Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя трудового обучения по формированию и развитию словарного запаса учащихся на уроках трудового обучения
статья по логопедии на тему

Асеева Анна Михайловна

Социально-психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов ХХ века 85 % детей нуждались в специализированной помощи. Статисты фиксируют рост речевых патологий. Целенаправленные и коррекционные логопедические занятия по развитию речи и профессиональной ориентации залог успешной социализации обучающихся с ОВЗ. Меняются функции учителя-логопеда. Он занимается не только проблемами речи, но и общим развитием ребенка. Коррекционно-развивающие логопедические занятия с учащимися способствуют коррекции и развитию их способностей к самопознанию и целенаправленной профессиональной ориентации, способствуют формированию у учащихся мотивационной и практической готовности к самообеспечению и востребованности на рынке труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_aktivnogo_slovarya.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя трудового обучения по формированию и развитию словарного запаса учащихся на уроках трудового обучения».

Социально-психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов ХХ века 85 % детей нуждались в специализированной помощи. Статисты фиксируют рост речевых патологий. Целенаправленные и коррекционные логопедические занятия по развитию речи и профессиональной ориентации залог успешной социализации обучающихся с ОВЗ. Меняются функции учителя-логопеда. Он занимается не только проблемами речи, но и общим развитием ребенка. Коррекционно-развивающие логопедические занятия с учащимися способствуют коррекции и развитию их способностей к самопознанию и целенаправленной профессиональной ориентации, способствуют формированию у учащихся мотивационной и практической готовности к самообеспечению и востребованности на рынке труда.

Цель работы: формировать, развивать и обогащать словарный запас  у умственно отсталых учащихся.

Задачи:

  • Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 
  • Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
  • Учить наблюдать  за языковой действительностью, словами различных категорий.
  • Формировать представление о многообразии слов в русском языке
  • Усилить связь учителя-логопеда с учителями предметниками, особенно с учителями трудового обучения, воспитателями в совместной работе по развитию речи.

Содержание работы:

  • Формирование списков учащихся.
  • Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей.
  • Заполнение речевых карт.
  • Создание программы по логопедии совместно с учителями трудового обучения.
  • Индивидуальная работа с учителями трудового обучения.
  • Разработка рекомендаций для  учителей слесарного дела.
  • Работа с родителями по накоплению активного словаря и развитию речи.
  • Развитие образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.
  • Формирование умения составления отчета  учащимися на уроках трудового обучения.
  • Закрепления навыков употребления существительных, прилагательных, глаголов с новым лексическим значением.
  • Формирование и развитие словарного запаса.
  • Воспитание уважительного отношения к труду, людям труда.
  • Логопедическая диагностика.

Показатели пассивного словаря по лексической группе имен существительных, %

Класс

Лексическая тема

Результаты выполнения заданий

Правильный ответ

Ошибочный ответ

Отказы

4

«Слесарное дело»

51,5

29,5

19

5

«Слесарное дело»

53,3

30,4

16,3

6

«Слесарное дело»

62,5

27

10,5

7

«Слесарное дело»

70,8

21

8,2

Активный словарь учащихся 4-7 классов специальной школы VIII вида «Надежда»

Класс

Лексическая тема

Состав использованного и неиспользованного словаря существительных

Качество выполненных заданий

Правильный ответ

Ошибочный ответ

Отказы

4

«Слесарное дело»

52

48

7,1

17,9

27,9

43,1

5

«Слесарное дело»

54,6

45,4

18,1

35,1

14,3

16,1

6

«Слесарное дело»

61,4

38,6

11

32,3

31

25,7

7

«Слесарное дело»

70,2

29,8

26,4

29

29,3

15,3

Коррекционно-логопедическая работа строится на основе составленных программ:

  • по фонетическому нарушению;
  • по ффн;
  • по дисграфии;
  • по дислексии.

Особое внимание уделяется формированию и развитию словарного запаса учащихся на уроках трудового обучения (в частности слесарного дела).

Были проведены диагностики объема пассивного словарного запаса, объема активного словарного запаса, диагностировалось понимание пассивного словарного запаса, диагностировалось понимание активного словарного запаса.

В технологическом блоке учитывались:

  • традиционная методика:
  • уточнение словаря,
  • обогащение словаря,
  • осознание значения слова,
  • и экспериментальная методика:
  • развитие ассоциативных связей,
  • развитие валентностей слов
  • формирование семантических полей.

В результате выполнения задач коррекционно-развивающего обучения у школьников планомерно шло развитие предметной функции слова, развивалось понимание значений слов.

В результате путей формирования словаря развилась валентность, словообразование, ассоциативные связи, формировались семантические поля.

Учащиеся образовывают слова с помощью суффиксов, приставок, подбирают синонимы, антонимы, включают слова в процесс общения, формировались коммуникативные процессы. Учитывались общедидактические и специфические принципы:

- компенсации нарушенных функций;

- ведущей роли обучения в процессе развития;

- учета потенциальных возможностей ребенка;

- взаимосвязи речевого и психического развития;

- поэтапного формирования умственных способностей;

- деятельностного дифференцированного подхода в процессе обучения;

- постепенного усложнения заданий и речевого материала (с учетом программы)

- опоры на сохранные анализаторы, их взаимодействие;

- системного подхода (взаимосвязь с морфологией).

В процессе работы был сделан вывод, что развитие словаря может быть эффективным только при совместной коррекционной работе учителя – логопеда, учителя, воспитателя.

При предъявлении речевых заданий использовались следующие приемы:

- выделение;

- нахождение общих признаков;

- обобщение;

- выполнение заданий, стимулирующих общение с опорой на конкретные ситуации.

Это позволяло включать детей в интенсивные диагностические отношения.

При представлении дидактического материала учитывались следующие цели, формируемые умения и навыки:

  • формирование, уточнение, упорядочение речевых навыков и умений;
  • первоначальное выделение речевого материала;
  • различение;
  • понимание;
  • использование речевого материала в контекстах с различными коммуникативными задачами;
  • практическое овладение речевыми умениями на основе анализа и синтеза языкового материала различных уровней слова, словосочетания, предложения.

На уроках трудового обучения в средних и старших классах имеются все условия для коррекции речи учащихся. Деятельность на уроках организуется так, что у детей возникает необходимость общения с одноклассниками и учителем.

Учитель на всех этапах урока имеет возможность стимулировать речь, он задерживает внимание учеников на терминологической лексике, при построении предложений учит находить нужные  слова. Дети под  его руководством овладевают  умением правильно отвечать  на поставленные вопросы и составлять последовательный рассказ о предстоящей или выполненной работе.

Работая во взаимосвязи с учителем труда, отрабатываю речевую терминологию  этапов урока трудового обучения.

Как показывает практика, эти приемы активизируют речь, помогают детям овладеть технической лексикой и терминами, активизируют новый словарный запас, дети учатся его использовать при построении самостоятельных высказываний.

Совершенно очевидно, что для успешного формирования трудовых знаний необходимо активное обогащение речи учащихся новыми понятиями, следует предусмотреть развитие словаря, обозначающего трудовые операции, а так же признаки различных предметов (материалов, инструментов, приспособлений, названий действий). С этой целью на логопедических занятиях разработаны приёмы обучения, дающие возможность закрепить техническую терминологию, позволяющие затем активно использовать усвоенную лексику в связных предложениях, при построении целого рассказа.

Был отобран словарь, которым необходимо владеть ученикам 4 – 7 классов и разработаны таблицы, содержащие задания, в которых требуется назвать предмет по описанию его внешнего вида, по описанию действий (операций).

По описанию предмета назови его, выбрав нужное слово в правой колонке.

Описание предмета

Название предмета

Металлическая полоса с зубчиками на одной из кромок, имеющая ручку

Молоток, клещи, верстак, ножовка, карандаш, напильник

Металлический брусок с ручкой на конце. На рабочей части имеются насечки в виде мелких остро отточенных зубцов

Карандаш, молоток, напильник, ножовка, лобзик.

При описании действия назови предмет, которым оно выполняется.

Описание действий

Название предмета

Раскраивание материала по заданным размерам (пиление)

Клещи, отвертка, шило, карандаш, ножовка, молоток, рубанок

Во всех случаях, при работе с обеими таблицами, ответ ученика полный, развернутый.

Чем больше ученик знает и умеет, тем большее удовлетворение он испытывает от своей работы. Таким образом, одновременно с формированием трудовых умений и навыков идет воспитание положительного отношения к профессии, только на этой основе может быть воспитана потребность в труде.

В работе со школьниками использую чтение литературных произведений о профессиях людей и людях труда, об уважении к труду, работаем с пословицами и поговорками о труде, провожу викторины.

Большое значение в профориентационном отношении имеют встречи с выпускниками школы и с родителями одноклассников, работающими на производстве.

Катамнестические данные показывают, что все учащиеся девятых классов трудоустроены.

Анкетирование бывших выпускников показывает, что они довольны выбранной специальностью, многие повышают свою квалификацию.

Профориентация в специальной коррекционной школе включена в большую работу с родителями. Это личные контакты, личные беседы, лектории для родителей  так и уроки труда, логопедические занятия, внеклассные занятия, позволяют  расширить словарный запас, развивают потребность общения, обогащают учащихся новыми понятиями, а так же способствуют развитию всей         их познавательной деятельности.

Зачем же нужно совершенствовать свою устную речь? Во-первых, для того, чтобы уметь общаться с самыми разными людьми и в самых разных обстоятельствах. Во-вторых, для того, чтобы наше слово всегда точно выражало то, что мы думаем и чувствуем, чтобы нас легко было понимать. В-третьих, для того, чтобы наша речь была красивой и правильной, и слушать её было приятно. И наконец, в-четвертых (и самых главных!), нужно учиться владеть словом так, чтобы оно несло людям радость и пробуждало лучшее, что в них есть.

Перечень слов по теме «Слесарное дело»

4 класс

Существительные

Задача

Оправка

Режим

Дело

Квадрат

Обучение

Ножницы

Изделие

Кусачки

Плоскогубцы

Режим

Бумага

Линейка

Точность

Заготовка

Безопасность

Картон

Шаблон

Линия

Кольцо

Средство

Пластилин

Чертеж

Риска

Шайба

Миллиметр

Деталь

Рулетка

Окружность

Работа

Прилагательные

Выполненная

Деревянная

Проверенная

Совершённая

Плоская

Измерительная

Стальное

Индивидуальная

Режущий

Гаечный

Прямоугольная

Ошибочный

Заданный

Срезанная

Планируемый

Глаголы

Выполнить

Вырезать

Ударить

Закрепить

Закруглить

Обезопасить

Соединить

Решить

Раскрасить

Притупить

Проконтролировать

Разметить

Облюдать

Слепить

Наложить

Отрезать

Начертить

Выявить

Склеить

Выбрать

Стереть

Согнуть

Убрать

Подвести

Узнать

Оценить

Соединить

Очистить

Применить

Выступить

Перечень слов по теме «Слесарное дело»

5 класс

Существительные

Задача

Работа

Брусок

Тиски

Режим

План

Изделие

Лопатка

Угол

Проволока

Мастерская

Продукт

Коробочка

Поверхность

Припуск

Безопасность

Труд

Инструмент

Разметка

База

Прилагательные

Мягкая

Рабочая

Режущий

Оборотистая

Безопасная

Измерительный

Плоская

Правильная

Разметочный

Слесарная

Верное

Современный

Глаголы

Ржавеет

Чертит

Измеряет

Долбит

Закрепляет

Соблюдать

Загибает

Режет

Удаляет

Проводит

Изгибает

Правит

Выполняет

Снимает

Проверяет

Экономит

Перечень слов по теме «Слесарное дело»

6 класс

Существительные

План

Место

Тиски

Напильник

Чертеж

Труба

Техника

Точность

Уровень

Опиливание

Линия

Заклепка

Изделие

Припуск

Прием

Ошибка

Риски

Ножовка

Пластина

Обработка

Брак

Безопасность

Уровень

Прокат

Ручка

Инструмент

Твердость

Проверка

Шайба

Грань

Скос

Назначение

Металл

Линейка

Правка

Зенковка

Слесарь

Чертилка

Рубка

Угольник

Контроль

Сверление

Боёк

Организация

Деталь

Заготовка

Форма

Кромка

Циркуль

Кернер

Прилагательные

Прямоугольный

Твердый

Полукруглый

Изогнутый

Плоский

Исправленный

Параллельные

Драчёвый

Неисправимый

Будущие

Личной

Волнистая

Рабочие

Бархатный

Резиновая

Слесарное

Квадратный

незакаленный

Глаголы

Закреплять

Различает

Зачищать

Устанавливать

Резать

Устанавливать

Содержит

Опиливать

Ударять

Производит

Сверлить

Контролировать

Рубит

Зенковать

Соблюдать

Перечень слов по теме «Слесарное дело» 7 класс

Существительные

Ключ

Свинец

Риска

Резьба

Винт

Отверстие

Станина

Миллиметр

Заклепка

Шайба

Надфиль

Электродвигатель

Стружка

Обжимка

Гайкабарашек

Сечение

Передняя бабка

Травма

Молоток

Смазка

Разрез

Задняя бабка

Центр

Насечка

Паста

Диаметр

Патрон

Подача

Шероховатость

Войлок

Сталь

Шпиндель

Передача

Точность

Тиски

Чугун

Резцедержатель

Пиноль

Допуск

Ножовка

Алюминий

Резец

Вороток

Посадка

Полотно

Олово

Штангенциркуль

Метчик

Болт

Прилагательные

Металлический

Гладкая

Проходной

Накладной

Ровная

Отрезной

Медный

Прочная

Сквозное глухое

Оловянный

Износостойкий

Одинарный

Серый

Хрупкий

Вогнутый

Быстрорежущая

Легированная

Выпуклый

 

Глаголы

Выполнить

Делит

Нарезать

Сверлит

Начертить

Контролирует

Убирать

Зенкует

Расточить

Применять

Защищает

Склепывает

Отрезать

Соблюдать

Делит

Накатывает

Измеряет

Производит

опиливает

Изготавливает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Современное образование требует от школы воспитание личности нового типа, а именно: социально-активной, творческой, проявляющей уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности и самостоя...

план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"

Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...

формирование мелкой моторики и устной речи на уроках трудового обучения коррекционной школы

Развитие общей и мелкой моторики тесно связано со становлением устной речи у уч-ся специльных коррекционных школ....

Взаимосвязь учителя – логопеда и учителей начальных классов по устранению ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами...

Приёмы повышения словарного запаса учащихся на уроках русского языка, литературного чтения

В этой статье вы узнаете нужно ли в начальной школе работать со словарями, какие приёмы и методы использует учитель для пополнения словарного запаса детей младшего школьного возраста...