Зимующие птицы.Обобщающее занятие-праздник
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме
Обобщающее занятие-праздник для обучающихся 1-2 классов специальной коррекционной школы VIIIвида направлено на закрепление знаний о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, условиях обитания. В ходе занятия проводится работа по развитию умения точно характеризовать предмет, опираясь на схему и план, развитию общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, активизации внимания и памяти детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_prazdnik_zimuyushchie_pticy.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающее занятие-праздник
(для учащихся 1-2 классов)
Тема: Зимующие птицы.
Цели:
- Закрепление знаний о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, условиях обитания.
- Развивать умение точно характеризовать предмет, опираясь на схему и план. Развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве; активизировать внимание и память детей. Работать над развитием интонационной стороны речи.
- Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к окружающему миру.
Оборудование:
- Прутики, оформленные в виде деревьев покрытых снегом. На деревьях закреплены муляжи птиц из папье-маше.
- Ёлка, украшенная шишками, на ветке ёлки клёст.
- Кормушка.
- Коробочка с семечками и крылатками клёна.
- Картинка с изображением синицы и снегиря.
- Сигнальные карточки и таблички для составления описания.
- Фонограмма музыки Г. Свиридова «Метель».
Содержание занятия:
(Снежинки кружатся под музыку. Танцуют, потом читают стихи.)
1-я снежинка:
Ночью ветер волком выл. И по крыше палкой бил. Утром глянули в окно, Там волшебное кино.
2-я снежинка:
Раскатала белый холст, Набросала светлых звёзд. И папахи на дома Нахлобучила зима.
В. Фетисов.
Логопед:
Здравствуй лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь и что за птица? Всё открой не утаи. Ты же видишь – мы свои!
- Сегодня я всех приглашаю на прогулку по зимнему лесу. Ой, Сколько здесь следов на тропинках! Попробуем угадать, чьи это следы? Как будто палочками снег исчиркан.
(Рассматриваем птичьи следы, нарисованные на полу мелом.)
- Интересно, куда они нас приведут?
(Приходят к кормушке.)
- О, да это птичья столовая! Ребята смастерили кормушку, повесили её на дерево и приносят сюда угощение. Для чего они это делают? - Что страшнее для птиц зимой, голод или холод? (Голод.)
Логопед:
- Правильно, у зверей и птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам растекается тепло. Под кожей жирок лучшая подкладка под теплую шубку. Сквозь пух и перья мороз пройдёт, а жир под кожей никакая стужа не прошибёт. Если бы пищи было вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её – пищу? - Легко зимой птичкам искать корм? Почему? - Мы должны птичкам помочь. А как помочь, расскажут ребята, которые учили про это стихи. А все остальные тихонько сядут на пенёчки и послушают.
(Дети читают стихи.)
- Вейтесь русые стружки, Мы встречаем зиму. Смастерили кормушки, Угадайте, кому?
- Кто летает как мячик, Мячик серенький мой? Наше дело ребячье – Уберечь их зимой.
- Пуховые подушки На осинах белы Сыпьте зёрна в кормушки, Ставьте корм на столы.
- А они вам за это, Зорко сад сторожа, От вредителей летом Сберегут урожай.
Логопед:
- Если в лесу хорошо уродилась рябина, то и зимой ягоды висят большими красными гроздьями. Рябину очень любят …(Свиристели.) - Покажите эту птичку. (Дети показывают.) - Какого цвета пёрышки у свиристеля? ( Рыжевато-розовые.) - Какого цвета крылья? (Крылья чёрные с жёлтой полоской.) - Чем украшена голова? (Красным хохолком.) - Как поёт свиристель? (Свиристит, т.е. издаёт свист и как бы чуть-чуть шипит.) - За эту немудрёную песенку их и назвали свиристелями.
Логопед:
- Может наведаться в птичью столовую и совсем редкий гость – дятел.
(Выходят дети в костюмах лисы и сороки.)
Лиса: А что здесь вредитель делает?
Сорока: Уселся тут! Кыш – кыш! Не кормите его, ребята!
Логопед: Почему это не кормить?
Лиса: Он деревья портит!
Сорока: Да, да, да! Я сама видела, как он берёзку долбил: раз, раз! А сок так и брызжет. Продолбил дырку, а из дырки сок закапал. Дятел языком сок слизывал. Вредный сладкоежка!
Логопед: Так это, поди, весной было?
Сорока: Да, весной. Я ещё помню, муравьи только проснулись.
Логопед: Так ведь дятел муравьёв от смерти спас. За зиму отощали муравьи, а Дятел напоил их целебным соком. Не будь берёзового сока – погибли бы они. Значит дятел не враг, а друг леса.
Лиса: А я ещё видела, как дятел на сосну перелетел, да вдруг и провалился в неё. Там дупло такое, что и хвоста не видно!
Логопед: Да не трещите вы, поразмыслите лучше, выдолбил дупло – плохо, не выдолбил – ещё хуже.
Лиса: А это почему?
Логопед: Ну, во-первых, из-под коры дятел достаёт жуков – короедов, которые точат дерево. Во-вторых, не будь дупла – куда поселятся синицы, вертишейки? Где им от метели спасаться? Попробуйте им сказать, что дятел – враг леса! Запищат сердито, закричат!
Сорока: А мы этого не знали.
Логопед: Теперь знайте, что дятел – друг леса. Не надо отгонять его от кормушки.
(Логопед выносит коробочку с семечками и крылатками клёна.)
Логопед: Ребята, я приготовила угощение для птичек: синичкам – семечки, снегирям – крылатки клёна. А проказница – сорока смешала семечки и крылатки. Помогите мне перебрать.
(Дети делятся на две команды и перебирают корм: кто быстрее.)
Логопед: А теперь давайте угостим птичек.
(Логопед подходит к ёлке.)
Логопед:
-Ребята, посмотрите, кто там на ёлке? (Клёст.) - Почему эту птичку назвали клёст? (За песенку: « Клё – клё».) - Какая окраска перьев у клеста? (Рыжеватая, коричневая.) - Клестов не спутаешь с другими птицами. Почему? (У клестов необычный клюв похожий на щипцы.) - Зачем клесту такой клюв? (Удобно доставать семена из шишек.) - В какое время года клёст может выводить птенцов? (Зимой.) - На каком дереве строит гнездо? Почему? (На ёлке, на сосне. Строит его так, чтобы над гнездом была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта «крыша» защищает птенцов от снега.)
Логопед: - А вот ещё один гость в нашу «птичью столовую» пожаловал.
Чик – чирик ! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей.)
А тут и сорока к нему заявилась.
(Выходят воробей и сорока. Дети исполняют сценку.)
Сорока:
Дома ль кум воробей?
Воробей:
Дома.
Сорока:
Что ты делаешь?
Воробей:
Болен лежу.
Сорока:
А что у тебя болит?
Воробей:
Болят плечики.
Сорока:
Возьми травку – гречку, Попарь свои плечики.
Воробей:
Парил, сорока, парил. Меня пар не берёт, Только сердцу придаёт.
Сорока:
-Чем же тебе помочь?
Воробей:
- Не знаю, кумушка, не знаю, голубушка.
Логопед: А я придумала! Кум – воробей, отгадай загадки и будешь здоров. А вы, ребята, помогайте дружно руки поднимайте.
- Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой – Всё равно он будет мой. (Дятел.)
- Зимой на ветках яблоки, Попробуй, собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это… (Снегири.)
- Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут её … (Сорока.)
Логопед: Ну что, кум – воробей, полегчало тебе?
Воробей: Полегчало.
Логопед: Долго мы с вами бродили по лесу. Замёрзли. Давайте погреемся, поиграем в игру «Дома ль кум – воробей?» Воробей у нас уже есть, давайте выберем кошку.
(Хором проговариваем считалку.)
Мы хотели полетать, Мы хотели поиграть. Воробьишко прилетел И тебе водить велел.
Ход игры: Дети встают в круг, держась за руки, хором спрашивают:
- Воробей, чего ты ждёшь? Хлебных крошек не клюёшь?
Воробей:
- Я давно увидел крошки, Да боюсь сердитой кошки.
(Воробей убегает, кошка его догоняет. Дети поднимают и опускают руки, пропуская воробья и мешая кошке.)
Логопед: - Согрелись? Ну что ж, наверное, пора возвращаться домой.
Подведение итога. - С кем мы сегодня встретились? - Как можно назвать всех этих птичек? Почему? - Как мы можем помочь птичкам пережить суровую зиму? - Чем мы можем угостить птичек?
Логопед:
До свиданья, зимний лес, Полный сказок и чудес. По заснеженной дорожке Побежали наши ножки.
(Дети уходят под музыку.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие «Праздник Пасха».
Религиозные праздники всегда занимали важное место в жизни народа. Приведённая разработка занятия создана на базе общеизвестного праздника народного календаря - Пасха. Структура разработки содержит ...
Методическая разработка с использованием мнемотехники, (к открытому занятию "Праздник для звука Р") 1 класс 7 вид
Конспект открытого логопедического занятия для учащихся 1 класса (7 вида). Тема: Праздник для звука «Р» Цели: • закрепление правильного произношения звука «р» в связной р...
Внеклассное занятие "Праздник чая"
На занятии дети знакомятся с историей чая, традицичми русского чаепития, правилами поведения за столом во время чаепития; вспоминают загадки, пословицы и частушки о чае....
Занятие Праздник по правилам дорожного движения "Мой друг Светофор". Презентация к празднику "Мой друг Светофор".
В современном городе движение весьма оживленное даже на небольших улицах. И без знаний правил дорожного движения в большом городе просто не выжить! Хорошо, если родители научат ребенка вест...
Проект занятия "Праздников Праздник"
Сегодня очень актуальна проблема духовно-нравственного воспитания школьников. Проект занятия «Праздников Праздник!» поможет ребятам при изучении вопросов связанных с историей и...
Открытое занятие по технологии. Конспект занятия: «Праздник Масленицы. Блины."
Тема раздела: «Кулинария».Тема занятия: «Блины. Праздник Масленицы».Цели: I. Образовательная: · познакомить учащихся с русскими народными обычаями...
Открытое воспитательное мероприятие на тему: «Праздник русского валенка» занятие – праздник
Цели и задачи: развитие познавательной активности, интеллекта, расширение кругозора, воспитание любви к Родине, родному краю, формирование интереса к истории России, развитие умения общаться в коллект...