логопедическое занятие " Дифференциация строчных рукописных букв о-а в слогах, словах, предложениях"
план-конспект занятия (4 класс)
Конспект логопедического занятия может использоваться в работе учителей-логопедов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka_po_belozersku.docx | 222.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по коррекции оптической дисграфии в 4 классе.
Федотова Инна Павловна, Вологодская область, г. Белозерск, МОУ «Белозерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», учитель-логопед.
ТЕМА: « Дифференциация строчных рукописных букв О-А в слогах, словах, предложениях»
Цель: Дифференциация строчных рукописных букв О-А в слогах, словах, предложениях.
ЗАДАЧИ:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-Учить сравнивать буквы а-о по начертанию.
-Учить дифференциации букв а-о в слогах, словах, предложениях.
-Обучение конструированию и анализу предложений.
- КОРРЕКЦИОННО—РАЗВИВАЮЩИЕ:
-Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
-Уточнить представления об артикуляционном укладе звуков.
-Развивать фонематический слух.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Сформировать представление о связи звука и буквы.
-Развитие памяти, внимания, мышления.
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: -Формировать положительную мотивацию на занятии. -Воспитывать самоконтроль за речью.
-Прививать любовь к родному городу.
Оборудование:
-Схемы, сигнальные карточки, зеркала.
-Контейнер с песком, проволока.
-Фотографии с видом Белозерска.
-компьютер.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 Организационный момент:
-Правило занятия: Внимательно слушай, другим не мешай, запомни, что слышал и сам повторяй.
- Какой месяц? День недели? Число? Время года?
-Произношение слова « осень» с разной интонацией.
- Сядут те ученики, которые придумают слово, начинающееся со звука [а].
-Речевая разминка: Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:
Осиновый а-а-а, берёзовый о-о-о
Давайте повторим, как говорит осиновый листок……, берёзовый листок? (ответы детей)
Сегодня мы с вами будем заниматься со звуками и буквами О-А ( выставляются буквы), а куда мы сегодня отправимся, увидим на экране компьютера.
2 Основная часть:
Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось? ( ответы детей)
Сегодня мы отправимся на прогулку по нашему городу, который отметил недавно свой юбилей и стал очень красивым. Мы не только будем гулять по городу, но и будем выполнять задания, которые приготовили буквы.
А сейчас послушайте сказку о буквах- сестричках (логопед читает сказку)
И так отправляемся на прогулку вместе с нашими буквами.
- Смотрите, что это? Это на дороге рассыпались наши буквы. Давайте соберём буквы. Но мы знаем, что у каждой буквы есть звук.
- Сравним артикуляцию звуков [ о-а] ( Приложение 1)
-А теперь возвращаемся к нашим буквам и соберём их. Собираем букву А. Возьмём проволоку какого цвета? Синюю или красную? ( ответы детей). Собираем букву О. Какой элемент одинаковый у букв? Каким элементом отличаются? (ответы детей)
- Давайте напишем буквы пальчиками в воздухе и на песке . Буква О состоит из одного овала. Буква А состоит из овала и палочки с закруглением.
- Подпишем число в тетрадях и напишем буквы.
- Отправляемся дальше .Что это? ( ответы детей) Правильно, это дорожные знаки. На нашем пути они встретились не просто так. Если мы справимся с заданием, которые приготовили наши буквы, мы пойдём гулять по городу дальше. Посмотрите, на какие геометрические фигуры похожи знаки.
( ответы детей). На круг и треугольник.
-Посмотрите на печатные буквы О-А. Какую букву нашего занятия напоминает треугольник? круг? ( ответы детей)
-Расшифруйте слоги: треугольник –буква А, круг- буква О. ( Проверка по компьютеру)
-Отправляемся в детский парк. Посмотрите, какой он стал красивый! А здесь наши буквы-сестрички рассыпали слова. Если вы правильно составите слова, то на экране появятся картинки с изображением детских аттракционов, находящихся в нашем парке.
-Слова: бабочка, горка, качель, песочница. Слова запишем в тетрадь. Подчеркнём буквы. Каким цветом подчеркнём буквы? Почему? ( ответы детей) Буква А состоит из 2 элементов-подчеркнём двумя чертами, а букву О- одной чертой.
Физкультминутка.
-В парке поиграли, отправляемся дальше. Давайте отдохнём. Я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной движения.
Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать:
Озеро-раз, площадь-два, три –красавица ладья, а четыре-парк красивый, пять –гуляю по мосту, шесть-на вал я захожу, на красоту всю погляжу.( детям демонстрируются фотографии города)
-Чтобы дальше продолжить путешествие, нужно выполнить задание, которое приготовили буквы-сестрички. Куда мы с вами зашли? ( На вал) Тут наши буквы стали спорить. Букве О захотелось встать в слово ВАЛ. Давайте посмотрим, что произойдёт? ВАЛ-ВОЛ. Кто такой вол? (это бык, который используется в с/х для тяжёлых работ) Мы заменили в слове одну букву, а поменялось всё значение слова. Мы идём гулять на вал и продолжим выполнять задание: в словах нужно поменять букву А на букву О и наоборот.
Слова: сам-сом, почка-пачка, полки-палки, точка-тачка( проверка по компьютеру) Запись слов в тетрадь. Буквы подчеркнуть.
-Давайте немножко отдохнём. Закроем глаза. Звучит музыка (шум прибоя). Откройте глаза и посмотрите, куда мы пришли? ( на Белое озеро). Для чего мы ходим на озеро? ( ответы детей)
Работа с деформированным предложением.
- Мы с вами будем ловить рыбу. Посмотрим, кто какую рыбу поймал. Каждый выберет ведро с цифрой ( на экране компьютера) и возьмёт карточки с такой же цифрой. На карточке написаны слова, из которых нужно составить предложение ( проверка по компьютеру)
1 Белозерск расположен на берегу Белого озера.
2 Мой город самый красивый.
3 Мы любим наш Белозерск.
Прочитаем, что у нас получилось? Рассказ. Дети читают полностью рассказ.
-Наши буквы стали опять спорить, кому в какое слово встать, давайте разрешим спор и поставим наших сестричек по местам ( детям даётся предложение с пропущенными буквами О-А из текста)
-А теперь поменяемся тетрадями и оценим работу товарища ( для контроля на экране появляется текст)
3 Итог занятия.
-Какие буквы учились различать в слогах, словах, предложениях?
Встанут те ученики, в чьих именах и фамилиях есть звук (а).
Список использованной литературы:
1 Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии.
2 Мазанова Е.В. Альбом по коррекции оптической дисграфии.
3.Ожегов С.И. Толковый словарь. – Оникс, 2010.
4 Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.
5 Яндекс. Картинки.
Приложение 1
.
2 Основная часть.
Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось?
Но сначала послушайте сказку о буквах- сестричках. ( Логопед читает сказку)
И так отправляемся на прогулку вместе с нашими буквами.
Смотрите, что это? Это на дороге рассыпались наши буквы. Давайте соберем буквы. Но мы знаем, что у каждой буквы есть звук. Сравним артикуляцию звуков о-а . ( по табличке) А теперь возвращаемся к нашим буквам и соберем их.
Собираем букву а. Возьмем проволоку какого цвета? Синюю или красную? Красную.
Собираем букву о. Какой элемент одинаковый? Каким элементом отличаются? ( полочкой с закруглением) Молодцы! Буквы собрали.
Давайте в воздухе напишем эти буквы. Буква О состоит из одного овала. Напишем на песочке. Буква А состоит из овала и палочки с закруглением. А сейчас подпишем в тетрадях число и напишем буквы в тетради.
Отправляемся дальш е. Что это? Это дорожные знаки. На нашем пути они встретились не просто так. Если мы справимся с заданием , которые приготовили наши буквы, мы пойдем дальше. Посмотрите, на какие геометрические фигуры похожи знаки. На круг и треугольник.
Треугольник какую букву напоминает из наших букв? О –какую букву напоминает?
- Ребята, нужно расшифровать слоги.
Треугольник- буква А, круг- буква О.
Проверка по компьютеру.
Ас, он, ба, шо, ра, ов.
Дальше отправляемся в детский парк. Посмотрите, какой он стал красивый! А тут наши буквы-сестрички рассыпали слова. Нужно из слогов
составить слова. Если слова составлены правильно, то на экране появятся картинки с изображением детских аттракционов, находящихся в нашем парке.
1 бабочка
- горка
3 качель
4 песочница
Слова: бабочка, горка, качель, песочница. Слова запишем в тетрадь.Подчеркнем наши буквы. Каким цветом будем подчеркивать буквы? Почему? Буква А состоит из 2 элементов- двумя чертами, а букву О –одной чертой. Проверили по компьютеру.
В парке поиграли, отправляемся дальше.
- Физкультминутка. А сейчас встанем, продолжим прогулку и будем узнавать знакомые места. Я произношу слова , а вы повторяйте за мной движения.
Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать
Озеро-раз, площадь –два, три- красавица ладья.
А четыре - парк красивый, пять-гуляю по мосту, Шесть -на вал я захожу на красоту всю погляжу.
- Чтобы дальше продолжить путешествие, нужно выполнить задание , которое приготовили наши буквы- сестрички.
Куда мы только что с вами зашли? На вал. Тут наши буквы стали спорить. Сестричке О захотелось встать в слово Вал. Давайте посмотрим , что произойдет?
ВАЛ-ВОЛ
Кто такой вол? Это бык, который используется в с\х для тяжелых работ.
Мы заменили в слове одну букву, а поменялось все значение слова.
Мы отправляемся на вал и продолжим выполнять задание.
Сам-сом, почка-пачка, полки-палки, точка-тачка.
А сейчас проверим правильно ли вы поняли значения слов- составим предложения.
Пары слов записать в тетрадь. Проверка .Подчеркнуть букву а –двумя чертами, букву о-одной чертой.
- А сейчас немножко отдохнем. Закроем глаза. Звучит музыка.
Как вы думаете, куда мы с вами пришли? ( на озеро)
Для чего мы ходим но озеро? ( купаться, рыбу ловить)
Мы с вами тоже будем ловить. Посмотрим, кто какую рыбу поймал. Каждый выберет ведро с цифрой и возьмет карточки с такой же цифрой.
Составление предложений из слов.
1 Белозерск расположен на берегу Белого озера.
2 Мой город самый красивый.
3 Мы любим наш Белозерск.
Что у нас получилось? Рассказ. Давайте прочитаем полностью рассказ. А наши буквы –сестрички опять стали спорить, кому в какое слово встать, давайте разрешим спор и поставим наших сестричек по местам. Разберем одно предложение. А Игорь спишет и подчеркнет буквы О-А.
А теперь поменяемся тетрадями и оценим работу товарища. А для контроля появится текст.
Как ты думаешь, Леша справился с заданием или нет?
Игорь ,сколько букв А ты вставил в последнем предложении? Сколько О? В каком слове ?
Пришла пора возвращаться домой. Мы очень устали, а на чем мы вернемся домой, вы должны отгадать, составив из букв слово. Вот мы и вернулись с прогулки.
- ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- какие учились различать на письме буквы?
- встанут те ученики, в чьих именах и фамилиях есть звук а.
Я показала вводное занятие по теме: « Дифференциация строчных букв а-о в слогах, словах, предложениях». Тема была выбрана исходя из того, что не получается у ребят.
Основной целью занятия являлась дифференциация рукописных букв а-о на письме.
Следуя принципам системности, последовательности, комплексности я выбираю формы общения через диалог, игровую форму, охватываю и фонетику, и лексику, и грамматику и неречевые процессы.
Материал выбран посильный с тщательной дозировкой, на занятии была частая смена видов деятельности,
СПАСИБО ЗА РАБОТУ
НА ЗАНЯТИИ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация Ч – Ш в слогах, словах, предложениях и тексте».
Учить детей различать звуки Ч-Щ...
Презентация к логопедическому занятию «В гостях у Тигрёнка и Дракоши. Дифференциация звуков [с], [ш] , букв с, ш в слогах, словах, предложениях».
Презентация к логопедическому практикуму представляет собой электронный план проведения данного занятия....
Конспект логопедического занятия "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв и-у в слогах, словах".
Конспект сопровождается презентацией для интерактивной доски....
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1. Развитие зрительно-пространственных представле...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация ж-ш в слогах, словах, предложениях"
Занятие рассчитано на детей логопедической группы школы VIII вида....
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация ж-ш в слогах, словах, предложениях"
Занятие рассчитано на учащихся 4 класса логопедической группы....
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях»
Конспект логопедического занятия. Цель занятия: закрепить у учащихся умение различать звуки С и Ш в устной и письменной речи....