Технологическая карта урока изобразительного искусства «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии» УМК "Школа России" 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, совершенствование изобразительных способностей, обучающихся в процессе изображения архитектурных строений стран Средней Азии.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 15.03.2023

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148»

Класс:

Урок: 3

Время: 14:55 -15:35  Кабинет: 212

Студент: Шарифьянова Виктория Эльдаровна

Группа: 31

Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, совершенствование изобразительных способностей, обучающихся в процессе изображения архитектурных строений стран Средней Азии.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Узнать особенности архитектурных строений среднеазиатских строений.

2. Научиться выполнять образ архитектурных построек с применением живописных материалов (гуашь).

Предметные:

1. Познакомиться с особенностями архитектуры Средней Азии.

2. Научиться выполнять религиозное строение – мечеть  красками.

Развивающие:

1. Развивать интерес к традициям других культур.

2. Развивать творчество и изобразительные способности при изображении религиозного строения - мечети.

Личностные:

1. Проявлять уважение к своему труду и труду одноклассников.

2. Проявлять свои творческие способности.

Воспитательные:

1. Воспитывать толерантное отношение к другим странам.

2. Воспитывать адекватную самооценку и оценку к творческим работам одноклассников.

Оборудование: презентация, художественные материалы (гуашь), музыкальное сопровождение, видеоматериал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учебной деятельности, методы и приёмы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I. Этап самоопределения к деятельности

(30 сек.)

Включение в учебную

деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: монолог учителя

Учитель приветствует обучающихся.

Настраивает на работу.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Эльдаровна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Проверьте, чтобы у вас на партах были бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка или салфетка. Давайте начнем.

Приветствуют учителя.

Садятся.

УУРД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

 УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам

Учебная презентация

Слайд №1

II. Актуализация знаний и мотивация

(1-2 мин.)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа, ответы на вопросы

Актуализация знания и опыта.

- Ребята, над какой темой мы работаем на протяжении всей четверти?

– Почему архитектура разных народов так отличается друг от друга? От чего это зависит?

- Верно, что вы изучали на прошлом уроке?

- О каких необычных жилищах вы узнали?

- Как оформлено жилище кочевников внутри?

Делятся своими мыслями с классом.

Отвечают на вопросы.

- «Каждый народ – художник»

- от особенностей места жительства, от традиций предков.

- Народы гор и степей

- Юрта

- Пол и стены устилают теплые и красочные ковры. Красного цвета в ней больше всего, потому что олицетворяет радость и тепло.

УУПД: сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

УУКД: уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Учебная презентация

Слайд №2

Слайд №3

III. Постановка учебной задачи (1 мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный

Проблемный вопрос
Схема-опора

Подведение к определению темы урока.

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю вам вставить в текст пропущенное слово. Представьте!

- Жарко, нет воды и степь превращается в пустыню, среди раскалённых песков, твердых, потрескавшиеся солончаков с трудом продвигается караван. Усталым, страдающим от жажды путникам чудится сверкающий голубизной сказочный ___________. Но это лишь видение.

- Предположите, какую тему мы будем изучать сегодня?

- Посмотрите, какая формулировка темы получилась у меня.

- Какую цель мы перед собой поставим?

Вставьте пропуски в данные предложения:

 - Познакомиться с образом ________Средней Азии, узнать о его ____________.

Изобразим __________строение городов _________.  

Высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения.

- Города в пустыне.

- Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии

- Познакомиться с образом построек Средней Азии, узнать о его особенностях.

Изобразим религиозное строение городов пустыни.  

УУРД: проговаривать последовательность действий на уроке.

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Учебная презентация

Слайд №4

IV. Открытие нового знания (10-12 мин.)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный:

презентация

Словесный:

беседа

Практический

  1. Беседует с учащимися о городах в пустыне.
  2. Выполняет педпоказ.

Сегодня мы перенесемся еще дальше на юг, в район, который называется пустыней. Как вы думаете, почему же он так называется?

- Из-за чего в пустыне так пусто?

- Верно, посмотрите на слайд, что возвышается на улицах среднеазиатского города?

- С какими зданиями русских городов схожи своими куполами эти самые высокие постройки на фотографиях?

- Купола среднеазиатского города украшают верхушки восточных храмов, которые называются мечетями. Прочитайте определение на слайде.

- Их купола чаще всего бывают окрашены в цвет неба – голубой и украшены росписями, изразцами, орнаментами.

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов:

растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами);

геометрический гирих (прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы)

Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими – доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего мира в теплом образе.

- Ребята, как вы думаете, что было основным строительным материалом, при условии, что в пустыне много песка?

- Верно, можно выстроить большое здание из глины или даже целый город, но оставить его таким, каким он получился при высыхании, то есть серым и невзрачным, было бы некрасиво. Поэтому все здания восточных городов богато украшали.

- Посмотрите на разные здания среднеазиатских городов. Какие архитектурные детали в них являются общими?

- Такие постройки называются портально-купольными, потому что центральная часть напоминает гигантскую букву П. Широкие стены как бы поддерживают торжественный портал, расположены они симметрично.

Портал – вход. По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни-минареты.

- Также около мечети возносятся башни – минареты. Минареты-башни бывают разными:

•  четырехгранными;

•  круглыми;

•  спиралевидными. С них служители храма призывают к молитве.

Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром.

- Давайте посмотрим на самые известные мечети мира: Мечети мира: Тадж-Махал, Кааба, Голубая мечеть в Стамбуле, Мечеть Сулеймание, Мечеть Сердце Чечни.

- Давайте повторим:

– Какую форму имеют здания?

- В городах пустыни правители Востока строили величественные мавзолеи - это купольные сооружения, украшенные изразцами и орнаментом.

– Какими цветами сияют купола?

- Сегодня на уроке нам предстоит нарисовать образ среднеазиатского города, мы с вами изобразим мечеть, вспомните её особенности.

- Какое положение будет у листа? Горизонтальное или вертикальное?

- С чего начинаем работу?

- Где должна находиться мечеть?

- Какой орнамент украшает здания?

- Какую особенность вы выделите в фоне, какого цвета земля в пустыне?

- Небо мы изобразим голубым цветом.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Поднимают руки.

-Потому что территория пустыни – это почти пустая поверхность.

- Из-за того, что там мало воды, но очень жарко, многие растения не могут вынести таких условий.

- Купола

- С храмами

-Мечеть – восточный храм, где совершают молитву.

- Глина

- Купол и вход.

- прямоугольную, квадратную, полукруглую.

- Ярко-бирюзовым, изумрудно-зеленым.

- Могущественный купол, торжественный портал, минареты.

- Горизонтальное.

- С выполнения фона, затем дальний фон - здания, сначала рисуем центральное здание, а затем симметрично выполняем минареты

- Посередине листа. Здание не должно касаться края листа.

- Ветка с листьями, растительный мотив, ромбы, звезды.

- Желтого, потому что это песок.

Ответы детей.

УУПД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

УУКД: уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

УУРД: учиться работать по предложенному учителем пла

Учебная презентация

Слайд №5

Слайд №6

Демонстрация учебного видео

(кимоно)

Слайд 7

(причёска)

V. Первичное закрепление во внешней речи

(1 мин.)

Усвоение нового способа действий

Словесный: монолог учителя

Проводит инструктаж по выполнению работы на уроке.

- Сегодня ваша задача: нарисовать религиозное строение ислама – мечеть по следующему плану:

1. Мы начинаем с заднего плана. С пейзажа. Что мы должны сначала показать?

2. Затем изображаем небо. Какими мазками мы будем его изображать? Затем изображаем песок, ведь наш город находится в пустыне, верно? Как мы его будем изображать?

3. Изображаем дальний план, а именно минареты.

4. Изображаем портально-купольные постройки мечети. Начинаем с фундамента здания, затем основная часть и купол.

5. Добавляем детали. Орнамент, изразцы, символику ислама!

6. Проявляем свои творческие способности!  

Слушают инструктаж по выполнению работы на уроке. Отвечают на вопросы.

- Линию горизонта.

- Горизонтальными.

- Да, тоже горизонтальными.

УУРД: учиться работать по предложенному учителем плану.

Учебная презентация

Слайд №8

Слайды №9

Слайды №10

Слайды №11

Физкультминутка

«Пальчиковая гимнастика»

VI. Практическая работа

(15-20 мин.)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Практический: индивидуальная самостоятельная работа

Самостоятельная практическая работа учащихся.

- Ребята, у кого появились вопросы?

- Какие прекрасные работы у вас получаются!

Во время выполнения задания, мы придерживаемся правил:

1. Не делать резких движений во время работы.                        

2. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

3. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами.

4. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.

5. Поднять руку, если нужна помощь учителя.

6. После завершения работы самостоятельно убрать своё рабочее место.

Выполнение работы.

Учебная презентация

Музыкальный фон

VII. Включение в систему знаний

1 мин.

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная беседа

Демонстрация презентации

Обобщение (по вопросам с поддержкой презентации)

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу.  Отложите на край парты кисти и краски.

- Какая была тема нашего урока?

- Что такое мечеть? И минареты?

- Чем украшают строения Средней Азии? Для чего они нужны?

- Прекрасно! Вы очень внимательные!

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

- Города в пустыне.

- Мечеть – религиозный храм, минареты башни около мечети.

- Изразцами, орнаментом, цветом.

Чтобы показать могущество и красоту Востока.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(2 мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный:

беседа

Проводит итог урока.

- Несите свои рисунки на выставку.

- Давайте вместе оценим качество выполнения. Получились ли у нас яркие красочные работы?

- Я предлагаю оценить работы по следующим критериям:

- 1. Творчество в композиции.

2. Законченность.

3. Аккуратность.

- Ребята, мы с вами отлично поработали! Спасибо за вашу активность. До свидания!

Анализируют свою работу на уроке.

- Я считаю, что (имя) мечеть получилось очень хорошо, потому что ему удалось творчески подойти к заданию: на здании изображен подходящий орнамент, символика Ислама, работа закончена и аккуратна.

УУРД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учебная презентация

Слайд 12

(критерии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс: Изображать можно линией «Линия – рассказчица»

Урок ставит своей целью научить детей младшего школьного возраста изображать пейзаж с помощью разнообразной линии. Развивать фантазию, творческое воображение и эмоциональное восприятие учащихся. Закре...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Жостовский расписной поднос-украшение нашей кухни. Упражнение цветок», 3 класс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с историей художественного промысла Жостово....

Конспект урока по изобразительному искусству "Ритм линий, пятен, цвет пропорции - средства выразительности. Ваза с цветами" (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование умения у обучающихся создавать картину ваза с цветами.Планируемы результаты:Предметные:- знать, что такое «ритм линий, пятен, цвет, пропорции»;- уме...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: "Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти" (2 класс).

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления  с понятием «тихие» цвета и учить использовать их в рисовании  подмалёвка весеннего пейзажа.Планируемые результаты: П...

Конспект урока по изобразительному искусству "Ритм линий, пятен, цвет пропорции - средства выразительности. Ваза с цветами" 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование умения у обучающихся создавать картину ваза с цветами.Планируемы результаты:Предметные:-   знать, что такое «ритм линий, пятен, цвет, пропорции...

Технологическая карта урока изобразительное искусство "Города в пустыне" 4 класс, УМК "Неменский"

Цель урока: формирование представления о культуре Средней Азии, создание условий для развития интереса к истокам искусства Востока. Дидактические:Развивать знания о красоте городов в пустыне;Позн...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»», УМК: «Школа Неменского», 4 класс

Тип урока: урок «открытие» нового знания.Цель урока: ознакомление обучающихся с религиозными строениями городов в пустыне. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1....