Развитие словарного запаса детей-мигрантов средствами дидактической игры
статья на тему

Шумарова Светлана Николаевна

Для речевого развития данной категории школьников характерен  ограниченный словарный запас, обусловленный прежде всего ограниченной речевой практикой в сфере русского языка, двуязычием в общении с родителями, приводящим к интерференции разных языковых систем. Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи. Каждый учитель стремится создать условия для успешности своих учеников, тем более, если в классе обучаются дети- мигранты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словарного запаса детей-мигрантов средствами дидактической игры.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Поэтому при обучении детей-мигрантов обязательно надо учитывать особенности их мышления. Учителю важно помнить, что закономерности русского языка дети-мигранты воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Для речевого развития данной категории школьников характерен  ограниченный словарный запас, обусловленный прежде всего ограниченной речевой практикой в сфере русского языка, двуязычием в общении с родителями, приводящим к интерференции разных языковых систем. Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи. Каждый учитель стремится создать условия для успешности своих учеников, тем более, если в классе обучаются дети- мигранты.

Я бы хотела поделиться некоторыми дидактическими играми, которые помогают мне при обучении русскому языку детей -мигрантов.

Для меня первична проблема низкого словарного запаса. Поэтому на своих уроках стараюсь пополнять словарный запас учащихся, для которых русский язык не является родным.

Словарь детей мигрантов нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.  Cловарная работа с детьми предусматривает встречу с синонимами.  Изучение синонимов необходимо для понимания различных значений многозначных слов. Также оно способствует обдумыванию смысла некоторых слов и помогает красиво высказываться, избегая повторов. Если дети научаться подбирать синонимы, их речь станет более оформленной. Они представляют собой слова, которые имеют похожее значение, но звучат по-разному. Польза от работы с антонимами заключается в сопоставлении явлений и предметов внешнего мира.  Кроме этого, антонимы представляют собой средство выразительности речи. Для подбора антонимов используются различные картинки и предметы.

Система дидактических игр для развития словарного запаса детей –мигрантов:

  • "Все наоборот" 

Оборудование:. Две обезьянки (игрушки).

Технология игры.

        Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... ( откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет),  вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

  • "Говори наоборот" 

Технология игры.

        Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый,  трудолюбивый – ленивый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий, высокий – низкий, острый – тупой, горячий – холодный, больной – здоровый, широкий – узкий.

  • "Я начну, а ты закончи" 

Технология  игры.

        Учитель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.   Мальчик сначала подошел к дому, а потом...  (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером...  (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он...  (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом...  (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они ...  (выбежали).

  • "Скажи похоже" 

Технология  игры.

        1. Взрослый передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.  Думать - ....(размышлять), открыть - ..... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть - ... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять - .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь - ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться), опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать).  

        2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным. Этот дом большой, а этот....  (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем  ..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ..... (жаркий).

  • "Подбери подходящее слово" 

Технология  игры.

        Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы. Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).   После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим  .... (вареный). В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания: - Худое ведро, худое платье, худой человек. - Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут. -  Растет цветок, растет ребенок, растет дом. - Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

  • "Надо сказать по-другому»

Технология игры

        Послушайте стихотворение: "Плакала Снегурочка, зиму провожая, шла за ней печальная, всем в лесу чужая. Там, где шла и плакала, трогая березы, выросли подснежники - Снегурочкины слезы." Т. Белозерова "Подснежники".  Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)  К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)  Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое) Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".  Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ....(льет). Снегурочка идет ...(шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет ...(едет). Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями: чистый воздух (свежий ), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется).

  • "Найди противоположное слово" 

        Развивает у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. Сахар сладкий, а лимон .....(кислый). Луна видна ночью, а солнце ....(днем). Огонь горячий, а лед .....(холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....(узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая). - Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней ...(темно). Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая). Если нож не тупой, то он ....( острый).  

  • «Найди слово наоборот» 

Технология игры

Развивает умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках. Речевой материал:

" Ученье - свет, а не ученье - тьма."

" Меньше говори, а больше делай."

" Труд кормит, а лень портит."

" Готовь сани летом, а телегу зимой."

" Большая работа лучше большого безделья"

" Лето собирает, а зима подъедает".

«Большая работа лучше большого безделья"

  • Скажу я слово "высоко", а ты ответишь: (низко),
  • Скажу я слово "далеко", а ты ответишь :(близко),
  • Скажу я слово "потолок", а ты ответишь : (пол),
  • Скажу я слово "потерял" и скажешь ты : (нашел).
  • Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты : (голодный),
  • Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты : (холодный).
  • Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь : (встать).
  • Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь : (чистый),
  • Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь : (быстрый).
  • Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты : (храбрец).
  • Теперь "начало" я скажу, ты отвечай : (конец).

Игра «Подскажи словечко»

Куст низкий, а дерево …

Вагон большой, а тележка …

Ночь темная, а день …

Молоко жидкое, а сметана …

Малина сладкая, а лимон …

Лето жаркое, а зима …

Лед  твёрдый, а снег …

Камень тяжелый, а вата …

Снег белый, а сажа …

Улитка ползет медленно, а заяц бежит …

Дедушка старый, а внук …

Крик громкий, а шепот …

Список литературы

1. Акишина А.А., Жаркова Т.А., Акишина Т.Е. Игры на уроках русского языка: Учебное наглядное пособие. Москва. «Русский язык». 2005.

2.      Голованова М.В., Карашева Н.Б. О некоторых особенностях первоначального обучения русскому языку детей-мигрантов// Начальная школа. 2001 . № 4

3. Н.В. Додух. Письмо. Развитие речи. – Волгоград: Учитель, 2012.

4.Начальная школа: уроки Кирилла и Мефодия: http:/www.nachalka.info


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию словарного запаса.

Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...

Логопедическая работа по развитию словарного запаса.

Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов ...

Методика развития словарного запаса у детей с ОНР Ш уровня

В этой статье Вы узнаете какими методами можно расширить словарный запас у детей...

Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя трудового обучения по формированию и развитию словарного запаса учащихся на уроках трудового обучения

Социально-психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов ХХ века 85 % детей нуждались в специализированной помощи. Статисты фиксируют рост речевых патологий. Це...

Игры и задания на развитие словарного запаса у детей с интеллектуальными нарушениями.

Недостатками речи умственно отсталых школьников изучены очень основательно многими советскими учеными (А.Р.Лурия, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, М.П.Кононова, В.Г.Петрова). Прежде всего, обнаруживается, ...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у младших школьников с умственной отсталостью

Подборка игр и упражнений способствующих развитию словаря, расширению представлений об окружающей действительности,формированию познавательной дятельности, перевода слова из пассивного в активный слов...