Материалы к аттестации учителя-логопеда
материал по логопедии по теме

Пыжик Татьяна Егоровна

Все, кто работает в школе знает,как непросто подготовить документацию к аттестации. Изменяются требования, профессионально растут и сами педагоги. Если кому-то пригодится-буду рада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_attestacii_uchitelja-logopeda_mou_luchan1.doc205.59 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

Пыжик Т.Е.

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ

Ф.И.О. Пыжик Татьяна Егоровна

Занимаемая должность :заместитель директора по воспитательной работе

Дата назначения на должность : 19.09.91г. пр.РОНО №93 п.8 от 02.09.91г.

Место работы: Лучановская средняя общеобразовательная школа

Педагогический стаж: 28 лет

В должности заместителя директора по воспитательной работе: 8 лет

Образованнее: высшее

Томский государственный педагогический институт

Специальность: русский язык и литература

Квалификация: учитель средней школы  

Диплом ШВ №114465

Специальное образование:

Московский государственный открытый педагогический университет

Специальность: олигофренопедагог

Квалификация: олигофренопедагог, учитель-логопед, педагог-реабилитолог

Диплом БВС № 0732678

В должности учителя-логопеда 18 лет

                      План прохождения предыдущеё аттестации в 2007г

дата

Вид деятельности

аудитория

В течение года

Выступления на педагогических совещаниях

учителя

Август

Декабрь

май

Выступление перед родителями первоклассников

родители

Апрель

май

Открытые уроки 1, 2 классах

учителя начальных классов,

родители

 Апрель май

Выступление на МО начальных классов по теме: Коррекция развития школьников в процессе обучения 

Учителя нач. классов

В течение года

Выступление на родительских собрания

Родители будущих первоклассников

     В течение года

Участие в районном МО заместителей директоров  ВР Томского района

Зам. Директоров по ВР

     1 раз в четерть

Выступления на педагогических советах

учителя

Информация о методической работе и работе по обобщению и распространению опыта учителя-логопеда Лучановской СОШ Пыжик Т.Е.

год

Содержание работы

аудитория

2002

Итоги логопедического обследования обучающихся

Родители учащихся 1 класса

2002

Итоги занятий на школьном  логопункте

Родители учащихся 1-4 классов

2002

Посещение и последующий анализ уроков письма и чтения в 1-4 классах

учителя

2003

Итоги обследования, Комплектование групп

Родители учащихся 1 класса

2003

2р/год

Проверка техники чтения в 1-4 классах

учащиеся

2004

Зачисление первоклассников на школьный логопункт

Родители учащихся 1 класса

2004 г.      

      Курсовая подготовка вТОИПКПРО по теме: «Организация медико-психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии»

2004

Выступление на районном научно-практическом семинаре. Публикация статьи «Оказание помощи заикающимся школьникам» в сборнике.

Учителя-логопеды Томского района

2005

Цели и задачи работы школьного логопункта

МО учителей начальных классов

2006

Обмен опытом работы по подготовке детей к школе с воспитателями Лучановского д/с

Воспитатели старшей группы д/сада с.Лучанова

2006

Организация логозанятий в Лучановском ДОУ

Дети 4,5-6 лет, родители

Динамика результативности работы учителя-логопеда

За три года

2002-2003 учебный год

2003-2004 учебный год

2004-2005 учебный год

ОНР

ЗПР

У/О

ОНР

ЗПР

У/О

ОНР

ЗПР

У/О

Русский язык

Абсолютная успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Качественная успеваемость

23%

14%

0

32%

5%

0%

14%

5 %

0 %

Чтение

Абсолютная успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Качественная успеваемость

19%

23 %

0%

33%

23 %

0%

10 %

22 %

0%

Сводная таблица

Контингент учащихся для занятий с логопедом

ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР

ФФН и нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН

ЗПР

Умственно отсталые

По учебным годам

Итого

Принято логопедом

10

-

9

1

2002-2003

20

1

-

9

1

2003-2004

11

3

-2

4

1

2004-2005

10

Выпущено

2

4

3

1

2002-2003

10

-

-

5

1

2003-2004

6

-

-

3

1

2004-2005

4

Оставлено для продолжения коррекционной работы

5

-

15

1

2002-2003

10

-

-

3

1

2003-2004

4

3

-

3

-

2004-2005

6

Выбыло

-

-

-

1

2002-2003

-

-

-

1

-

2003-2004

1

-

-

-

-

2004-2005

-

                            Самоанализ работы учителя-логопеда

Логопедический пункт на базе МОУ Лучановская СОШ создан 11 лет назад в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ. На протяжении всего времени я работаю здесь в должности учителя-логопеда. В своей работе руководствуюсь следующими нормативными документами:

  1. Законом РФ об образовании
  2. Федеральным Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
  3. Конвенциями « О правах ребёнка». «О правах инвалидов», «О правах умственно-отсталых людей»
  4. Положением о логопунктах при общеобразовательных школах
  5. Инструктивно-методическим письмом Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. «О работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных  заведениях» , Москва, 1996 год.
  6. Инструктивным письмом Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2.

 Исходя из вышеназванных документов, основными задачами логопункта являются: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении общеобразовательных программ; разъяснение специальных коррекционных знаний по логопедии среди педагогов, родителей

А значит цель  работы учителя-логопеда  : подготовить ребёнка к усвоению школьной программы, а окружающих его взрослых людей научить быть помощниками в преодолении возникающих трудностей.

Для достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Диагностика уровня речевого развития детей
  1. Комплектование логопедических групп
  1. Организация коррекционной деятельности исходя из особенностей развития ребёнка
  1. Сотрудничество с педагогами, родителями обучающихся

Основные задачи, определяющие направления деятельности:

  1. Диагностическая
  1. Организационная
  1. Консультативно-просветительская
  1. Коррекционная
  1. Лечебно-профилактическая
  1. Методическая

С сентября 2002 года  школьным логопунктом оказана помощь мною, как учителем-логопедом 32 учащимся нашей школы. В 2002-2003 у.г. я работала на ставку логопеда и у меня занималось 26 учащихся 1-4 классов. С 2003-2004 у.г. в школе работают 2 учителя-логопеда по 0.5 ставки. Связано это с производственной необходимостью.

Работу свою считаю важной и необходимой, т.к. только1/3 детей. обучающихся в начальной школе, посещали детский сад. Говоря о местной специфике дошкольного образования хочется отметить , что 99% поступающих в 1 класс никогда не занимались у логопеда.  Для логозанятий формирую группы исходя из структуры дефекта, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Расписание работы составляет завуч и оно согласуется с учителями начальных классов.

Диагностическая работа.

Ежегодно  выявляются дети с нарушениями общего и речевого недоразвития,

отслеживается динамика общего и речевого развития учащихся, проводится логопедические обследования, вычерчивается логопедический профиль на основании диагностических данных. С 1 по 15 сентября каждого учебного года проводится обследование устной и письменной речи учащихся, которые имеют трудности в обучении из числа обучающихся 1-4 классов. В процессе занятий изучается состояние неречевых процессов (мышления, памяти, воображения, творческих способностей, умения ориентироваться в пространстве и времени), уровня сформированности устной речи и учебных навыков. Изучение ведётся путём обследования, наблюдения, тестирования. В конце мая проходит смотр знаний, умений, навыков обучающихся на школьном логопункте. Таким образом, диагностируется степень обученности учащихся, посещавших логопункт.

Итоги представлены в приложении.

Отдельно хочется сказать о том, что на протяжении ряда лет ведётся работа по созданию адаптационной площадки по преемственности в обучении между д/садом и школой. Конечно, существуют и проблемы, которые решаем совместно, возникают и трудности. Но находятся пути решения через совместную деятельность.

По желанию родителей и по договорённости с Лучановским ДОУ проходит изучение общего и речевого развития дошкольников, поступающих в школу . Правильно организованная диагностическая работа позволяет мне спланировать работу на год, сформировать логогруппы.

Консультационно-просветительская деятельность

Целью консультативной работы я считаю создание предпосылок   на совместную деятельность педагогов, воспитателей ДОУ, родителей; формирование у них системы знаний об особенностях работы с детьми-логопатами. Главной задачей своей работы я считаю раннее выявление детей с речевой патологией, своевременное предупреждение и преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников и младших школьников, пропаганду логопедических знаний среди работников ДОУ с. Лучанова и родителей дошкольников. По договорённости с заведующей д/садом Янголенко Г.Н. и воспитателем старшей группы д/сада Васько З.В. на базе д/сада 1 раз в неделю (по пятницам) проходят логозанятия с детьми 4,5-6 лет. ДОУ приобретены индивидуальные зеркала, шпатели, родители завели тетради для домашней работы. Большую помощь в этой работе мне оказывает учитель-логопед Богашёвского ДОУ Кожегачева В.И.

 В течение недели воспитатели закрепляют те навыки артикуляции, которые были получены детьми на занятиях. Конечно, этого недостаточно, но в любом случае это первый шаг навстречу проблеме. После занятий встречаюсь с родителями, предлагаю при необходимости посетить детского невролога при Лоскутовской ЦРБ или рекомендую посетить в МППЦ детского психоневролога Рыженкову Н.П.

При более выраженных проблемах , предлагаю индивидуальные занятия на базе школьного логопункта. Родители заинтересованы в таком сотрудничестве, идут навстречу, откликаются на просьбы и предложения.

Консультации для педагогов школы провожу по мере возникновения проблем. Для родителей определён консультативный день- суббота. Особенно в тесном контакте работаю всегда с учителями и родителями 1 класса. В результате совместной деятельности систематизируются знания об особенностях работы с детьми-логопатами.  На совещаниях учителей, на педагогических советах  школы , на общешкольных и классных родительских собраниях выступаю с разъяснениями, рекомендациями по поводу трудностей в обучении учащихся разных категорий .Разрабатываю и распространяю информационные листовки как для классных руководителей, так и для учителей предметников с рекомендациями в осуществлении индивидуального подхода с учётом структуры дефекта, особенностей речевого развития, психологических и возрастных  особенностей обучающихся. Таким образом, консультативная работа обусловлена запросами родителей и учителей и теми проблемами и трудностями, которые возникают в процессе образовательной деятельности.

Консультативный блок представлен мероприятиями, которые я провела с родителями и педагогами за 3 года в виде таблицы.

Организационная работа

Это один из важнейших блоков, позволяющий организовать работу продуктивно. Расписание составляет завуч школы, согласуется с учителями начальных  классов. Для логопункта выделен кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. В текущем учебном году школой приобретены наглядные и дидактические материалы. Логопедический кабинет оснащён специальным оборудованием согласно приложению №5 к инструктивному письму Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. №2.

 Комплектование групп происходит с учётом трудностей учеников. Обязательно зачисляю на логопункт детей, прибывающих в школу  течение учебного года. Детей на занятия беру с уроков чтения, или после уроков. Наиболее эффективны занятия, проводимые в урочное время, т.к. это позволяет избежать перегрузки ребёнка. Практика показала, что попытка охватить 100% нуждающихся в логопедической помощи не позволяет достигать нужного результата, поэтому при отборе детей для занятий исхожу из сложности дефекта, в первую очередь занимаются дети с задержкой психического развития и первоклассники с нарушенным звукопроизношением. Других же детей беру на занятия по мере возможности или на место временно отсутствующего ребёнка.

 В настоящее время я веду занятия в трёх группах: 2 и 1 классов. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий -20 минут. Веду следующую документацию: речевые карты, журнал, план работы по группам, составляю цифровые  отчёты на конец учебного года. (см. приложение)

Вывод: своевременное решение возникающих трудностей помогает продуктивной работе и рациональной организации деятельности учителя-логопеда.

                                             Коррекционная работа.

Основными задачами логопеда  является:

  1. Коррекция устной речи
  1. Предупреждение дисграфических ошибок

Данные задачи решались на фронтальных занятиях, индивидуальных и подгрупповых, на консультациях для педагогов, родителей. Спецификой работы на нашем школьном логопункте является тот факт, что основная масса поступающих  в школу детей имеют нарушения звукопроизношения и до школы у логопеда не занимались. Поэтому часто возникают трудности у этой категории детей при изучении букв и овладении чтением  В конце учебного года положительная динамика есть у всех детей-логопатов. Особенно хочется сказать о Плотниковой Свете, ученице 7 класса. В 1 классе девочке поставлен диагноз ЗПР церебрально-органического генеза. С мамой проведена работа о необходимости медикаментозного лечения. С 1 по 4 класс девочку пролечивали 2 раза в год.. Результат: ребёнок обучается по всем предметам на «4и5».  

Согласно расписанию  провожу индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и групповые по коррекции общего и речевого недоразвития (3 раза в неделю ). Консультативный час использую для проведения занятий в д/саду, для индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста на базе школы.

Планируя работу, включаю в  занятия упражнения на развитие неречевых функций: внимания, мышления, памяти, воображения, развиваю умение ориентироваться в пространстве и времени.

Думается, что учителя в нашем лице находят поддержку в обучении детей, имеющих определённые трудности.

Результатом работы считаю тот факт, что дети выпускаются с логопункта с развитой мелкой моторикой, имеют навыки самоконтроля, взаимодействия. Детям прививается навык доводить начатое дело до конца. Большинство выпускников логопункта умеют правильно произносить и различать фонемы.

В своей работе использую методики Садовниковой И.Н. и Ефименковой Л.Н. т.к. в них предлагается обучение от простого к сложному, они способствуют подготовке детей к восприятию программного материала, соответствуют возрастным возможностям обучающихся.Также пользуюсь элементами методик Коноваленеко В.В., Триггер-Владимировой, Кобзарёвой Л.Г.

Если говорить о том, чему учило МО учителей-логопедов Томского района, то в первую очередь хотелось бы сказать об особой атмосфере взаимопомощи и поддержки, возможности личностного профессионального роста. Особую благодарность и признательность хочется выразить нашему любимому наставнику и замечательному человеку Клишиной Наталье Николаевне .  Болтовской Вере Николаевне, Смолянской Тамаре Васильевне слова признательности и уважения. Эти удивительные люди многим дали путёвку в жизнь!!! Спасибо ВАМ!

                                                      Методическая работа

Тема по самообразованию: Коррекция развития школьников в процессе обучения                      «Ученик должен учиться победно»  Шаталов В.Ф.

Цель: Создание эффективной коррекционной работы с детьми, страдающими недоразвитием речи, с учётом ориентации на умственное развитие детей.

Задачи:

  1. Выяснение затруднений ребёнка, причины и время их возникновения, на каком этапе обучения усилились, какова структура отклонений
  1. Определение сохранных качеств ребёнка
  1. Раскрытие творческого потенциала ребёнка. Усиление заложенных в нём возможностей.
  1. Стимулирование активности, самостоятельности, ответственности.

Над этой темой я работаю третий год.    

  Чем занималась:

1

Изучение литературы, методик

.Кобзарёва Л.Г., Резунова М.П.. Юшина Г.Н. «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР»

Мельникова И.И.»Развитие речи детей 7-10 лет

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников

Локалова Н.П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику»

Грибова О.Е. «Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования» ж. Дефектология,№2-2004 год

Ульенкова У В. «Особенности личностной тревожности младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях» ж.Дефектология, №1-2004г.

Фишман М.Н. «Мозговые механизмы внимания» ж.Дефектология, №2, 2004г.

Фотекова Т.А. «Состояние и динамика ВПФ у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития» ж.Дефектология, №1-2003г.

2

Выступления перед родителями на собраниях

3

Выступления на МО начальных классов и педагогических совещания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области по должности «учитель-логопед»

В данном  документе помещены критерии и  показатели  при  аттестации на  квалификационную категорию по  должности "учитель-логопед" общеобразовательных  учреждений....

Ответы на вопросы по аттестации на соответствие занимаемой должности блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда

Данный материал содержит примерные ответы на вопросы по аттестации    на соответствие занимаемой должности  блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда....

Помощь в прохождении аттестации: аналитическая справка результатов работы учителя-логопеда в классах с ОВЗ (ТНР)

Данный материал содержит помощь в прохождении аттестации логопедов.Логопедические занятия с учащимися  осуществляются учителем - логопедом     в соответствии с нормативными до...

Материалы из опыта работы учителя-логопеда

В рамках внеурочной деятельности учителем-логопедом и учителем физической культуры организуются и проводятся спортивно-логопедические занятий для обучающихся с особыми возможностями здоровья. Все заня...

Материалы для аттестации. Мониторинг проверки письменной и устной речи, техники чтения учителем - логопедом.

Мониторинг письменной и устной речи, техники чтения в начале и конце учебного года....

Самоанализ деятельности учителя - логопеда для прохождения аттестации на высшую категорию.

Работа содержит достижения моих учеников, описание моей работы, цели и задачи....

«Копилка игр и заданий для коррекции устной и письменной речи» публикация в сборнике методических материалов для учителей- дефектологов и учителей-логопедов общеобразовательных учреждений города Тулуна «От идей к практике» Выпуск № 3 г. Тулун,

Обучение навыкам чтения и письма обучающихся по основной общеобразовательной программе имеет свои сложности, а обучение детей с ограниченными возможностями здоровья тем более, и является наибол...