Формы проведения логопедических занятий
план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме
В статье говориться о формах логопедических занятий, структуре, требованиях к проведению занятия. В Качестве примера предлагаю конспект логопедического занятия с группой учащихся 4 класса с дизорфографией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Формы проведения логопедических занятий.
Доронина Л.В
Учитель-логопед, логопункт ППМС Центр. Пермский край, г.Лысьва.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на поздних этапах – в усвоении программы. Это способствует формированию негативного отношения к учёбе, отрицательно влияет на внутреннее состояние школьника. Для оказания помощи этим учащимся школьные логопеды зачисляют их на специальные коррекционные занятия, основными задачами которых являются:
- Формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры .
- Развитие навыков звуко–слогового анализа и синтеза слов.
- Формирование лексико–грамматического строя речи.
- Совершенствование связной речи.
- Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.
Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные. В группу подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу парами или коллективно.
Индивидуальные занятия проводятся с одним ребёнком. Для этого разрабатываются индивидуальные программы с учётом структуры речевого дефекта конкретного учащегося и программы обучения школьного учреждения, а также содержания всех видов коррекционной работы.
Все типы логопедических занятий делятся на:
- Обучающие, целью которых является овладение новыми знаниями. На этих занятиях учащиеся накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем ведет к формированию понятий.
- Закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а так же систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей.
- Комбинированные занятия, целью которых является решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.
Традиционная структура логопедического занятия.
- Организационный момент.
- Повторение пройденного.
- Изложение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Обобщение изученного, подведение итогов.
Формируя структуру занятия в зависимости от поставленных коррекционных задач, логопед подбирает те или иные компоненты, как традиционные, так и творчески переработанные с учётом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
К логопедическому занятию предъявляются следующие требования:
- Четко формулировать тему и цель занятия.
- Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь, целенаправленность.
- Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.
- Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.
- Доступно формулировать инструкции по выполнению заданий.
- Использовать красочный наглядно - дидактический материал.
- Создавать эмоциональный фон занятия.
С целью повышения эффективности коррекционной работы логопедические занятия можно проводить в форме игры, викторины, имитации различных телепередач. На занятиях используется ТСО, нейропсихологические упражнения, элементы ЛФК (упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), гимнастические, артикуляционные и дыхательные упражнения. Занятия в классе могут сочетаться с экскурсиями. При их организации школьники с нарушениями речи должны чётко представлять цель и учебные задачи, которые реализуются по ходу изучения нового речевого материала. Для этого логопед должен дать предварительный план проведения наблюдения, а в ходе самой экскурсии так организовать рассматривание изучаемых объектов или явлений, чтобы это вызвало интерес у учащихся. Возможно проведение занятия логопедом и психологом. Такие занятия называются интегрированными. Хотя педагоги преследуют разные цели, но пути и способы их достижения оказываются общими. Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, «включение» всех типов анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического и тактильного. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов. Для подготовки к занятиям иногда дети получают задания предварительно. Например, подобрать картинки по определенной теме.
Предлагаем вашему вниманию в качестве примера традиционное логопедическое занятие с группой учащихся 4 класса, имеющих логопедическое заключение «дизорфография». Тема занятия «Синонимы». Для достижения целей занятия использовались различные средства: аудиозапись «зимняя буря» (аудиопособие «Из чего родилась музыка? Автор Тютюнникова Т.,изд-во: Весть-ТДА), иллюстрации с изображением вьюги, метели, бурана, толковый словарь (составитель Алабугина Ю.В.- изд-во «У-Фактория),карточки с текстом для индивидуальной работы, Учебник русского языка 1 кл( автор Репкин В.В. –Изд –во Томск: «Пеленг»,1997) рабочие тетради и цветные карандаши.
Нами были выбраны разнообразные методы и приемы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый. Постановка проблемных вопросов и обращение к прошлому опыту заставляла учащихся думать, предлагать разные варианты ответов на поставленные вопросы, а также побудить учащихся к умению самостоятельно добывать знания из разных источников. Ритмизированное, шепотное и громкое проговаривание способствует формированию грамотного письма. Тщательно спланированное сочетание методов, приёмов и средств позволили полностью реализовать поставленные цели, обеспечило высокую работоспособность, интерес, усвоение материала учащимися.
При поступлении на логопункт все учащиеся данной группы являлись неуспевающими по русскому языку, не справлялись с проверочными работами. На протяжение 3 месяцев при систематических занятиях 2 раза в неделю письменная речь ребят значительно улучшилась. Они справились с контрольной работой, получив оценку «удовлетворительно» и вышли успевающими за вторую четверть.
В заключение хочется сказать, что только последовательная и систематическая работа логопеда, требующая специальных знаний в области коррекционной педагогики, а также терпения и изобретательности может привести к положительному результату. Немаловажное значение имеет и своевременное обращение родителей и педагогов к специалисту.
Конспект занятия прилагается.
Литература.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – Санкт-Петербург, 2001г.
- Логопедия. Под ред. Профессора Волковой Л.С. – М.,1989г.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.,1999г
- Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. –М.: Просвещение ,1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как нестандартная форма проведения занятий
Такая форма проведения занятий значительно расширяет возможности логопедической работы, решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также сохраняет атмосферу непосредственн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/12/picture-128425-1523521057.jpg)
Занятие-закрепление по развитию речи в средней группе. Форма проведения игра «Поле Чудес». Тема «Животные».
данное занятие проведено в средней группе по развитию речи в форме игры"Поле Чудес". Цель занятия: закрепить умение детей составлять описытельные рассказы с помощью опорной схемы. На занятии дет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-360602-1411196990.jpg)
Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения занятий музейной педагогики
Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной деятельности: кружковой работы; экскурсий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/28/picture-473534-1409207510.jpg)
«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»
«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/27/picture-307560-1511788203.jpg)
Конспект занятия кружка «Занимательная математика» по теме: «Конструкторы ЛЕГО. Сбор модели по схеме. Конструирование из геометрических фигур» форма проведения: практическое занятие
Предлагаю конспект занятия по внеурочной деятельности Кружка "Занимательная математика"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-753363-1508684009.jpg)
Конспект проведения логопедического занятия в 1 классе Тема: Звук и буква У, у.
Предлагаю конспект прведения занятия в 1 классе для детей с ФФНР. Занятие построено в занимательной игровой форме, направлено на коррекцию всех психических процессов....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/08/picture-476462-1588950069.jpg)
Презентация интерактивной программы "Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе"
Материал кратко знакомит с интерактивной программой, которую эффективно можно использовать на коррекционно-развивающих знятиях учителя-логопеда...