Главные вкладки
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии» УМК "Школа России" 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, совершенствование изобразительных способностей, обучающихся в процессе изображения архитектурных строений стран Средней Азии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дата: 15.03.2023 Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148» Класс: 4В Урок: 3 Время: 14:55 -15:35 Кабинет: 212 | Студент: Шарифьянова Виктория Эльдаровна Группа: 31 Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна Методист: Буторина Валентина Владимировна |
Тема урока «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, совершенствование изобразительных способностей, обучающихся в процессе изображения архитектурных строений стран Средней Азии.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Узнать особенности архитектурных строений среднеазиатских строений. 2. Научиться выполнять образ архитектурных построек с применением живописных материалов (гуашь). | Предметные: 1. Познакомиться с особенностями архитектуры Средней Азии. 2. Научиться выполнять религиозное строение – мечеть красками. |
Развивающие: 1. Развивать интерес к традициям других культур. 2. Развивать творчество и изобразительные способности при изображении религиозного строения - мечети. | Личностные: 1. Проявлять уважение к своему труду и труду одноклассников. 2. Проявлять свои творческие способности. |
Воспитательные: 1. Воспитывать толерантное отношение к другим странам. 2. Воспитывать адекватную самооценку и оценку к творческим работам одноклассников. |
Оборудование: презентация, художественные материалы (гуашь), музыкальное сопровождение, видеоматериал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этапы урока | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учебной деятельности, методы и приёмы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
I. Этап самоопределения к деятельности (30 сек.) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: монолог учителя | Учитель приветствует обучающихся. Настраивает на работу. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Эльдаровна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Проверьте, чтобы у вас на партах были бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка или салфетка. Давайте начнем. | Приветствуют учителя. Садятся. | УУРД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам | Учебная презентация Слайд №1 |
II. Актуализация знаний и мотивация (1-2 мин.) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа, ответы на вопросы | Актуализация знания и опыта. - Ребята, над какой темой мы работаем на протяжении всей четверти? – Почему архитектура разных народов так отличается друг от друга? От чего это зависит? - Верно, что вы изучали на прошлом уроке? - О каких необычных жилищах вы узнали? - Как оформлено жилище кочевников внутри? | Делятся своими мыслями с классом. Отвечают на вопросы. - «Каждый народ – художник» - от особенностей места жительства, от традиций предков. - Народы гор и степей - Юрта - Пол и стены устилают теплые и красочные ковры. Красного цвета в ней больше всего, потому что олицетворяет радость и тепло. | УУПД: сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). УУКД: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Учебная презентация Слайд №2 Слайд №3 |
III. Постановка учебной задачи (1 мин.) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный Проблемный вопрос | Подведение к определению темы урока. - Чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю вам вставить в текст пропущенное слово. Представьте! - Жарко, нет воды и степь превращается в пустыню, среди раскалённых песков, твердых, потрескавшиеся солончаков с трудом продвигается караван. Усталым, страдающим от жажды путникам чудится сверкающий голубизной сказочный ___________. Но это лишь видение. - Предположите, какую тему мы будем изучать сегодня? - Посмотрите, какая формулировка темы получилась у меня. - Какую цель мы перед собой поставим? Вставьте пропуски в данные предложения: - Познакомиться с образом ________Средней Азии, узнать о его ____________. Изобразим __________строение городов _________. | Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения. - Города в пустыне. - Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии - Познакомиться с образом построек Средней Азии, узнать о его особенностях. Изобразим религиозное строение городов пустыни. | УУРД: проговаривать последовательность действий на уроке. УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. | Учебная презентация Слайд №4 |
IV. Открытие нового знания (10-12 мин.) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: презентация Словесный: беседа Практический |
- Сегодня мы перенесемся еще дальше на юг, в район, который называется пустыней. Как вы думаете, почему же он так называется? - Из-за чего в пустыне так пусто? - Верно, посмотрите на слайд, что возвышается на улицах среднеазиатского города? - С какими зданиями русских городов схожи своими куполами эти самые высокие постройки на фотографиях? - Купола среднеазиатского города украшают верхушки восточных храмов, которые называются мечетями. Прочитайте определение на слайде. - Их купола чаще всего бывают окрашены в цвет неба – голубой и украшены росписями, изразцами, орнаментами. Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов: растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами); геометрический гирих (прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы) Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими – доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего мира в теплом образе. - Ребята, как вы думаете, что было основным строительным материалом, при условии, что в пустыне много песка? - Верно, можно выстроить большое здание из глины или даже целый город, но оставить его таким, каким он получился при высыхании, то есть серым и невзрачным, было бы некрасиво. Поэтому все здания восточных городов богато украшали. - Посмотрите на разные здания среднеазиатских городов. Какие архитектурные детали в них являются общими? - Такие постройки называются портально-купольными, потому что центральная часть напоминает гигантскую букву П. Широкие стены как бы поддерживают торжественный портал, расположены они симметрично. Портал – вход. По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни-минареты. - Также около мечети возносятся башни – минареты. Минареты-башни бывают разными: • четырехгранными; • круглыми; • спиралевидными. С них служители храма призывают к молитве. Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. - Давайте посмотрим на самые известные мечети мира: Мечети мира: Тадж-Махал, Кааба, Голубая мечеть в Стамбуле, Мечеть Сулеймание, Мечеть Сердце Чечни. - Давайте повторим: – Какую форму имеют здания? - В городах пустыни правители Востока строили величественные мавзолеи - это купольные сооружения, украшенные изразцами и орнаментом. – Какими цветами сияют купола? - Сегодня на уроке нам предстоит нарисовать образ среднеазиатского города, мы с вами изобразим мечеть, вспомните её особенности. - Какое положение будет у листа? Горизонтальное или вертикальное? - С чего начинаем работу? - Где должна находиться мечеть? - Какой орнамент украшает здания? - Какую особенность вы выделите в фоне, какого цвета земля в пустыне? - Небо мы изобразим голубым цветом. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Поднимают руки. -Потому что территория пустыни – это почти пустая поверхность. - Из-за того, что там мало воды, но очень жарко, многие растения не могут вынести таких условий. - Купола - С храмами -Мечеть – восточный храм, где совершают молитву. - Глина - Купол и вход. - прямоугольную, квадратную, полукруглую. - Ярко-бирюзовым, изумрудно-зеленым. - Могущественный купол, торжественный портал, минареты. - Горизонтальное. - С выполнения фона, затем дальний фон - здания, сначала рисуем центральное здание, а затем симметрично выполняем минареты - Посередине листа. Здание не должно касаться края листа. - Ветка с листьями, растительный мотив, ромбы, звезды. - Желтого, потому что это песок. Ответы детей. | УУПД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. УУКД: уметь слушать и понимать высказывания собеседников. УУРД: учиться работать по предложенному учителем пла | Учебная презентация Слайд №5 Слайд №6 Демонстрация учебного видео (кимоно) Слайд 7 (причёска) |
V. Первичное закрепление во внешней речи (1 мин.) | Усвоение нового способа действий | Словесный: монолог учителя | Проводит инструктаж по выполнению работы на уроке. - Сегодня ваша задача: нарисовать религиозное строение ислама – мечеть по следующему плану: 1. Мы начинаем с заднего плана. С пейзажа. Что мы должны сначала показать? 2. Затем изображаем небо. Какими мазками мы будем его изображать? Затем изображаем песок, ведь наш город находится в пустыне, верно? Как мы его будем изображать? 3. Изображаем дальний план, а именно минареты. 4. Изображаем портально-купольные постройки мечети. Начинаем с фундамента здания, затем основная часть и купол. 5. Добавляем детали. Орнамент, изразцы, символику ислама! 6. Проявляем свои творческие способности! | Слушают инструктаж по выполнению работы на уроке. Отвечают на вопросы. - Линию горизонта. - Горизонтальными. - Да, тоже горизонтальными. | УУРД: учиться работать по предложенному учителем плану. | Учебная презентация Слайд №8 Слайды №9 Слайды №10 Слайды №11 |
Физкультминутка «Пальчиковая гимнастика» | ||||||
VI. Практическая работа (15-20 мин.) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия | Практический: индивидуальная самостоятельная работа | Самостоятельная практическая работа учащихся. - Ребята, у кого появились вопросы? - Какие прекрасные работы у вас получаются! Во время выполнения задания, мы придерживаемся правил: 1. Не делать резких движений во время работы. 2. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину. 3. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами. 4. Не покидать рабочее место без разрешения учителя. 5. Поднять руку, если нужна помощь учителя. 6. После завершения работы самостоятельно убрать своё рабочее место. | Выполнение работы. | Учебная презентация Музыкальный фон | |
VII. Включение в систему знаний 1 мин. | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная беседа Демонстрация презентации | Обобщение (по вопросам с поддержкой презентации) - Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты кисти и краски. - Какая была тема нашего урока? - Что такое мечеть? И минареты? - Чем украшают строения Средней Азии? Для чего они нужны? - Прекрасно! Вы очень внимательные! | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. - Города в пустыне. - Мечеть – религиозный храм, минареты башни около мечети. - Изразцами, орнаментом, цветом. Чтобы показать могущество и красоту Востока. | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) (2 мин.) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | Проводит итог урока. - Несите свои рисунки на выставку. - Давайте вместе оценим качество выполнения. Получились ли у нас яркие красочные работы? - Я предлагаю оценить работы по следующим критериям: - 1. Творчество в композиции. 2. Законченность. 3. Аккуратность. - Ребята, мы с вами отлично поработали! Спасибо за вашу активность. До свидания! | Анализируют свою работу на уроке. - Я считаю, что (имя) мечеть получилось очень хорошо, потому что ему удалось творчески подойти к заданию: на здании изображен подходящий орнамент, символика Ислама, работа закончена и аккуратна. | УУРД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Учебная презентация Слайд 12 (критерии) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс: Изображать можно линией «Линия – рассказчица»
Урок ставит своей целью научить детей младшего школьного возраста изображать пейзаж с помощью разнообразной линии. Развивать фантазию, творческое воображение и эмоциональное восприятие учащихся. Закре...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Жостовский расписной поднос-украшение нашей кухни. Упражнение цветок», 3 класс
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с историей художественного промысла Жостово....
Конспект урока по изобразительному искусству "Ритм линий, пятен, цвет пропорции - средства выразительности. Ваза с цветами" (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование умения у обучающихся создавать картину ваза с цветами.Планируемы результаты:Предметные:- знать, что такое «ритм линий, пятен, цвет, пропорции»;- уме...
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: "Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти" (2 класс).
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с понятием «тихие» цвета и учить использовать их в рисовании подмалёвка весеннего пейзажа.Планируемые результаты: П...
Конспект урока по изобразительному искусству "Ритм линий, пятен, цвет пропорции - средства выразительности. Ваза с цветами" 2 класс, Школа России
Цели деятельности учителя: формирование умения у обучающихся создавать картину ваза с цветами.Планируемы результаты:Предметные:- знать, что такое «ритм линий, пятен, цвет, пропорции...
Технологическая карта урока изобразительное искусство "Города в пустыне" 4 класс, УМК "Неменский"
Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, создание условий для развития интереса к истокам искусства Востока. Дидактические:Развивать знания о красоте городов в пустыне;Позн...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»», УМК: «Школа Неменского», 4 класс
Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: ознакомление обучающихся с религиозными строениями городов в пустыне. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1....