Технологическая карта урока изобразительного искусства «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии» 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Тема урока: «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»

Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, совершенствование изобразительных способностей, обучающихся в процессе изображения архитектурных строений стран Средней Азии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_klass.docx40.16 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 15.03.2023

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148»

Класс:

Урок: 4

Время: 15:50 -16:30  Кабинет: 211

Студент: Снедкова Елизавета Михайловна

Группа: 31

Учитель: Ашмарина Вера Николаевна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, совершенствование изобразительных способностей, обучающихся в процессе изображения архитектурных строений стран Средней Азии.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Узнать особенности архитектурных строений среднеазиатских строений.

2. Научиться выполнять образ архитектурных построек с применением живописных материалов (гуашь).

Предметные:

1. Познакомиться с особенностями архитектуры Средней Азии.

2. Научиться выполнять религиозное строение – мечеть  красками.

Развивающие:

1. Развивать интерес к традициям других культур.

2. Развивать творчество и изобразительные способности при изображении религиозного строения - мечети.

Личностные:

1. Проявлять уважение к своему труду и труду одноклассников.

2. Проявлять свои творческие способности.

Воспитательные:

1. Воспитывать толерантное отношение к другим странам.

2. Воспитывать адекватную самооценку и оценку к творческим работам одноклассников.

Оборудование: презентация, художественные материалы (гуашь), музыкальное сопровождение.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учебной деятельности, методы и приёмы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I. Этап самоопределения к деятельности

(30 сек.)

Включение в учебную

деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: монолог учителя

Учитель приветствует обучающихся.

Настраивает на работу.

- Здравствуйте, ребята! Я – Елизавета Михайловна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Приветствуют учителя.

Садятся.

УУРД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

 УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам

Учебная презентация

Слайд №1

II. Актуализация знаний и мотивация

(1-2 мин.)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа, ответы на вопросы

Актуализация знания и опыта.

- Мы пилигримы, господин.

Под вековечным небом

Единственный мы держим путь средь

всех путей земных –

За гребень голубой горы, покрытой

белым снегом,

Через моря в пустыне волн –

то ласковых, то злых.

В пещере неприступной там

на неподкупном троне

Всевидящ и безмерно мудр, живет

пророк святой.

Все тайны жизни он лишь тем доверчиво

 откроет,

Кто устремился в Самарканд дорогой

золотой.

Приятен караванный путь, когда пески

остынут.

Огромны тени. Даль зовет. Колодцы –

 за спиной.

И колокольчики звенят сквозь тишину

пустыни

Вдоль той, ведущей в Самарканд,

дороги золотой.

Мы странствуем по всей земле не только

 для торговли,

Нас в путь огонь сердец влечет под

солнцем и звездой.

К познанью Вечности вершим

мы странствие благое

В священный город Самарканд дорогой золотой.

- Как вы уже догадались, мы продолжаем изучать раздел «Каждый народ – художник».

– С особенностями архитектуры каких

народов мы уже познакомились?

– Почему архитектура этих народов так отличается друг от друга? От чего это зависит?

– Правильно!

Делятся своими мыслями с классом.

- Народы гор и степей, Японии.

- От особенностей места жительства, от традиций предков.

УУПД: сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

УУКД: уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Учебная презентация

Слайд №2

Слайд №3

III. Постановка учебной задачи (1 мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный

Проблемный вопрос
Схема-опора

Подведение к определению темы урока.

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю вам вставить в текст пропущенное слово. Представьте!

- Жарко, нет воды и степь превращается в пустыню, среди раскалённых песков, твердых, потрескавшиеся солончаков с трудом продвигается караван. Усталым, страдающим от жажды путникам чудится сверкающий голубизной сказочный ___________. Но это лишь видение.

- Предположите, какую тему мы будем изучать сегодня?

- Посмотрите, какая формулировка темы получилась у меня.

- Какую цель мы перед собой поставим?

Вставьте пропуски в данные предложения:

 - Познакомиться с образом ________Средней Азии, узнать о его ____________.

Изобразим __________строение городов _________.  

Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения.

- Города в пустыне.

- Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии

- Познакомиться с образом построек Средней Азии, узнать о его особенностях.

Изобразим религиозное строение городов пустыни.  

УУРД: проговаривать последовательность действий на уроке.

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Учебная презентация

Слайд №4

IV. Открытие нового знания (10-12 мин.)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный:

презентация

Словесный:

беседа

Практический

- Есть совершенно разные города. Тихие спокойные, шумные быстрые, в которых течет жизнь. А есть те, в которых отражены вековые события, пройденные многими поколениями на протяжении веков. В пустыне есть множество интересных годов: Бухара, Мараканда, Учкудук.  Таков и Самарканд, который имеет историю длиной в 2750 лет.

- Давайте отправимся в путешествие по этому замечательному городу на территории Узбекистана, в Средней Азии.

- Вот мы стали простыми путниками, на улице очень жарко. Мы идем по песчаному пути и видим множество куполов, небольших и огромных, голубых, мерцающих радужными красками – создают силуэт города. Как вы думаете, из чего строят города в пустыне?

- Мы с вами прошли чуть дальше и оказались на торговой площади – в самом шумном месте города. Искусные мастера-художники создают поразительные вещи: серебряные и медные сосуды, чаши, глиняные кувшины, шкатулки, ткани и ковры.

- Посмотрите у всех предметов простые формы, но они покрыты сложными орнаментами. Чем украшены эти предметы?

- Смотрите! Такие же узоры покрывают стены построек абсолютно везде. Они выполнены из глины, но тяжесть их совсем не видна, почему?

- Вот перед вами большое здание, в глаза сразу бросается выступающий торжественный портал, на какую букву он похож?

Это медресе – религиозный университет. Дальше мы с вами видим мечеть – храм религии ислама, в котором совершаются молитвы. Ислам — это монотеистическая религия, основанная на вере в Единого Бога — Всевышнего Аллаха. Основные принципы Ислама включают в себя веру в Аллаха, исполнение обрядов поклонения и следование нравственным и этическим принципам. Мечеть обычно имеет огромный купол и портал. Посмотрите, чем она украшена, орнаментом, изразцами. А еще символикой ислама.

- Главным символом у мусульман является полумесяц. Который находится на куполе или на минаретах. Минареты – это башни, около мечети.  С них служите храма призывают к молитве. Давайте посмотрим на цвет мечети. Какие оттенки чаще всего нам встречаются?

- Да, мечеть чаще всего голубых оттенков, но вот основным цветом ислама является зеленый.

- Давайте посмотрим на самые известные мечети мира: Мечети мира: Тадж-Махал, Кааба, Голубая мечеть в Стамбуле, Мечеть Сулеймание, Мечеть Сердце Чечни.

- Сегодня ваша задача: нарисовать религиозное строение ислама – мечеть по следующему плану:

1. Мы начинаем с заднего плана. С пейзажа. Что мы должны сначала показать?

2. Затем изображаем небо. Какими мазками мы будем его изображать? Затем изображаем песок, ведь наш город находится в пустыне, верно? Как мы его будем изображать?

3. Изображаем дальний план, а именно минареты.

4. Изображаем портально-купольные постройки мечети. Начинаем с фундамента здания, затем основная часть и купол.

5. Добавляем детали. Орнамент, изразцы, символику ислама!

6. Проявляем свои творческие способности!  

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Поднимают руки.

- Из глины.

- Листья, цветы, ромбы, узоры – все они переплетаются и образуют сложный рисунок, от которого сложно оторвать глаз.  

- Ведь они облицованы изразцами – керамическими плитками используемые для украшения стен. Так же стены покрыты мозаиками и ажурной резьбой.

- В виде буквы «П» с высокой аркой.

- Голубые, еще белые, зеленые.

Слушают инструктаж по выполнению работы на уроке. Отвечают на вопросы.

- Линию горизонта.

- Горизонтальными.

- Да, тоже горизонтальными.

УУПД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

УУКД: уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

УУРД: учиться работать по предложенному учителем плану.

Учебная презентация

Слайд №5-10

V. Первичное закрепление во внешней речи

(1 мин.)

Усвоение нового способа действий

Словесный: монолог учителя

- Теперь давайте поставим перед собой задачу, что необходимо выполнить?

- С помощью чего будем выполнять работу?

- Что мы сначала мы будем выполнять? С чего начнем?

- Давайте прочитаем правила работы.

 1. Не делать резких движений во время работы.                        

2. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

3. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами.

4. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.

5. Поднять руку, если нужна помощь учителя.

6. После завершения работы самостоятельно убрать своё рабочее место.

Отвечают на вопросы.

- Выполнить работу «Мечеть».

- С помощью гуаши и кистей.

- С пейзажа.

УУРД: учиться работать по предложенному учителем плану.

Учебная презентация

Слайд №8

Слайды №10

Слайды №11

Физкультминутка

«Пальчиковая гимнастика»

VI. Практическая работа

(15-20 мин.)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Практический: индивидуальная самостоятельная работа

Самостоятельная практическая работа учащихся.

- Ребята, у кого появились вопросы?

- Какие прекрасные работы у вас получаются!

Выполнение работы.

Учебная презентация

Музыкальный фон

VII. Включение в систему знаний

1 мин.

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная беседа

Демонстрация презентации

Обобщение (по вопросам с поддержкой презентации)

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу.  Отложите на край парты кисти и краски.

- Какая была тема нашего урока?

- Что такое мечеть? И минареты?

- Чем украшают строения Средней Азии? Для чего они нужны?

- Прекрасно! Вы очень внимательные!

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

- Города в пустыне.

- Мечеть – религиозный храм, минареты башни около мечети.

- Изразцами, орнаментом, цветом.

Чтобы показать могущество и красоту Востока.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(2 мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный:

беседа

Проводит итог урока.

- Несите свои рисунки на выставку.

- Давайте вместе оценим качество выполнения. Получились ли у нас яркие красочные работы?

- Я предлагаю оценить работы по следующим критериям:

- 1. Творчество в композиции.

2. Законченность.

3. Аккуратность.

- Ребята, мы с вами отлично поработали! Спасибо за вашу активность. До свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

- Я считаю, что (имя) мечеть получилось очень хорошо, потому что ему удалось творчески подойти к заданию: на здании изображен подходящий орнамент, символика Ислама, работа закончена и аккуратна.

УУРД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учебная презентация

Слайд 12

(критерии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Художественная культура Средневековья. Архитектура готического стиля» (УМК «Перспектива» 4 класс)

Цель урока: расширение знаний и представлений об образе готических соборов Средневековья.Задачи урокаДидактические:Знать особенности архитектуры и искусства средневековой Европы;Учить выражать в творч...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Декоративная композиция с вариациями знаков-символов»(УМК "Перспектива,2 класс"

Тема урока: «Декоративная композиция с вариациями знаков-символов»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: обобщение знаний учащихся о взаимодействии трех видов деятельности – из...

Технологическая карта урока изобразительное искусство "Города в пустыне" 4 класс, УМК "Неменский"

Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, создание условий для развития интереса к истокам искусства Востока. Дидактические:Развивать знания о красоте городов в пустыне;Позн...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-особый мир. Картина-пейзаж" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о жанре живописи - пейзаж; обучение выполнения фона весеннего пейзажа.Задачи урокаДидактические:познакомить с жанром живописи - пейзаж;позна...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»», УМК: «Школа Неменского», 4 класс

Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: ознакомление обучающихся с религиозными строениями городов в пустыне. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1....

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии» УМК "Школа России" 4 класс

Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, совершенствование изобразительных способностей, обучающихся в процессе изображения архитектурных строений стран Средней Азии....

технологическая карта урока ИЗО на тему:"Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии" 4 класс УМК:"Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, совершенствование изобразительных способностей, обучающихся в процессе изображения архите...