Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»», УМК: «Школа Неменского», 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Цель урока: ознакомление обучающихся с религиозными строениями городов в пустыне.

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1.    Выполнить зарисовку города в пустыне.

2.    Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

1.    Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

2.    Расширить представления о красоте горного или степного пейзажа.

Развивающие:

1.    Развивать цветовое восприятие.

2.    Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

1.    Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

2.    Эмоционально-ценностное отношение к другим народам.

Воспитательные:

1.     Воспитывать адекватную самооценку.

2.     Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.

 

УМК: «Школа Неменского», учебник: Изобразительное искусство: 4 класс. Неменская Л. А., презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_klass_goroda_v_pustyne.docx107.47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 15.03.24

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г.

Челябинска»

Класс:

Урок: 4

Время: 10:45-11:25      Кабинет: 203

Студент: Ковальская Виктория Николаевна

Группа: 31

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Буторина Валентина Владимировна

Тема урока «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии»

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Цель урока: ознакомление обучающихся с религиозными строениями городов в пустыне.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Выполнить зарисовку города в пустыне.
  2. Совершенствовать умения работать гуашью.

Предметные:

  1. Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
  2. Расширить представления о красоте горного или степного пейзажа.

Развивающие:

  1. Развивать цветовое восприятие.
  2. Развивать фантазию и активные формы воображения.

Личностные:

  1. Овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.
  2. Эмоционально-ценностное отношение к другим народам.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватную самооценку.
  2. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.

УМК: «Школа Неменского», учебник: Изобразительное искусство: 4 класс. Неменская Л. А., презентация.


Этап урока

Методы и приемы

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля

Содержание урока

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15  сек.

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Фронтальная:

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Виктория Николаевна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства.

Приветствуют учителя.

УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве.

Презентация, слайд №1

II. Актуализация знаний и мотивация

1-2мин.

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового

способа

Фронтальная:

Беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний.

- Ребята, над какой темой мы работаем на протяжении всей четверти?

- Почему архитектура разных народов так отличается друг от друга? От чего это зависит?

- Верно, что вы изучали на прошлом уроке?

- О каких необычных жилищах вы узнали?

- Как оформлено жилище кочевников внутри?

- «Каждый народ – художник»

От особенностей места жительства, от традиций предков.

- Народы гор и степей.

- Об юрте.

- Пол и стены устилают теплые и красочные ковры. Красного цвета в ней больше всего, потому что олицетворяет радость и тепло.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация, слайд №2

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная:

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель в занимательной форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач.

- Сегодня мы продолжим наше путешествие по городам разных народов.

- Чтобы определить, в какой город мы отправимся, отгадайте загадку.

- На север ли, восток, На запад или юг. Идешь, и все – песок, Один песок вокруг. Там не видать зверей. И не цветут цветы, Лишь ящериц и змей Увидеть можешь ты.  

- Верно, сегодня мы отправимся в города в пустыне. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Какую цель мы моде поставить на этот урок:

Познакомимся…

Изобразим…

- Пустыня.

- «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии.»

- Познакомимся с образом города в пустыне, его архитектурными особенностями, изобразим город в пустыне.

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения.

Презентация, слайд №3, №4, №5, №6

IV. Открытие нового знания

10-12мин.

Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его

выполнению

Фронтальная:

беседа, рассказ

Демонстрация слайдов

Учитель организует проблемную беседу по открытию нового знания.

Как вы думаете, почему же пустыня так называется?

- Из-за чего в пустыне так пусто?

- Посмотрите на карту, назовите места, в которых располагается пустыня. https://ru-static.z-dn.net/files/da6/45ba3b49640c26304efe4216ad45f5f8.png

- Отлично, теперь мы знаем, где находятся пустыне на нашей планете. Посмотрите на экран, что возвышается на улицах среднеазиатского города?

- С какими зданиями русских городов схожи своими куполами эти самые высокие постройки на фотографиях?

- Купола среднеазиатского города украшают верхушки восточных храмов, которые называются мечетями. Прочитайте определение на экране.

- К какой религии относится храм Мечеть?

- Посмотрите на самые известные мечети по всему миру.

Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, Объединённые Арабские Эмираты. Голубая мечеть - первая мечеть Стамбула, Турция. Мечеть Туркменбаши Рухы - главная мечеть Туркменистана.

- В какой цвет чаще всего бывают окрашены купола?

- Верно, ведь цвет неба – голубой, также они украшены росписями, изразцами, орнаментами.

- Как вы думаете, что было основным строительным материалом, при условии, что в пустыне много песка?

- Верно, можно выстроить большое здание из глины или даже целый город, но оставить его таким, каким он получился при высыхании, то есть серым и невзрачным, было бы некрасиво. Поэтому все здания восточных городов богато украшали.

- Посмотрите на разные здания среднеазиатских городов. Какие архитектурные детали в них являются общими?

- Такие постройки называются портально-купольными, потому что центральная часть напоминает гигантскую букву П. Широкие стены как бы поддерживают торжественный портал, расположены они симметрично.

Портал – вход. По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни-минареты.

- Также около мечети возносятся башни – минареты. С них служители храма призывают к молитве.

- Минареты украшены резьбой по камню, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Количество минаретов - это своеобразный показатель статуса сооружения. Чем больше минаретов, тем он выше, тем богаче были мусульмане, на чьи деньги строилась данная мечеть.

- Какую форму имеют здания?

- Посмотрите, чем украшены стены мечети? Верно, орнамент может быть растительным, можно изобразить листья, цветы, лепестки, а может быть геометрическим, можно изобразить ромбы, треугольники, звезды.

Внимательно слушают учителя.

- Потому что территория пустыни – это почти пустая поверхность.

- Из-за того, что там мало воды, но очень жарко, многие растения не могут вынести таких условий.

- В Африке, Австралии, Евразии, на юге Южной Америке и в Северной Америке.

- Купола.

- С храмами.

- Мечеть – восточный храм, где совершают молитву.

- К исламу.

- В голубой.

- Глина.

- Купол и вход.

- Прямоугольную, квадратную, полукруглую.

- Орнаментом.

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах.

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

Презентация, слайд №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13

V.Первичное закрепление во внешней речи

1мин.

Усвоение нового способа действий

Фронтальная:

беседа

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его.

- Сейчас вам предстоит нарисовать образ среднеазиатского города, мы с вами изобразим мечеть, вспомните её особенности.

- Как вы думаете, какое положение будет у листа? Горизонтальное или вертикальное?

- С чего начинаем работу?

- Какого цвета он будет?

- Где должна находиться мечеть?

- Что мы рисуем сначала, какую часть Мечети?

- Какой орнамент украшает здания?

- Правильно, а сейчас я предлагаю вам размять свои глазки. Ваша задача, не двигая головой, следить глазами за моей рукой.

Внимательно слушают задание.

- Могущественный купол, торжественный портал, минареты.

- Горизонтальное.

- С фона.

- Желтого, потому что это пустыня.

- Посередине листа. Здание не должно касаться края листа.

- Сначала рисуем центральное здание, портал, а затем симметрично выполняем минареты.

- Ветка с листьями, растительный мотив, ромбы, звезды.

УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиции.

Динамическая пауза

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

20-25 мин.

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Индивидуальная:

самостоятельно рисуют

Индивидуальная работа под музыкальное сопровождение.

- На экране вы можете увидеть этапы изображения города в пустыне.

1. Изображение фона.

2. Изображение главного здания.

3. Изображение портала и минаретов.

4. Украшение стен и куполов.

- Оценивать ваши работы мы будем по критериям. Проявление творчества, законченность работы, аккуратность выполнения работы.

- Я уверена, что ваши рисунки будут прекрасны и интересны. На протяжении вашей работы я включу тихую и спокойную музыку. Можете приступать к работе.

Приступают к работе.

УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий.

УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

Презентация, слайд №14

VII. Включение в систему знаний

1мин.

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная:

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

- Ребята, я считаю до трёх, и мы перестаём работать.

- Вы хорошо поработали, теперь давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили.

- Что мы изображали?

- Как вы запомнили, что такое минареты?

- На что похоже торжественный портал?

Заканчивают работать.

Отвечают на вопросы.

- О городах в пустыне.

- Мечеть – храм для молитв.

- Это башни, с которых служители храма призывают к молитве.

- На букву «П».

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация, слайд №15

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

применения нового

знания

Фронтальная:

беседа

Демонстрация слайдов

Учитель организует выставку всех работ учащихся.

- Давайте покажем наши работы друг другу. Для этого первый ряд выйдет к доске, а второй и третий ряд оценит работы ребят по критериям: проявление творчества, законченность работы, аккуратность выполнения работы.

- Итак, чья работа больше всего соответствует всем критериям? Почему?

- Теперь выходит второй ряд, после третий.

- Замечательно, давайте вспомним какая тема была сегодня на уроке?

- А какую цель мы ставили перед собой?

- Покажите класс, если вы достигли цели урока, ладошку – вы не до конца поняли тему, палец вниз – вы не справились с заданием и не поняли тему.

- Отлично, а сейчас нам нужно аккуратно убрать свое рабочее место. Ребята, спасибо за работу, мне было приятно сегодня с вами работать! 

Рассматривают и анализируют работы друг друга.

Убирают рабочее место.

Оценивают работы по критериям.

- «Города в пустыне: изображаем религиозные строения стран Средней Азии.»

- Цель: Познакомимся с образом города в пустыне, его архитектурными особенностями, изобразим город в пустыне.

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.

Презентация, слайд №16, №17, №18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс).

Технологическая карта урока  изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок  составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России»,  программа Б.М. Неменского). Тема урок...

Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме «Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.» (2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений различать тихие и звонкие цвета и создание условий для обучения смешиванию красок с целью получения глухих и звонких оттенк...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Ажурные ограды в парках нашего города"

Цель урока: формирование представлений об ажурных оградах; формирование умения выполнять технику художественного вырезания из бумаги.Задачи урока:Дидактические:1. Уметь создавать ажурную ограду в техн...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: "Фантастические звери" ( УМК «Школа России», учебник Изобразительного искусства. 2 класс / Е.И. Коротеева; под ред. Б.М.Неменского – М.: «Просвещение)»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об образе фантастического зверя.Задачи:Дидактические:1. Познакомиться с изображениями фантастических зверей;2. Вып...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Витрины магазинов на улицах нашего города", 3 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний о разнообразии декоративного оформления витрин магазинов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познаком...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Твои Игрушки» (3 класс, УМК «Школа Неменского»)

Тема урока «Твои Игрушки»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о народных художественных промыслах России.Задачи урокаПланируемые резул...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Рисуем русскую деревянную избу (композиция русской избы)» (4 класс, УМК «Школа Неменского»)

Тема урока «Рисуем русскую деревянную избу (композиция русской избы)»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о конструкции и украшении ру...