаем звуки:
О – красный кружок - гласные (А О У Э Ы, Я Ё Ю Е И)
А О У Э Ы – указывают на твёрдость впереди стоящего согласного,
Я Ё Ю Е И, Ь – указывают на мягкость впереди стоящего согласного.
О – синий кружок - согласные твёрдые (стоят перед гласными А О У Э Ы или перед другими согласными звуками, всегда твёрдые – Ш Ж Ц)
О – зелёный кружок - согласные мягкие (стоят перед гласными Я Ё Ю Е И и буквой Ь, иногда перед согласными звучат мягко (гвоздь, гость), всегда мягкие – Ч Щ Й)
Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков, поэтому кружками не обозначаются.
Правило слогового деления – в каждом слоге есть свой гласный – поэтому – Сколько в слове гласных, столько и слогов!
Приступаем к рассуждению над словом и схеме:
- это слово СНЕЖИНКА. (в ходе рассуждения рисуем схему)
1) Чтобы определить количество слогов, мы его отхлопаем – СНЕ – ЖИН – КА – 3 слога. Прямоугольник делим на 3 части.
2) первый слог – СНЕ. Он состоит из звуков:
С – согласный, глухой, звучит твёрдо – обозначу синим кружком.
Н – согласный, звонкий, звучит мягко, так как после него звук Е (или он стоит перед Е) – обозначу зелёным кружком.
Е – слышится И, пишем Е (проверить СНЕГ) – гласный (безударный) – обозначу красным кружком.
3) второй слог – ЖИН, состоит из звуков:
Ж – согласный, звонкий, всегда твёрдый – синий кружок.
И – слышится Ы, пишем И после Ш, гласный (ударный) – красный кружок.
Н – согласный, звучит твёрдо – синий кружок.
4) третий слог – КА, состоит из звуков:
К – согласный, глухой, твёрдый, обозначу синим кружком.
А – гласный – обозначу красным кружком.
О О О | О О О | О О |
Теперь звуки обозначим буквами и проверим слово
С Н Е Ж И Н К А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Памятки для учащихся начальной школы "Правила по русскому языку"
Данная публикация представляет собой памятки по русскому языку для учащихся начальной школы и их родителей. В памятке дается краткое напоминание правила, выделение орфограмм....
Памятки для учащихся начальной школы "Правила по математике"
Данная публикация представляет собой памятки по математике для учащихся начальной школы и их родителей. В памятке дается краткое напоминание правила...
Памятка для учащихся начальной школы "Как подготовиться к изложению"
Памятка разработана для учащихся начальной школы с целью помочь подготовиться к изложению текста....
Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе
"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...
"Связь учебной и вне учебной работы с учащимися начальной школы"
Тема:«Связь учебной и вне учебной работы с учащимися начальной школы»1Цель:Изменение связей и отношений между учебной и внеучебной деятельностью учащихся через внедрение компетентностного подхода в пр...
Памятка для учащихся начальной школы по правила поведения в школе
Памятка для учащихся начальной школы по правила поведения в школе...