Технологическая карта урока изобразительного искусства «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии» 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Тема урока: «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»
Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, совершенствование изобразительных способностей, обучающихся в процессе изображения архитектурных строений стран Средней Азии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_4_klass.docx | 40.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дата: 15.03.2023 Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148» Класс: 4Е Урок: 4 Время: 15:50 -16:30 Кабинет: 211 | Студент: Снедкова Елизавета Михайловна Группа: 31 Учитель: Ашмарина Вера Николаевна Методист: Буторина Валентина Владимировна |
Тема урока «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, совершенствование изобразительных способностей, обучающихся в процессе изображения архитектурных строений стран Средней Азии.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Узнать особенности архитектурных строений среднеазиатских строений. 2. Научиться выполнять образ архитектурных построек с применением живописных материалов (гуашь). | Предметные: 1. Познакомиться с особенностями архитектуры Средней Азии. 2. Научиться выполнять религиозное строение – мечеть красками. |
Развивающие: 1. Развивать интерес к традициям других культур. 2. Развивать творчество и изобразительные способности при изображении религиозного строения - мечети. | Личностные: 1. Проявлять уважение к своему труду и труду одноклассников. 2. Проявлять свои творческие способности. |
Воспитательные: 1. Воспитывать толерантное отношение к другим странам. 2. Воспитывать адекватную самооценку и оценку к творческим работам одноклассников. |
Оборудование: презентация, художественные материалы (гуашь), музыкальное сопровождение.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этапы урока | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учебной деятельности, методы и приёмы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
I. Этап самоопределения к деятельности (30 сек.) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: монолог учителя | Учитель приветствует обучающихся. Настраивает на работу. - Здравствуйте, ребята! Я – Елизавета Михайловна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. | Приветствуют учителя. Садятся. | УУРД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам | Учебная презентация Слайд №1 |
II. Актуализация знаний и мотивация (1-2 мин.) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа, ответы на вопросы | Актуализация знания и опыта. - Мы пилигримы, господин. Под вековечным небом Единственный мы держим путь средь всех путей земных – За гребень голубой горы, покрытой белым снегом, Через моря в пустыне волн – то ласковых, то злых. В пещере неприступной там на неподкупном троне Всевидящ и безмерно мудр, живет пророк святой. Все тайны жизни он лишь тем доверчиво откроет, Кто устремился в Самарканд дорогой золотой. Приятен караванный путь, когда пески остынут. Огромны тени. Даль зовет. Колодцы – за спиной. И колокольчики звенят сквозь тишину пустыни Вдоль той, ведущей в Самарканд, дороги золотой. Мы странствуем по всей земле не только для торговли, Нас в путь огонь сердец влечет под солнцем и звездой. К познанью Вечности вершим мы странствие благое В священный город Самарканд дорогой золотой. - Как вы уже догадались, мы продолжаем изучать раздел «Каждый народ – художник». – С особенностями архитектуры каких народов мы уже познакомились? – Почему архитектура этих народов так отличается друг от друга? От чего это зависит? – Правильно! | Делятся своими мыслями с классом. - Народы гор и степей, Японии. - От особенностей места жительства, от традиций предков. | УУПД: сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). УУКД: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Учебная презентация Слайд №2 Слайд №3 |
III. Постановка учебной задачи (1 мин.) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный Проблемный вопрос | Подведение к определению темы урока. - Чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю вам вставить в текст пропущенное слово. Представьте! - Жарко, нет воды и степь превращается в пустыню, среди раскалённых песков, твердых, потрескавшиеся солончаков с трудом продвигается караван. Усталым, страдающим от жажды путникам чудится сверкающий голубизной сказочный ___________. Но это лишь видение. - Предположите, какую тему мы будем изучать сегодня? - Посмотрите, какая формулировка темы получилась у меня. - Какую цель мы перед собой поставим? Вставьте пропуски в данные предложения: - Познакомиться с образом ________Средней Азии, узнать о его ____________. Изобразим __________строение городов _________. | Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения. - Города в пустыне. - Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии - Познакомиться с образом построек Средней Азии, узнать о его особенностях. Изобразим религиозное строение городов пустыни. | УУРД: проговаривать последовательность действий на уроке. УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. | Учебная презентация Слайд №4 |
IV. Открытие нового знания (10-12 мин.) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: презентация Словесный: беседа Практический | - Есть совершенно разные города. Тихие спокойные, шумные быстрые, в которых течет жизнь. А есть те, в которых отражены вековые события, пройденные многими поколениями на протяжении веков. В пустыне есть множество интересных годов: Бухара, Мараканда, Учкудук. Таков и Самарканд, который имеет историю длиной в 2750 лет. - Давайте отправимся в путешествие по этому замечательному городу на территории Узбекистана, в Средней Азии. - Вот мы стали простыми путниками, на улице очень жарко. Мы идем по песчаному пути и видим множество куполов, небольших и огромных, голубых, мерцающих радужными красками – создают силуэт города. Как вы думаете, из чего строят города в пустыне? - Мы с вами прошли чуть дальше и оказались на торговой площади – в самом шумном месте города. Искусные мастера-художники создают поразительные вещи: серебряные и медные сосуды, чаши, глиняные кувшины, шкатулки, ткани и ковры. - Посмотрите у всех предметов простые формы, но они покрыты сложными орнаментами. Чем украшены эти предметы? - Смотрите! Такие же узоры покрывают стены построек абсолютно везде. Они выполнены из глины, но тяжесть их совсем не видна, почему? - Вот перед вами большое здание, в глаза сразу бросается выступающий торжественный портал, на какую букву он похож? Это медресе – религиозный университет. Дальше мы с вами видим мечеть – храм религии ислама, в котором совершаются молитвы. Ислам — это монотеистическая религия, основанная на вере в Единого Бога — Всевышнего Аллаха. Основные принципы Ислама включают в себя веру в Аллаха, исполнение обрядов поклонения и следование нравственным и этическим принципам. Мечеть обычно имеет огромный купол и портал. Посмотрите, чем она украшена, орнаментом, изразцами. А еще символикой ислама. - Главным символом у мусульман является полумесяц. Который находится на куполе или на минаретах. Минареты – это башни, около мечети. С них служите храма призывают к молитве. Давайте посмотрим на цвет мечети. Какие оттенки чаще всего нам встречаются? - Да, мечеть чаще всего голубых оттенков, но вот основным цветом ислама является зеленый. - Давайте посмотрим на самые известные мечети мира: Мечети мира: Тадж-Махал, Кааба, Голубая мечеть в Стамбуле, Мечеть Сулеймание, Мечеть Сердце Чечни. - Сегодня ваша задача: нарисовать религиозное строение ислама – мечеть по следующему плану: 1. Мы начинаем с заднего плана. С пейзажа. Что мы должны сначала показать? 2. Затем изображаем небо. Какими мазками мы будем его изображать? Затем изображаем песок, ведь наш город находится в пустыне, верно? Как мы его будем изображать? 3. Изображаем дальний план, а именно минареты. 4. Изображаем портально-купольные постройки мечети. Начинаем с фундамента здания, затем основная часть и купол. 5. Добавляем детали. Орнамент, изразцы, символику ислама! 6. Проявляем свои творческие способности! | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Поднимают руки. - Из глины. - Листья, цветы, ромбы, узоры – все они переплетаются и образуют сложный рисунок, от которого сложно оторвать глаз. - Ведь они облицованы изразцами – керамическими плитками используемые для украшения стен. Так же стены покрыты мозаиками и ажурной резьбой. - В виде буквы «П» с высокой аркой. - Голубые, еще белые, зеленые. Слушают инструктаж по выполнению работы на уроке. Отвечают на вопросы. - Линию горизонта. - Горизонтальными. - Да, тоже горизонтальными. | УУПД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. УУКД: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. УУРД: учиться работать по предложенному учителем плану. | Учебная презентация Слайд №5-10 |
V. Первичное закрепление во внешней речи (1 мин.) | Усвоение нового способа действий | Словесный: монолог учителя | - Теперь давайте поставим перед собой задачу, что необходимо выполнить? - С помощью чего будем выполнять работу? - Что мы сначала мы будем выполнять? С чего начнем? - Давайте прочитаем правила работы. 1. Не делать резких движений во время работы. 2. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину. 3. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами. 4. Не покидать рабочее место без разрешения учителя. 5. Поднять руку, если нужна помощь учителя. 6. После завершения работы самостоятельно убрать своё рабочее место. | Отвечают на вопросы. - Выполнить работу «Мечеть». - С помощью гуаши и кистей. - С пейзажа. | УУРД: учиться работать по предложенному учителем плану. | Учебная презентация Слайд №8 Слайды №10 Слайды №11 |
Физкультминутка «Пальчиковая гимнастика» | ||||||
VI. Практическая работа (15-20 мин.) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия | Практический: индивидуальная самостоятельная работа | Самостоятельная практическая работа учащихся. - Ребята, у кого появились вопросы? - Какие прекрасные работы у вас получаются! | Выполнение работы. | Учебная презентация Музыкальный фон | |
VII. Включение в систему знаний 1 мин. | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная беседа Демонстрация презентации | Обобщение (по вопросам с поддержкой презентации) - Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты кисти и краски. - Какая была тема нашего урока? - Что такое мечеть? И минареты? - Чем украшают строения Средней Азии? Для чего они нужны? - Прекрасно! Вы очень внимательные! | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. - Города в пустыне. - Мечеть – религиозный храм, минареты башни около мечети. - Изразцами, орнаментом, цветом. Чтобы показать могущество и красоту Востока. | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) (2 мин.) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | Проводит итог урока. - Несите свои рисунки на выставку. - Давайте вместе оценим качество выполнения. Получились ли у нас яркие красочные работы? - Я предлагаю оценить работы по следующим критериям: - 1. Творчество в композиции. 2. Законченность. 3. Аккуратность. - Ребята, мы с вами отлично поработали! Спасибо за вашу активность. До свидания! | Анализируют свою работу на уроке. - Я считаю, что (имя) мечеть получилось очень хорошо, потому что ему удалось творчески подойти к заданию: на здании изображен подходящий орнамент, символика Ислама, работа закончена и аккуратна. | УУРД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Учебная презентация Слайд 12 (критерии) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Художественная культура Средневековья. Архитектура готического стиля» (УМК «Перспектива» 4 класс)
Цель урока: расширение знаний и представлений об образе готических соборов Средневековья.Задачи урокаДидактические:Знать особенности архитектуры и искусства средневековой Европы;Учить выражать в творч...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Декоративная композиция с вариациями знаков-символов»(УМК "Перспектива,2 класс"
Тема урока: «Декоративная композиция с вариациями знаков-символов»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: обобщение знаний учащихся о взаимодействии трех видов деятельности – из...
Технологическая карта урока изобразительное искусство "Города в пустыне" 4 класс, УМК "Неменский"
Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, создание условий для развития интереса к истокам искусства Востока. Дидактические:Развивать знания о красоте городов в пустыне;Позн...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-особый мир. Картина-пейзаж" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений о жанре живописи - пейзаж; обучение выполнения фона весеннего пейзажа.Задачи урокаДидактические:познакомить с жанром живописи - пейзаж;позна...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»», УМК: «Школа Неменского», 4 класс
Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: ознакомление обучающихся с религиозными строениями городов в пустыне. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1....
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии» УМК "Школа России" 4 класс
Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, совершенствование изобразительных способностей, обучающихся в процессе изображения архитектурных строений стран Средней Азии....
технологическая карта урока ИЗО на тему:"Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии" 4 класс УМК:"Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, совершенствование изобразительных способностей, обучающихся в процессе изображения архите...