Игры и задания на развитие словарного запаса у детей с интеллектуальными нарушениями.
презентация к уроку по логопедии

Шлепетнева Елена Николаевна

Недостатками речи умственно отсталых школьников изучены очень основательно многими советскими учеными (А.Р.Лурия, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, М.П.Кононова, В.Г.Петрова). Прежде всего, обнаруживается, как это и следовало ожидать, что общее речевое недоразвитие ярко проявляется в особенностях словаря. Малый словарный запас мешает детям с нарушением интеллекта пользоваться речью, как средством общения. Нечеткое употребление слов, использование слов в несвойственной им обобщающей функции, незнание конкретного значения слов является специфическими особенностями их словаря. Поэтому работе над обогащением словарного запаса уделяется большое внимание.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Слайд 2

ИГРА С ПЕРЕБРАСЫВАНИЕМ МЯЧА «МЯЧ БРОСАЙ И ЖИВОТНЫХ НАЗЫВАЙ» Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Взрослый: Овощи. Дети: Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. Взрослый: Фрукты. Дети: Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. Взрослый: Ягоды. Дети: Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. Взрослый: Деревья. Дети: Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д. Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа. Ребенок: Овощи.

Слайд 3

«Я ЗНАЮ ТРИ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ (ЦВЕТОВ)» или «Я ЗНАЮ ТРИ ИМЕНИ ДЕВОЧЕК (ПЯТЬ ИМЕН МАЛЬЧИКОВ» Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости . Раз и два, и три, четыре - все мы знаем в этом мире. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте ИГРА С МЯЧОМ (проводится индивидуально)

Слайд 4

«ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ» Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти . Человеческие дети знают всех зверят на свете. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей. Группа 1. У тигра, у слона, у оленя, у лося, у лисы. Группа 2. У медведя - медвежонок, у верблюда - верблюжонок, у волка - волчонок, у зайца - зайчонок, у коровы - теленок, у лошади - жеребенок, у свиньи - поросенок, у овцы - ягненок, у курицы - цыпленок. Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок. ИГРА С МЯЧОМ

Слайд 5

ИГРА С ПЕРЕБРАСЫВАНИЕМ МЯЧА «ЧЕЙ ДОМИК?» или «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?» Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! Бросая мяч ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, сойки и т.д. Кто живет в будке? Собака. Кто живет в улье? Пчелы. Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк. Кто живет в берлоге? Медведь . Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге». Вариант 2. Где живет медведь? В берлоге. Где живет волк? В логове.

Слайд 6

«ЧЬЯ ГОЛОВА?» Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова. Примеры: У рыси голова рысья. У утки - утиная. У рыбы - рыбья. У лебедя - лебединая. У кошки - кошачья. У оленя - оленья. У сороки - сорочья. У овцы - овечья. У зайца - заячья. У кролика - кроличья. У верблюда - верблюжья. Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

Слайд 7

Слова целесообразно разделить на 3 группы: - Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы - козленок). - Слова с чередованием согласных в корне (у медведя - медвежонок). - Слова с различной основой слова (у овцы - ягненок).

Слайд 8

«СКАЖИ ЛАСКОВО» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол - столик, ключ - ключик. Шапка - шапочка, белка - белочка. Книга - книжечка, ложка - ложечка. Голова - головка, картина - картинка. Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. Кукла - куколка, свекла - свеколка . Коса - косичка, вода - водичка. Жук - жучок, дуб - дубок. Вишня - вишенка, башня - башенка. Платье - платьице, кресло - креслице. Перо - перышко - стекло - стеклышко. Часы - часики, трусы - трусики. ИГРА С МЯЧОМ

Слайд 9

Глагольный словарь группируется по следующим разделам: - Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет). - Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает). - Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит). - Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется). - Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает). - Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Слайд 10

Смысловые группы: Величина – большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий). Форма – круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный. Цвет – основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый). Вкус – горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный. Запах – приятный, неприятный, смолистый, цветочный. Температура – холодный, горячий, теплый, прохладный. Материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный. Принадлежность предмета – мамин, папин, лисий, медвежий. Другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.

Слайд 11

«ОДИН - МНОГО» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. Мы волшебники немного: был один, а станет много. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол - столы двор - дворы нос - носы гора - горы нора - норы мост - мосты дом - дома глаз - глаза луг - луга город - города провод - провода день - дни пень - пни сон - сны лоб - лбы ухо - уши стул - стулья кол - колья лист - листья перо - перья крыло - крылья дерево - деревья кружок - кружки дружок - дружки утенок - утята гусенок - гусята цыпленок - цыплята тигренок - тигрята слоненок - слонята ИГРА С МЯЧОМ

Слайд 12

«ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ» Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем. Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов; один слон - пять слонов; один шкаф - пять шкафов; один гусь - пять гусей; одна гайка - пять гаек; одна майка - пять маек; один утенок - пять утят; один заяц - пять зайцев; одна шапка - пять шапок и др. Вариант «А у меня» Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов». ИГРА С МЯЧОМ

Слайд 13

«логико-Малыш» Цель: закрепление и активизация словаря глаголов, прилагательных. ИГРА «Мысль бежит, слово догоняет» Цель: обогащение и активизация словаря через знакомство с многозначностью слова. Приобретение навыков точного словоупотребления. Умение находить нужное слово. ИГРА

Слайд 14

ИГРА «продолжи слова» Цель: закрепить навыки чтения, расширить словарный запас ИГРА «подбери слова к рассказу» Цель: развить связную речь и расширить словарный запас, потренироваться в чтении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития словарного запаса у детей с ОНР Ш уровня

В этой статье Вы узнаете какими методами можно расширить словарный запас у детей...

Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.

Развитие координационных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями...

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями.

       Гуманистический подход к образованию требует от дефектологов, психологов пристального внимания к изучению природы ребенка.Внутренний мир ребенка с проблемами в интелл...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у младших школьников с умственной отсталостью

Подборка игр и упражнений способствующих развитию словаря, расширению представлений об окружающей действительности,формированию познавательной дятельности, перевода слова из пассивного в активный слов...

Особенности развития эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями

Внимание к проблемам интеллектуальных нарушений вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Материал раскрывает особенности развития эмциональной сферы детей с интеллектуал...

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями как условие их успешной социализации в обществе.

Проект направлен на создание благоприятных условий для успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями посредством художественно-творческойдеятельности....

Консультация для родителей. Тема: «Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных - выдающихся психологов, педагогов и лингвистов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Леонть...