Материалы к аттестации учителя-логопеда
материал по логопедии по теме
Все, кто работает в школе знает,как непросто подготовить документацию к аттестации. Изменяются требования, профессионально растут и сами педагоги. Если кому-то пригодится-буду рада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_attestacii_uchitelja-logopeda_mou_luchan1.doc | 205.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед
Пыжик Т.Е.
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ
Ф.И.О. Пыжик Татьяна Егоровна
Занимаемая должность :заместитель директора по воспитательной работе
Дата назначения на должность : 19.09.91г. пр.РОНО №93 п.8 от 02.09.91г.
Место работы: Лучановская средняя общеобразовательная школа
Педагогический стаж: 28 лет
В должности заместителя директора по воспитательной работе: 8 лет
Образованнее: высшее
Томский государственный педагогический институт
Специальность: русский язык и литература
Квалификация: учитель средней школы
Диплом ШВ №114465
Специальное образование:
Московский государственный открытый педагогический университет
Специальность: олигофренопедагог
Квалификация: олигофренопедагог, учитель-логопед, педагог-реабилитолог
Диплом БВС № 0732678
В должности учителя-логопеда 18 лет
План прохождения предыдущеё аттестации в 2007г
дата | Вид деятельности | аудитория |
В течение года | Выступления на педагогических совещаниях | учителя |
Август Декабрь май | Выступление перед родителями первоклассников | родители |
Апрель май | Открытые уроки 1, 2 классах | учителя начальных классов, родители |
Апрель май | Выступление на МО начальных классов по теме: Коррекция развития школьников в процессе обучения | Учителя нач. классов |
В течение года | Выступление на родительских собрания | Родители будущих первоклассников |
В течение года | Участие в районном МО заместителей директоров ВР Томского района | Зам. Директоров по ВР |
1 раз в четерть | Выступления на педагогических советах | учителя |
Информация о методической работе и работе по обобщению и распространению опыта учителя-логопеда Лучановской СОШ Пыжик Т.Е.
год | Содержание работы | аудитория |
2002 | Итоги логопедического обследования обучающихся | Родители учащихся 1 класса |
2002 | Итоги занятий на школьном логопункте | Родители учащихся 1-4 классов |
2002 | Посещение и последующий анализ уроков письма и чтения в 1-4 классах | учителя |
2003 | Итоги обследования, Комплектование групп | Родители учащихся 1 класса |
2003 2р/год | Проверка техники чтения в 1-4 классах | учащиеся |
2004 | Зачисление первоклассников на школьный логопункт | Родители учащихся 1 класса |
2004 г. | Курсовая подготовка вТОИПКПРО по теме: «Организация медико-психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии» | |
2004 | Выступление на районном научно-практическом семинаре. Публикация статьи «Оказание помощи заикающимся школьникам» в сборнике. | Учителя-логопеды Томского района |
2005 | Цели и задачи работы школьного логопункта | МО учителей начальных классов |
2006 | Обмен опытом работы по подготовке детей к школе с воспитателями Лучановского д/с | Воспитатели старшей группы д/сада с.Лучанова |
2006 | Организация логозанятий в Лучановском ДОУ | Дети 4,5-6 лет, родители |
Динамика результативности работы учителя-логопеда
За три года
2002-2003 учебный год | 2003-2004 учебный год | 2004-2005 учебный год | |||||||
ОНР | ЗПР | У/О | ОНР | ЗПР | У/О | ОНР | ЗПР | У/О | |
Русский язык | |||||||||
Абсолютная успеваемость | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Качественная успеваемость | 23% | 14% | 0 | 32% | 5% | 0% | 14% | 5 % | 0 % |
Чтение | |||||||||
Абсолютная успеваемость | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Качественная успеваемость | 19% | 23 % | 0% | 33% | 23 % | 0% | 10 % | 22 % | 0% |
Сводная таблица
Контингент учащихся для занятий с логопедом | ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР | ФФН и нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН | ЗПР | Умственно отсталые | По учебным годам | Итого | ||||
Принято логопедом | ||||||||||
10 | - | 9 | 1 | 2002-2003 | 20 | |||||
1 | - | 9 | 1 | 2003-2004 | 11 | |||||
3 | -2 | 4 | 1 | 2004-2005 | 10 | |||||
Выпущено | ||||||||||
2 | 4 | 3 | 1 | 2002-2003 | 10 | |||||
- | - | 5 | 1 | 2003-2004 | 6 | |||||
- | - | 3 | 1 | 2004-2005 | 4 | |||||
Оставлено для продолжения коррекционной работы | ||||||||||
5 | - | 15 | 1 | 2002-2003 | 10 | |||||
- | - | 3 | 1 | 2003-2004 | 4 | |||||
3 | - | 3 | - | 2004-2005 | 6 | |||||
Выбыло | ||||||||||
- | - | - | 1 | 2002-2003 | - | |||||
- | - | 1 | - | 2003-2004 | 1 | |||||
- | - | - | - | 2004-2005 | - |
Самоанализ работы учителя-логопеда
Логопедический пункт на базе МОУ Лучановская СОШ создан 11 лет назад в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ. На протяжении всего времени я работаю здесь в должности учителя-логопеда. В своей работе руководствуюсь следующими нормативными документами:
- Законом РФ об образовании
- Федеральным Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
- Конвенциями « О правах ребёнка». «О правах инвалидов», «О правах умственно-отсталых людей»
- Положением о логопунктах при общеобразовательных школах
- Инструктивно-методическим письмом Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. «О работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных заведениях» , Москва, 1996 год.
- Инструктивным письмом Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2.
Исходя из вышеназванных документов, основными задачами логопункта являются: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении общеобразовательных программ; разъяснение специальных коррекционных знаний по логопедии среди педагогов, родителей
А значит цель работы учителя-логопеда : подготовить ребёнка к усвоению школьной программы, а окружающих его взрослых людей научить быть помощниками в преодолении возникающих трудностей.
Для достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:
- Диагностика уровня речевого развития детей
- Комплектование логопедических групп
- Организация коррекционной деятельности исходя из особенностей развития ребёнка
- Сотрудничество с педагогами, родителями обучающихся
Основные задачи, определяющие направления деятельности:
- Диагностическая
- Организационная
- Консультативно-просветительская
- Коррекционная
- Лечебно-профилактическая
- Методическая
С сентября 2002 года школьным логопунктом оказана помощь мною, как учителем-логопедом 32 учащимся нашей школы. В 2002-2003 у.г. я работала на ставку логопеда и у меня занималось 26 учащихся 1-4 классов. С 2003-2004 у.г. в школе работают 2 учителя-логопеда по 0.5 ставки. Связано это с производственной необходимостью.
Работу свою считаю важной и необходимой, т.к. только1/3 детей. обучающихся в начальной школе, посещали детский сад. Говоря о местной специфике дошкольного образования хочется отметить , что 99% поступающих в 1 класс никогда не занимались у логопеда. Для логозанятий формирую группы исходя из структуры дефекта, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Расписание работы составляет завуч и оно согласуется с учителями начальных классов.
Диагностическая работа.
Ежегодно выявляются дети с нарушениями общего и речевого недоразвития,
отслеживается динамика общего и речевого развития учащихся, проводится логопедические обследования, вычерчивается логопедический профиль на основании диагностических данных. С 1 по 15 сентября каждого учебного года проводится обследование устной и письменной речи учащихся, которые имеют трудности в обучении из числа обучающихся 1-4 классов. В процессе занятий изучается состояние неречевых процессов (мышления, памяти, воображения, творческих способностей, умения ориентироваться в пространстве и времени), уровня сформированности устной речи и учебных навыков. Изучение ведётся путём обследования, наблюдения, тестирования. В конце мая проходит смотр знаний, умений, навыков обучающихся на школьном логопункте. Таким образом, диагностируется степень обученности учащихся, посещавших логопункт.
Итоги представлены в приложении.
Отдельно хочется сказать о том, что на протяжении ряда лет ведётся работа по созданию адаптационной площадки по преемственности в обучении между д/садом и школой. Конечно, существуют и проблемы, которые решаем совместно, возникают и трудности. Но находятся пути решения через совместную деятельность.
По желанию родителей и по договорённости с Лучановским ДОУ проходит изучение общего и речевого развития дошкольников, поступающих в школу . Правильно организованная диагностическая работа позволяет мне спланировать работу на год, сформировать логогруппы.
Консультационно-просветительская деятельность
Целью консультативной работы я считаю создание предпосылок на совместную деятельность педагогов, воспитателей ДОУ, родителей; формирование у них системы знаний об особенностях работы с детьми-логопатами. Главной задачей своей работы я считаю раннее выявление детей с речевой патологией, своевременное предупреждение и преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников и младших школьников, пропаганду логопедических знаний среди работников ДОУ с. Лучанова и родителей дошкольников. По договорённости с заведующей д/садом Янголенко Г.Н. и воспитателем старшей группы д/сада Васько З.В. на базе д/сада 1 раз в неделю (по пятницам) проходят логозанятия с детьми 4,5-6 лет. ДОУ приобретены индивидуальные зеркала, шпатели, родители завели тетради для домашней работы. Большую помощь в этой работе мне оказывает учитель-логопед Богашёвского ДОУ Кожегачева В.И.
В течение недели воспитатели закрепляют те навыки артикуляции, которые были получены детьми на занятиях. Конечно, этого недостаточно, но в любом случае это первый шаг навстречу проблеме. После занятий встречаюсь с родителями, предлагаю при необходимости посетить детского невролога при Лоскутовской ЦРБ или рекомендую посетить в МППЦ детского психоневролога Рыженкову Н.П.
При более выраженных проблемах , предлагаю индивидуальные занятия на базе школьного логопункта. Родители заинтересованы в таком сотрудничестве, идут навстречу, откликаются на просьбы и предложения.
Консультации для педагогов школы провожу по мере возникновения проблем. Для родителей определён консультативный день- суббота. Особенно в тесном контакте работаю всегда с учителями и родителями 1 класса. В результате совместной деятельности систематизируются знания об особенностях работы с детьми-логопатами. На совещаниях учителей, на педагогических советах школы , на общешкольных и классных родительских собраниях выступаю с разъяснениями, рекомендациями по поводу трудностей в обучении учащихся разных категорий .Разрабатываю и распространяю информационные листовки как для классных руководителей, так и для учителей предметников с рекомендациями в осуществлении индивидуального подхода с учётом структуры дефекта, особенностей речевого развития, психологических и возрастных особенностей обучающихся. Таким образом, консультативная работа обусловлена запросами родителей и учителей и теми проблемами и трудностями, которые возникают в процессе образовательной деятельности.
Консультативный блок представлен мероприятиями, которые я провела с родителями и педагогами за 3 года в виде таблицы.
Организационная работа
Это один из важнейших блоков, позволяющий организовать работу продуктивно. Расписание составляет завуч школы, согласуется с учителями начальных классов. Для логопункта выделен кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. В текущем учебном году школой приобретены наглядные и дидактические материалы. Логопедический кабинет оснащён специальным оборудованием согласно приложению №5 к инструктивному письму Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. №2.
Комплектование групп происходит с учётом трудностей учеников. Обязательно зачисляю на логопункт детей, прибывающих в школу течение учебного года. Детей на занятия беру с уроков чтения, или после уроков. Наиболее эффективны занятия, проводимые в урочное время, т.к. это позволяет избежать перегрузки ребёнка. Практика показала, что попытка охватить 100% нуждающихся в логопедической помощи не позволяет достигать нужного результата, поэтому при отборе детей для занятий исхожу из сложности дефекта, в первую очередь занимаются дети с задержкой психического развития и первоклассники с нарушенным звукопроизношением. Других же детей беру на занятия по мере возможности или на место временно отсутствующего ребёнка.
В настоящее время я веду занятия в трёх группах: 2 и 1 классов. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий -20 минут. Веду следующую документацию: речевые карты, журнал, план работы по группам, составляю цифровые отчёты на конец учебного года. (см. приложение)
Вывод: своевременное решение возникающих трудностей помогает продуктивной работе и рациональной организации деятельности учителя-логопеда.
Коррекционная работа.
Основными задачами логопеда является:
- Коррекция устной речи
- Предупреждение дисграфических ошибок
Данные задачи решались на фронтальных занятиях, индивидуальных и подгрупповых, на консультациях для педагогов, родителей. Спецификой работы на нашем школьном логопункте является тот факт, что основная масса поступающих в школу детей имеют нарушения звукопроизношения и до школы у логопеда не занимались. Поэтому часто возникают трудности у этой категории детей при изучении букв и овладении чтением В конце учебного года положительная динамика есть у всех детей-логопатов. Особенно хочется сказать о Плотниковой Свете, ученице 7 класса. В 1 классе девочке поставлен диагноз ЗПР церебрально-органического генеза. С мамой проведена работа о необходимости медикаментозного лечения. С 1 по 4 класс девочку пролечивали 2 раза в год.. Результат: ребёнок обучается по всем предметам на «4и5».
Согласно расписанию провожу индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения и групповые по коррекции общего и речевого недоразвития (3 раза в неделю ). Консультативный час использую для проведения занятий в д/саду, для индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста на базе школы.
Планируя работу, включаю в занятия упражнения на развитие неречевых функций: внимания, мышления, памяти, воображения, развиваю умение ориентироваться в пространстве и времени.
Думается, что учителя в нашем лице находят поддержку в обучении детей, имеющих определённые трудности.
Результатом работы считаю тот факт, что дети выпускаются с логопункта с развитой мелкой моторикой, имеют навыки самоконтроля, взаимодействия. Детям прививается навык доводить начатое дело до конца. Большинство выпускников логопункта умеют правильно произносить и различать фонемы.
В своей работе использую методики Садовниковой И.Н. и Ефименковой Л.Н. т.к. в них предлагается обучение от простого к сложному, они способствуют подготовке детей к восприятию программного материала, соответствуют возрастным возможностям обучающихся.Также пользуюсь элементами методик Коноваленеко В.В., Триггер-Владимировой, Кобзарёвой Л.Г.
Если говорить о том, чему учило МО учителей-логопедов Томского района, то в первую очередь хотелось бы сказать об особой атмосфере взаимопомощи и поддержки, возможности личностного профессионального роста. Особую благодарность и признательность хочется выразить нашему любимому наставнику и замечательному человеку Клишиной Наталье Николаевне . Болтовской Вере Николаевне, Смолянской Тамаре Васильевне слова признательности и уважения. Эти удивительные люди многим дали путёвку в жизнь!!! Спасибо ВАМ!
Методическая работа
Тема по самообразованию: Коррекция развития школьников в процессе обучения «Ученик должен учиться победно» Шаталов В.Ф.
Цель: Создание эффективной коррекционной работы с детьми, страдающими недоразвитием речи, с учётом ориентации на умственное развитие детей.
Задачи:
- Выяснение затруднений ребёнка, причины и время их возникновения, на каком этапе обучения усилились, какова структура отклонений
- Определение сохранных качеств ребёнка
- Раскрытие творческого потенциала ребёнка. Усиление заложенных в нём возможностей.
- Стимулирование активности, самостоятельности, ответственности.
Над этой темой я работаю третий год.
Чем занималась:
1 | Изучение литературы, методик .Кобзарёва Л.Г., Резунова М.П.. Юшина Г.Н. «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР» Мельникова И.И.»Развитие речи детей 7-10 лет Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Локалова Н.П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику» Грибова О.Е. «Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования» ж. Дефектология,№2-2004 год Ульенкова У В. «Особенности личностной тревожности младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях» ж.Дефектология, №1-2004г. Фишман М.Н. «Мозговые механизмы внимания» ж.Дефектология, №2, 2004г. Фотекова Т.А. «Состояние и динамика ВПФ у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития» ж.Дефектология, №1-2003г. |
2 | Выступления перед родителями на собраниях |
3 | Выступления на МО начальных классов и педагогических совещания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области по должности «учитель-логопед»
В данном документе помещены критерии и показатели при аттестации на квалификационную категорию по должности "учитель-логопед" общеобразовательных учреждений....
Ответы на вопросы по аттестации на соответствие занимаемой должности блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда
Данный материал содержит примерные ответы на вопросы по аттестации на соответствие занимаемой должности блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда....
Помощь в прохождении аттестации: аналитическая справка результатов работы учителя-логопеда в классах с ОВЗ (ТНР)
Данный материал содержит помощь в прохождении аттестации логопедов.Логопедические занятия с учащимися осуществляются учителем - логопедом в соответствии с нормативными до...
Материалы из опыта работы учителя-логопеда
В рамках внеурочной деятельности учителем-логопедом и учителем физической культуры организуются и проводятся спортивно-логопедические занятий для обучающихся с особыми возможностями здоровья. Все заня...
Материалы для аттестации. Мониторинг проверки письменной и устной речи, техники чтения учителем - логопедом.
Мониторинг письменной и устной речи, техники чтения в начале и конце учебного года....
Самоанализ деятельности учителя - логопеда для прохождения аттестации на высшую категорию.
Работа содержит достижения моих учеников, описание моей работы, цели и задачи....
«Копилка игр и заданий для коррекции устной и письменной речи» публикация в сборнике методических материалов для учителей- дефектологов и учителей-логопедов общеобразовательных учреждений города Тулуна «От идей к практике» Выпуск № 3 г. Тулун,
Обучение навыкам чтения и письма обучающихся по основной общеобразовательной программе имеет свои сложности, а обучение детей с ограниченными возможностями здоровья тем более, и является наибол...